Судьба занесла меня в организацию под названием Сбербанк несколько лет назад, и хотя на текущий момент я там уже не работаю, воспоминания иногда берут, да и накатывают. Сразу прошу прощения за несколько сумбурное изложение моих мыслей, но вдруг и мой опыт окажется кому-нибудь полезным при выборе дальнейшей деятельности. 

Начну свою историю я наверное с того, что расскажу о том, как я всегда мечтала работать в банковской сфере. Мало кто из моего окружения понимает такое странное стремление, но зародилось оно довольно давно, когда на последнем курсе института я попала на практику в один крупный банк. Несколько месяцев я пребывала там в состоянии полнейшей эйфории и желания остаться там навсегда, но так случилось, что нагрянувший финансовый кризис не позволял банку взять в штат ещё одну дополнительную единицу, свои имеющиеся-то висели под угрозой увольнения, поэтому по окончании практики расставались мы с моим отделом со слезами на глазах, а я ещё и с уверенностью, что когда-нибудь обязательно буду работать в банке.

После этого я ушла в совершенно другую сферу, где проработала несколько лет, но душа просила большего и я вернулась к поискам. Поиски, как я тогда наивно думала, окончились успешно, после пары собеседований меня приняли в главный банк страны, а точнее в его головной офис в нашем городе. Этот офис не предполагает обслуживания клиентов (исключения составляют особые вип-клиенты, но об этом чуть позже), там находится именно весь, скажем так, мозг банка, куда стекается информация со всех городских и областных отделений. 

Офис находился в исторической части города, а поскольку период моего пребывания в Сбербанке пришёлся на весну, когда было уже тепло и светило солнышко, то моим любимым занятием было выходить в обед гулять по набережной и любоваться городским пейзажем. Очень быстро эта часть для стала для меня лучшей за весь рабочий день, но обед имел способность быстро заканчиваться и приходилось снова возвращаться ТУДА. 

Но перейдём к главному, к работе в Сбербанке и тому, что же эта организация представляет из себя изнутри. При устройстве на работу для новоприбывших сотрудников устраивается семинар под названием «Добро пожаловать в Сбербанк». Целый день в обучающем центре нам рассказывали о самом банке, его богатой корпоративной культуре, строгом дресс-коде и различных мероприятиях и бонусах, не забывая добавлять при этом как нам всем невероятно повезло стать частью главного банка страны. Помимо этого ещё в игровой форме давались всякие задания, которые нужно было выполнять в команде. 

После такого ознакомительного дня наступает следующий этап - все новые сотрудники (исключение составляют разве что совсем большие начальники) должны отработать один день в каком-нибудь отделении банка на позиции консультанта. Считается, что таким образом новый сотрудник сможет лучше узнать структуру банка и побыть «ближе к народу». Моя работа в этот день заключалась в том, чтобы помогать клиентам отделения выбрать правильный номерок на табло, помочь оплатить квитанции в терминале и параллельно впарить им какую-нибудь банковскую услугу.

В тот день народу приходило совсем мало, поэтому я в основном общалась с другими девочками, которые в этом отделении работали на постоянной основе. К слову, ничего радостного от них я не услышала - невысокая зарплата и высокие штрафы, нервные бабушки и гневная начальница, которая приходила на работу часам к 12 и трясла всех с выполнением плана продаж. Вы наверное подумаете, что их же никто там насильно не держит, но будете не совсем правы, потому что кому-то был удобен график, чтобы можно было вовремя забрать ребёнка из детского сада, кто-то не располагал ещё достаточным опытом после окончания института, кто-то надеялся на повышение и переход в другое отделение, ситуации у всех разные и советовать бежать оттуда я никому не могла. 

Но вернёмся в головной офис, после такой небольшой и полезной стажировки, начинается основная работа. Каждый понедельник на почту приходит мотивирующее письмо от президента банка с перечислением достигнутых успехов и напоминанием о том, какие мы все дружные и великолепные. 

Что мне понравилось касаемо начала работы, так это то, что на первый месяц ко мне приставили наставника, который давал мне задания, пытался по возможности что-то объяснять и проверять мою работу. Первый месяц я почти не сталкивалась с руководством нашего подразделения, все шло а основном через наставника и поэтому я несколько удивлялась, когда видела как из кабинета начальства все выползали белые и измученные. На тот момент меня уже начало смущать другое - из финансового департамента (а это самое сердце банка, ну или мозг, не знаю кто из них главнее) начали приходить странные задания. Причём приходили они обычно к концу рабочего дня и сопровождались пометкой «нужно сделать вчера». С того момента уходить с работы в 9 вечера стало для меня привычным делом. Не подумайте, что я ленива и не хочу работать, это несовсем так, потраченное время для меня не так важно, как то, что именно я делаю. А делать мне надо было какой-то конский бред. 

