Первый раз о существовании так называемого Шекспировского вопроса я узнала, посмотрев фильм Роланда Эммериха "Аноним". Теория о том, что  Уильям Шекспир никогда на самом деле не писал свои произведения меня заинтересовала, и я решила углубиться в различные источники, что бы подробней узнать о самой теории и может быть даже найти ответ на эту загадку.

Итак, Шекспировский вопрос - это проблема авторства корпуса произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру.

О жизни Шекспира мало что известно, как и о большинстве других английских драматургов эпохи правления Елизаветы I, личной жизнью которых современники не интересовались. Существует точка зрения, так называемое «антистратфордианство» или «нестратфордианство», сторонники которого отрицают авторство известного из источников актёра Шекспира из Стратфорда и считают, что «Уильям Шекспир» — это псевдоним, под которым скрывалось иное лицо или группа лиц. 

Недвусмысленное отрицание стратфордианской точки зрения известно с 1848 года, хотя ряд авторов видит те или иные намёки на шекспировский вопрос и в более ранней литературе (с XVIII в.). Среди антистратфордианцев нет единства относительно того, кто именно был настоящим автором (авторами) шекспировских произведений. К настоящему времени число кандидатур, предложенных разными исследователями вопроса, составляет около 80. Но самыми известными из предполагаемых истинных авторов великих произведений являются

Оксфорд, Бэкон, Дерби и Марло (по часовой стрелке с левого верхнего угла, Шекспир в центре) 

Поговорим сначала о самом Шекспире

Он был рождён, воспитан и похоронен в Стратфорде_на-Эйвоне, где также продолжал заниматься хозяйством в период своей лондонской карьеры. Рыночный город с населением около 1500 человек, находящийся в 160 километрах к северу от Лондона, Стратфорд был центром забоя и продажи овец, а также дубления шкур и торговли шерстью. Антистратфордианцы часто изображают город как место, лишённое понятий о культуре, в котором не было необходимых условий для воспитания гения, и говорят о Шекспире как о невежественном и неграмотном человеке.

Джон Шекспир, отец Уильяма Шекспира, был перчаточником и одним из членов управляющего городом совета. Он был женат на Мэри Арден, дочери местного джентри. Под свадебным договором оба поставили крестик, а других вариантов их подписей не сохранилось. Этот факт часто используется как доказательство того, что Шекспир воспитывался в неграмотной семье. Также нет доказательств грамотности двух дочерей Шекспира, за исключением двух подписей Сюзанны, которые, однако, многие исследователи называют скорее «рисованными», чем написанными уверенной рукой. Другая дочь Уильяма Шекспира, Джудит, ставила на официальных документах крестик.

Антистратфордианцы считают, что окружение Шекспира несовместимо с содержанием его произведений, так как автор демонстрирует в них своё глубокое знакомство с политикой и культурой как Англии, так и зарубежных стран, а также с аристократическими видами спорта: охотой, соколиной охотой и теннисом. Некоторые считают, что в его произведениях высказывается презрение к необразованным простолюдинам, и он изображает их комично, делая объектом насмешек.

ИМЯ

Сохранившиеся подписи Шекспира и титульные листы изданий его работ по-разному воспроизводят его фамилию. Его фамилия фигурирует в различных вариациях как на литературных, так и на официальных документах, особенно различаются рукописные варианты. Этот факт часто используется в качестве доказательства того, что Шекспир не тот человек, который создал приписываемые ему произведения, и его имя было использовано как псевдоним истинным автором. Имеется ряд случаев передачи фамилии Шекспира через дефис: «Shake-speare» или «Shak-spear» (букв. «Потрясатель копьём»). Большинство антистратфордианцев используют этот факт как доказательство использования псевдонима, утверждая, что такой способ записи часто использовался для создания описательного образа вымышленных театральных персонажей, а также литературных псевдонимов.

Причины, по которым истинный автор использовал псевдоним, чаще всего варьируются в зависимости от социального положения предполагаемого автора. Аристократы, такие как Оксфорд и Дерби, использовали псевдоним, чтобы защитить себя от позора, так как в ту эпоху подобное занятие не считалось достойным придворного. Если предполагаемый автор не принадлежал к высшей знати, то предполагается, что он использовал псевдоним, чтобы избежать преследований со стороны властей: Бэкон за пропаганду республиканской формы правления, а Марло, чтобы не выдать себя после смерти, инсценированной для спасения от тюремного заключения или казни.

