Начнем с того, что нам ближе. Фигурки сплетниц в СССР.

До 1917 года массовое производство фарфоровых изделий в России было устроено следующим образом. Императорский (позже - Ленинградский) фарфоровый завод с 1744 г. выпускал изделия сказочной изящности исключительно для царской семьи и немногочисленных приближенных. Позже на коалиновых месторождениях открылись и заработали несколько частных купеческих мануфактур. Лучшие из них получали право клеймить продукцию государственным гербом.

Непрактичные фарфоровые статуэтки считались показателем высокого статуса владельца. Примерно как сегодня сумка Биркин или ваза Лалик. Дальше - октябрьская революция, мировые войны, стало совсем не до хрупкой красоты. Самим бы уцелеть. Как только появились возможности украшать интерьер, заводы наладили тиражный выпуск декоративной продукции. Маленькие глазурированные фигурки заняли свои законные места в сервантах советских хозяек.

Сквозь плакаты военных лет с суровым призывом “Не болтай!”, сквозь непримиримость советской власти к любому несанкционированному распространению информации в фарфоровые мастерские едким дымом просочился сюжет сплетни и запретный образ сплетницы. На уровне фарфоровой пластики это стало особенно заметно после ВОВ, ближе к Оттепели. Смотрим!

Композиция "Разговор": фигурки "Сплетница" и "Склочница" 1950-1960 гг. выпуска. Производство: Ленинградский завод фарфоровых изделий - ЛЗФИ. Не путать с ЛФЗ - бывшим Императорским! Это разные заводы. ЛЗФИ - детище советского времени, основан в 1954 г.

Автор - скульптор, художник, дизайнер советских игрушек -  Лев Сморгон:

“В долях миллиметра ты должен передать в глине то, что человеческому глазу недоступно”.

В излишне яркой одежде и вызывающем по советским меркам макияже подразумевалось осуждение сплетен и праздности. Подразумевалось) Но в образе Сплетницы, на мой взгляд, не удалось.

Хоть она и выглядит как девушка, надевшая все лучшее сразу: сандалии, платье остромодного фасона 60-х, серьги, солнечные очки. Слишком недоступной, а оттого слишком желанной была мода для рядового советского человека. Получилась типичная it-girl 60-х. Нам сейчас таких в Стилягах и Оттепели показывают.

Склочница, на мой взгляд, не так привлекательна.

Она проще: полновата и без трендовых солнечных очков. Но она и не сплетница. Ей - к Насикам!

Разгадка медитативного покачивания.

Следующие "Сплетницы" из 60-х - творение скульптора Пермяк Маргариты Евгеньевны, производства Дмитровского фарфорового завода в Вербилках (Московская область). Серия: "Советский досуг".

Расцветка ткани, клипсы, позы и жесты моделей - все это очень про 60-е.

Редкий вариант росписи.

Снова ЛЗФИ, снова 60-е, скульптор Фёдорова Тамара Андриановна "Чаепитие" с восточным колоритом. И обсуждением всех-всех-всех очень важных новостей, конечно же.

- А правда, что некоторые освобожденные женщины Востока имеют право голоса "+24"?

- Самые-пресамые освобожденные имеют квартиры в "Новой Остоженке".  

- Воделааа... 

Более экзотическая роспись.

"Маникюр" модель 1954 г. Малышевой Нины Александровны. Первые выпуски - 1958 г. Второе название композиции - Сплетницы, нетрудно догадаться почему. Производство: Дулевский ФЗ (бывшая мануфактура купца Терентия Кузнецова).

Все-таки есть в сплетнях нечто медитативное.

Скульптура "Кумушки" или "Сплетницы с собакой" - часть композиции "Зимний дворик". Полонский завод художественной керамики, Хмельницкая область, Украина. В настоящее время завод прекратил выпуск продукции. Автор композиции: Албул Валерий Викторович. Период выпуска: 1973-1991 гг.

Кого-то мне напоминает эта блондинка в таком ракурсе... А вам?

Подготовка к зачету по сплетниковедению идет полным ходом. ЛФЗ. Предположительно - середина 1950-х, скульптор: Столбова Галина Сергеевна.

Статуэтка "Приняли в пионеры". Городницкий фарфоровый завод (Украина, Житомирская область),  1957 год. Похоже на слив инсайдерской инфы.

Та, которую приняли, - в красных туфельках, т.е. как бы прошла инициацию, выбрала верную дорогу и крепко стоит на ногах. Волосы с двух сторон повязаны бантами - полный порядок в голове. 

Девочка, которой еще не повязали пионерский галстук, - в небесно-голубом платье, вся такая воздушная. Ноги поджаты - она как бы не совсем на земле, еще где-то витает. Короткие волосы свободно распущены и вьются - голова в облаках. Смотрим лица.

Понятно, да, кто уже усвоил правила игры и хитрован, а кто еще наивный и в танке?

Статуэтки "Девочки-сплетницы". На первой клеймо Полонского завода художественной керамики. На второй - Городницкий ФЗ. Конец 50-х начало 60-х гг.

Затрудняюсь назвать выходные данные. Но пионерки явно наши сестры из прошлого.

Семейный дуэт. Скульптор - Львов Юрий Михайлович. Роспись - Исакова Надежда Ивановна. Первомайский фарфоровый завод в посёлке Песочное Рыбинского района Ярославской области.

В обсуждениях их работ встречаются обвинения в излишней простоте и даже топорности линий. 

По-моему, в этих угловатых фигурках есть какая-то первобытная тоска.

"Кумушки" 1966 г. выпуска.

"Беседа" 1966 г. выпуска.

"За кружкой пива" 1966 г. выпуска.

"Приятели" 1968 г. выпуска. 

"Балерины в антракте" что делают? Сплетничают. Киевский экспериментальный керамико-художественный завод, СССР, 60-е. Автор: Оксана Леонтьевна Жникруп.

И эти туда же. Ножки такие… когда любимое место в театре - буфет. Реалистичная живопись А. Дейнеки так повлияла на керамику?

"Секрет". Предположительно - Барановский ФЗ (Украина, Житомирская область).

Народные промыслы. Гжель. Кумушки и Сплетницы.

Лепка лиц отсутствует, выразительность черт достигается росписью. Две совершенно одинаковые по форме фигурки могут диаметрально различаться выражением лиц. Вывод: не стоит пренебрегать силой макияжа.

Необычная роспись.

Мне было интересно погружаться в тему декоративного фарфора. Надеюсь, вам тоже) Не зря умные люди пишут, что по фарфоровым статуэткам можно изучать жизнь, манеры и нравы. Это такая же кладезь информации, как, например, памятники архитектуры. Сияние чистого разума в формате 3D. Как и современное проявление массовой культуры - инстаграм, фарфоровые статуэтки невообразимым образом охватывали почти все проявления жизни людей. Что волновало и привлекало их внимание? Selebrities в образах олимпийских чемпионок, балерин и актеров; обнимашки, маникюр, школа-дом-работа, искусство, сплетни... И котики.

Подпишитесь на наш
Блоги

Хрупкие фигурки сплетниц. Обсуждаем в подробностях!

14:04, 15 июня 2019

Автор: Chi-lady

Комменты 105

Аватар

отличный пост ))) спасибо п.с. обожаю декоративный фарфор за его выразительность ))

Аватар

Пост чудесный. Автор, спасибо. У меня дома тоже есть статуэтки из моего детства. Очень любою шататься по блошиным рынкам и присматривать что-то из фарфора. Иногда попадаются милые вещицы по доступной цене. А если, конечно коллекционировать настоящие шедевры советского образца , то суммы там заоблачные. Для ценителей-миллионеров)

Аватар

Отличный пост. Мне очень понравилась статуэтка,, секрет,,. А такие балерины у меня есть, только раскрашены по другому. И они большие, сантиметров 25.

Аватар

Чудесный пост. статуэтки изумительные..

Аватар

Замечательные фигурки! Некоторые как живые, можно даже представить, о чем они разговаривают) Вроде и пара мазков на лицах, а очень характерные.

Подождите...