Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что...

Очередная пощечина театральному искусству

169
Очередная пощечина театральному искусству

"Шедевр" Константина Богомолова или 40 минут кашля
18 марта "Театральный хронограф", нельзя сказать, что с удовольствием, но посмотрел спектакль "Волшебная гора" в постановке героя скандальной хроники последних месяцев режиссёра Константина Богомолова.

Сразу же хочется заметить, что для просмотра этого спектакля зритель должен быть особым образом подготовлен. По меньшей мере, прочитать внимательнейшим образом программку этого, так скажем, театрального действа.
Итак, что же ждёт зрителя?
Вот все зрители расселись на свои места и как обычно ждут выхода артистов на сцену. А что же мы имеем в случае "Волшебной горы".
В нашем же случае в большой во всю сцену ржавой коробке уже лежит некий молодой человек с пачкой листов какого-то текста. 

Появляется вторая героиня (артистка Елена Морозова) и начинает натужно кашлять в самых разнообразных позах. Покашляв примерно десять минут, она выходит к микрофону и совершенно безэмоциональным голосом читает нам отрывки стихов, посвящённых определённому времени года.  

Все это транслируется телекамерой на большой экран сбоку сцены. И так повторяется в течение около 40 минут - 4 "десятиминутки" кашля и 4 подхода прочтения стихов. Просвещённый зритель поймет, что это иллюстрации "Сезонных картин из стихотворений русских поэтов Николая Некрасова, Николая Заболоцкого и Варлама Шаламова" (текст программки спектакля). Возможно эти приступы кашля должны были создавать атмосферу санатория, где лечат туберкулез, если всё-таки вспомнить Томаса Манна, у которого позаимствовано только название спектакля, но не прозвучало ни одного слова из текста автора. "Тело текста умерло, а дух остался". (Из той же программки).

Следует отметить, что в большинстве своём зритель пришёл неподготовленный и в конце 4-го раунда стал сам дружно подкашливать, аккомпанируя таким своеобразным образом кашлю главной героини. Однако среди зрителей нашлись и "слабаки", которые стали покидать зрительный зал, не дождавшись "продолжения концерта".
Итак,  после того как все недовольные покинули зал, а остальные прокашлялись, начинается вторая часть спектакля. Диалоги о смерти. И пишут, что слова этих, так скажем, бесед взяты из рассказов самого Константина Богомолова.
Здесь вступает в действие наш главный герой (артист Лера Горин), который вместе с главной героиней начинают серию диалогов, суть которых касается темы смерти в разнообразных её проявлениях. Это и своеобразная реанимация покойников в  морге, людоедство в блокадном городе, музыкальные концерты на оргАне из покойников.

Своеобразной "вишенкой на торте" был диалог между доктором и 83-пациенткой, возомнившей себя беременной в этом возрасте. Врач же зная, что она больна раком, не спешит разуверить её, объясняя невидимому собеседнику, что она всё равно умрёт. Но пусть считает, что умирает от родовых мук, а не от раковых.

И это всё. Герои уходят со сцены и больше уже не появляются на обозрение публики. А где же поклоны, спросите Вы? Девушка - капельдинер, поясняет, что это талантливая задумка режиссёра. Немного разочарованный зритель под музыкальное сопровождение из повторяющихся фраз на неизвестном языке, покидает зрительный зал.

И что мы имеем в итоге. Герой светской хроники Константин Богомолов удивил. Но даже не удивил, а поставил своеобразный театральный эксперимент над зрителем, испытывая его долготерпение и толерантность. 

В своём "новаторском" подходе к режиссуре этого спектакля Богомолов использовал все самые модные театральные "фишки" нашего времени. Это - и длительный кашель героини с перерывами на протяжении половины этого действа, чтение стихов без всякого выражения на фоне размытых кадров на телевизионном экране, тема смерти, вызывающая всегда неоднозначную реакцию публики, убогость декораций и полное отсутствие актёрской игры. В этом случае  Станиславский даже не смог бы вынести свой вердикт, что не верит, поскольку  сценическое искусство и игра актёров в спектакле отсутствуют полностью.
Складывется такое впечатление, что в погоне за модными атрибутами, режиссёр совсем забыл о главном действуещем лице в театре - зрителе. Если зритель не принимает установки режиссёра, это, по-Богомоловски, - проблема зрителя, а не режиссёра. Такой подход, наверное, тоже имеет право на существование. Но надо не забывать, что зритель всё-таки платит свои личные деньги за добротное театральное действо, а не за то, чтобы стать подопытным кроликом в изысканиях неординарного режиссёра.

