Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что...

Ребёнок за штурвалом...

143
Ребёнок за штурвалом...

В ночь с 22 на 23 марта 1994 года жители Междуреченска (Кемеровская область) услышали взрыв. В это же время с радаров новокузнецкого аэропорта исчез борт номер SU593, совершавший рейс Москва - Гонконг. Диспетчеры в недоумении: экипаж не подавал сигналов бедствия и не сообщал о проблемах, он просто перестал отвечать на запросы наземных служб. Исчезновение самолета и молчание летчиков - в таких случаях сразу поднимается тревога и подключается поисково-спасательная служба. Вот и на этот раз из Новосибирска в район Междуреченска немедленно отправляется самолет Ан-12 войск ПВО, а из Новокузнецка — вертолет Ми-8 МГА. Спасателей опередил местный житель - через полтора часа он обнаружил разбившийся самолет в районе населенного пункта Майзас (10 км юго-восточнее города Междуреченска). Эту информацию вскоре подтверждает и командир вертолета: с воздуха видны горящие обломки аэробуса, разбросанные в радиусе 2 километров.  

На борту самолёта находились 63 пассажира и 12 членов экипажа, все 75 человек погибли. С первых же минут расследования катастрофа начала обрастать домыслами и версиями. Среди них встречались и вовсе фантастические: самолёт столкнулся с небесным телом или стал жертвой НЛО. Позже пошли слухи о теракте и разгерметизации самолёта, которая и вызвала мгновенную смерть экипажа и пассажиров. А спасатели отмечают некую странность - тело одного из подростков почему-то находится в кабине пилотов. Сначала эксперты предположили, что его забросило туда в момент катастрофы. Но расшифровка записей речевого самописца направила расследование совершенно в другое русло. Начиналась она словами: «Садись в мое кресло!» Дальнейшие переговоры не оставили сомнений: за штурвалом самолета находился ребенок. 

Информационные агентства, имеющие источники в следственных органах, немедленно обнародовали шокирующую информацию. Однако все компетентные лица в один голос заявляли: это не может быть правдой. Только через год эксперты были вынуждены признать: одной из причин катастрофы действительно стали действия подростка, оказавшегося за штурвалом.

Владимир Кофман, председатель Межгосударственного авиационного комитета:

- У нас тогда, как говорится, не хватало ни совести, ни смелости заявить, что самолёт погубил ребёнок. Но запись на речевом самописце и дальнейшее расследование, которое длилось целый год, показали, что другие варианты исключены.  

Но были и другие факторы. Чтобы исследовать каждый из них, специалистам потребовался год. Им пришлось вернуться к моменту вылета злополучного рейса из Москвы и проследить путь самолета и действия экипажа буквально поминутно.

Итак, 22 марта 1994 года рейс SU593 Москва - Гонконг вылетел из Шереметьево. А310, получивший имя «Глинка», был куплен «Аэрофлотом» в 1992 году вместе с первой партией самолетов иностранного производства. На их базе крупнейшая российская авиакомпания создала престижное подразделение международных перевозок. А310 летали только за границу, и для этих рейсов набирались пилоты высшего класса. Летчики должны были иметь безупречную репутацию, не менее 1000 часов налета и свободно говорить по-английски. Все пилоты А310 прошли проверку и подготовку в компании Airbus Industry. Более того, из 3000 летчиков "Аэрофлота" на обучение послали самых лучших  - всего 16 человек. В их числе был и сменный КВС (командир воздушного судна) гонконгского рейса Ярослав Кудринский. 22 марта он делит кабину с очень опытным экипажем. Это командир воздушного судна (КВС) Андрей Данилов, на счету которого почти 10 тысяч часов налета, более 950 из них - на Airbus A310. И второй пилот - Игорь Пискарев, чей стаж чуть меньше. Он налетал 5885 часов, в качестве КВС управлял самолётом Ту-134, за штурвал Airbus A310 пересел в октябре 1993 года. Сам же Ярослав Кудринский стал командиром Airbus A310 в ноябре 1992-го. До этого управлял самолётами Як-40, Ан-12 и Ил-76. Налетал свыше 8940 часов, 907 из них на Airbus A310. Аэробус оснащен автопилотом, способным управлять самолетом на протяжении полета. Казалось бы, безопасный перелет гарантирован. В числе пассажиров - дети Ярослава Кудринского, 13-летняя Яна и 15-летний Эльдар. Один раз в году «Аэрофлот» предоставлял семьям пилотов право льготного перелета. Капитан Кудринский решил свозить детей на четыре дня в Гонконг. Для подростков это было первое заграничное путешествие.

