98 лет назад, в 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, хранить их большевики не собирались...

Указом Петр I 11 (22) декабря 1719 г. определил государственную форму, хранения ценностей, принадлежащих России. В соответствии с этим указом была создана Камер-коллегия, в регламенте (уставе) которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении – в Царской Рентерии.

Рентерия Петровским указом юридически была определена как основа Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России.

Согласно регламенту ценности из Царской Рентерии, в буквальном смысле слова, были «за тремя замками», и могли быть получены по именному распоряжению императора. Доступ к ценностям был у трех приближенных, каждый из которых имел свой ключ к одному из трех замков. После смерти Петра I, в 1725 г., и до конца XVIII в. на российском престоле находились почти одни женщины, поэтому социальный статус и внешний признак власти находил свое отражение прежде всего в драгоценных украшениях, которые никогда не пользовались таким успехом, как в середине XVIII в. Императорская сокровищница пополнялась новыми ювелирными изделиями и украшениями из золота и серебра, производство которых в этот период многократно выросло. Для пополнения Алмазной, или Бриллиантовой, комнаты приобретались уникальные драгоценные камни, заказывались орденские знаки и выдающиеся ювелирные украшения. Количество ценностей в Бриллиантовой комнате, как ее называли в то время, неуклонно росло за счет новых поступлений. В XIX в. собрание пополнилось всемирно известными историческими камнями, которые составляют ныне особую гордость Алмазного фонда, открытого поля деятельности Гохрана России и представительной части Госфонда России, где хранятся произведения русского и зарубежного искусства, тесно связанного с историей Российского государства. Они отражают процессы экономического и культурного становления страны, превращения России в могущественную державу.

В начале Первой мировой войны, в 1914 г., ценности были перевезены от зоны боевых действий в Московский Кремль.

В 1920 году декретом Совета народных комиссаров для «централизации, хранения и учета всех принадлежавших РСФСР ценностей» было создано Государственное хранилище ценностей Наркомфина – Гохран России.Cогласно Декрету Совета Народных Комиссаров от 3 февраля 1920 г. № 414 советские учреждения и должностные лица обязаны были сдать в Гохран в течение трехмесячного срока все имеющиеся у них на хранении, в заведовании, в переделке или на учете ценности из золота, платины, цветных драгоценных камней и жемгуга. Все вновь поступающие в учреждения ценности должны были сдаваться Гохрану немедленно.

1920 год. Совет народных комиссаров выпустил декрет, обязывающий советские учреждения и должностные лица  сдать в Гохран все имеющиеся у них ценности из золота, платины, цветных драгоценных камней и жемчуга

Для этой цели в распоряжение Гохрана были предоставлены усадебная земля, кладовые и здания бывшей Московской Ссудной Казны по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., дом 3.

В дальнейшем судьба государственных ценностей сложилась в соответствии с выводами комиссии, в состав которой вошли ведущие специалисты Эрмитажа, Исторического музея, Академии наук, Оружейной палаты, Министерства иностранных дел и Гохрана Наркомфина.

Как распродавали главную сокровищницу страны

В истории не найти другой пример столь масштабной и циничной распродажи. В Европе русский императорский двор славился своей богатейшей ювелирной коллекцией. Большевикам досталось внушительное наследство. Но значительную часть его они просто разбазарили. О том, как сортировали драгоценности и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории).

Фотография из французского журнала «L´Illustration». В сопровождающей статье говорилось: «…Это первая фотография, которую позволили сделать Советы после того, как имперские сокровища оказались в их руках…»


Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге. В следующем году в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя в странах они должны были их продать, а полученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. Сначала контроль за агентами практически не осуществлялся, поэтому украдено было гораздо больше, нежели потрачено на подготовку мировой революции.

Дабы пресечь «беспредел», в феврале 1920 года «для централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра в слитках и изделий без них, бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга» был создан Гохран. Голод, начавшийся летом 1921 года, заставил большевиков искать средства на закупку хлеба. К тому же следовало расплатиться с Польшей. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии, помимо этого большевики обязались в годичный срок выплатить Польше 30 миллионов золотых рублей.

