Вы читали роман Виктора Гюго "Человек, который смеётся"? Главный герой Гуинплен - лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из него ярмарочного шута, разрезав его рот таким образом, что с него никогда не сходила страшная улыбка. Может быть, своего Гуинплена Гюго и выдумал, но судьбы реальных детей, попавших в руки компрачикосов, не менее трагичны.

Компрачико́с или  компрапеке́ньос (от исп.  comprachicos, букв. — «скупщики детей») — в Испании, Англии,  Германии, Франции XIII—XVIII веков представляли собой организованные преступные сообщества, состоявшие в основном из контрабандистов, бродяг и нищих. У индейцев они были известны как «чейлас» — охотники за детьми.

Покупая или похищая, по давней традиции 2-х или 3-х-летних человеческих детей, компрачикосы проводили над ними изуверские хирургические экзекуции и продавали их королевским дворам и Папскому престолу. Для закупки детей ими были организованы целые сети из бродяг и уличных попрошаек. 

Продавцы бывали всякого рода, начиная с бедняка-отца, освобождавшегося таким способом от лишнего рта, и кончая рабовладельцем, выгодно сбывавшим приплод от принадлежащего ему человеческого стада. Торговля людьми считалась самым обычным делом.

Компрачикосы были рьяными католиками и почитателями папы. Кроме того, компрачикосы были крайне сдержанны и молчаливы: обязавшись хранить безмолвие, они твердо блюли данное слово, что совершенно необходимо в государственных делах. Они весьма искусно устраивали внезапные исчезновения. Такие исчезновения иной раз требовались "для блага государства". Стоявший кому-нибудь поперек дороги малолетний наследник, попав к ним в руки и будучи подвергнут ими определенной операции, становился неузнаваемым. Это облегчало конфискацию имущества, это упрощало передачу родовых поместий фаворитам. Почти не было примера, чтобы компрачикосы выдали королевскую тайну. Папство не выступало против компрачикосов, поддерживая их и покровительствуя им. Недаром плодами католичества, стали индульгенции, инквизиция, крестовые походы.

В Англии при Стюартах компрачикосы, по указанным нами причинам, пользовались некоторым покровительством властей. Иаков II, пламенный ревнитель веры, явно выказывал склонность к католицизму , по отношению к компрачикосам был добрым государем. Мы уже знаем, почему: компрачикосы были покупателями человеческого товара, которым торговал король. Виктор Гюго провёл аналогию между подобной деятельностью и знаменитой «Железной маской» из истории Франции. Только маской в данном случае становилось лицо самого его обладателя.

Компрачикосы обладали умением видоизменять наружность человека, поэтому это делало их полезными целям политики. Компрачикосы подвергали обработке детей так, как китайцы обрабатывают дерево. У них были свои секретные способы. Это искусство исчезло бесследно. Из рук компрачикосов выходило странное существо, остановившееся в своем росте. Оно вызывало смех; оно заставляло призадуматься. Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребенка, что родной отец не узнал бы его. Иногда они оставляли спинной хребет нетронутым, но перекраивали лицо. Они вытравляли природные черты ребенка, как спарывают метку с украденного носового платка.

Компрачикосы не только лишали ребенка его настоящего лица, они лишали его и памяти. По крайней мере, в той степени, в какой это было им доступно. Ребенок не знал о причиненном ему увечье. Чудовищная хирургия оставляла след на его лице, но не в сознании. В лучшем случае он мог припомнить, что однажды его схватили какие-то люди, затем — что он заснул и что, потом его лечили. От какой болезни — он не знал. Он не помнил ни прижигания серой, ни надрезов железом. На время операции компрачикосы усыпляли свою жертву при помощи какого-то одурманивающего порошка, слывшего волшебным средством, устраняющим всякую боль.

Из нормального человека делали уродца. Человеческое лицо превращали в харю. Останавливали рост. Перекраивали ребёнка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука. Представьте себе ортопедию наизнанку. Нормальный человеческий взор заменялся косоглазием. Гармония черт вытеснялась уродством.

Среди компрачикосов были люди различных национальностей. Это название объединяло англичан, французов, кастильцев, немцев, итальянцев. Такое тесное содружество обычно возникает в результате общности образа мыслей, общности суеверий, занятия одним и тем же ремеслом. В этом братстве бандитов левантинцы представляли Восток, а уроженцы западного побережья Европы — Запад. Баски свободно объяснялись с ирландцами: баск и ирландец понимают друг друга, ибо оба говорят на древнем пуническом наречии; кроме того, здесь играла роль тесная связь между католической Ирландией и католической Испанией. 