Отсутствие документальных свидетельств

Антистратфордианцы говорят, что никакие документы явно не подтверждают то, что Шекспир был писателем, и, напротив, доказывают, что он сделал карьеру бизнесмена и инвестора недвижимости; любая известность, которую он, возможно, имел в театральном мире Лондона (для скрытия реального автора), связана с тем, что он владел театральными акциями. Они также считают, что все свидетельства литературной карьеры были сфальсифицированы, чтобы оградить личность истинного автора пьес.

Обстоятельства смерти Шекспира

Шекспир умер 23 апреля 1616 года в Стратфорде, оставив завещание, распределяющее его достаточно большое имущество. Завещание Шекспира из Стратфорда — объёмный и подробный документ, однако в нём не упоминается ни о каких книгах, бумагах, поэмах, пьесах. На момент смерти Шекспира 18 его пьес оставались неопубликованными, тем не менее, о них тоже ничего не сказано в завещании. Единственная отсылка к театру — завещание денег коллегам-актёрам с тем, чтобы они могли купить траурные кольца; но внесён этот пункт был уже после подписания завещания, что бросает тень на подлинность данного момента

Оксфордианцы ( приверженки теории о том, что настоящим автором произведений был граф Оксфорд) считают, что фраза «наш бессмертный поэт» (англ. our ever-living Poet) (эпитет, которым обычно восхваляли умершего поэта, подразумевая, что своим творчеством он принёс себе бессмертие) из посвящения к сонетам Шекспира, опубликованным в 1609 году, означает, что истинный автор к тому времени уже умер. Оксфорд умер в 1604 году, пятью годами раньше.

Рассмотрим основных кандидатов на авторство бессмертных произведений

Фрэнсис Бэкон

Основным кандидатом в XIX веке считался один из величайших умов якобианской Англии Фрэнсис Бэкон, политик, философ, писатель и учёный. Данная теория опиралась на исторические и литературные домыслы и на предполагавшиеся криптографические открытия

Уильям Генри Смит первым предложил Бэкона на роль автора в 1856 году. Он сравнил бэконовское «под поэзией мы понимаем… вымышленную историю» с шекспировским «самая правдивая поэзия — вымысел» («Как вам это понравится», 3.3.19—20. Вскоре после этого Делия Бэкон выступила с утверждением, что в пьесах спрятаны политические значения и параллели между этими идеями и работами Бэкона. Бэконианцы предполагают, что большое число юридических аллюзий в шекспировском каноне указывает на то, что автор хорошо разбирался в законах. Бэкон стал королевским адвокатом в 1596 году и был назначен генеральным атторнеем в 1613 году. Бэкону также платили за написание речей для ряда увеселительных мероприятий, хотя неизвестно, чтобы он писал пьесы.

Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд

С начала 1920-х годов лидирующим альтернативным кандидатом в авторы был Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд   и лорд великий камергер Англии. Оксфорд следовал за отцом и дедом в спонсировании актёрских трупп, и он также покровительствовал компании музыкантов. Оксфорд был важным придворным поэтом, получившим также высокую оценку как драматург от Джорджа Путтенхэма и Фрэнсиса Мереса, включивших его в список «лучших в комедии среди нас». Ни одна его театральная работа, в отличие от стихотворений, не сохранилась. Оксфорд был известен своим покровительством литературе и театру. С 1564 по 1599 год ему было посвящено около 33 работ от таких авторов, как Артур Голдинг, Джон Лили, Роберт Грин и Энтони Мандей. Оксфордианцы верят, что определённые литературные аллюзии указывают на то, что Оксфорд был одним из самых известных анонимных писателей того времени. Они отмечают связи Оксфорда с лондонскими театрами и драматургами времён Шекспира, его родственные связи с покровителями Первого фолио Шекспира, его отношения с Елизаветой I и покровителем Шекспира графом Саутгемптоном, его знания жизни двора, его частных учителей, образование и путешествия по местам, где происходят пьесы Шекспира, в Италии и Франции. Гипотеза об авторстве Оксфорда также основывается на предполагаемых сходствах между биографией Оксфорда и событиями шекспировских пьес, сонетов и поэм; предполагаемых параллелях в языке, выражениях и мыслях из писем Оксофрда и канона.

