Дуккха: Жизнь - болезненная штука, и она вызывает страдания 


Многие люди называют буддизм пессимистической и отрицательной доктриной. Все - из-за известной догмы этой религии - "Жизнь есть страдание". Но проблема в том, что большинство европейцев в корне неверно понимает это изречение.

Буддисты утверждают, что мы испытываем большую часть наших страданий из-за того, что пытаемся избежать душевных мук или подавлять сложные эмоции. Нашу жизнь неизбежно сопровождают чувство потери, печаль, усталость, скука, тревога. Это постоянные спутники нашей жизни. И если мы пытаемся всего этого избежать путем покупки новых гаджетов или с помощью наркотиков, путешествий, неумеренных и беспорядочных половых связей и т.д., то это причиняет лишь еще больше неудовлетворенности, разочарования и других форм боли. 

Как это использовать каждый день: Не покупайтесь на идею, будто вам чего-то не хватает, для "полного кайфа". Болезни, старение, смерть - все это часть жизни. Примите ее такой, какая она есть, и перестаньте мыслить фантазиями. Забудьте о том, что идеальная жизнь - это якобы жизнь легкая и безболезненная. Это заблуждение вызвала в нас индустрия моды, развлечений и фармацевтики. 

Чем быстрее вы примете несовершенство жизни, тем меньше разочарований вас ждет. И тем проще вам будет открыть свое сердце неопределенности. И тем проще вам будет "забить" на ежедневный стресс и редкие неудачи. 

Анитья: Жизнь - это постоянное движение 

Анитья или "непостоянство" означает, что жизнь, какой мы ее знаем, находится в постоянном движении. Мы никогда не можем получить доступ к моменту из прошлого. И не сможем повторить вчерашний день. Нет у нас и будущего. Оно иллюзорно. 



Каждое утро вы просыпаетесь немного другим, не таким, как были вчера. Наши клетки отличаются на физическом уровне. В нашей голове - другие мысли. У нас немного другая температура тела. Мы дышим немного другим составом воздуха. Все вокруг нас меняется, хотя мы можем этого не замечать. Всегда. 

Когда мы чувствуем себя неуютно, чувство "непостоянности", как это ни странно, может успокаивать. Если мы знаем, что в мире нет ничего постоянного, в том числе боли, мы знаем, что все плохое рано или поздно закончится. Но когда мы испытываем радость, то, естественно, хотели бы, чтобы это состояние было с нами всегда. Поэтому мы боимся этой идеи. Но правильной должно быть другое умозаключение: раз радость скоро пройдет, нужно максимально сосредоточиться на ней, получить от нее максимальное удовольствие. 

Если мы принимаем идею непостоянства жизни и ее ценности, то это невероятно освобождает. На Западе, через 100 лет после того, как эту идею выразил Будда, ее повторил Гераклит, лихо заметив: "Нельзя войти в одну реку дважды". Все, что у вас на самом деле есть, - это настоящий момент. 

Как это использовать это каждый день: празднуйте изменения. Согласитесь, что все привычное так или иначе закончится. Все плохое, что кажется жутким сегодня, скоро пройдет, а все хорошее - останется в вашей памяти, если вы научитесь этим наслаждаться. Ваши отношения важнее туфель, новый iPhone не сделает счастливым дольше, чем на пару дней, а радость общения с детьми будет повторяться каждый день. 

Анатма: вы сами постоянно меняетесь 

Когда психиатр спрашивает у пациентов, что люди хотят получить по окончании терапии, то самый популярный ответ: "Я хочу найти себя". Наша культура привела нас к тому, что мы все уверены, будто в нас есть какое-то постоянное, истинное "я". Это где-то между нашим сердцем и печенью или где-то в мозгу? Кто знает! 


Буддизм, однако, исходит из того, что нет никакого фиксированного, стабильного "я". Раз, согласно предыдущему принципу, все вокруг меняется, то меняемся и мы. Наша личность обновляется очень быстро. У нас есть тела, постоянные рабочие места, имена, наши профессии, - все, с помощью чего мы себя идентифицируем, то есть как бы "фиксируем". 

Но главное - в том, что мы не останемся прежними, если не будем прилагать прежние усилия. С другой стороны, наша жизнь не изменится, если мы не будем каждый день делать то, что должны для того, чтобы изменить ее. 

Как использовать это каждый день: Вместо того, чтобы сосредотачиваться на "поисках себя", мы должны сосредоточиться на том, чтобы создавать себя в каждый момент времени. Нет никакого нашего "постоянного" я, есть только мы в настоящий момент времени. И мы можем в любой момент измениться. Сегодня всегда отличается от вчера. Если сегодня у вас депрессия, это не значит, что она будет с вами всегда. Если вы не можете простить друзей или родственников за какой-то их проступок, это не значит, что вы не сможете простить их позже. 

После того, как мы отпускаем идею нашей привязанности к некоему стабильному "я", мы можем расслабиться и насладиться текущим моментом. А завтра ведь все равно все будет по-другому. В каждый новый момент жизни вы уже новый

Подпишитесь на наш
Блоги

Три буддистских истины, после которых вас "отпустит"

22:33, 4 сентября 2016

Автор: Gopi

Комменты 49

H

спасибо за пост, очень вовремя. я вообще чем дольше живу - тем больше понимаю как же я ограничена собственными рамками. всю жизнь сколько себя помню я ждала наступления идеальной жизни, вот школу закончу и стану свободной, универ закончу и стану независимой, начну работать, заработаю денег и куплю все что мне для счастья нужно. еще моё любимое - вот похудею и тогда-то я стану такой непередаваемо красивой, что останется только лежать на яхте и скучать. к 30 очень вымотали меня эти мысли. и вроде подмечаешь все эти прекрасные мелочи и вроде умеешь радоваться моменту, природе но чувство необъяснимой тоски не проходит. и непонятно, почему я тоскую, по той кем была, или по той, кем не стала. все вроде неплохо, за исключением того, что я понимаю, что не проживаю жизнь так, как могла бы.

D

Простите за занудство, но Сиддхартха Гаутама родился примерно в 563 году до н.э., умер, т.е. ушел в Нирвану ))) в 483 до н. э. Гераклит Эфесский родился в 544 году до н.э., умер в 483 до н. э. Они почти ровесники и умерли в один год. И жизненные пути у них очень схожи, как и общий смысл их учений. Так что Ваш источник малость привирает про то, что "На Западе, через 100 лет после того, как эту идею выразил Будда, ее повторил Гераклит, лихо заметив: "Нельзя войти в одну реку дважды". Простите еще раз, но от фразы "лихо заметил" меня слегка покоробило. Гераклит, кстати, также выходец из царского рода, - один из мудрейших людей своего времени и не думаю, что прижизненная слава Гаутамы была так велика, что смогла долететь из Индии до Греции, чтобы быть разобранной тамошними философами на цитаты )))

Аватар

Своевременно.Добавила в избранное.

Аватар

Может быть, истины - замечательные, но мне не помогли.

N

Спасибо, очень интересно. По второму пункту - анитья, на днях спрашивала себя перед тем как заточить очередную печеньку: Ну блин, ну как так? Даже самая малюсенькая клетка во мне претерпевает изменения, во вне все движется, а у меня одна и та же программа в голове заела. Как бы выспаться, ограничивать себя в сладком, где не надо - меньше говорить и тд. Эх, мне бы внутреннюю свободу расширить, раздвинуть рамки, а то пока две крайности: все время пасу себя и контролирую или я не помню что было и как я это допустила)).

Подождите...