Опубликовано пользователем сайта

Говорят, что...

Психологическая интерпретация наших любимых сказок

64
Психологическая интерпретация наших любимых сказок

Сказки - неотъемлемый атрибут нашей жизни.  С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни. Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо. Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка
Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки.  Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери. Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему. Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни. 

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» - это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность.  Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий. Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца. Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.
Красная шапочка В «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях. Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников. В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси. Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», - и мстят им при первой возможности.

Красавица и чудовище "Красавица и чудовище" содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: "Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его". Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики. В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг. Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение - обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия ("А ты не пробовала...?") Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде "как помочь вашему мужчине стать...", в то время как советы вроде "как помочь вашей женщине стать..." фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть. Почему идея превратить несчастного, больного или "нехорошего" мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам. Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать - это, похоже, является нашим моральным долгом. К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

РусалочкаСказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца. Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет. В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую. Русалочка  пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает. Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения. А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ. В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

Оставьте свой голос:

819
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

gafwaf
gafwaf

"Золушка никогда не просила себе принца. Она просила выходной и красивое платье"

Crystal_orchid
Crystal_orchid

gafwaf, Золушка, очень древняя сказка, и возникла во вроемена, когда средняя продолжительность жизни у мужчин была 25-27 лет, а у женщин на 5-7 лет короче, так как они умирали во время беременностей и родами, и редко доживали до взросления своих дтей, а отцы женидись снова и снова. А мачихи плохо относились к детям мужа от предыдущих жен, не говоря уже о том, что в те времена к детям , пол нашим меркам, вообще, плохо относились.

44444
44444

Комментарий скрыт модератором

gafwaf
gafwaf

Да и оригинал Красной шапочки,автор, боюсь вас удивит.... уж не помню про срдержимое корзинки, но в конце волк просит раздется девочку и она подчиняется ему

Lizbeth
Lizbeth

gafwaf, а оригинал -это что? У этой сказки столько версий, но такую вот я никогда не видела.

gafwaf
gafwaf

Lizbeth, оригинал это народная немецкая сказка.
Вообще немецкие сказки очень жестоки....
Шапочка встречает не волка а оборотня рассказывает ему, куда идёт. Тот обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье и одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, оборотень предлагает ей поесть. Она ест его угощение, ложится рядом с ним и задает свои вопросы "почему уши, волосы и руки". В итоге оборотень съедает девочку.
И никаких дровосеков!

Lizbeth
Lizbeth

gafwaf, какая милая история )) Но версия Перро, где пришедшие дровосеки вспороли брюхо волку, тоже очень детская и милая ))

gafwaf
gafwaf

Lizbeth, мне она тоже очень и очень нравится.

MrMagpie
MrMagpie

Lizbeth, Перро писал сказки не для детей. Тем более странно, что эта жестоко убивающая волка версия-таки осталась в сборниках детских сказок

gafwaf
gafwaf

MrMagpie, я даже думаю что он писал не "сказку" в нашем современном литературном понятии.
Надо разобраться с семантикой этого слова. Это какой то фольклор, частично вымышленный, частично основанный на реальных событиях.

MrMagpie
MrMagpie

gafwaf, сказка и не была "детским" жанром, просто со временем именно в сегменте детской литературы закрепилась - уж очень удобной формой оказалась. Во времена Перро это был "низкий" жанр, не для утонченных аристократов, собственно, Шарль его из этих низов и вытащил в салоны. Сказка в фольклоре - это вообще отдельная тема, а сам фольклор - отголосок архаичных времен и совсем другого мышления, скорее всего, это какая-то общая закономерность развития психики, потому что одни и те же сюжеты встречаются у разных народов, даже изолированных. Очень интересная тема, на самом деле.

legna
legna

gafwaf, не только немецкие сказки жестокие, русские народные, которые без обработки тот еще ужас. Они же функцию наставлений несут и воспитания, а не просто волшебные рассказы. Подозреваю, что у многих народов тоже самое

Tat-i-ana
Tat-i-ana

legna, скандинавские! Вот где был ужас для меня, маленькой советской девочки)) Да еще и с иллюстрациями под Босха (забыла имя художника)

SergShaptsoff
SergShaptsoff

gafwaf, что то похожее в сказке "3 медведя", только там главный герой не Машенька а старушка и в завершении истории медведи забрасывают ее на шпиль собора, эпилог "присмотритесь она там до сих пор висит")))

gafwaf
gafwaf

SergShaptsoff, дикари!

MrMagpie
MrMagpie

Lizbeth, ну одни из первых записей сказки как раз с кровищей, каннибализмом и подчеркнутым сексуальным подтекстом. Потом распространенный сюжет был литературно обработан, излишняя жесть убрана.

tangomania
tangomania

gafwaf, да в практически в любом оригинале народной сказки разврат и расчленена.

gafwaf
gafwaf

tangomania, да! Там такая жуть! Лучше миленькие детские истории с моралью, как по мне. И без всякого сексуального подтекста.

tangomania
tangomania

gafwaf, найдутся те, кто подтекст отыщет)

gafwaf
gafwaf

tangomania, я не против, но с описанным у автора подтекстом я не согласна. Автор как раз упоминает оригинал, а если и копать, то хотя бы так: шапочка это невинность, и она по глупости, незнанию и неопытности, поверив на слово отведала "угощение"(каннибализм это секс) и в итоге должна понести расплату за это (волк ее убивает).
Я недавно фильм Оно смотрела, прям сюжет идентичный))))

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Итоги года — 2018: лучшие зарубежные фильмы
Дарья Мельникова и Артур Смольянинов стали родителями во второй раз
Гламурный casual: Меган Фокс в леопардовой шубе и рваных джинсах на шопинге в Лос-Анджелесе
Модный дайджест: от Меган Маркл в запросах Google до сюрприза фанатам сериала "Династия"
Надежда Оболенцева, Юлианна Караулова и другие на предновогодней вечеринке ювелирного бренда
Наталья Водянова повеселилась на вечеринке в Ереване в элегантном платье местного бренда
"Ангел" Victoria's Secret Тейлор Хилл опубликовала селфи без макияжа и рассказала о борьбе с акне
Кайли Дженнер в прозрачном платье снялась в семейной рождественской фотосессии
Надежда Михалкова, Александра Бортич, Гарик Харламов и другие на премьере фильма "Полицейский с Рублевки"
Бьюти-дайджест: от Кары Делевинь в рекламе Dior до самых популярных бьюти-запросов года в Google
Папа на все руки: Брэдли Купер сводил дочку на развивающие занятия в Лос-Анджелесе
Тренд дня: учимся сочетать разные принты вместе с Сарой Джессикой Паркер
Энн Хэтэуэй, Ума Турман, Джессика Честейн и другие на бродвейской премьере спектакля "Убить пересмешника"
Мелания Трамп посетила детский госпиталь в преддверии Рождества
Битва платьев: Диана Крюгер против Рози Хантингтон-Уайтли
Кендалл Дженнер стала самой высокооплачиваемой моделью 2018 года по версии Forbes
СМИ: Джон Майер флиртует с Кортни Кардашьян и готов закрутить роман
Лили-Роуз Депп и Летиция Каста снялись для обложки французского глянца