Что бы разложить все "по полочкам", мне пришлось сначала найти ответ на вопрос, "что такое Дислексия?" Дислексия неразрывно связана с письменной речью. Дислексия это нарушение письменной речи. Пока есть письменность, будет и дислексия. В обществе, не имеющем письменности, нет и дислексии по определению. Не залезая глубоко в дебри и не выискивая "50 оттенков серого", я для себя сформулировал так: Дислексия - стойкая, избирательная неспособность к обучению какому-либо предмету связанному с письменностью. Дислексия это не заболевание, это особенность строения головного мозга, это другое мировосприятие, это другой взгляд на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить.


Дислексия (в широком смысле слова) - обобщенное понятие, включает в себя:

-неспособность читать - дислексия;

-неспособность писать - дисграфия;

-неспособность считать - дискалькулия;

-нарушение координации - диспраксия.

Неспособность читать в свою очередь может характеризоваться:

-неспособностью понимать буквы и символы. Что проявляется в виде неспособности читать вообще - алексия;

-неспособностью понимать слова. Что проявляется в виде затруднений при чтении некоторых слов, искажении или проглатывании частей слов, несогласованности по роду, числу, падежу. Темп чтения при этом не равномерный и изменяется от почти беглого до полной остановки;

-неспособностью понимать текст. Техника чтения соответствует возрасту, но смысл прочитанного утерян. Дислектик не способен пересказать то, что прочитал.

Неспособность писать так же имеет разные грани и может характеризоваться:

-неспособностью писать буквы и символы - аграфия;

-неспособностью чисто писать. Дислектик делает много помарок, путает, подменяет буквы. Ошибки как правило нелепые и не связаны с грамматикой, например путает буквы:и-у

-неспособностью грамотно писать - дисорфография. Дислектик пишет как слышит. При этом правила языка знает наизусть, но не использует их.

Неспособность считать характеризуется:

-неспособностью понимать цифры. Вероятно связано с неспособностью понимать буквы и символы при чтении;

-неспособностью понимать и выполнять действия над числами - акалькулия;

-неспособностью понимать смысл задачи. При этом действия с числами выполняет в уме без проблем. Однако задачи описаные текстом вызывают затруднения. Вероятно связано с неспособностью понимать текст при чтении.

Нарушения координации выражаются в неуклюжести, неспособности выполнять какие либо действия, например: играть в футбол, завязывать шнурки, чистить зубы и т.п.

Эти нарушения могут присутствовать обособленно или в комбинации и всегда сопровождаются дефицитом внимания (СДВ или СДВГ).

К сожалению, отечественная логопедия рассматривает эти нарушения по-отдельности. Более того, все отечественные методики коррекции дислексии исходят из одного постулата, что причиной дислексии является несформированность высших психических функций у ребенка. Все они пытаются эти функции формировать, и ни одна из них не отвечает на вопрос, что мешает развитию этих "высших психических функций".

Почему дислектик не может научиться чтению ни в 7, ни в 14 лет, ни будучи взрослым? Без ответа на этот вопрос, методики, по сути, борются со следствием, а не с причиной. Несформированность высших психических функций это следствие другой причины. И пока вы не устраните эту первопричину, ни одна методика не даст результата.

Подпишитесь на наш
Блоги

О Дислексии

20:17, 28 июля 2016

Автор: REDISKA

Комменты 120

Аватар

У меня Бабушка, бабушкина сестра, мама, мамина сестра - все учителя и из них 80% Учителя начальных классов. За всё время не было ни одного ребёнка, которого моя мама. например, не смогла научить читать и писать....Есть бездарные учителя и есть сложные, не совсем "одаренные" дети...Если учитель бездарный , то так и скажите... Если ребёнок не блещет умом, то просто признайте это... не надо придумывать болезней для оправдания... Это то же самое, как мужиков "кобелей" оправдывают сексоголизмом...

Аватар

ну да..сейчас "модно" обычную безграмотность называть логопедическими терминами (я про актеров и прочих)

Аватар

Те дети, которые в школу пришли с дислексией и дисграфией, могли бы миновать эту участь, если бы воворемя попали к логопеду, еще в дошкольном возрасте. В подавляющем большинстве случаев нарушения письменной речи является отражением проблем в устной речи (если ребенок смешивает звуки, заменяет один звук другим, пропускает звук, искажает звуки, то все то же самое будет на письме). Есть специфические виды дисграфии, например, оптическая, которая связана с нарушением зрительного восприятия, а не рече-слухового. Т.к. у ребенка при дисграфии и дислексии значительно ограничиваются возможности к полноценному восприятию и воспроизведению информации, возникают сложности с обучением по другим предметам. К тому же в школе многие учителя логопедические ошибки (дисграфические) принимают за орфографические, могут снижать за это оценку, тем самым еще больше снижая мотивацию ребенка. В результате ребенок теряет у учебе интерес.

Аватар

в нашем классе был парнишка, который даже в старших классах еле-еле читал, очень тяжело ему давалась учеба. Он постоянно что-то мямлил, жевал бумагу и ходил вечно грязный и неопрятный. Каково же было мое удивление, когда его родители отправили в военную академию в Архангельск!!!!! Конечно заплатили, но, парень там все же выучился и после окончания академии нашел работу и по сей день прекрасно себе работает. И разговаривать он стал иначе, появилась выправка, когда я его увидела после года обучения, не узнала! Это был совсем другой человек! Так что дислексия - не приговор.

D

спасибо, что разъяснили, теперь все понятно, а то я думала невнимательность болезнью назвали:))) девчонки, лечите своих деток вовремя и все будет хорошо....а теперь о своем: когда ребенок ничего не хочет делать (уроки например), кроме как в контакте сидеть, как называется? закончили 9 класс, сдали ОГЭ на три четверки и пятерку, чет перед началом учебного года опять мандраж берет, как заставить немного учить то...может кто посоветует

Подождите...