Этот пост хотелось написать относительно давно: перед Новым Годом. На Сплетнике как раз начали появляться научно- обоснованные посты о питании и разоблачении представителей альтернативной медицины, и мне так и чесалось вставить свои 5 копеек в тему о здоровье. Но работа на полную ставку и уход за полуторагодовалым ребёнком не оставляли времени на полноценный пост. Сейчас же на главной периодически появляются “диетические” посты и, к тому же, мои обстоятельства временно поменялись (я на больничном), высвободив время на рассказ о том, чем же на самом деле занимаются диетологи в больницах и поговорить о питании в более широком контексте здоровья и восстановления после болезни, а не только в плане эстетики (похудения) или пищевых непереносимостей.
Надеюсь, пост окажется познавательным и может даже где-то полезным. Я понимаю, что на территории СНГ система здравоохранения отличается от западных стран, но может что-то из этого поста вам все-равно пригодится.

Итак, как некоторые помнят по моим предыдущим блогам, я по образованию нутрициолог (аккредитированный специалист по правильному питанию, направленный, в основном, на профилактику хронических заболеваний посредством изменения образа жизни людей) и который в последние несколько лет пытается стать зарегистрированным диетологом (registered dietitian). По крайней мере в ЮК, профессия диетолога, в отличии от моей, защищена законом и только человек, закончивший определённый курс в универе и зарегистрированный с health & care professions council (HCPC) может называть себя и работать диетологом. Я состою в Британской Ассоциации по Питанию, что является знаком качества, но не даёт мне права самостоятельно работать с больными. Поэтому в ноябре, после окончания магистратуры по Human Nutrition (мой способ предотвращения атрофии мозга в декрете) я пошла на понижение и стала ассистентом в диетологии в одной из государственных больниц, чтобы точно убедиться, что вторая магистратура по диетологии того стоит. У меня уже был трагикомичный опыт работы в NHS больнице 4года назад, но я решила дать себе ещё один шанс и в этот раз все оказалось строго по специальности.
В национальной службе здравоохранения (NHS) диетологи работают в acute settings (стационар по-нашему) и ведут клиники в community (что-то вроде амбулаторных услуг). Я пока работаю только в acute, поэтому расскажу что происходит со стационарными пациентами (inpatients).

Итак, ассистент в диетологии- это «младший лейтенант, мальчик молодой», занимающийся административной работой и клиническими обязанностями. В мои клинические обязанности входит повторный обход (review) пациентов, которые были направлены к диетологу медсестрой или доктором, чтобы проверить, выполняются ли рекомендации. Так как у нас все ещё в бумажном виде, по отделениям мы ходим с толстыми папками А4.

Каждая больница имеет свой контингент и специализацию; там где работаю я - 90% это старики 85-95 лет с риском недоедания (malnutrition). Недоедание или плохой пищевой статус снижают возможность организма бороться с инфекцией или восстанавливаться после операции, поэтому продлевает нахождение в больнице и повышает риск смертельного исхода.
Медсестры и сиделки оценивают риск недоедания у пациентов используя Malnutrition Universal Screening Tool (MUST), но часто делают это от балды, что приводит к реакции, как на гифке:



Схема внизу иллюстрирует шаги (не смогла найти на русском, извините), которые нужно предпринять, чтобы оценить риск недоедания среди пациентов. Если пациент не в состоянии ответить, то информация от родственников по поводу обычного веса и роста очень помагает более точно оценить риск.
             


Недоедание очень часто видно невооружённым глазом, но в условиях стационара даже у пациента с ожирением может быть высокий риск недоедания, если было ненамеренное похудение, либо он не ел 5+ дней или у него пролежни. Так что похудение - не то, что мы хотим видеть в больнице, а только после выписки.

Поэтому хоть мы по 3-4 года грызём гранит науки о правильном питании (овощи, клетчатка все дела), как только дело доходит до работы в гериатрии, все идёт строго наоборот: мои коллеги диетологи и я целыми днями только и талдычим нашим пациентам, что им нужно как можно больше есть (помимо мясных блюд, макароны с сыром, лазанья, пюре с дополнительной порцией масла, чипсы, пирожные, мороженное, сливки, желе, муссы, какао, любимая еда из дому), а если не помогает, то вдобавок прописываются oral nutrition supplementation. В основном это белковые коктейли и йогурты с дохренищей сахара и витаминами. И если во время обхода я вижу, что пациент похудел, то реакция у меня такая же, как на гифке выше- так как обход придётся повторять пока вес не стабилизируется.

«Интересные» пациенты (с синдромом раздражённого кишечника, язвенным колитом, синдромом Крона) попадаются, но не часто. Ими диетологи, в основном, занимаются посредством консультаций в community. Есть целые отделения, которые занимаются пациентами на диализе и там вся терапия посвящена поддержанию функционирования почек: диеты с низким содержанием калия, фосфора, ограничения по жидкости.