Фотография из каталога, составленного под руководством А.Е. Ферсмана, на которой запечатлено несколько исторических алмазов, принадлежавших российской короне. В центре алмаз «Орлов», венчающий императорский скипетр, в настоящее время – в «Алмазном фонде». Слева и справа от него алмаз «Шах», сфотографированный в четырех ракурсах, с надписями на каждой из сторон (Алмазный фонд). Вверху – алмаз, украшающий державу, показанный в трех ракурсах ((Алмазный фонд). Большой бриллиант в нижнем правом углу был продан в Лондоне 16 марта 1927 года на аукционе «Кристи», как лот №100. Этот овальный бриллиант классической огранки, массой около 40 каратов, розоватого цвета, оправленный под брошь, был отобран из числа драгоценностей, обнаруженных в покоях вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Политбюро ЦК ВКП(б) наметило программу реализации так называемых «романовских» драгоценностей. Сначала большевики планировали лишь заложить сокровища, но в конечном итоге драгоценности решили распродавать за рубежом. Прежде чем заниматься сбытом, следовало рассортировать и оценить сокровища. А в Гохране специалистов не хватало. Еще в 1921 году обнаружили хищения, трех оценщиков расстреляли, многих посадили. Поэтому заместитель наркома финансов Краснощеков в Петрограде договорился с экспертами и ювелирами Фаберже, Францем, Котлером, Масеевым, Меховым, Уткиным, Боком. И те приступили к работе в Гохране. Начали с драгоценностей Романовых.

Эксперты изучают драгоценности Романовых и ювелирные изделия из коллекции Юсуповых, найденных случайно в нише стены их фамильного особняка в Москве в 1925г.

После революции в этом особняке разместился Военно-исторический музей. К сожалению, фотография была сделана потому, что эксперты намеревались вынуть камни из их оправ. Справа хорошо видна кучка оправ, уже готовых к переплавке, а большинство извлеченных из них камней, скорее всего, предназначалась для продажи на международном рынке. Эта фотография – наглядное доказательство того, что некоторые из самых блестящих образцов ювелирного искусства французских и русских мастеров были уничтожены.

Дальнейшая судьба ценностей сложилась по-разному. Часть из них по сей день храниться в Алмазном фонде Московского Кремля. Это касается императорских регалий и части коронных бриллиантов. О том, какая это «часть», дает представление следующий факт: из 18 диадем и корон в Алмазном фонде сегодня хранятся только две короны и две диадемы, некогда принадлежавшие дому Романовых. Часть хранится в различных музеях России, являясь жемчужинами экспозиций, таких как ценности «Бриллиантовой комнаты» Государственного Эрмитажа.

Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты. В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни парюры представляют собой великолепные образцы самоцветов времен императрицы Елизаветы – ок.1750г. (Алмазный фонд).

Среди драгоценностей, которые комиссия решила сохранить, был также целый ряд уникальных бриллиантовых украшений времен правления императрицы Елизаветы Петровны. Все бриллианты индийского и бразильского происхождения оправлены в золото и серебро и имеют подложки из цветной фольги, смягчающие холодноватое сверкание камней и подчеркивающие природные оттенки самоцветов.

«Большой букет» - корсажное украшение, выполненное из золота, серебра, бразильских бриллиантов разных форм и размеров (140 каратов) и небольших колумбийских изумрудов ступенчатой или бриллиантовой огранки (50 каратов). Все элементы удерживают тонкие, как перышки, крепления; букет свободно колеблется, отбрасывая отблески при малейшем прикосновении. Меньший по размеру букет с бриллиантовыми цветами и листочками из золота и темно-зеленой эмали.

Бриллиантовый пояс с двумя кисточками, созданный в царствование Екатерины II, предположительно ювелиром Людовиком Давидом Дювалем. Часть пояса была впоследствии использована для создания венчальной короны.

Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. 

Бриллиантовые эполеты. Первые две датируются началом XIX в.; третья – из золота, эпохой Екатерины II. Алмазный фонд.

Большая бриллиантовая пряжка-аграф, скреплявшая мантию Екатерины II, предположительно работы придворного ювелира Иеремии Позье. Ниже – входившие в свадебный романовский набор серьги- вишенки, принадлежавшие когда-то Екатерине II. На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества. Длинные изогнутые дужки серег – твензы – крепились за ушами. Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму. Алмазный фонд.

Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор – единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии – ампира – с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Подобная диадема была создана для дочери императора Павла – Анны, но без крупного камня в центре. Алмазный фонд.

8 марта 1922 года в Оружейной Палате вскрыли ящики с имуществом «бывшей царицы» (вдовствующей императрицы Марии Федоровны). Драгоценностями занимались две комиссии: первая в Оружейной палате разбирала сундуки и описывала вещи; вторая сортировала и оценивала их в Гохране.


«В теплых шубах с поднятыми воротниками идем мы по промерзшим помещениям Оружейной палаты, – вспоминал позже член комиссии академик Ферсман.

Картинки по запросу академик Ферсман

– Вносят ящики, их пять, среди них тяжелый железный сундук, перевязанный, с большими сургучными печатями. Все цело. Опытный слесарь легко, без ключа открывает незатейливый, очень плохой замок. Внутри - в спешке завернутые в папиросную бумагу драгоценности бывшего русского двора. Леденеющими от холода руками вынимаем мы один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей, не видно никакого порядка».

Приглашенные на следующий день Котлер и Франц («ювелиры серьезные», как отметит Троцкий) заявили, что «если бы нашелся покупатель, который бы смог покупать эти ценности, как вещи, то оценка в 458700000 зол. руб.». И это помимо коронационных сокровищ, те лежали в отдельных двух ящиках и оценивались «в 7 с лишним миллионов рублей». Причем осматривались драгоценности очень быстро, в течение полутора часов и без детального определения качества камней. На вопрос озабоченных сбытом большевиков, сколько примерно будут стоить самоцветы, если их продавать как отдельный товар (опасались скандала в Европе, который мог возникнуть в связи с распродажей коронных драгоценностей) эксперты назвали сумму в 162 миллиона 625 тысяч золотых рублей.

Члены комиссии пришли в радостное изумление. Изумляться было чему. Поистине прекрасные драгоценности принадлежали дому Романовых... К примеру, колье бриллиантовое с сапфиром стоило 3 миллиона рублей, бриллиантовые подвески 5 миллионов. Суммы впечатляют. Особенно если учесть, сколько эти сокровища стоят сейчас. В результате такого оптимистичной оценки сокровища быстренько (заметим, опять без составления описей) перевезли из Оружейной палаты в здание Гохрана в Настасьевский переулок. В ящиках из дворца Марии Федоровны, помимо драгоценностей вдовствующей императрицы, хранились редкостные произведения ювелирного искусства. Лишь отдельные вещи позже попали в советские музеи, а остальные по дешевке распродали иностранцам…

Так,например,непревзойденные произведения искусства, 36 драгоценных яиц русского ювелира Карла Фаберже почти все были проданы большевиками за границу. Показательна судьба одного из самых ценных экспонатов - яйца, подаренного императором Александром III своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1887 году.

Картинки по запросу яйца, подаренного императором Александром III своей супруге Марии Федоровне на Пасху

Это яйцо изготовлено из золота и обильно украшено драгоценными камнями; его опоясывают венки из листьев и роз, инкрустированные бриллиантами, а дополняют всё это блистательное великолепие три крупных сапфира. Внутри спрятан швейцарский часовой механизм от мануфактуры Vacheron & Constantin. Во время революции подарок монарха был конфискован большевиками.

Однажды американский коллекционер увидел фотографию этого шедевра в старом каталоге аукционного дома Parke Bernet (сейчас Sotheby's) за 1964 год. Согласно каталогу, раритет ушёл с молотка как простое ювелирное изделие, в качестве изготовителя которого значился некий «Кларк».

Царский подарок был продан за смешные деньги — $2 450. Эксперты воспряли духом, так как стало известно, что яйцо в то время было в Великобритании, и вряд ли до сих пор вывезено за границы страны. Вероятнее всего, нынешние владельцы даже не подозревают об истинной ценности яйца. По оценкам экспертов, его стоимость сейчас составляет порядка 20 миллионов фунтов.