Семья Кудринских, 80-е годы. Кадр из документального фильма National Geographic "Ребенок за штурвалом самолета. Расследование авиакатастроф"

Незаметно прошли три с половиной часа полета. Андрей Данилов вывел лайнер из загруженной московской воздушной зоны и, передав управление Ярославу Кудринскому, ушел отдыхать в салон - ему предстоял обратный утренний рейс из Гонконга в Москву. Airbus А310 оставил позади Новосибирск и миновал почти половину 10-часового пути, когда капитан Кудринский предложил детям посидеть в кресле пилота. В это время самый технически совершенный самолет «Аэрофлота» шел на автопилоте. 

Первой в кабине летчиков оказалась Яна. Девочка не проявляет большого интереса к управлению самолетом, однако по совету отца кладет руки на штурвал. В это время Кудринский поворачивает переключатель управления автопилота на 15 градусов, что позволяет ему, не отключая автопилот, отклонить самолёт немного влево, что немедленно отображает специальный прибор - авиагоризонт. Небольшие, до 15 градусов, отклонения курса можно не заметить визуально, но авиагоризонт улавливает все отклонения самолёта и показывает их на своём мониторе. Яна чувствует самопроизвольное движение штурвала и тут же понимает, что самолет повернул отец. Девочка говорит ему об этом и покидает кресло. Капитан Кудринский возвращает самолёт на прежний курс. Яну сменяет Эльдар. В отличие от сестры, он берет в руки штурвал с нескрываемым интересом и тут же спрашивает у отца, можно ли ему тоже повернуть. Кудринский-старший разрешает и велит сыну внимательнее смотреть за горизонтом. Эльдар пытается повернуть штурвал влево и замечает, что тот довольно туго поддаётся, совсем не так, как это было, когда в кресле пилота сидела Яна. Подросток налегает сильнее, но не может изменить курс - автопилот удерживает самолет в заданном направлении, но Эльдар об этом не знает. Тогда КВС применяет тот же прием - он снова переключает курс автопилота на 15 градусов влево, используя всё тот же переключатель. Штурвал у Эльдара в руках без особых усилий плавно поворачивался влево.

Как и в прошлый раз, Ярослав Кудринский возвращает курс автопилота на нормальный режим, тем самым прекращая поворот лайнера и иллюзию управления самолётом у Эльдара. Затем он включает прежний навигационный режим, который дает задание автопилоту вернуть самолёт курсом на Гонконг. Штурвал снова становится неподатливым, но Эльдар продолжает поворачивать его влево. Потом наклоняет чуть вправо, наслаждаясь ролью пилота. Так проходит чуть больше трех минут. В какой-то момент подросток качнул штурвал сильнее, чем обычно, и автопилот, приняв это за команду пилота, отключился. С этого момента огромный лайнер начинает подчиняться ребенку, но этого пока никто не замечает. Сработала световая сигнализация отключения режима автопилота, но экипаж не обратил на это внимания. Летчики не знали о конструктивной особенности A310: автопилот этого лайнера отключается беззвучно. Первым беду заметил Эльдар: он увидел, что на приборе линия горизонта сильно поднимается вправо. Крен увеличивался с каждой секундой, и пока пилоты пытались понять, в чем дело, достиг 45 градусов - это больше предельно допустимых значений для А310. Кроме того, на экране бортового компьютера вместо линии, показывающей траекторию полета самолета, появляется дуга. Обычно так бывает, когда лайнер готовится к посадке и входит в зону ожидания над аэропортом. 