Отдельная категория - это пациенты на nutrition support, то есть питание через трубку (таких пациентов я не осматриваю, хоть и научена как рассчитывать пищевые потребности).

Эти пациенты считаются приоритетными, их диетолог должен осмотреть в течении 24 часов после направления и назначить режим питания. Питание у нас от одной фирмы, идёт в полулитровых паках, бутылочки мы больше для перорального питания используем, но можно и через трубку. Многие пациенты, которые временно или постоянно «не в себе» эти трубки выдергивают, тогда на них приходится надевать огромные варежки.


Самое опасное с чем мы сталкиваемся в диетологии - это потенциально смертельный синдром возобновленного кормления (refeeding syndrome). Поэтому важно вводить питание очень постепенно и постоянно мониторить кровь на электролиты (калий, скорректированный кальций, магний, фосфор).

Диетологи очень тесно работают с логопедами (speech and language therapists). Только в 25 лет я узнала, что логопеды работают не только в детских садиках и поликлиниках, но и с нейро-пациентами (инсультниками, пациентами с альцгеймером, болезнью Паркинсона, травмой головы и т.д.). Помимо восстановления речи, логопеды являются единственными специалистами, которые прописывают правильную консистенцию питания и напитков, если пациент страдает от дисфагии-проблем с глотанием. Существует 4 разных уровня пищи и напитков. 1-й уровень это обычная пища любой степени твердости и напитки без добавления загустителя. 4-й уровень - это пюре и очень густая жидкость. Логопеды в Великобритании недавно перешли на категоризацию IDDSI, как на картинке внизу.

                       Вот так выглядит пища 4го уровня- полностью пропюрированная

Вот хорошее пособие на русском языке для людей с проблемами глотания и их опекунов, где детально описывается каждая категория пищи и напитков.

Невыполнение рекомендаций логопеда (будь-то мед персонал или родственники), может легко привести к смерти пациента посредством аспирации (попадание инородных дел в дыхательные пути). Поэтому если хотите отправить «любимую» бабушку после инсульта на тот свет пораньше- дайте ей печенье вместо прописанного пюре. Так как у нас были случаи смертельного исхода из-за нарушения рекомендаций, я всегда по 300 раз перепроверяю медицинские записи, потому что прописанные сливки (2-й уровень) пациенту на диете 3 или 4-го уровня грозит мне, как минимум, выговором, как максимум - походом в суд. 

Недавно я сама провела в больнице 11 дней. В силу профессии это был интересный опыт, так как теперь я знаю, через что проходят мои пациенты. Вывод, который я для себя сделала: позитивный настрой важен так же, как и следование рекомендациям врачей. 

Если вам или вашему родственнику предстоит операция, старайтесь за день до неё хорошо поесть, чтобы в организме было достаточно гликогена с момента, когда врачи вам запретят есть и пить и до момента, когда опять разрешат после операции (а это может быть 24часа). Если вас тошнит, ешьте меньше, но чаще. Мы обычно советуем крекеры, рис, отварной картофель, запечённую или вареную курицу, бульон, шербет, йогурт. Старайтесь побольше пить (если вам не прописали ограничение по жидкости), чтобы предотвратить обезвоживание организма. Если страдаете от рвоты и диареи, важно возместить потерю электролитов. Пейте понемножку в течении дня. Это могут быть как и специальные порошки, так и обычные спортивные напитки с сахаром. Рецепт домашнего напитка: смешать пол-литра апельсинового сока с таким же количеством воды и добавить щепотку соли (так же помогает от похмелья хаха). Если врачи разрешают, старайтесь побольше двигаться, чтобы предотвратить образование тромбов и потерю мышечной массы. Если не можете встать с кровати- поднимайте ноги, сгибайте и разгибайте их. 

Надеюсь пост получился не очень скучный и сумбурный.  Что я хотела донести- контекст имеет значение. На каждого диетолога, советующего яблоко и киноа, найдётся диетолог, советующий жареную картошку, пирожки и конфеты. Так что не стоит делить еду на вредную и полезную.

Если есть вопросы- пишите в комментариях или в личку, с удовольствием отвечу.

Всем здоровья!

Подпишитесь на наш
Блоги

Чем занимаются незвездные диетологи

15:01, 28 марта 2019

Автор: Anna_Panna

Комменты 114

Аватар

Спасибо за пост! Читала об исследованиях влияния молока и молочных продуктов на появление акне. Что вы об этом думаете? Стоит ли от них отказываться при проблемной коже?

Аватар

Вы большая молодец! Очень познавательная статья

Аватар

В свое время работала медсестрой- диетологом в больнице. Убежала, теряя тапки)) Удачи и успехов в профессии!)

Аватар

Очень интересненько.

M

Короче опыты с больными проводите ,все ясно

Подождите...