А вот пасхальное яйцо «Ландыши», которое в 1898 году Николай II подарил супруге, стоило 6700 рублей. В 2003 году на аукционе «Сотби» его собирались выставить за 10-12 миллионов долларов.

Картинки по запросу пасхальное яйцо «Ландыши», которое в 1898 году

Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 г. Золото, алмазы, рубин, жемчуг, стекло, слоновая кость.

Одна только супруга американского после Марджори Пост стала владелицей 80 сокровищ из коллекции Фаберже.

Похожее изображение

Марджори Пост с мужем в СССР.1930гг.

Картинки по запросу marjorie post faberge eggs
Картинки по запросу marjorie post faberge eggs
Похожее изображение

Русская коллекция Марджери Пост.

Полякам – лучшие бриллианты

К середине мая в Гохране сортировка и оценка драгоценностей короны, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны была завершена. Вещи «бывшего Романовского дома» разделили на три категории, учитывая в первую очередь ценность камней и их подбор, художественность работы и историческое значение изделия. В первую категорию – неприкосновенный фонд – вошли 366 предметов, оцененные в 654 935 000 рублей, из них украшенные отборными бриллиантами и жемчугом коронационные регалии стоили 375 миллионов. Как докладывал Льву Троцкому заместитель особоуполномоченного СНК (Совет Народных Комиссаров) по учету и сосредоточению ценностей республики Георгий Базилевич, «при залоге этих вещей за границей гарантировано получение 300.000.000 рублей». Изделия второй категории, имевшие историческую и художественную ценность, оценили в 7 382 200 рублей; третьей категории (не имеющие особого значения) - в 285 524 рубля.

По окончании работы заместитель председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны Алексей Рыков поинтересовался у Фаберже и Ферсмана, можно ли реализовать коронационные ценности на заграничном рынке. Те ответили: возможно, хотя торопиться не следует. Но большевики торопились.

Картинки по запросу В 1922 году в Лондоне и Амстердаме изумруды из Гохрана продали под видом добытых на Урале

В 1922 году в Лондоне и Амстердаме изумруды из Гохрана продали под видом добытых на Урале. Через год в Амстердам привезли гохрановский жемчуг и бриллианты. И в дальнейшем большевики продолжали спокойно распродавать бриллианты и жемчуга из Гохрана, но уже в Париже.

Что же касается долга полякам, то и его погашать решили драгоценностями. Базилевич направил Троцкому докладную записку с грифом «Совершенно секретно», где представлял краткую спецификацию оценок ценностей бывшего «Романовского дома и ценностей, переданных Польше по Рижскому договору»:


«При подготовке ценностей для сдачи Польше были отобраны наилучшие бриллианты, жемчуг и цветные камни в запас. Эти ценности по своему качеству являются самым ходовым товаром. Помимо камней Гохраном отобраны для реализации изделия и золота: цепочки, кольца, портсигары, сумки и пр. на сумму 2.728.589 руб...».

Вывоз оптом

Апогеем работы экспертов Гохрана стало появление в 1925–1926 годах четырех выпусков иллюстрированного каталога «Алмазный фонд СССР». Издание было переведено на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей и распространялось в Европе.

Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г

В итоге не заставил себя ждать «ценитель искусства» Норманн Вейс. Он купил вещи из Алмазного фонда оптом, на вес – всего - 9,644 килограмма. Шедевры русского ювелирного искусства обошлись ему в пятьдесят тысяч фунтов стерлингов! В 1927 году оборотистый купец провел в Лондоне аукцион «Драгоценности государства Российского». С него «уплыли» брачная императорская корона, диадема из колосьев, драгоценности императрицы Екатерины II.

Материал, опубликованный в журнале «Sphere» через несколько дней после продажи драгоценностей. Текст на титульном листе каталога гласил:» Ценный ансамбль прекрасных ювелирных изделий, большей частью XVIIIв., которые принадлежали российской короне и были приобретены синдикатом в этой стране. Теперь они реализуются, чтобы можно было произвести взаиморасчет».

Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал - покончил жизнь самоубийством.В предсмертной записке он написал несколько строк: «не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал Палатских ценностей…». 