Реконструкция катастрофы

Аэробус идет по дуге на скорости 650 км/час с сильным креном. Центробежная сила, порожденная движением самолета, вдавливает всех в кресла - ее воздействие вдвое превышает вес человека. Испуганные пассажиры понимают крик, у стюартов с тележек падают бутылки с минеральной водой и другие мелкие вещи. В салоне просыпается КВС Данилов, понимает, что лайнером что-то не так, пытается встать и пройти в кабину, но перегрузки не дают ему это сделать. Кудринский-старший тоже не может занять кресло пилота - центробежная сила приковывает его к боковой панели. Второй пилот Игорь Пискарев стремится взять на себя управление и вручную вывести лайнер из опасного положения. Но еще до отключения автопилота он отодвинул своё кресло до упора назад и теперь не может занять рабочее положение из-за возникших перегрузок. Рывком ему удается дотянуться до штурвала и захватить его одной рукой. Летчик с силой поворачивает штурвальную колонку до отказа влево, но самолёт не реагирует. Он движется по крутой спирали, теряя высоту. Единственный, кто держит штурвал, - это 15-летний Эльдар. Летчикам остается только одно: попытаться объяснить ребенку, что делать.  

Крен самолёта вправо увеличивается, ни КВС, ни второй пилот этого не заметилиИз расшифровки переговоров экипажа:

КВС: Держи! Держи штурвал, держи! 

2-й пилот: Скорость! 

2-й пилот: В обратную сторону! В обратную! Обратно!

КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!

Эльдар: Вправо? 

Но и это оказалось невозможно: Эльдар не понимает жаргона пилотов. Например, команду «Держи штурвал!», мальчик принимает за приказ удерживать его в крайнем правом положении, в то время как пилоты имели в виду выравнивание самолёта. Лайнер входит в глубокое пике, и теперь он несется к земле со скоростью 200 метров в секунду. На несколько секунд перегрузка, вызванная центробежной силой, сменяется почти полной невесомостью, и всё, что было не закреплено в салоне и кабине, в том числе пассажиры, оказывается под потолком.

Пискареву наконец удается рвануть штурвал на себя. Лайнер свечкой уходит в небо - второй пилот слишком сильно задрал нос самолета. Снова перегрузка, на этот раз 4-кратная. Самолет слишком круто летит вверх, мощности двигателей начинает не хватать. Лайнер словно зависает в воздухе. Этим моментом пользуется Ярослав Кудринский - ему удается занять место пилота. Но самолет снова уходит в штопор и начинает падение с высоты 6 тысяч метров. КВС и второй пилот продолжают попытки спасти лайнер. При помощи руля Кудринскому почти удается остановить вращение самолета. А310 выходит из штопора, но пилоты не знают наверняка, сколько высоты потеряли.

Из расшифровки переговоров экипажа:

КВС: Газ полный!

2 пилот: Скорость большая очень!

КВС: Так, всё, выходим, выходим. Вправо! Большая скорость.  Убери газы!

2 пилот: Прибрал!

КВС: Потихо-о-о-нечку!

КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально! Потихоньку на себя. Потихоньку. Потихоньку, говорю!

- Столкновение самолёта с землёй.

Тела 22 пассажиров аэробуса так и не удалось опознать. По решению российских властей их кремировали всех вместе. Между тем расследование катастрофы продолжалось, и экспертами приходилось работать в непростых условиях. Это был прецедент, первый случай, когда самолет иностранного производства потерпел катастрофу, выполняя рейс российской авиакомпании. «Аэрофлот» и Airbus Industry пытались смягчить удар по своей репутации - адвокаты каждой из сторон работали весьма активно, и следователям было нелегко выдержать баланс. 

Расследование подтвердило, что в момент начала катастрофы автопилот был включен. А значит, даже при том, что в кабине находились дети, самолет должен был следовать своим курсом. И главный вопрос, на который предстояло ответить экспертам: что же произошло, когда за штурвал сел Эльдар? Как показала расшифровка самописцев, Эльдар, в отличие от сестры, пытался повернуть штурвал раньше, чем отец даст команду автопилоту повернуть самолет. Штурвал не поддавался, и подросток приложил некоторое усилие. Именно это действие и привело к частичному отключению автопилота.

Владимир Бирюков, летчик-испытатель:

- Особенность этого самолета в том, что у него нет звукового сигнала отключения автопилота, а на русских самолетах он есть. Позволяя сыну сесть за штурвал - хоть это и является нарушением - командир лайнера  был уверен, что в случае чего экипаж услышит сигнал и обнаружит отключение автопилота. Но на А310 этот сигнал подает одна маленькая лампочка, и пилоты могли этого не знать.

Была еще одна причина, по которой экипаж не понимал, что происходит: на панели приборов было показано, что автопилот включен - ведь прибор контролировал все остальные параметры полета. Когда Эльдар заметил крен на искусственном горизонте, самолет можно было выровнять. Но тут пилотов отвлекает ложная зона ожидания - ведь Кудринский вернул самолет на заданный курс. Пока они пытаются понять, в чем дело, самолет переходит в критический крен. Он не может лететь в таком состоянии и начинает терять высоту. 

