Навеяло постом про образование в Америке (http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/142946_shkolnoe-obrazovanie-v-ssha ), и даже больше, комментариями под ним.

Российская система - предмет гордости большинства россиян. И хоть родители, дети которых ходят в школу, постоянно ее ругают и пишут негодующие посты в соцсетях, когда заходит речь о, к примеру, Американских школах, наши школы сразу же становятся лучшими. Но я вижу в нашей системе образования пару моментов, которые стоило бы улучшить, и мне интересно узнать ваше мнение.


Я вспоминаю школу с теплотой и легкой грустью. И совсем не потому, что мне было там как-то особенно хорошо. Напротив, осталось ощущение потраченного впустую времени. И вроде было весело и временами даже интересно, а вспомнить особенно нечего.

Оглядываясь назад, а школу я закончила в 2004, понимаю, что было много совсем ненужного материала, а тех знаний, которые так нужны в жизни мне не дали:(



Химия. Вот зачем мне все эти длиннющие формулы солей и оксидов с молярными массами? Нигде, кроме как в шутках про спирт и в рекламе воды H2O я с формулами не сталкивалась. Неужели я одна такая? Гораздо полезнее и интереснее было на лабораторных по химии, где мы могли все потрогать, понюхать и своими руками создать новое вещество из двух старых. Вот это было круто! Только у нас таких лабораторных было раз, два и обчелся, потому что денег на покупку реагентов никто не выделял, а школа государственная. Поэтому вместо интересной живой химии мы решали скучные задачи и зубрили таблицу Менделеева. Спроси меня сейчас, что произойдет в результате реакции серы с хлором, я умру, но не вспомню.



Физика. Несмотря на такое же, скорее теоретическое изучение, показалась намного интереснее и полезнее химии. Она кругом, эта физика, и школьные знания помогли не раз, так что, спасибо:)

Музыка. Много ли дали мне школьные уроки музыки? Нет. Ходила в музыкалку, где было в разы интереснее, чем унылое мычание класса под бодрый стук маникюра нашей учительницы по клавишам старого пианино в обычной школе.



Физкультура... Вот тут то и кроется один из самых главных вопросов, который я планировала задать в этом посте. Какого черта на физре дети стадом носятся по залу и сдают какие-то нормативы? Прыгают через козла? Висят на канатах? Играют в волейбол? Это можно и дома во дворе делать с куда большим энтузиазмом!



А вот чему не учат, так это тому, какие мышцы за что отвечают. Как устроено тело девочки (мальчика) и какие нагрузки нужны чтобы всегда быть здоровой и красивой. Чего нельзя есть и что, наоборот, нужно, чтобы тело правильно развивалось и, что немаловажно, не болело! Какие комплексы упражнений делать, если болит спина после дня за партой? Как не допустить появление целлюлита? Основы йоги, карате, бокса, пилатеса. Хотя бы кратко, для общего развития. Почему все это я должна узнавать у тренера в спортзале спустя 10 лет после школы??? За деньги! Когда с 1 по 11 класс было потрачено пару сотен часов на никому не нужный бег по кругу по спортзалу (утрирую, конечно, но все же).



Ок, с физрой понятно. Но во взрослой жизни, к которой нас должны готовить в школе, никуда без стрессов. А как с ними справляться как раз не учат. Вообще было бы неплохо ввести хотя бы начальный курс психологии, чтобы дети понимали, почему другие делают то, что делают, и как с этим справляться. Признаки гнева, лжи, манипуляций. Разве дети сами не страдают от этого каждый день? И никто их не учит справляться со своими внутренними проблемами.

Ладно, сейчас в некоторых школах есть психолог, к которому в теории можно подойти и он поможет. Но почему бы не дать детям примитивные инструменты и знания по психологии сразу? Дети ведь очень тонкие психологи в силу подвижного ума и наблюдательности. Непонятно... Зато потом мы с интересом висим на форумах, проходим тесты и определяем свой психотип. А уж про неприкосновенных интровертов, коими считают себя почти все, потому что это модно, я вообще молчу.

Логика и риторика. Очевидно, что это все должна включать в себя литература. Но как-то в рассуждениях о том, почему Раскольников хотел быть наказанным за свое преступление и бесконечными листами текста Войны и Мира не до этого было. Эти романы надо читать когда тебе лет 20-25. Они шикарны, атмосферны, вкусны. Но не в 14-15, когда еще надо домашку по химии сделать и контрольная по алгебре на носу. А тут сиди, читай всю эту скукотень... У меня по литературе была пятерка просто потому, что наплести вдохновенно о чем угодно я могла даже не читая книгу, а уж если читала, то меня было не остановить. Но все это мало общего имеет с элементарной логикой и риторикой, которые, как я выяснила на журфаке, были очень полезны и вообще не про литературу. Если бы детям в школе преподавали логику, может быть тогда было бы меньше историков по образованию, работающих менеджерами по продажам. Нет?



Я уже молчу про труды, где девочек учили шить фартук и после мытья стекол протирать их газетой. Газетой, КАРЛ! Я конечно, взрослая девочка, но уже тогда были фейри и прочие достижения бытовой химии, которые прекрасно заменяли собой и соду, и газеты. А уж если бы нас хотели научить экологически чистому ведению хозяйства, типа мойте содой и горчицей посуду, чтобы окружающую среду не отравлять, тогда рассказали бы как правильно утилизировать бытовые отходы, как устроена система обеспечения жизнедеятельности в городах, как выглядит водоканал и очистные и почему нельзя выкидывать батарейки в мусор, и прочее, о чем узнаешь уже сама после школы.