Компрачикосы были скорее сообществом, чем племенем, но скорее сбродом, чем сообществом. Это была голь, собравшаяся со всего света и превратившая преступление в ремесло. Это было лоскутное племя, скроенное из пестрых отрепьев. Каждый новый человек был здесь как бы еще одним лоскутом, пришитым к нищенским лохмотьям.

Бродяжничество было законом существования компрачикосов, — они появлялись, потом опять исчезали. Тот, кого едва терпят, не может надолго осесть на одном месте. Даже в тех королевствах, где их промысел имел спрос при дворе и служил при случае подспорьем королевской власти, с ними порой обходились весьма сурово. Короли прибегали к их мастерству, а затем ссылали этих мастеров на каторгу. Такая непоследовательность объясняется непостоянством королевских прихотей. 

Компрачикосы были бедны. Очень возможно и даже вполне вероятно, что их главари, оставшиеся неизвестными и производившие торговлю детьми в крупных размерах, были богаты. Теперь, по прошествии двух столетий, трудно выяснить это обстоятельство.

Мы уже говорили, что компрачикосы были своего рода сообществом. У них были свои законы, своя присяга, свои обычаи. У них была, можно сказать, своя каббалистика.

Если обратиться к истории, при дворах европейской знати XVII—XVIII вв. существовала своеобразная мода на различных уродов и шутов-калек, забавлявших своих хозяев и их гостей. В Российской империи моду на карликов и горбунов впервые ввел Петр Первый; наиболее известной любительницей подобных забав была императрица Анна Иоанновна (1730—1740). От монархов и их дворов старались не отставать их многочисленные придворные. В условиях постоянного спроса на детей-уродов и относительно высокой рождаемости, преступный «бизнес» компрачикосов долгое время процветал. Потребовались годы жесточайших преследований, а также общее повышение уровня культуры и нравственности, чтобы подобное негативное социальное явление совсем исчезло в Европе.

После свержения Стюартов компрачикосы были объявлены преступниками в Англии. Их главарей вешали, рядовых членов подвергали клеймению. Вслед за Англией запретили деятельность компрачикосов на своей территории Франция,  Испания и Нидерланды.

Существование явления, описанного Гюго, не является достоверно установленным историческим фактом, хотя отдельные случаи в разное время всплывали в криминальной хронике европейских стран. Утверждается, что св. Викентий де Поль спас мальчика из рук компрачикос и что матери на севере Испании в старину пугали непослушных детей приходом компрачикос.

Обновлено 20/08/19 19:20:

Блоги

Кто такие компрачикосы?

22:02, 27 мая 2018

Автор: Мортиша Аддамс

Комменты 127

V

Компрачи́кос или компрапеке́ньос (от исп. comprachicos, букв. — «скупщики детей») — термин, которым Виктор Гюго в романе «Человек, который смеётся» (1869) окрестил преступное сообщество торговцев детьми.

Аватар

По теме - Господи, какая жесть. Интересно, как им удавалось стирать память? Селекция наоборот занимает уйму времени. Не по теме - ИМХО, самый недооцененно-мерзкий персонаж из Отверженных это Козетта. Предать человека, который тебя в прямом смысле вытащил из сточной канавы, обеспечил всем и дал возможность жить счастливо, на том основании, что этот человек когда-то был каторжником (особенно учитывая за что этот человек туда попал).

Аватар

обожаю Гюго. один из самых моих любимых. снимаю шляпу и низко кланяюсь перед человеком, который сказал: "В этом мире только одна вещь, перед которой должны преклоняться, это — гений, и одна вещь, перед которой следует пасть на колени, — это доброта" «Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чём невозможно молчать» как он рассказывает!! какие описания!! его произведения у меня вызывают катарсис. Человек, который смеется - одно из самых тяжелых психологически. единственный из его романов, который я не перечитывала. самый любимый все ж Отверженные.

S

в детстве фильм про Гуемплена вызывал ужас у меня. вот вы еще напомнили мне про ощущения. жуть какая...

Аватар

Почему именно евреи занимались этим ужасом? Какая, все таки церковь, продажная....

Подождите...