Мы часто публикуем дома ценителей и собирателей искусства и всегда слышим от них одно и то же: «Я начинал строить дом для себя, а теперь в нем живет моя коллекция». Резиденция Умара Джабраилова в Москве — совсем другое дело. Здесь нет гнетущей атмосферы музейного запасника. Произведений мало, потому что сюда допущены лишь лучшие из лучших, но даже они расступаются перед главным шедевром коллекции — спокойной водной гладью и деревьями за окном. Этот дом не стремится никого поразить. Никаких башенок, портиков, фронтончиков, острокрылых крыш, кованых безумств, ставших непременным атрибутом нашей российской жизни. Честная серая коробка, облицованная спокойным камнем, честная белая начинка, раскрытая в сторону береговой линии. Оно и понятно. Строили здание знаменитые Савайя и Морони, работы которых обычно прямиком попадают в Музей Виктории и Альберта, строили в соавторстве с хозяином резиденции Умаром Джабраиловым. Что же касается интерьера и, главное, его наполнения произведениями искусства, то тут руку на пульсе держал итальянский абстракционист Альдо Рота. Хотя он скромничает и всячески умаляет свое участие в проекте, но тем интереснее было его расспросить и посмотреть на ситуацию глазами человека из мира искусства. Причем искусства западного.

ELLE ДЕКОР Почему здесь все такое белое? Полторы тысячи метров сплошной белизны — это не слишком? АЛЬДО РОТА Думаю, белизна выражает идею пустоты, переходящей в живую природу. Здесь же удивительное место! Вода, трава, животные. Никогда и не скажешь, что ты в Москве. Отсюда до центра минут 20 на машине. Так вот, эта идея естественного перехода жилого пространства в природную среду очень современна. Ну а в этом доме, если вы заметили, все завязано на современности. ELLE ДЕКОР Что было первично в этом проекте — дом или коллекция? АЛЬДО РОТА Дом. Хотя Умар прирожденный коллекционер, у него отменный глаз, глаз знатока, отточенный и натренированный. В его запасниках огромное количество картин. Но в том, что касалось этого дома, он не отталкивался от коллекции. Он отбирал вещи скрупулезно, с большим вниманием. У него действительно вкус продвинутого ценителя, способного заглянуть будущее. Мне не доводилось встречать в Москве людей с таким вкусом. При этом Умар любит послушать и чужое мнение.

ELLE ДЕКОР Нет ли риска, что дом превратится в музей или галерею? АЛЬДО РОТА Нет, это жилое пространство, хотя и очень современное. Здесь много личных штрихов, например фотография дочери Умара. Только у человека с узким кругозором могут возникнуть ассоциации с музеем. Где-нибудь в Швейцарии или Америке такой вопрос даже не встал бы. Это как с абстрактным искусством — люди спрашивают: что это значит? А ничего это не значит, кроме того что вам нужно включить мозги и запустить воображение. Этот дом никогда не превратится в галерею еще и потому, что галерея подразумевает накопление экспонатов. Здесь же мы стремились, напротив, ограничить число вещей. Я говорил Умару: «Давай сделаем дом, где вещей будет немного, но они будут очень красивыми. Когда ты от них устанешь, просто отвезешь на склад и поменяешь на другие».

ELLE ДЕКОР В таком пространстве так и тянет поставить какую-нибудь крупную форму. Скульптуру, например. АЛЬДО РОТА Я не терплю скульптуру в закрытом помещении — только под открытым небом. Умар с этим солидарен. Так что нет, мы отказались от крупных форм. Здесь царит ощущение пустоты и чистоты, ощущение, что для жизни много не нужно. Дом не должен превратиться в коллекцию пылесборников, хлама, который нужно бесконечно чистить и обметать.

ELLE ДЕКОР Дом — 1500 метров, гостиная — 210 метров. По-вашему, чем больше места, тем лучше? АЛЬДО РОТА Это, наверное, снобизм, но в клетушке я бы застрелился. Мне нужен простор, и в этом мы с Умаром опять же полностью совпадаем. Некогда буржуа покупали большие дома, чтобы наполнять их вещами, мы же не стремимся убить пространство, заставив его чем-то, мы хотим сохранить его.

ELLE ДЕКОР Русские и итальянцы по-разному смотрят на свои дома? АЛЬДО РОТА Абсолютно по-разному. В России многое делается напоказ. В Италии даже очень богатые люди стараются жить скромно, не выпячивая своих денег. ELLE ДЕКОР Как бы вы описали этот дом одним словом? АЛЬДО РОТА Волшебный. Невозможно поверить, что ты находишься в Москве. ELLE ДЕКОР Нужно ли здесь еще что-то доделать, изменить? АЛЬДО РОТА Нет, такой необходимости нет, но, если она возникнет, нужно просто построить новый дом.

ФОТО РЕТО ГУНТЛИ (RETO GUNTLI) ELLE Декор апрель 2010 (часть 1)

Подпишитесь на наш
Блоги

В гостях у Умара Джабраилова

17:50, 21 апреля 2010

Автор: Aerin

Комменты 23

Аватар

"Только у человека с узким кругозором могут возникнуть ассоциации с музеем." Видимо у меня узкий кругозор :S

S

и такого красавца британца кастрировать повелел...

Аватар

Мне дом нра). Единственно с чем не соглашусь, так что это белая пустота переходит в природу. Никуда она не переходит, она лишь фон на котором можно разместить что угодно или ничего.

P

кот клёвый :))))))

G

a ja v podobnom zivu.... nu podeshevle konechno.... ochen nelublu minimalizm... no muz takoj postroil tak chto vibirat neprihodica........snachalo stanno kak to bilo........... a potom niche privikaesh........

Подождите...