А вот что говорил сам Константин Богомолов о "Волшебной горе":
- Ну, ждать стоит, прежде всего, спектакля никак не связанного с сюжетом "Волшебной горы". Те, кто ожидают услышать текст Томаса Манна, тоже уйдут ни с чем. Мы хотели довести интепретацию до ее логического предела - изгнать букву пьесы и оставить один дух. Описывать то, что получилось в результате - это все равно что, например, пересказывать перформанс или инсталляцию.

Получается, что режиссёр сам с трудом представляет, что у него получилось на сцене уважаемого нами "Электротеатра". А на фоне скандальных разборок с уже бывшим мужем Ксении Собчак создаётся впечатление, что сам Богомолов резко охладел к своему творению. Вместо Богомолова в последних спектаклях участвует малоизвестный актёр Лера Горин, а с учётом реакции зрителей время представления сокращено с 1 часа 20 минут до часа, но театральный эксперимент Константина Богомолова тем не менее продолжается.
И какой же итог? Эксперимент - это конечно хорошо, но это надо делать в творческих лабораториях, а не на людях и не за их же деньги. Такое новаторство за счёт зрителя - это как-то не "комильфо". На ум сразу же приходят вечные слова из сказки Андерсена - "А король-то голый". Можно конечно пуститься в разглагольствования, что зритель не готов, зритель не понимает. Но можно также сказать, что 40 минут кашля, 4 стихотворения и некрофильские диалоги - это всё-таки не театр, к которому привык взыскательный зритель.

А может быть всё проще. Как заметил один критик, может быть эта "Волшебная гора" -"всего лишь халтура в самом центре Москвы?".

текст: Театральный хронограф / teachron.livejournal

P.S.: Кто-нибудь из наших московских театралов смотрел? Поделитесь впечатлениями.

Оставьте свой голос:

1374
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

NeZloiAngel
NeZloiAngel

Вот раньше были бульдозерные выставки, неплохо бы сделать бульдозерный спектакль. Снести бульдозером театр и режиссера и выкинуть на помойку.

Baby Jane
Baby Jane

NeZloiAngel, Жалко театры. Учитывая, что Богомолов "творит" не на одной площаке, придется сносить сразу несколько :(

Lisik911
Lisik911

Baby Jane, эх, Костя, я ещё помню Бориса Годунова в Ленкоме( то ещё треш был... в МХТ ещё более смотрительны его спектакли, на других площадках чаще треш(

Iso-lda
Iso-lda

Lisik911, спектакли у него конечно своеобразные, но Борис Годунов в Ленкоме мне понравился
Один миркурбанов чего стоил и Миронова хороша там была

Lisik911
Lisik911

Iso-lda, вот, значит не просто так трудится талант, единственный спектакль где я ждала антракт и ушла молниеносно

lopusia123
lopusia123

Iso-lda, и мне понравился.. И с Табаковым юбилей ювелира тоже очень. Плакала в конце.

lindik
lindik

Iso-lda, уважаю чужую точку зрения, но я вошла в зал на словах, написанных на экране: "Народ тупое быдло" и эта висела на экране минут 10 - 15... Может, Костя и прав, но делать виноватыми во всех смертных грехах зрителя, когда сам активно подлизывает у власть предержащих?...Смотрела из-за Мироновой, Збруев был вялый, Миркурбанов скучный.