Предполагается, что Оксфорд использовал писательский псевдоним «Шекспир», поскольку аристократы не могли писать пьесы для публичных представлений. Другая возможная мотивация — политическая, если Оксфорд был любовником королевы Елизаветы; по этой теории, Оксфорд посвятил «Венеру и Адониса»«Обесчещенную Лукрецию» и сонеты их сыну, незаконному наследнику Тюдоров, Генри Ризли, воспитанному как граф Саутгемптон

Именно эту теорию экранизировал в своем фильме «Аноним» Р. Эммерих. Лично мне фильм понравился. Актеры и атмосфера в фильме отличные. Так что кто не смотрел, советую это исправить.

Кристофер Марло

Поэт и драматург Кристофер Марло был рождён в той же социальной среде, что и Шекспир, — его отец был сапожником, отец Шекспира был перчаточником. Марло был старше всего на два месяца, но провёл шесть с половиной лет в Кембриджском университете. Он начал использование белого стихав елизаветинской драме, и его работы получили широкое признание, оказав большое влияние и на Шекспира. Из семи его пьес все, кроме одной или двух, были поставлены впервые до 1593 года.

По марловианской теории, задокументированная смерть Марло 30 мая 1593 года была подделанной. Томас Уолсингем и другие, как предполагается, подстроили фальшивую смерть, главной причиной чего было помочь Марло избежать суда и, скорее всего, казни за распространение атеизма. По этой теории, Шекспир был выбран как внешний представитель Марло, который продолжал писать высокоуспешные пьесы. Эти утверждения основаны на выводах, полученных из обстоятельств его мнимой смерти, стилистических сходств между работами Марло и Шекспира и скрытых смыслов, найденных в пьесах и связанных текстах.

Марло был изначально предложен в авторы в 1884 году как член группы драматургов. Впервые предложен на роль единственного автора в 1895 году. Теория была возрождена в 1955 году Кальвином Хоффманом и сейчас является ближайшим конкурентом оксфордианцев.

Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби

Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби был впервые предложен на роль автора в 1891 году Джеймсом Гринстритом; позднее версия была поддержана Абелем Лефранком и другим. Гринстрит обнаружил, что иезуитский шпион Джордж Феннер в 1599 году доложил, что Дерби «занимается сочинением комедий для публичных актёров». В том же году Дерби был указан как спонсор одной из двух детских театральных компаний Лондона «Дети Павла»; у него также была собственная компания, «Слуги Дерби», которая несколько раз в 1600 и 1601 годах выступала при дворе. Дерби был старше Шекспира на три года и умер в 1642 году, так что его длина жизни сходится с консенсусными датировками работ. Его инициалы W. S., и известно, что он подписывался «Will».

В 1582 году Дерби путешествовал по континентальной Европе, посетив Францию и, возможно, Наварру. В Наварре происходит действие «Бесплодных усилий любви», и пьеса может быть основана на событиях, произошедших между 1578 и 1584 годами. Дерби был женат на Елизавете де Вер, чьим дедом по матери был Уильям Сессил, которого некоторые критики считают прообразом Полония из «Гамлета».

Дерби общался с Уильямом Гербертом, 3-м графом Пембруком, и его братом Филиппом Гербертом, графом Монтгомери, позднее 4-м графом Пембруком; им двоим посвящено Первое фолио Шекспира. Когда Дерби около 1628—1629 годов передал имения своему сыну Джеймсу, он назвал Пембрука и Монтгомери опекунами. Старший брат Дерби, Фердинандо Стэнли, 5-й граф Дерби, сформировал группу актёров «Слуги лорда Странга», некоторые члены которой позднее присоединились к «Слугам короля», самой известной компании Шекспира.

Аргументы за авторство Шекспира

Почти все члены академического научного сообщества уверены, что автор пьес «Шекспир» — тот же человек, что и Уильям Шекспир, который родился в Стратфорде в 1564 году и умер в 1616 году. Он стал актёром и акционером труппы «Слуги лорда-камергера» (позднее «Слуги короля»), которая владела театром «Глобус» и эксклюзивными правами на постановку пьес Шекспира с 1594 по 1642 год. После 1596 года Шекспир также мог считаться почётным «джентельменои»; тогда его отцу было разрешено иметь герб.

Шекспироведы не видят причин считать, что имя «Шекспир» — это псевдоним — или же что актёр был прикрытием для реального автора: записи современников называют Шекспира писателем, а драматурги-современники Шекспира — Марло, Джонсон, Джон Донн и другие — были не менее, а то и более скромного происхождения (отец Шекспира из Стратфорда был богат и входил в городское правление); современники не сомневаются в том, что Шекспир — подлинный автор пьес.