Представьте себе японскую корпорацию, где сотрудниками разрабатывается какая-нибудь полезная инициатива, чётко подходящая структуре именно этой компании, успешно внедряется и функционирует потом годами. В Сбербанке очень развита практика показывания высшему начальству своей инициативности, причём не важно насколько неуместна она будет именно по отношению к банку. Берётся например таже инициатива японской компании (как пример успеха, и не важно, что там был трубопрокатный завод, а здесь как бы банк), в ярчайших красках расписывается руководству, получается одобрение и похвала, а что там будет дальше «инициатору» дела уже нет, свой плюсик у начальства он уже получил, а дальше рядовые сотрудники его инициативность как-нибудь да разгребут и что-нибудь с этим сделают. Соответственно потом все это дело переходит под ответственность финансового департамента, который дальше вынужден создать нечто, что можно будет рассылать начальникам всех отделов банка, которые в свою очередь пойдут пинать своих подчиненных. Все это, естественно, нужно сделать очень срочно, а то и вообще вчера. Как результат бездумное сидение до ночи и ожидание пока все тебе что-нибудь да пришлют, а ты весь этот бред как-то соструктурируешь и отправишь в финансовый отдел. Что конкретно нужно сделать не объясняется потому что никто толком и не знает. Самое интересное, что в большинстве случаев информация в финальном отчете не соответствует действительности никак. Как-то раз, когда начальник строительного отдела принёс мне реальные цифры, и я их отправила дальше, на меня набросился финансовый департамент с криками (а после и мой начальник), что нельзя показывать ЭТО начальству. На мой скромный вопрос, что тогда показывать, если именно эти данные реальны, мне было сказано цифры утроить и прислать отчёт заново. Такие невероятно инициативные задачи поступали регулярно, мне приходилось трясти этим начальников смежных отделов, а они, как люди неглупые, тоже понимали, что это никому не нужная деятельность, созданная исключительно для пускания пыли в глаза руководству, поэтому оттягивали выполнения как могли и недовольном ворчали, что я им вечно мешаю работать и пристаю со всякой ерундой. 

Но чтобы вы не думали, что все было прямо так неочень весело, расскажу немного и о другой стороне. Когда я только устроилась на свою должность, то в кабинете, где обитал весь мой отдел не оказалось для меня места. В результате чего меня временно посадили в соседний кабинет к начальнику смежного отдела, который отвечал за то, чтобы все везде чётко работало и не ломалось, а если и ломалось, то было мгновенно починено. Этого начальника я назвала про себя веселый сосед, человеком он оказался весьма общительным, в связи со спецификой своей работы в кабинете он появлялся редко, но когда бывал на месте, то любил рассказывать разные курьезные истории, происходящие в Сбербанке. Одну из таких историй мне довелось даже наблюдать самой, с неё, пожалуй, и начну. 

История первая, почти мушкетерская

В том же здании, где мне довелось работать, располагалось особое отделение Сбербанка под названием Сбербанк Первый. Особенность заключается в том, что данное отделение предназначается исключительно для вип клиентов, которым предоставляется свой персональный банкир, отдельная переговорная комната и так далее. На территории банка есть парковка, которой могут пользоваться дорогие клиенты (в обычное время там также паркуется руководство, простым сотрудникам доступ туда закрыт). Парковка огорожена шлагбаумом, рядом с которым сидят дядечки охранники и зорко бдят. Обычно посещение отделения вип-клиентами остаётся вне поля зрения простых работников банка. Но однажды произошёл один курьёзный случай. Как я уже говорила, со мной сидел веселый сосед, по совместительству начальник технического подразделения, которому всегда звонили если что-то где-то вдруг случалось. Сидим мы как-то раз, работаем, и вдруг ему звонок от испуганного хранителя шлагбаума. Один клиент выезжал с парковки и снес напрочь этот шлагбаум. Офигевшие охранники бросились к машине разбираться, и через пару минут выяснилось, что это никто иной, как Михаил Боярский, тот самый, который «каналья!!» и «тысяча чертей!!».  Задумался, перепутал педали и вместо торможения послал своего железного коня прямиком в шлагбаум. Тут надо сказать, что в нашем городе Михаил Сергеевич человек не только известный, но и довольно-таки уважаемый, поэтому никто ничего не стал ему предъявлять за этот инцидент, охранники только поулыбались и отпустили его с миром (с разрешения начальства, разумеется). 

