Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Красавица и чудовище

108
Красавица и чудовище

Мало кто знает, что «Красавица и Чудовищ» остается самым успешным проектом Диснея за все время существования Диснея. Я считаю, это, конечно, неслучайно. Там все — и гимн женщине, и ода феминизму. Плюс гений композитора. Как результат, четыре номинации на Оскар.

Многие думают, что это сказка о Красавице. Я предпочитаю думать, что это история о Чудовище. О слишком хороших девочках, таких хороших, что они перестают чувствовать себя живыми.

Еще это о сексуальности.

О том, что у общества на нас всегда свои планы, и с чего бы им учитывать наши желания? О своих желаниях либо мы заявим сами, либо они так и останутся неучтенными.

В общем, как всегда, полифония сюжетов.

Любой выпускник гуманитарного факультета знает, что история про девушку и зверя с 16 века, а то и раньше, гуляет в европейском фольклоре, обозначая вехи женской инициации. Аленький цветочек – как символ девичьей вагины, как метафора ужаса, волнения и стыда первых месячных и пробуждения сексуальности. Зверь, который предлагает девушке взамен ее любви к отцу (здравствуй, Фрейд) кое-что поинтереснее. Обретение новой женской роли, а вместе с ней – новых богатств, то есть прав и возможностей.

Все это есть и у Диснея, но как мелодия второго плана.

Все-таки к 1991 году девичья невинность мало кого интересовала. Зато многие интересовались юнгианским психоанализом.

И мы давайте посмотрим на «Красавицу и Чудовище» с позиций Юнга, как на сновидение, в котором разыгрывается внутренняя драма женщины, и каждый персонаж – часть ее внутреннего мира.

Вот Бэль, та часть личности, которая хорошо осознается и абсолютно одобряется обществом. Воплощение того, что называется «милота и няшность», прелестная, безмятежная и странненькая. В терминах Юнга это будет Персона (потом, если что, придут юнгианцы и меня поправят).

Вот ее отец, странноватый чудак, абсолютно беспомощный. С ним нужно нянчиться, лечить, утешать, кормить с ложечки, в общем, вынужденно Бэль осваивает по отношению к нему материнскую роль.

Но эта роль – еще не женская в чистом виде. Это роль сиделки, той, кто обслуживает психологические потребности других, и пока еще смутно осознает свои желания.
Некоторые на десятилетия застревают в этой точке.
У них уже и семья, и трое детей, и шестеро внуков, а они все еще не знают другой психологической роли, кроме угождения другим.

Но главный персонаж сновидения Бэль невидим, его как будто нет.
Это мать.
Где мама Бэль? Об этом в мультфильме ни слова. Умерла? В депрессии? Сбежала? Слишком занята на работе? Рядом с ней нет никого, кто был бы ее проводником в мир женственности, ее ролевой моделью и опорой. Пустоты заполняются книжными сюжетами и романтическими фантазиями. В общем, с тем, как это - быть женщиной, Бэль предстоит распутываться в одиночку.

И тут возникает соблазн сказать, что она и в начале мультфильма женственна, и с чем еще тут разбираться. Но жители деревни хором поют о ней: «Она идет, как будто неземная!» - а это настораживающий комплимент, она и правда как бы не в контакте с реальностью. И с людьми у нее не очень ладится. Бэль – сферическая девушка в вакууме, и чего-то ей не хватает, какого-то базового элемента.

Ей не хватает агрессии.

Она напрочь лишена агрессии, даже в той дозе, которая нужна, чтобы сделать шаг по направлению к другому, заявить о себе и убедительно защитить свои интересы. Я могу показать на примерах, но тогда будет скучно пересматривать мультфильм (а ведь там гениальная музыка). Бэль никто не учил драться, в ее книжках, вероятно, агрессия и прекрасные девы были разнесены по разным главам. Ее природная агрессия отсечена от сознания и глубоко утоплена во мрак, где бродят тени и ужасные чудовища. Она сама – Тень. И сама – Чудовище.