Исторические свидетельства

Исторические документы однозначно указывают на Шекспира как на автора канона пьес. Кроме имени на титульных страницах изданий пьес и поэм (по крайней мере 23 раза при жизни) он упоминался как известный писатель. Некоторые современники подтверждают единство личностей драматурга и актёра, также есть явное документальное доказательство того, что актёр был уроженцем Стратфорда.

Письменные свидетельства современников Шекспира, а также серьёзные косвенные доказательства личных отношений с людьми, которым приходилось бы общаться с ним как с актёром и драматургом, говорят о том, что автором пьес является он.

Актёры Джон Хеминс и Генри Кондел знали Шекспира и работали с ним более 20 лет. В Первом фолио 1623 года они написали, что издают его, «только чтобы сохранить память о нашем достойном друге и коллеге при жизни, каким был наш Шекспир, скромным предложением его пьес» 

Драматург и поэт Бен Джонсон знал Шекспира по меньшей мере с 1598 года; когда «Слуги лорда Чемберлена» ставили пьесу Джонсона «Всяк в своём настроении» в театре «Занавес», Шекспир входил в труппу. Шотландский поэт Уильяи Драммонд записал высказывания Джонсона: последний критиковал Шекспира, считая, что тому недостаёт «художественности», а также за то, что в «Зимней сказке» тот ошибочно поместил Богемию рядом с берегом. В 1641 году, через четыре года после смерти Джонсона, были опубликованы частные записи о его жизни. В комментарии, предназначенном для потомков (Timber or Discoveries), он критикует Шекспира за его подход к драматургии, но восхищается им как человеком: «Он был действительно честен, имел открытую и свободную натуру, обладал превосходной фантазией, смелыми взглядами и мягкостью речи, в которой он растекался с такой лёгкостью, что порой его просто необходимо было остановить»

Работы, приписываемые Шекспиру, являются наиболее изученными светскими литературными произведениями в истории. Комментарии современников и исследования текстов подтверждают, что произведения написаны кем-то, имевшим то же образование, окружение и продолжительность жизни, как и Уильям Шекспир.

Как мы видим, вопрос спорный: с одной стороны есть немало исторических доказательств того, что Уильям Шекспир все-таки являлся настоящим автором бессмертных произведений «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и многих других; с другой стороны антистратфордианцы приводят факты с которыми тоже сложно поспорить.Теории не возникают на ровном месте, и может быть, какая-то доля правды в них все-таки существует. Так что пока личность Уильяма Шекспира остается такой же загадочной, немного перефразировав цитату из его известного произведения, вопрос все же остается : « Был или не был?...»

Подпишитесь на наш
Блоги

Шекспировский вопрос

14:11, 21 сентября 2018

Автор: kirmasik

Комменты 54

Аватар

Если честно, мне без разницы, кто написал Юлия Цезаря и сонеты. Они прекрасны. Меня поражает, как в 17 веке можно было написать то, что свежо звучит и сейчас. При том, что кучи хороших, всем известных книг, написанных веками позже, сегодня безнадежно морально устарели.

C

Всех интересующихся этим вопросом могу адресовать к очень интересной программе, которая шла по Культуре «Величайшее шоу на Земле». Там все подробно разобрали и пришли к выводу, что авторов было два: первый писал хроники, второй драму и сонеты. Было очень много приведено косвенных улик, рассказано, что подобные мистификации тогда были весьма популярны среди знати. Ну развлекались так они, а не то, чтобы это было так уж позорно - писать пьесы

Аватар

... хм... Шекспировскый вопрос "быть или не быть" обретает новый смысл.

Аватар

у кого-то читала очень круто написанную фразу, которую, к сожалению, не смогу воспроизвести, но суть в том, что эту теорию придумали люди, завидовавшие таланту и от того не верящие в то, что простой человек может обладать таким талантом

Аватар

По-моему, автор Шекспир. Тем более, компьютерный анализ показал, что весь корпус текстов написан одним человеком (проверяли лексикон, наличие определенных оборотов), но в разный период (со временем он усложнялся). Шекспир начал писать молодым и полным надежд, а закончил - уже зрелым, усталым, отягощенным неудачами и долгами. ПС есть еще "гомеровский вопрос" и "шолоховский вопрос".

Подождите...