История вторая, рыбацкая

Этот забавный случай произошёл на новогодних праздниках. Представьте себе здание советской постройки где первый этаж занимают магазины, банки, рестораны и так далее, с такими высокими окнами-витринами и выступающей частью под козырьком. А выше над козырьком уже идут обычные жилые квартиры. Видела такие дома в самых разных уголках нашей необъятной, так что думаю представить будет не трудно. Итак, в квартире прямо над козырьком живет заядлый рыбак, который только-только приобрёл себе новенький красивенький бур для зимней рыбалки. Но поскольку, сами понимаете, новогодние праздники ещё в самом разгаре, поэтому опробовать этот бур в деле он ещё не успел, да и был неочень-то пока в состоянии. А бур-то красивый, блестящий, прямо манит и манит. Тут надо заметить, что зима тогда выдалась щедрой на снегопады и морозы, поэтому козырёк, располагавшийся аккурат перед окном рыбака был покрыт довольно толстым слоем снегольда. И тут нашему рыбаку приходит в голову «блестящая» идея. Недолго думая, вылезает он на этот козырёк, прихватив с собой бур, и начинает его опробовать на том самом толстом слое льда. Но как я уже сказала, был разгар новогодних праздников, и товарищ так увлекся процессом бурения, что конкретно так продырявил крышу этого козырька. А под ним, как вы уже наверное догадались, находилось отделение Сбербанка. 

История третья, жизненно-поучительная

На самом деле эта история неособо веселая, но тем не менее, она заставила меня улыбнуться. 

Как вы наверняка знаете, в 90-х в нашей стране был сильный спад рождаемости, в результате чего детские садики закрывались за ненадобностью и отдавались под различные коммерческие организации. Такая участь постигла и мой родной садик, подаривший мне первые впечатления о жизни в коллективе. Садик закрыли, а через некоторое время на его месте обосновался Сбербанк, что многих жителей совсем не обрадовало. Но прошли годы, из того района я переехала и эта история как-то подзабылась. И вот я, уже сотрудник этого самого банка, слышу новую историю от веселого соседа про мой родной садик, где и по сей день находилось отделение Сбера. Дело опять-таки происходило в новогодние праздники, только на этот раз все было куда банальнее - лопнула водяная труба, причём лопнула она так конкретно, что залила практически весь первый этаж, и работников отделения после праздников ждал довольно мокрый сюрприз. Karma is a bitch, подумала я и тихонько улыбнулась. 

Что ещё интересного происходит в Сбербанке? У банка есть своя олимпиада, точнее сбербанкиада, где все равнозначно оригиналу - зимние и летние соревнования, своя спортивная форма и медальки. То есть если вы умеете быстро бегать на лыжах, или играть в баскетбол на профессиональном уровне, имея в прошлом какой-нибудь разряд, то как говорится, велкам.

Поскольку страна у нас большая, то каждый год выбирается новый город для проведения мероприятия, и народ едет представлять свой филиал на соревнованиях. Слышала такие истории, что довольно посредственного сотрудника не увольняли с должности только потому что он неплохой спортсмен и на сбербанкиаде каждый год берет медали, чем повышает количество плюсиков для своего филиала. Cредства на сбербанкиаду выделяются просто огромные. Даже у нас в отделении был большой спортивный зал, где можно было в свободное время заниматься. Помимо этого на почту всем сотрудникам часто прилетают рассылки оздоровительного характера о том, как вредно курить, пить, есть, и вообще нужно больше бегать и за собой следить. 

Но вернёмся к моей работе. Когда закончился испытательный месяц, ответственность надо мной наставника закончилась и дальше я уже была предоставлена самой себе. И тут для меня открылся новый мир. Если раньше я только удивлялась доносящимся воплям из кабинетов начальства, то теперь уже все это дело я ощутила на себе. Но обо всем по порядку. 

Некоторое время назад Сбербанк запустил большую программу реновации своих отделений. Старые отделения закрывались на ремонт, а новые открывались уже в обновлённой версии. Как мне объяснили, особого смысла в этом нет, на рабочий процесс это не влияет, дохода не приносит, но зато красивенько (дословная цитата главного экономиста банка). Ну ок, красивенько, значит красивенько, как это относилось ко мне - моей задачей было собирать данные по прогрессу (ни в коем случае не регрессу, нельзя такое начальству!!) по всем переформатируемым отделениям за прошедшую неделю, высчитывать там всякие разные показатели, снабжать отчёт яркими графиками и картинками и относить на суд начальству нашего департамента. Структура департамента была такая, что в основном все дела сдавались заместителю директора, громогласной женщине, разговаривающей исключительно на повышенных тонах и преимущественно матом. Директор же представлял работу нашего департамента уже перед высшим руководством, получал там по полной, возвращался обратно и раздавал уже своим подчинённым. Он общался исключительно с начальниками отделов, остальные его особо не интересовали, зато очень интересовали громогласную женщину-зама. Как-то до попадания в Сбербанк жизнь меня видимо берегла и к такому не готовила, поэтому я, скромная девочка из интеллигентной семьи, была поначалу в некотором шоке от происходящего после того как несколько раз попала под матный обстрел громогласной женщины-зама. За свои ошибки я всегда готова отвечать, но прилетало мне обычно почему-то и за чужие. Ну и нетолько мне, конечно. Орала она на всех и без разбору. Хотя нет, разбор все же был, в нашем отделе работал родственник одного из руководителей банка, и вот при разговоре с ним ее тон всегда снижался на несколько октав и мат куда-то сразу пропадал. Интересно почему? 

