Искусство во все времена вызывало у людей разные эмоции, а великое искусство не могло никого оставить равнодушным.

Недавнее происшествие на выставке в Московском центре фотографии братьев Люмьер натолкнули меня на размышления о восприятия обществом предметов искусства в крайне радикальных формах, которые выходят за все возможные рамки.

Само по себе понятия вандализма существует с античных времен и берет свое начало с выходки Герострата, который ради вечной славы сжег храм Артемиды в Эфесе, наоборот опозорив этим своих потомков.

Миниатбоная модель храма
Вид на руины храма Артемиды

Само понятие вандализма связывают с разграблением Рима вандалами, которое продолжалось две недели — со 2 по 16 июня 455 года. Были угнаны с целью получения выкупа тысячи пленников. В конце XVIII века появляется термин «вандализм», означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Нашествие Гейзериха на Рим. Эскиз К. Брюллова. Ок. 1834

А теперь пройдемся по списку самых известных актов порчи произведений художников в разных музеях мира.

Начнем со случая в Третьяковской Галерее в 1913 году с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван», когда впечатлительный иконописец Абрам Балашов с криком "Довольно крови!" оставил на полотне три пореза от ножа. Благо имелась возможность вызвать самого художника на реставрацию.

Полотно после покушения

Далее был случай в 1914 году, когда английская суфражистка Мэри Ричардсон, в Лондонской галерее разбила защитное стекло картины Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» и изрубила топориком для мяса произведение, заревновав к мужикам, которые глазели на девицу и протестуя против ареста Эммелин Панкруст, лидера Женского социально-политического союза.

1956 год для «Моны Лиза» Леонардо да Винчи выдался не самым удачным: на выставке в городе Монтобан картину облил кислотой мужчина; в другом городе Франции выходец из Боливии бросил в «Мону Лизу» камень. В 1974 году в Токио пытались облить шедевр краской. Теперь любуемся только с большого расстояния и через пуленепробиваемое стекло. 

В 1985 году произошел случай вандализма, совершенный душевнобольным литовцем в Эрмитаже, с «Данаей» Рембранта. Мало того, что он оставил два пореза, так еще и плеснул кислоты, что бы наверняка. Реставраторы бились над ней еще 12 лет, но восстановили.

В амстердамском музее 1987 году «Стеделийк» была изрезана ножом картина «Кто боится красного, желтого и голубого III» абстракциониста Барнетта Ньюмана.

1997 год отметился случаем, когда в музее «Стеделийк» Амстердама Александр Бренер, русский художник, нарисовал зеленой краской из баллончика знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм». Вандал был приговорен к 5 месяцам заключения в тюрьму и 5 месяцам условно.

Три работы Дюррера в 1998 году пострадали от кислоты в Мюнхене от рук Ханса-Йоахима Больманна-«кислотного маньяка», этот не обремененный интеллектом персонаж испортил в общей сложности 56 произведений искусства общей стоимостью в $130 млн!

«Оплакивание Христа» 

«Оплакивание Христа»

«Семь скорбей»


2009г. В парижском музее Орсэ 5 молодых людей ночью продырявили картину Клода Моне «Мост в Аржантее».

Отдельно хочу отметить многострадальный «Ночной дозор» Рембранта, первое покушение в 1911 году, к счастью, прошло бесследно благодаря толстому слою лака, который спас картину от ножа. Но в 1975 году так легко отделаться не удалось, Вильям де Рийк, который слышал, якобы голос Господа, ударил картину ножом аж 10 раз, после чего он сам загремел в дурку, а картина на продолжительную реставрацию. А в 1990 году другой нездоровый на голову человек сбежал из психиатрической больницы и облил картину кислотой и снова, к счастью, толстый слой лака спас картину от последствий.

В своем посте я назвала самые громкие и вопиющие случаи вандализма в мировых художественных галереях и искренне надеюсь, что эти случаи сведутся к нулю, давно пора билеты по паспорту продавать :)

Надеюсь было интересно и я продолжу публиковать посты об искусстве!

Обновлено 18/10/16 07:22:

Ночной дозор выпал из поста, пардон муа!

Обновлено 18/10/16 16:46:

Еще прошу простить за вопиющий косяк с фамилией Рембрандта! Почему-то сначала написала правильно и видимо попалась какая-то неграмотная статья и я почему-то выкинула букву >_<

Подпишитесь на наш
Блоги

Искусство и варвары

06:04, 18 октября 2016

Автор: _YearZero_

Комменты 75

Аватар

И ещё вычитала. Даже не знала раньше. И последнее. О действительном герое, который тогда, в июле 1985 года, скрутил Майгиса, не позволив тому взорвать весь «голландский зал» вместе с людьми. Зовут его Василием Клешевским. Сейчас он живет в Белоруссии. А тогда в Эрмитаже, несмотря на то, что он милиционер, Клешевский оказался случайно, как посетитель. И вот его рассказ о том происшествии одной из минских газет: « В зале с «Данаей» нас было только двое, — рассказывает Василий Васильевич. — Я обернулся, когда услышал, как что-то капает: это полилась кислота. Увидев нож в руке человека, я сначала подумал оглушить его зонтиком, который забыл сдать в гардероб. Но вижу, что он не оборачивается и смотрит на картину. Я быстро подошел к нему, заломил руку с ножом за спину и откинул нож на подоконник. Он не сопротивлялся, а только сказал: «Теперь все». К входу в зал подошли две женщины. Видя, что я не знаю, куда с ним идти, одна из них закричала: «Помогите!». И вот только тогда прибежал сержант милиции. Я уже к этому времени поставил Майгиса к стене. Он и тогда не сопротивлялся, только достал платок из кармана. Я не запрещал, потому что, наверное, кислота на руку попала, и он пытался ее вытереть. А когда мы стали его уже тщательно осматривать, то на поясе я обнаружил приклеенное устройство, размером и формой как плоский фонарик, завернутое в белую бумагу, с отверстием. Я аккуратно оторвал его и положил на подоконник. Взрывателя я там не нашел. Но когда дошли до ног, то в левой штанине спортивного костюма, который он надел под добротный серый костюм, нашли аммоналовую шашку. Сержант уже связался с кем-то и сказал: «Подойдите, здесь «Данаю» облили». Прибежало 3-4 гражданских человека, стали перекрывать зал, женщин удалили. Картина в это время покрывалась бурыми пятнами. И я посоветовал слить кислоту водой из гидранта. Но меня уже не слушали. Поэтому я подумал: зачем лезть не в свой монастырь, и, спросив, нужен ли я здесь, пошел на улицу. Через несколько часов я уезжал в Минск

Аватар

А мне вот интересно - этот литовец сидит? И если сидит то где? И будет ли до конца до конца дней свои платить компенсацию? А вот прочитала. Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза.

Аватар

Было очень интнресно, пишите еще

Аватар

Я бы здесь еще добавила маску Тутанхамона, которую сейчас полтора года восстанавливали, после кривых рук горе-ресторатора, приклеившего бороду на эпоксидку. Хотя это не вандализм чистой воды, но все-таки произведение искусства мирового уровня было задействовано.

Аватар

Красное полотнище мне совсем не жалко. Так же как и белое сукно Малевича. Сами случаи, конечно, варварские, но никакому искусству урона не нанесли, в отличие от Рембранта и других.

Подождите...