Можно ли было спасти самолет? Чтобы ответить на этот вопрос, экспертам пришлось смоделировать катастрофу на симуляторе, который находился на предприятии Airbus Industry во Франции. Как показала модификация, пилоты перестарались, выводя самолет из пике. Все, что им нужно было сделать, - отпустить штурвал, и тогда самолет не взмыл бы вертикально в небо. А310 имеет встроенный механизм самосохранения, который не даст ему свалиться даже на очень маленькой скорости. Похоже, несмотря на пройденную подготовку, пилоты этого не знали. То, что самолетом управлял 15-летний подросток, оказалось не единственной причиной катастрофы. Выводы, сделанные Владимиром Бирюковым, продемонстрировали недостаточную подготовку пилотов к полетам на А310. Даже люди, прошедшие специальное обучение, не знали, что автопилот может отключаться частично, и не поняли, что самолет был переведен у режим ручного управления элеронами. Эта особенность А310 сохраняется и теперь, она позволяет пилотам изменять отдельные параметры полета. Но современных летчиков о ней обязательно предупреждают. 

После расследования были внесены изменения в документацию самолёта и план подготовки пилотов "Аэрофлота". В частности, теперь в руководство по эксплуатации всех Airbus A310 внесён пункт о самопроизвольном отключении автоматического управления элеронами при приложении к штурвалу усилия более 10 кг в течение 30 или более секунд.

P.S. Читала об этой авиакатастрофе уже давно, но до сих пор в шоке! В шоке от действий членов экипажа. Как можно было пустить ребенка за штурвал ЛЕТЯЩЕГО самолета, когда за вашими спинами 63 пассажира, которые доверили вам свою жизнь? Вот чем они думали??? Какая разница автопилот - не автопилот?! При полёте в кабине могут находиться только члены экипажа и никого больше! Жаль ни в чём не повинных людей, которые могли бы сейчас жить, воспитывать детей, нянчить внуков...

Оставьте свой голос:

3066
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Eve-Lindth
Eve-Lindth

Господи, страшно то как!
Зачем, зачем пустил за штурвал детей?!!
Из серии, сядь на конект, порулить машиной(( но тут блин самолёт!

Rita_Starling
Rita_Starling

Eve-Lindth, а еще он мог дать детям порулить над населенным городом. Я просто офигеваю от такой глупости.

MoulinRouge
MoulinRouge

Eve-Lindth: у меня был коллега по работе отец которого работал в гражданской авиации. Он рассказывал что его ребенком отец РЕГУЛЯРНО брал с собой в рейсы. Но за штурвал вроде не падал. Это были тоже 90-е.
А в данный момент жизни сын одной моей знакомой работает пилотом в Аэрфлоте. Так вот он ее тоже брал в свою кабину. Это был 2017 год

MoulinRouge
MoulinRouge

не *Сажал

AshadNoktifer
AshadNoktifer

Eve-Lindth, меня кстати так однажды чуть не сбила машина. За рулём на коленях у мужика 5-летка сидел. Вот о чём они думают?

Yelgibi
Yelgibi

AshadNoktifer, а о чем думают люди, которые выпивши за руль садятся? или наутро после пьянки? Стандартная фраза "я все контролирую". Я никогда не выпиваю в день, когда надо за руль и не сажусь на следующий день после.

princess_Kate
princess_Kate

Старая эпичная история кмк прекрасно передаюшая всеобщую расхлябанность начала 90-х, на ютубе есть аудиозапись последних секунд жизни экипажа и разговора с квс с ребенком в том числе. Несколько лет наши доказывали что аэробус виноват тем что не заинструктировал нюанс управления рулем

Tat-i-ana
Tat-i-ana

princess_Kate, про 90-е и расхлябанность в точку! Муж был у друзей в Грузии, сидели большой компанией, среди них был пилот, про которого друзья сказали, что он обкуренный летает...

Skalolllazka
Skalolllazka

Tat-i-ana, когда это случилось про вину летчиков и детей сразу стали говорить. Я тогда сидела на одном ресурсе и дети летчиков там говорили, что это обычная практика для них и они с детства "рулили". Что просто не надо было сильно накренять самолет и типа все ок.