Мой поток мыслей получился сумбурным, но, думаю, суть вы уловили. Да, у нас в России сильная и разносторонняя программа. Но неплохо было бы адаптировать ее к реальной жизни и давать детям то, что точно пригодится им после школы, а не мучить их формулами, которые если ты не хочешь поступать на химфак, тебе никогда не пригодятся.

Всем мамам и папам, делающим домашку со своими детьми, терпения и юмора! Вспомните, как вы сами пыхтели над всей этой бредятиной, и не будьте слишком строгими:)

Подпишитесь на наш
Блоги

Каких уроков мне не хватило в школе

23:42, 22 мая 2017

Автор: una_007

Комменты 296

Аватар

Я бы добавила юриспруденцию (чтобы у детей было базовое понимание своих и чужих конституционных прав, понимание, что "права одного заканчиваются там, где начинаются права другого) и основы экономики (как выше писали, чтобы дети разбирались в банковской системе - что такое вклады, почему не нужно их брать, т.к. они часто ведут к дефолту). Также вернула бы астрономию. Но соглашусь с выше отписавшимися, что проблема наших школ не в количестве предметов, а в качестве преподавания - нас не учат применять знания в жизни, поэтому после сдачи экзамена все формулы улетучиваются из головы.

A

Прекрасный пост, думаю то же самое про наше образование. Много ни к чему не привязанной теории, практически ноль прикладной информации (отчего теория забывается после первой же удачно написанной контрольной работы). Ужасает количество несогласных в комментах - вот из-за такого закоренелого менталитета Россия и плетется в хвосте цивилизации. Нам ничего нового не надо, мы свято верим, что в нас развивают логику и готовы еще несколько сотен лет бегать кругами по спортзалу. "Такое у нас образование! Какие мы умные! Сколько наших специалистов за границей работает!" Однако компьютер перед вами вряд ли российского производства, интернет тоже вроде не русские изобрели, продукты питания стараемся закупить иностранные -ведь у нас даже примитивное вино нормально сделать не могут. Про одежду вообще молчу. Давно вы надевали вещь российского дизайна? Если русские наконец научились делать какой-то продукт прилично, тут же следует оговорка - "по итальянской", "немецкой", еще какой-то технологии. А наша собственная где?! А почему наши российские бренды отшивают одежду и обувь в Италии, Китае или Турции? Вот где, где все это ваше невероятное российское образование применено в реальной жизни? Литература у нас мощная, хорошо. Но вы знаете, читаю статьи и книги "тупых американцев" - шикарные попадаются тексты. Даже взять глянец - читали в оригинале американский или британский Воги, ? А почитайте. И сравните с нашим. И еще, заметьте, куча народу мечтает свалить из такой благополучной и высокообразованной России, а кто свалил - не торопится почему-то возвращаться. Я считаю, что русские в большинстве - очень мозговитая нация, и именно мощный врожденный интеллект помогает нам превозмочь нашу дебильную систему образования. Не вырасти засчет нее, а продраться сквозь нее, этот интеллект не растеряв. Этот наш умственный потенциал да развивать бы грамотно - да мы бы уже неизвестно где были. Российская школа же прививает мысль о том, что если ты выучил формулу - ты поумнел. А это не так.

Аватар

в Америке, если не ошибаюсь, в средней школе сам выбираешь факультатив - и это очень хорошо. подросток сам выбирает в каком направлении ему двигаться, на чём сосредоточиться, и принимает ответственность. у нас все сидят со скучающим видом и рассматривают трещины на стенах. а потом начинается в 17 лет: ой ну не знаю, мама говорит идти на экономиста. психология, профориентация, литература и иностранный язык хромает. не помешали бы уроки сексуального воспитания. в этом плане образование у большинства подростков не на нуле, а в минусе. некоторые до сих пор думают, что СПИДом болеют только гомосексуалисты и наркоманы. рассказать им про трипперы-герпесы-контрацепцию. может сократиться повальное чпоканье с последующим поколением тупых детей, воспитанных такими же мамашами и папашами. и самая главная прелесть - учителя, вместо материала обсуждающие с классом свои личные проблемы.

A

Ну подождите... в Америке детей тестируют для определения их склонности к определенным наукам, проводят ярмарки профессий (когда ребенок может попробовать себя в разной роли и узнать об этом больше), в классы приходят родители и рассказывают о своей работе, отвечают на вопросы. У кого из нас было конкретное представление не просто о том "кем я хочу стать", а о том, чем этот "кто-то" занимается из дня в день? Поэтому у нас процентов 70(а может больше) выпускников работают не по профессии. Нашим школам не хватает приближенности к реальной жизни, я считаю. Разница нашей и западной системы образования в том. что нам прививают теоретическое мышление, а им логическое, им дают практику. Я в школе училась хорошо, но меня учили всему и в то же время ничему конкретному... К тому же мне понравилась идея перемешивания классов каждый год. очень полезно для социализации ребенка, выработка навыков общения.

Аватар

А мне мама рассказывала, что шить ее научили именно на уроках труда в школе, до сих пор у нее тетради сохранились, очень толково там основы описаны

Подождите...