На фото — Д.Д. Иванов в Круглом зале Оружейной палаты за разбором церковных ценностей

Старший научный сотрудник «Московского Кремля» Татьяна Алексеевна Тутова указывает:Документы нашего архива, изобилующие бумагами, написанными рукой Д. Д. Иванова, запечатлели образ человека глубоко образованного, с обширной эрудицией, позволяющей тонко анализировать сложнейшие проблемы, приводя неопровержимые аналогии из мировой музейной практики; человека деятельного, одарённого, преданного музейному делу, исключительно честного и талантливого руководителя.

Показателен пример: когда в феврале 1933 года Оружейная палата была передана в подчинение комендатуре Кремля, отсюда «на основании словесного распоряжения» коменданта Петерсона были выданы три пасхальных яйца Фаберже. В 1932 году царские сокровища можно было купить в американских универмагах Арманда Хаммера.

Похожее изображение

Арманд Хаммер.

В СССР его называли «выдающимся борцом за мир» и «красным миллионером» — его даже наградили орденом Ленина. Запад знал Арманда Хаммера как прожженного дельца, в спальне которого на видном месте висела табличка с надписью: «Золотое правило: тот, кто имеет золото, тот и устанавливает правила».

Позже он открыл антикварный магазин, в котором продавались пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы в ювелирных окладах Николая II и Александры Федоровны, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной. Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920–1930-е годы было продано 569. Вряд ли можно найти в истории пример столь стремительной и масштабной распродажи драгоценностей.


Интервью историка искусства Надежда Данилевич. 

Появлению Гохрана предшествовал указ о конфискации имущества царя и всей императорской фамилии. Коронные ценности (большая императорская корона, дер­жава, скипетр, алмазная цепь Андрея Первозванного) к тому моменту были в Кремле: их перевезли из Петербурга в Москву ещё в 1914 г. А личные ценности императорской фамилии везли в Гохран из опустевших дворцов со всей страны. Какую-то часть сокровищ уцелевшим представителям дома Романовых удалось взять с собой за границу. Вывезла свой сундучок с драгоценностями мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Спасла свою богатую коллекцию и великая княгиня Мария Павловна: она долгое время отсиживалась в Кисловодске, где власть удерживали казаки, но в конце концов тоже была вынуждена эмигрировать. Несмотря на название, главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддерж­ку своей власти в разорённой стране. Другие государства не признавали Советы и не хотели ни торговать с ними, ни давать кредиты. В ход пошли императорские ценности.

— Какими путями эти ценности уходили из страны?

— Вывозили контрабандой, через дипкурьеров, агентов Ком­интерна. Известный факт: на таможне попался Джон Рид, автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир». Он прятал бриллианты в каблуках своих ботинок. Килограммами сокровища вывозили в Германию, где находилось Западноевропейское бюро исполкома Коминтерна. Его возглавлял авантюрист по кличке Джеймс, который в Гохране по записочке Ленина горстями брал бриллианты и набивал чемоданчик. А поскольку он не был эстетом, то выбирал камни на глазок, покрупнее. От золота принципиально отказывался: слишком громоздкое. Положить конец этому «гнилому делу» пытался Красин, возглавлявший Наркомат внеш­ней торговли. Его возмущало, что ценности уходят за рубеж за бесценок. Уникальные вещи разламывали, из них «вылущивали» бриллианты и жемчужины, золото шло в плавильные печи Гохрана. В архивах сохранились фотографии: рабочие и крестьяне грубо выковыривают драгоценные камни из роскошных диадем. Конечно, украшения Романовых от выдающихся ювелиров стоят очень дорого. А просто караты россыпью — это товар для мелких спекулянтов. Впрочем, была попытка продать уникальное произведение искусства — Большую императорскую корону. Она была создана ещё при Екатерине Великой, которая хотела на коронации ослепить весь мир и показать, как богата и величава Россия. 5 тыс. бриллиантов, более 70 восточных жемчужин безупречной формы и красная шпинель (драгоценный камень. — Ред.) в 400 каратов! Эта корона переходила с головы на голову всех Романовых, вплоть до Николая II.

Венчальная корона императрицы

— Не нашли покупателя?