Penelope
Penelope

Я в шоке...о чем думали эти "пилоты"?? Они же не вдвоем там побаловаться решили, они везли, мать их, людей!!

Chi-lady
Chi-lady

Penelope, очевидно, думали, что их ребенок - гений и справится со всем.

Penelope
Penelope

Chi-lady, хотя 15 лет уже тоже не маленький возраст, парень совсем долбанутый в самолете дергать руль управления? У меня к семье этой в принципе много вопросов

nify
nify

Penelope, там автопилот стоял, никто из пилотов не знал про нюанс с автопилотом на Арбузе (снимается при определенной силе воздействия и без какого-либо сигнала, пацан сильно надавил, а эти в шары тем временем долбились).

Stadeikina
Stadeikina

Chi-lady, вот у дочки голова на плечах есть - почувствовала, что самолет ей подчинился и не стала продолжать, а сын хотел порулить. Страшная ситуация. Мне некомфортно видеть ситуацию, когда самолет на автопилоте, а в креслах пилотов никого нет. Кто знает, скажите, это норма или наблюдающий должен быть в любом случае? Иначе какая разница, пустое кресло или там ребенок(при условии, что он не трогает штурвал, например)

Kate1604
Kate1604

Stadeikina, это нормально. Пилоты должны быть во всеоружии в основном только при взлете и посадке.

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

Penelope, у нас знакомая тем рейсом летела, челночила, с собой было много денег..муж опознал Ее только по волосам, маленькая дочь осталась. Помним...

LeoLea
LeoLea

Прости меня господи, но, дебил полнейший этот папашка, ублюдок просто. Это я сейчас говорю как мать которая с двухлетнем сыном летает стабильно 4 раза в год. С*** этот пилот, ради хотелок своего сына загубил столько жизней, столько горя принёс в дома.

Ya1
Ya1

LeoLea, при прочтении статьи тоже одна мысль, что этот ублюдок со своим ублюдком (знаю,так нельзя про детей) погубили столько жизней. Чьих-то детей, матерей. А еще вопрос: как они проходили обучение и им не объяснили такую важную вещь: как отключается автопилот!!! короче, пилот просто урод, ладно бы сам погиб, а тут столько жизней и какого родным погибших осознавать по какой

Ya1
Ya1

Ya1, причине погибли их родные

Svetlana_
Svetlana_

Людей очень жаль, безусловно огромная трагедия. А для матери детей какой кошмар. Тоже и читала, и выпуск этот смотрела. Но я на 100% уверена, что Кудринский не единственный из пилотов, кто практиковал такое. И в кресле посидеть, и штурвал потрогать и кнопочку какую-то нажать. Просто остальным повезло.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Людмила Прокофьевна вернулась: Паулина Андреева выбрала будничный образ для пресс-показа
Наталья Ротенберг рассказала о своем бывшем муже-миллиардере: "Он был Богом для меня"
Криштиану Роналду взял старшего сына на романтическое свидание с Джорджиной Родригес
Кейт Миддлтон и принц Уильям открыли технологический центр и накормили бездомных в общежитии
Гламурная хиппи: Пэрис Джексон в ярком образе на вечеринке в Нью-Йорке
Экспертное мнение: как наносить тональный крем
Владимир Путин присвоил Диме Билану звание Заслуженного артиста Российской Федерации
Редкая птица: Эзра Миллер снова удивил всех своим нарядом на премьере новых "Фантастических тварей"
Гуляла всю ночь: Лили-Роуз Депп в обтягивающем комбинезоне от Chanel повеселилась в Лондоне
Регина Тодоренко для SPLETNIK.RU: "Я в ответе за жизнь маленького человека"
Кайли Дженнер в латексном боди украсила обложку китайского Elle
В трущобах городских: Джиджи Хадид и Кендалл Дженнер снялись в необычной фотосессии
Ченнинг Татум подтвердил свой роман с Джесси Джей
Ким Кардашьян показала новое трогательное фото Канье Уэста с младшей дочерью
Праздник к нам приходит: Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл на открытии благотворительной рождественской ярмарки
Мелания Трамп устроила оригинальный сюрприз посетителям Белого дома
Битва платьев: Тина Кунаки против Крисси Тейген
Джейми Дорнан продал свой необычный дом в Голливуде за 3,2 миллиона долларов