Baby Jane
Baby Jane

Lisik911, Самый смотрибельный - это "Чайка" в театре Табакова. Но он нарочито классический и скучный до зубового скрежета. Я всё ждала, когда на сцену выбегут цыгане с медведями и голые папуасы, но спектакль неожиданно закончился :)))

Afina13
Afina13

Baby Jane, изначально этот спектакль был не без элементов трэша, но за счет этого необычный и даже смотрибельный, а потом через какое-то время Богомолов его переделал так, что просто невозможно было высидеть больше 1 акта эту скукотищу, видимо, это версию вы и смотрели.

lindik
lindik

Baby Jane, обожаю его Идеального мужа! Но больше ни один спектакль мне не понравился... Ай фак, кстати, по Пелевину, тоже зрелище на любителя. КМК, Костя просто троллит зрителей, назначая еще и нехилый ценник на билеты. На Золотую гору билеты стоили по 15 тысяч. Типа, платите бешенные деньги, а я любую лажу в псевдоинтеектуально-концептуальной упаковке вам скормлю, а вы будете говорить, что эта лажа - гениальность!

Baby Jane
Baby Jane

lindik, Мне категорически не понравился "Идеальный муж". Еле досидела до антракта. Хотела уйти, но друзья уговорили остаться. Страдала всю вторую половину, не знала, куда деться. Самым тяжёлым было пережить начало, когда Миркурбанов полчаса поёт. Думала, вздернусь.... Короче, для меня спектакли Богомолова - это не театр, а извращение какое-то.

500_eskimo
500_eskimo

Lisik911, я тоже на этот трэш ходила, еще и на премьеру. Богомолов весь спектакль спал. Зато песня Я люблю тебя, Марина, уже 5 лет в голове вертится после сего действа))

lindik
lindik

Lisik911, был еще Богомоловский Идиот в Ленкоме- так вообще за гранью: "она написала... месячной кровью". Там Рогожина играл Збруев ,в трактовке Кости Рогожин - педофил. Так спектакль быстро сняли...

angelika
angelika

Baby Jane, сия халтура при поддержке мэрии!!!! Там на афише "Департамент культуры Москвы"

Культуры, Карл! Культуры Москвы...упал под стол...

Bajka
Bajka

angelika, т.е. за счет бюджета Москвы? Ужас!!! Вот если бы на свои средства такую хрень ставил , тогда бы наплевать... Это не профессионализм, халтура, а выделенные средства должен вернуть, т.к. это не целевое расходование бюджетных средств

yankee_go_home_and_take_me
yankee_go_home_and_take_me

NeZloiAngel, Да будет Вам! В МСК есть экспериментальные театры, есть классические, есть детские, музыкальные.... И пусть будут!

NeZloiAngel
NeZloiAngel

yankee_go_home_and_take_me, экперименты не дорлжны походить на говно

Bijou
Bijou
Показать комментарий
NeZloiAngel
NeZloiAngel

Bijou, любое мнение зрителя ценно

Bijou
Bijou
Показать комментарий
Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Наперекор протоколу и приличиям: 15 раз, когда образы британских монархов стали сенсацией
Кинодайджест: от "пародии" на княжну Романову до нового "Ну, погоди!"
Wanted: 5 средств российского бренда натуральной косметики SmoRodina
"Кинотавр-2020": выбираем лучший образ
5 бьюти-трендов из TikTok, которым лучше не следовать
Битва платьев: Блейк Лайвли против Ксении Собчак
"Кинотавр-2020": Паулина Андреева, Федор Бондарчук, Ксения Собчак и другие на закрытии фестиваля
СМИ: 16-летний сын Александра Лукашенко будет учиться в Москве под вымышленной фамилией
"Кинотавр-2020": полный список победителей
Анна Седокова и Янис Тимма поженились
Антон Лапенко встречается с коллегой по сериалу "Чики" Аленой Михайловой
Бьюти-дайджест: от необычной рекламы Gucci Beauty до странного тренда из TikTok
Итоги недели: новые обстоятельства в деле Алексея Навального, вторая волна коронавируса и смерть Тесака
Филипп Киркоров, Анита Цой, Николай Басков и другие артисты выпустили клип в поддержку Александра Лукашенко
Яна Рудковская, Полина Гагарина, Юлия Снигирь, Рената Литвинова и другие на открытии бутика в Москве
Лето на "Сплетнике": Нюша, Сальма Хайек, Рита Дакота и другие покоряют пляжи
Модный дайджест: от Ирины Шейк в мрачном лукбуке до оптимистичной коллекции Tom Ford
Кристина Агилера рассказала о том самом поцелуе с Мадонной на премии MTV VMA в 2003 году