Бэль незнакома со своим внутренним Чудовищем, и это внутренне ее парализует. Она не может испытать и страсти, потому что страсть – захватывает, требует тебя целиком, требует целиком другого человека, сметает границы, что тоже чудовищно. Она до конца не ощущает себя живой и принадлежащей этому миру, потому что освоение мира – да, тоже замешано на здоровой агрессии. Она даже разлепиться с отцом не может, потому что и тут нужен агрессивный заряд, причем немалый (но в конце концов именно папа вызовет Чудовище к жизни!).

И символично, что в той сцене, где Бэль в конце концов с Чудовищем встречается, вначале она видит отразившуюся в дверном проеме жуткую Тень.

Так иногда мы ужасаемся тому, что обнаруживаем в глубинах души, и отказываемся признавать это своим. Бешенство, ярость, возбуждение, страсть, ужас. Чур меня, чур, унесите пудинг.
И кажется, что эти новые силы сносят всю нашу жизнь до основания, все коверкают и разрушают. Приоткрываешь им калитку – и вот уже калитка болтается на одном гвозде, руины дымятся, а мы опозорены. Во всяком случае, есть момент, когда Бэль кажется, что она потеряла все – семью, отца, прежнюю себя, и от ее ванильных фантазий камня на камне не осталось. Мы с вами догадываемся, что это не так, но ужас женщины, вдруг обнаружившей в себе Чудовище, не надо недооценивать.

И дальше – очень, очень медленное, шаг за шагом, приручение внутреннего монстра.

Чудесная сцена, где Бэль попадает на пир, и перед ней танцуют чайники, чашки, подсвечники – картина новой, оживающей перед ней и внутри нее, палитры чувств и вкусов. Когда тело пробуждается, еда – первое доступное ему удовольствие.
Можно пробовать новое. Открывать удивительное. Рисковать и нарушать запреты.


Следующий и логичный шаг – сексуальные эксперименты, конечно. Тут мы вспомним про волшебную розу, которую оберегает Чудовище, и которая в мультфильме «уже начала увядать», и все персонажи сновидения интуитивно понимают, что у них в запасе не вечность, и пора уже переходить к сексуальной части. Ибо девичий век недолог.

Бэль окружают не люди, но заколдованные вещи, мечтающие стать людьми. И в этом тоже много правды – если вычеркнуть из внутреннего мира слишком много чувств, если отворачиваться от них раз за разом, перестаешь ощущать себя до конца живым и в полной мере человеком. Но почувствовать себя живыми хочется невыносимо.

Чтобы «стать людьми», нам волей-неволей приходится заглянуть в тайные комнаты, выдержать ужас, приручить Чудовище и обрести его силу. На этом пути, как в танце, на каждые два шага вперед приходится шаг назад. А то и два шага назад, на прежние позиции. Страшно. Иногда горько. И опять страшно. Особенно когда мы танцуем в пустоте, без партнера. Без опоры.

Но, когда приручение и слияние происходит, это великолепный гимн любви, свободе, сексу. Это волшебство.

Тут бы, кажется, и сказке конец, но в мультфильме про Красавицу и Чудовище есть еще один персонаж, самонадеянный шовинист Гастон, и он тоже не случайный. В гротескной, конечно, форме он олицетворяет требования общества. А значит, и внутренние требования Красавицы к себе.

Можешь быть странноватой, но будь красивой и покорной, диктует общество. Можешь быть просительницей, даже, если хочешь, смиренной мученицей, но не смей выпускать наружу свое Чудовище. Сначала «надо», потом «хочу», не забывает напоминать общество. Сначала другие, потом ты.

Столкновение Чудовища, пусть даже и прирученного, с общественным неодобрением – самый главный страх всех Красавиц. Если я позволю себе ярость, говорят они, от меня все отвернутся. Если я буду защищать свои интересы, останусь в одиночестве. А оргазм вообще маленькая смерть, это просто ужас, шепчет их бессознательное.

