Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Европейские ученые заявили об угрозе "экологического Армагеддона"

Европейские ученые заявили об угрозе "экологического Армагеддона"

Европейские экологи в опубликованной в PLoS ONE статье заявили, что биомасса летающих насекомых в национальных парках Германии за 27 лет снизилась на 76 процентов. По мнению ученых такая тенденция может привести к "экологическому армагеддону".

Погодные колебания, использование земель и изменение среды обитания не объясняют такого падения и ученые пока что не могут найти его причины, отмечает N+1.

Летающие насекомые играют огромную роль в функционировании экосистем. По оценкам исследователей, они опыляют 80% дикорастущих растений и служат кормом для 60% птиц, а также для многих млекопитающих и амфибий. Сейчас по неизвестной причине численность и разнообразие летающих насекомых падают. Согласно недавнему исследованию, за период с 1990 по 2011 годы количество луговых бабочек в Европе сократилось на 50 процентов. То же происходит и с численностью пчел, шмелей и мотыльков.

По мнению авторов новой статьи, подобные исследования часто ограничены некоторыми хорошо изученными видами, а общая картина может быть иной.Чтобы оценить масштабы проблемы, исследователи проанализировали изменение массы летающих насекомых за 27 лет, с 1989 по 2016 годы. Они расставляли большие марлевые ловушки с марта по октябрь каждого года в 63 природных защищенных зонах в разных местах Германии, а пойманных насекомых взвешивали.

Также ученые отмечали, как некоторые факторы (изменение погоды или условий обитания и использование земли людьми) влияли на уменьшение численности летающих насекомых.

Чтобы проанализировать влияние погоды, ученые собирали данные со 169 климатических станций. За использованием земли они следили с помощью аэрофотосъемки лесов, природных лугов и сельскохозяйственных угодий, сделанной в разные годы. Изменение условий обитания ученые отслеживали, пересчитывая количество и разнообразие растений вблизи ловушек. Также они анализировали условия, в которых росли растения, в том числе содержание азотистых соединений и кислотность почвы, температуру и влажность воздуха.

Оказалось, что в среднем от сезона к сезону биомасса насекомых с 1989 по 2016 годы упала на 76 процентов. В середине лета эта цифра уменьшалась до 82 процентов. Таким образом, считают авторы исследования, уменьшение численности отдельных видов бабочек, мотыльков и пчел повторяет общую тенденцию к снижению количества летающих насекомых в Европе. Причем факторы, которые проанализировали ученые: погодные изменения, условия обитания и землепользование, влияли на падение массы насекомых только в отдельных местах, но не влияли на тенденцию в целом.

Исследователи отмечают, что, возможно, причинами могут быть факторы, которые они не учли - климатические изменения, например, длительные засухи, или использование инсектицидов и удобрений на полях и круглогодичная обработка почвы. Возможным объяснением может быть также то, что все охраняемые территории, где ученые ловили насекомых, располагались по соседству с сельскохозяйственными угодьями. Тем не менее, чтобы понять причины происходящего, нужны более масштабные исследования, отмечают авторы.

"Похоже, что мы делаем огромные участки земли непригодными для большинства форм жизни, сейчас мы на пути к экологическому Армагеддону. Если мы потеряем насекомых, все рухнет", - цитирует издание The Independent профессора Дэйва Гулсона из университета Сассекса, принимавшего участие в исследовании.

Количество летающих насекомых уменьшается не только в Европе. Два года назад ученые сообщали о загадочной болезни, которая уничтожила 42 процента пчел в США, а недавно появилось сообщение о резком падении численности бабочек-монархов в Северной Америке.

ИNТЕRFAX