— Сделка была тайной. О ней узнали на Западе, подняли большой шум: большевики профукали золотой запас, хотят получить кредиты. А чем будут расплачиваться?! И тогда власти решились вроде бы на умное дело — продемонстрировать сокровища Гохрана народу. Смотрите, цари нас грабили, а теперь всё награбленное принадлежит рабочим и крестьянам. Невиданное было зрелище, в декабре 1925 г. на трескучем морозе стояла очередь. А сверхзадача была другая — найти покупателя. Выставку посетил весь дипломатический корпус. Правда, интересных предложений не поступило. И огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. С большим трудом мне удалось найти этот исторический каталог. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.

Жемчужная диадема

— Как же удалось сохранить то, что мы сегодня видим в Алмазном фонде?

— За эти экспонаты боролись музейщики, порой ценой своей жизни. Процессом сбора и продажи ценностей руководили безграмотные люди, не испытывающие никакого пиетета перед историей и искусством. Наоборот, они люто ненавидели всё, что было связано с императорской фамилией. Например, начальником Золотого отдела Гохрана был назначен главный палач царской семьи Яков Юровский. Гохран сотрясали неприятные истории — кражи, доносы, расстрелы. Специалисты не хотели работать в таких условиях. Большевики принуждали оценщиков к сотрудничеству радикальными методами. Ювелира Агафона Фаберже 3 раза водили на расстрел! На третий раз у него сдали нервы и он согласился работать на новую власть. В составлении описи царских драгоценностей оценщики видели огромную пользу для истории. Судьбу задокументированных вещей можно будет проследить. Составляя перечень произведений ювелирного искусства разных стилей и эпох, специалисты надеялись убедить большевиков не продавать их. Иногда это удавалось. Но много было неучтённого, пропавшего. Тот же Юровский привёз с собой из Екатеринбурга личные драгоценности убитой царской семьи и передал их коменданту Кремля Малькову. И больше этих сокровищ никто не видел...

— Можно ли оценить масштаб потерь?

— Более или менее понятна ситуация только с коронными ценностями. В том списке, что составили эксперты, 773 предмета. В Алмазном фонде сегодня можно увидеть только 114 вещей. Сделать вывод о том, сколько личных ценностей было утрачено, невозможно. На аукционах «Сотби» и «Кристи» я видела их много раз.

— Когда большевики прекратили распродажу ценностей?

— Её остановил Сталин в 1934 г. Предполагаю, что он не думал о художественной или исторической значимости «цар­ских безделушек». Но увидел, что прибыли мало, а ущерб для репутации партии огромный. Русские эмигранты на Западе не молчали. Нужно было решать вопрос об индустриализации страны, выходить из политической и экономической блокады. В глазах Запада выглядеть варварами не хотелось...

Дальнейшая история Гохрана — достойная. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении и приумножении сокровищ. Куда прежде всего рвутся иностранцы в Москве? В Кремль! Увидеть легендарный Алмазный фонд, перед блеском которого всё мерк­нет.

источник:vpk-news,cyrillitsa.ru,gokhran.ru,aif.ru

Подпишитесь на наш
Блоги

Тайны Гохрана

18:07, 24 марта 2018

Автор: mari-mari

Комменты 36

Аватар

Если бы эти ценности действительно шли на оказание помощи голодающим в Поволжье,Украине,Казахстане и т.д. никто бы и слова не сказал. Так ведь сокровища,которые собирали веками, были профуканы большевиками за бесценок,и об этом как раз ясно говорится в статье.Все эти "филантропы"приезжали в Россию не на экскурсии,а с целью пополнить свои коллекции по смешным ценам,ибо большевики не знали истинной стоимости свалившимся на голову богатством,а денежки на мировую революцию ой как были нужны.Раньше так с папуасами торговались,за блестящие бусы брали ценное сырье.А как распродавали Эрмитаж?Стыдно перед предками и потомками.

Комментарий был удален

Аватар

Про воровство .. прочитайте про Ларису Рейснер, не такие масштабы, но очень показательно

Аватар

На эту тему есть отличное произведение Юлиана Семёнова "бриллианты для диктатуры пролетариата". Конечно, там много художественных дополнений и вымысла, но и с архивными документами Семёнов поработал тоже.

Аватар

Спасибо за пост. очень познавательно.

Подождите...