И вот тут извечный, фундаментальный конфликт, от которого не отвернешься – Чудовище необходимо Бэль, чтобы быть живой. Чтобы заботиться о себе. Но общество никак в этом не заинтересовано, для него Бэль гораздо полезнее в виде беспомощной мечтательницы.
И его можно понять, потому что никто, конечно, не обязан создавать условия для нашей реализации. Никто. Кроме нас самих.

Поддержки от общества, и даже от ближнего круга, можно прождать всю жизнь. И не дождаться. В мультфильме этот конфликт разрешается изящно, превращением Чудовища в Принца. «Бед в помине нет и чудовищ нет, есть прекрасный принц…». Королевское достоинство — то, перед чем общество, конечно, склонится, но покааааа мы еще доберемся до него.

В реальности бывает по-разному.

Но главное – это история о том, что на защите всякой Красавицы должно стоять наше внутреннее Чудовище. Тогда можно быть неземными, воздушными и нежными – сколько угодно. Потому что, если вдруг наше великодушие кто-то примет за слабость, красоту – за доступность, а нежность – за повод нас унизить, внутреннее Чудовище немедленно оскалит зубы.

Автор текста психотерапевт Анастасия Рубцова

 

Оставьте свой голос:

358
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Мне не нравится эта трактовка. Инстинктивно и интуитивно

Rita_Starling
Rita_Starling

elena_dokuchaewa, а мне почему-то всегда интуитивно не нравилась эта сказка. Не знаю почему, но с самого детства. Помню, к маме еще мелкой приставала с вопросами, почему Бэлль влюбилась в Чудище? Оно же ей только шмотки дарило и на бал пригласило, а само же страшнющее и ругается

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Rita_Starling, мне больше наш мульт "Аленький цветочек" нравится. Особенно где она смотрит в свое отражение в водопаде и на ней наряды меняются, момент с котенком))
И еще киносказка с Аллой Демидовой

Klaudiya
Klaudiya

Rita_Starling, вот что-то есть в этом-)) Красивая девочка и страшное существо мужского пола, которое на нее орет и приказывает. Но иногда дарит шмотки и пересилило ее из ее халупы в деревне в роскошную кварти...то есть замок. На женских форумах бы написали "тебя купили, он тиран, беги скорее". А тут нет-любофф... Если хорошо покопаться, в сказках много символов найти можно. И, если говорить о феминизме, больше подходит моя любимая диснеевская принцесса Жасмин - вот бы кто Чудовищу рога открутил-)

BlackPanther
BlackPanther

Klaudiya, на женских форумах вообще странные личности сидят) многие женщины любят сильных мужчин, само собой богатых и щедрых - это сексуально, тем более тут чудовище положительный герой, чуткий и учтивый как потом оказалось)

Klaudiya
Klaudiya

BlackPanther, "Вы его просто не знаете.. Он бъет меня, только когда пьяный. А когда трезвый-он такой добрый, чуткий, вон полочку прибил, животных любит". Извините-вспомнилась работа на соцпроекте-)

BlackPanther
BlackPanther

Klaudiya, точно точно)))) из серии "лишь бы штаны в шкафу висели"

lirushka
lirushka

elena_dokuchaewa, а я читала и думала - Боги, как же можно такое придумать там, где в принципе всё очевидно: по-моему, сказка (сказка - быль да в неё намек, добрым молодцам урок) о том, что лишь самая чистая, нежная и добрая девушка сможет разглядеть в мужчине НЕ чудовище, которое дарит шмотки и иллюзию, а прекрасного принца, который сказочно духовно богат так же, как и она сама! И даже чудовище, которое замыслило соблазнить невинную, добрую девушку своими дарами и иллюзиями, падет пред её ногами и превратится в душку-принца!

Всё-таки психотерапевтами становятся латентные психи... ... ...

BlackPanther
BlackPanther

lirushka, в точку! тоже читала и думала что за ересь больного человека... цветок - вагина, чайники и чашки - путь к сексуальному раскрепощению... попахивает шизо.

