Третий день читаю посты о разводе Эмбер и Деппа и нахожусь в состоянии ужаса от комментариев женщин. Я не понимаю - я не говорю даже сейчас о женской солидарности (хотя, помнится, Ванессу жалели все, но ведь настоящих причин расставания никто и не узнал - м.б., она Деппу весь мозг съела, а тут на горизонте появилась сверкающая Эмбер - неудивительно, что влюбился). Я не понимаю, как женщины могут так легко выносить вердикты и обвинять Эмбер во всех грехах - вплоть до того, что сама себе синяк поставила. 

Примерно такая же реакция была и на случай с goodbye normals пару лет назад - интернет просто бомбило от сообщений в духе "а нафига терпела, тряпка, вот и получила по заслугам". Тогда реакция людей тоже повергла меня в шок, и я написала об этом эссе на семинар по психологии. 

Решила опубликовать это эссе. Просто так. Для размышления, возможно. Может быть, кто-то прочтет и задумается о своей радикальной позиции. Не знаю..

Недавно произошедшая история с участниками проекта 'Goodbye normals' вскрыла несколько болезненных тем, которые глубоко укоренены в нашем обществе. Казалось бы, частная история двух людей, но эта история вызвала широкий общественный резонанс не только тем, что за красивой обложкой проекта, рассказывающего, как двое молодых людей, бросив работу, друзей, родителей, отправились в кругосветное путешествие, скрывались факты физического и психологического насилия одного участника над другим, но и реакцией наблюдающих за проектом людей. Я изначально (как оказалось - наивно) полагала, что реакция сообщества проекта и Интернета в целом будет однозначной - люди проявят сочувствие и окажут психологическую поддержку жертве насилия и уж точно, как минимум, возмутятся диким поведением абьюзера. Получилось наоборот.

На жертву посыпались множественные обвинения в слабости, зависимости, истеричности, лжи и т.п. В то время как для абьюзера нашлись оправдания и даже одобрительные оценки (например, "правильно, нечего истеричку терпеть").
Наблюдая за развитием оживленной дискуссии, я задавалась вопросами - неужели существуют какие-либо - объективные или субъективные - причины для оправдания насилия? как люди могут вставать на сторону насильника и при этом яростно и агрессивно нападать (!) на жертву? почему люди до сих пор находятся во власти стереотипов, в которых заложено представление о том, что ответственность за совершаемое насилие несет жертва?

Люди легко соглашаются с предложенными традиционным обществом стереотипами, не затрудняясь адекватно оценивать происходящие события. Ситуация, связанная с взаимоотношениями насильника и жертвы, в массовом сознании рассматривается всегда с одной точки зрения. Почему так? Вероятно, наше общество в силу строго детерминированной социальной иерархии привыкло к проявлению насилия (будь то психологического, то физического) и его оправданию (сразу на ум приходит поговорка, передающаяся из поколения в поколение - "бьет - значит, любит"). Примеров насилия можно найти массу. Школьники часто становятся жертвами неадекватного отношения со стороны учителей (недавний пример из педагогической практики - преподавательница уверенной рукой перечеркнула мною поставленную ученику "пятерку" со словами: "он же на "трояки" учится, не понимаю, как он мог без ошибок написать". Заменила на "привычную тройку"). Подчиненные терпят унижения от начальников. Домашнее насилие становится обыкновенной практикой чуть ли не в каждой семье, жены вынуждены мириться с побоями и агрессивными нападками мужей. Почему домашнее насилие, в частности, так распространено?

Обычно всем мальчикам в детстве говорят: "обижать девочек нехорошо". Нет мальчика, который не слышал бы этого правила, при этом, очевидно, считается, что одной фразы достаточно для воспитания. Ведь, по сути, взросление мужчины проходит с бесконечной вереницей примеров того, что фактически подобного табу не существует, а только есть некая абстрактная, вложенная в детское сознание истина, которую надо соблюдать, но она ничем не подкрепляется. Жертва в ситуации насилия не обеспечена ни защитой государства, ни поддержкой общества, ни постулатами церкви. Насильник не чувствует в таких случаях моральных запретов, не ощущает себя носителем вины и страха и, как правило, остается безнаказанным. Наше общество демонстрирует безусловную мужскую доминанту, единственным основанием которой является только физическое превосходство мужчины. Аргументов для оправдания своей агрессии у мужчин нет.

Женщина, которая становится жертвой домашнего насилия, обыкновенно берет вину за случившиеся на себя. Наше общество до сих пор управляемо патриархально ориентированной программой, которая накладывает на женщину обязательство быть верной, смиренной и терпеливой женой. Женщина находится во власти общественных манипуляций, среди которых культивируются такие стереотипы, как: 1) жертва заслужила подобное отношение, 2) раз заслужила, спровоцировала, поэтому должна терпеть, 3) терпеть во имя более высоких целей — детей, нуждающихся в отце, стакане воды, который будет кому подать в старости и т. п., 4) нельзя «выносить сор из избы», 5) жертва, разорвав болезненные отношения, навсегда останется никому не нужной «разведенкой». Таким образом, женщина скована не только осознанием своей виктимности, но и незащищенностью, зависимостью и страхами.

Другая сторона, обусловливающая стереотипность мышления массы, заключается в недостаточном информационном освещении данной проблемы. Неслучайно активно используемое на Западе понятие 'rape culture' до сих пор не нашло адекватного эквивалента в нашем языке. Под этим понятием подразумевается направление коллективного мышления, которое оправдывает какие-либо проявление насилия, и отношение к насилию и агрессии как к чему-то приемлемому и нормализованному. Очевидно, что наше общество обладает таким же ходом мышления. Исследования в области психологии отношений жертвы и насильника показывают, что стереотипы, присуждающие участникам ситуации определенные характеристики и оценки, не имеют под собой оснований. Например, тезис о том, что жертва сама провоцирует насильственное поведение, нельзя подтвердить никакими объективными фактами.

Возвращаясь к теме неожиданной реакции сообщества на ситуацию в проекте 'Goodbye normals', можно предположить, что такая реакция, помимо прочего, обусловлена удовольствием, связанным с наблюдением за чужой неудачей. Одним словом, злорадством. Злорадством, позволяющим повысить собственную самооценку и самоутвердиться, психологически добивая жертву насилия.

п.с. вероятно, мне ответят: "вина Деппа еще не доказана, подождем" и т.п. но речь сейчас не об этом - речь как раз о том, все камни сейчас летят в сторону Эмбер, хотя Депп, возможно, и виновен.

если уж и ждать, будет ли доказана его вина, то без нападок на Эмбер. 

Подпишитесь на наш
Блоги

О домашнем насилии

01:25, 30 мая 2016

Автор: murdaa

Комменты 290

Аватар

Про домашнее насилие надо читать на портале Такие Дела - очень рекомендую, отлично возвращает чувство реальности. а не на сплетнике с Херд и Деппом в качестве иллюстрации, потому как еще вопрос, кто кого и что именно там было.

Аватар

Прочитайте статью на Вики "вера в справедливый мир", вот вам и все объяснение, почему всегда винят жертву.

Аватар

В браке с Эмбер Джонни стал похож на Диброва

Аватар

Я против домашнего насилия. Слава богу, у меня такого не было.Но Эмбер не похожа на жертву. У нее скверная репутация ещё до Джонни была.

Аватар

Вы так много слов написали. При этом все они строятся на одном постулате: то, что говорит один (жертва) - правда. При этом жизнь она - как лук - многослойна. Возьмем для примера эту парочку Goodbye normals. Обе стороны получали выгоду от их "сотрудничества" и совместной жизни. И "жертва" - тоже. Если вы занимаетесь психологией - вы знаете про "вторичную" выгоду. То, что он ее лупил (это, кстати, опять же лишь с ее слов, хотя я почему-то верю ей) - это очень плохо. Но, простите, если он бил ее неоднократно, а она оставалась с ним - то в этом все-таки большой объем ее вины. Плюс она много-много месяцев тоже дурила головы большому количеству людей, демонстрируя типа "идеальную пару в идеальной обстановке". Задумывались ли вы над тем, что негатив в ее адрес во многом был связан с общим разочарованием от обмана? Ведь даже если встать на ее сторону - она действительно лгунья. Дальше. Про Эмбер и Джонни. Тут тоже вполне очевидно. Все, что есть сейчас у Эмбер - это селфи с фингалом. Откуда он взялся - не ясно. Полицию она не вызывала. Обвинений в избиении не выдвигала. Однако она демонстрирует его в суде, просит запретов на приближение и финансовой поддержке... Утверждает, что это - не первый раз (но до этого она даже побои не фиксировала - пока что подтверждений нет). Плюс - признаем честно - в их паре именно он - "суперзвезда", о самой Эмбер многие узнали лишь благодаря отношениям с ним. Она - выгодопреобретатель, это точно. Плюс - его общий образ (миляга-симпатяга, отличный актер, приятный человек). И ее общий образ (неоднозначный, хотя мне он нравится). Наконец, заявления бывших жен Деппа. И если Ванессу понять можно (она может просто не хотеть, чтобы Эмбер оттяпала наследство детей, и хочет своими словами "умыть" бабу, которая увела ее мужа), то первую-то жену Джонни подозревать в корысти трудно. То, что вам кажется "заговором против жертв абьюза" - на самом деле просто ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Как можно заниматься психологией и не понимать этого?

Подождите...