После того как мой шок несколько прошёл, я предприняла попытку обсудить данную ситуацию со своим непосредственным начальником, на что получила ответ из серии «а что вы хотели, так везде». После такого конструктивного диалога, взвесив все за и против, я поняла, что отсюда надо валить. Надо сказать, что мое решение очень сильно удивило весь отдел и веселого соседа. Последний предлагал мне остаться и перейти в его отдел, на такую должность, где бы я тихо мирно сидела в уголке и никто бы меня особо не трогал. От предложения я вежливо отказалась, продолжать видеть эти же лица каждый день мне больше не хотелось. Отпустили меня быстро и почти без вопросов, за что им спасибо. Первое, что я сделала после увольнения, отправилась в ближайшее отделение банка, закрыла счёт и сдала банковскую карту, прекратив тем самым все отношения с этой организацией. 

Как итог, в Сбере проработала я около четырёх месяцев, уходила вникуда, не спланировав себе запасной аэродром, просто хотелось сделать это побыстрее. Но так сложилось, что уже через несколько дней после увольнения меня пригласили на работу в другой банк, в результате чего я попала в приятный дружный коллектив, где ставились реальные адекватные задачи и матом никто не орал.  

Так что, как говорится, ищите и найдёте. Всем удачи в поиске работы и спасибо за внимание!

P.S. Как я позднее узнала, примерно в тоже время, что и я, в тоже отделение Сбера устроилась девушка с моей предыдущей работы, только на позицию начальника одного из отделов. Сбежала она оттуда через месяц. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я работала в Сбербанке

20:37, 5 апреля 2018

Автор: Eddy

Комменты 148

L

Я работаю в одном областном департаменте и все то же самое! Ор матом, бессмысленная деятельность и завышенные показатели

Аватар

А я люблю Сбербанк, это конечно целый мир, скорее не приятный, но очень интересный и временами захватывающий :)

Аватар

Я тоже работала в банке, но не в Сбере)) про Сбер у нас тоже ходили разные слухи, как там гоняют сотрудников. При этом нас тоже гоняли, мы тоже сидели до 9 вечера каждый день, тоже орали на нас, тоже наезжали за чужие косяки... Так что дело не конкретно в Сбере, а в людях, наверное. Если начальники позволяют себе такое обращение с подчиненными и называют это нормальным, то они эту же "культуру общения" принесут и на другую работу. Но у меня был супер-крутой коллектив, поэтому на той работе я долго продержалась . Сама от себя не ожидая.

Аватар

Я работала на Вавилова (центральный аппарат) 3 года. Подтверждаю, что греф долбанутый на всю голову. Психозы каждую осень и весну. Дрючат за глупости нижестоящих. Те матом кроят подчинённых. Раньше были месячные, квартальные и годовые премии. В 2013 уже месячных ни у кого не осталось, остались квартальные и годовые. В зависимости от блока, ситуация разнилась. Где-то достаточно было пахать с 7 утра до 11 вечера каждый день и стучать. Где-то надо было просто стучать, тусоваться и т.п. И да, выдвигали "своих" и "блатных", а не тех, кто реально пашет. Про образование: "свои" и "блатные" сидели на шоколадных местах. В качестве примера типичного: чувак, про которого пишут в интернете (вернее, его жену "один день жены банкира"). имел за плечами вечерний филологический факультет пединститута одного из провинциальных городов, и 6 месяцев обучения в Италии (платные). ВСЁ. Он определял стратегию банка, занимался подготовкой и обоснованием сделок сбера в других странах. Так что не надо МНЕ рассказывать какие там классные специалисты. Ушла через 3 года, потому что достало многое, в том числе и начала профессионально деградировать. А это именно так. И я понимаю, почему некоторые компании не берут принципиально людей, которые отработали в сбере больше 2-3 лет. Потому что уже переделать людей практически невозможно. Люди перестают думать и работать. Они начинают выживать и юлить как бы выжить, чтобы остаться на своём месте и дожить до годового бонуса. В 2013-2014 годах была большая оптимизация, где один из руководителей, который типа отвечает, в том числе, за службу безопасности, заменил всех знающих и квалифицированных женщин-сотрудниц 45-54 лет на 22-25 лет. Я реально плакала, когда сталкивалась с ними по работе.

Аватар

о тогда я напишу как я работала в Ростелекоме))

Подождите...