Nikole88
Nikole88

lirushka, я смотрела видео сюжет, разбор зарубежных мультов. Там в частности был отрывок из этого, где Бэль проходит мимо полоумной тетки с кучей детей на руках, похожих на поросят. Мол полюбуйтесь, что такое материнство, намек зачем вам это надо и т.д.
А нам как-то на психологии рассказывали, что сказки писались для взрослых, здесь дают понять, чудовище это судьба, бери что дают, может потом воспитаешь из него принца. Золушка без крестной фиг бы поехала на бал и все такое.

irman
irman

в наше время хоть пукнуть можно без исследования этого феномена с позиции Фрейда или Юнга,с попыткой понять,что конкретно этим хотели сказать.

candy_shop
candy_shop

irman, а у меня вообще ощущение что автора надо в палату номер 6. Как можно связать розу и вагину, найти в чистой девушке чудовище, потому что у нее нет матери и определенных навыков, и далее по тексту. Очень не хочется думать что хорошие добрые сказки пронизаны "двойным" контекстом.

lirushka
lirushka

candy_shop, во-во, я чуть выше сейчас написала, что читала и недоумевала тоже, ну а потом сделала вывод - о_О, как всё запущено! (с) Это или проявление латентной шизы, либо спецом так надуманно этойдамой, чтобы прославиться как хениальной психотерапевтом, ну и срубить на этом, как водится, бабло: т.е. удивить своим необычным типа ходом мысли, тем самым привлечь клиентов

rovena
rovena

Безотносительно диснеевского мультика. что-то в этих рассуждениях есть.
Помнится, пока я была не от мира сего покладистой барышней, плаксивой и застенчивой, меня шпыняли все кому не лень, от подружек до родственничков, а потом как показала зубы... И сначала все удивились, потом попытались построить, а потом построились сами.
И если дальше проводить параллели, мое Чудовище изолировало меня от контактов с родней по всем пунктам, они даже с мужем моим не знакомы, хотя мы женаты больше 10 лет. Вот такой вот монстр, но я очень ему благодарна.

litvinova
litvinova

rovena, когда Майю Плисецкую спросили чего она больше всего боится, она ответила - родственников.

Alvilda
Alvilda

litvinova, и вот правда, почему так. Ведь это люди, которые должны быть на твоей стороне, а по факту - это как твои оковы. Нет, это нельзя, это не делай или делай так, как мы считаем нужным.

rovena
rovena

Alvilda, В нашей семье абсолютно отсутствуют понятия о чужих границах, интересах или свободном времени. Отсутствует вежливое отношение или уважение, я искренне рада, что мои дети не знакомы с моей родней, ничего не потеряли, вот ни разу!

lirushka
lirushka

rovena, а одиночество не давит?)

rovena
rovena

lirushka, Нет, я искренне не понимаю, как одиночество может давить? Мне его не хватает!

lirushka
lirushka

rovena, Да я, собственно, из своего опыта)) Раньше тоже не знала как остаться ненадолго одной, чтобы посвятить себе время, а не решать чьи-то задачи, проблемы и тыпы. Ибо была такая вот доверчивая и добрая как эта сказочная героиня. А когда научилась "кусаться" и стала чаще бывать в одиночестве, оно начало давить... ;) То ли я такая общительная и поэтому оно как-то давит, то ли привычка быть в центре событий...)))

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Звезда "Гарри Поттера" Мэттью Льюис помолвлен
Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман в новом трейлере четвертого сезона сериала "Шерлок"
Королевская семья Швеции на банкете по случаю вручения Нобелевской премии
Звезда "Форс-мажоров" Патрик Джей Адамс и звезда "Милых обманщиц" Тройэн Беллисарио поженились
Модная битва: Татьяна Навка против Джиованны Баттальи
Яна Рудковская, Алика Смехова и другие на светской елке
Рождественские коллекции макияжа: часть II
Подражая маме: Мэрайя Кэри вышла на сцену со своими детьми
Белокурая малышка: отец Беллы Хадид опубликовал детское фото модели
Стиляги: Дженнифер Лопес поделилась новым фото детей
Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла