"Шедевр" Константина Богомолова или 40 минут кашля
18 марта "Театральный хронограф", нельзя сказать, что с удовольствием, но посмотрел спектакль "Волшебная гора" в постановке героя скандальной хроники последних месяцев режиссёра Константина Богомолова.


Сразу же хочется заметить, что для просмотра этого спектакля зритель должен быть особым образом подготовлен. По меньшей мере, прочитать внимательнейшим образом программку этого, так скажем, театрального действа.

Итак, что же ждёт зрителя?
Вот все зрители расселись на свои места и как обычно ждут выхода артистов на сцену. А что же мы имеем в случае "Волшебной горы".
В нашем же случае в большой во всю сцену ржавой коробке уже лежит некий молодой человек с пачкой листов какого-то текста. 


Появляется вторая героиня (артистка Елена Морозова) и начинает натужно кашлять в самых разнообразных позах. Покашляв примерно десять минут, она выходит к микрофону и совершенно безэмоциональным голосом читает нам отрывки стихов, посвящённых определённому времени года.  


Все это транслируется телекамерой на большой экран сбоку сцены. И так повторяется в течение около 40 минут - 4 "десятиминутки" кашля и 4 подхода прочтения стихов. Просвещённый зритель поймет, что это иллюстрации "Сезонных картин из стихотворений русских поэтов Николая Некрасова, Николая Заболоцкого и Варлама Шаламова" (текст программки спектакля). Возможно эти приступы кашля должны были создавать атмосферу санатория, где лечат туберкулез, если всё-таки вспомнить Томаса Манна, у которого позаимствовано только название спектакля, но не прозвучало ни одного слова из текста автора. "Тело текста умерло, а дух остался". (Из той же программки).


Следует отметить, что в большинстве своём зритель пришёл неподготовленный и в конце 4-го раунда стал сам дружно подкашливать, аккомпанируя таким своеобразным образом кашлю главной героини. Однако среди зрителей нашлись и "слабаки", которые стали покидать зрительный зал, не дождавшись "продолжения концерта".
Итак,  после того как все недовольные покинули зал, а остальные прокашлялись, начинается вторая часть спектакля. Диалоги о смерти. И пишут, что слова этих, так скажем, бесед взяты из рассказов самого Константина Богомолова.
Здесь вступает в действие наш главный герой (артист Лера Горин), который вместе с главной героиней начинают серию диалогов, суть которых касается темы смерти в разнообразных её проявлениях. Это и своеобразная реанимация покойников в  морге, людоедство в блокадном городе, музыкальные концерты на оргАне из покойников.


Своеобразной "вишенкой на торте" был диалог между доктором и 83-пациенткой, возомнившей себя беременной в этом возрасте. Врач же зная, что она больна раком, не спешит разуверить её, объясняя невидимому собеседнику, что она всё равно умрёт. Но пусть считает, что умирает от родовых мук, а не от раковых.


И это всё. Герои уходят со сцены и больше уже не появляются на обозрение публики. А где же поклоны, спросите Вы? Девушка - капельдинер, поясняет, что это талантливая задумка режиссёра. Немного разочарованный зритель под музыкальное сопровождение из повторяющихся фраз на неизвестном языке, покидает зрительный зал.


И что мы имеем в итоге. Герой светской хроники Константин Богомолов удивил. Но даже не удивил, а поставил своеобразный театральный эксперимент над зрителем, испытывая его долготерпение и толерантность. 


В своём "новаторском" подходе к режиссуре этого спектакля Богомолов использовал все самые модные театральные "фишки" нашего времени. Это - и длительный кашель героини с перерывами на протяжении половины этого действа, чтение стихов без всякого выражения на фоне размытых кадров на телевизионном экране, тема смерти, вызывающая всегда неоднозначную реакцию публики, убогость декораций и полное отсутствие актёрской игры. В этом случае  Станиславский даже не смог бы вынести свой вердикт, что не верит, поскольку  сценическое искусство и игра актёров в спектакле отсутствуют полностью.
Складывется такое впечатление, что в погоне за модными атрибутами, режиссёр совсем забыл о главном действуещем лице в театре - зрителе. Если зритель не принимает установки режиссёра, это, по-Богомоловски, - проблема зрителя, а не режиссёра. Такой подход, наверное, тоже имеет право на существование. Но надо не забывать, что зритель всё-таки платит свои личные деньги за добротное театральное действо, а не за то, чтобы стать подопытным кроликом в изысканиях неординарного режиссёра.


А вот что говорил сам Константин Богомолов о "Волшебной горе":
- Ну, ждать стоит, прежде всего, спектакля никак не связанного с сюжетом "Волшебной горы". Те, кто ожидают услышать текст Томаса Манна, тоже уйдут ни с чем. Мы хотели довести интепретацию до ее логического предела - изгнать букву пьесы и оставить один дух. Описывать то, что получилось в результате - это все равно что, например, пересказывать перформанс или инсталляцию.


Получается, что режиссёр сам с трудом представляет, что у него получилось на сцене уважаемого нами "Электротеатра". А на фоне скандальных разборок с уже бывшим мужем Ксении Собчак создаётся впечатление, что сам Богомолов резко охладел к своему творению. Вместо Богомолова в последних спектаклях участвует малоизвестный актёр Лера Горин, а с учётом реакции зрителей время представления сокращено с 1 часа 20 минут до часа, но театральный эксперимент Константина Богомолова тем не менее продолжается.
И какой же итог? Эксперимент - это конечно хорошо, но это надо делать в творческих лабораториях, а не на людях и не за их же деньги. Такое новаторство за счёт зрителя - это как-то не "комильфо". На ум сразу же приходят вечные слова из сказки Андерсена - "А король-то голый". Можно конечно пуститься в разглагольствования, что зритель не готов, зритель не понимает. Но можно также сказать, что 40 минут кашля, 4 стихотворения и некрофильские диалоги - это всё-таки не театр, к которому привык взыскательный зритель.


А может быть всё проще. Как заметил один критик, может быть эта "Волшебная гора" -"всего лишь халтура в самом центре Москвы?".

текст: Театральный хронограф / teachron.livejournal

P.S.: Кто-нибудь из наших московских театралов смотрел? Поделитесь впечатлениями.

Подпишитесь на наш
Блоги

Очередная пощечина театральному искусству

14:38, 5 апреля 2019

Автор: soap

Комменты 169

Аватар

Тело текста умерло . Томас не мог предугадать , что тело текста не сможет покинуть туберкулезный санаторий , испустит дух вечная дисгармония жизни и смерти . Манн испарился , зритель напрасно потратит время на поиски Манна . Остались только Константин , его демон и коклюш ...

Аватар

этим

Аватар

ну я бы такой хм... .....перфоманс обошла стороной). так что, кто ходит, тот это и наслаждается). а по мне, так спектакли и фильмы СССР!

V

Вот когда на сцене Роберт Уилсон читает "Лекцию о ничто" - в белом, на белом фоне, в сопровождении шумов, публика 2 часа сидит и боится вздохнуть. А когда смотришь любую работу Богомолова, испытываешь смесь неловкости и брезгливости - "говорит он, а стыдно мне".

Аватар

Спектакль я не видела, я с провинции, могу судить только по рецензии автора поста, вряд ли это произведение вызвало во мне какие- никакие чувства, а когда я ничего не чувствую, мне сие не интересно, покашлять я сама могу, стихи прочитаю ( с выражением), так чем я не актриса?!

Подождите...