Сегодня исполняется 75 лет со Дня Рождения Олега Ивановича Даля.

В прошлом году я тоже делала пост в честь его Дня Рождения, но сегодня круглая дата (почти), и молчать я не могу.

Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы) 25 мая 1941 года, детство прошло там же. Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей. В семье Далей была также старшая дочь — Ираида.  Со школьных лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Родители были категорически против поступления в театральное училище (Олег с детства картавил), но он долго и упорно трудился над собой и, в конце концов, поступил в Щепкинское училище. На экзамене Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта Михаила Лермонтова.

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи "Мой младший брат".

В 1967 году Олег снялся в картине Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша". Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников пошёл "вторым экраном".

С Галиной Фигловской. Кадр из фильма

Популярность к Далю пришла после фильма Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967), в котором Олег создал образ обаятельного, умного и острого на язык стрелка-радиста Жени Соболевского.

Ликёр... эээуууууфффф... Шасси!

Даль создал широкую гамму образов на экране: Евгений Крестовский ("Земля Санникова", 1973), Шут ("Король Лир", 1970), Иван Андреевич Лаевский ("Плохой хороший человек", 1973) и многие другие. Олег тесно сотрудничал с режиссёром-сказочницей Надеждой Кошеверовой (снявшей в тяжёлые послевоенные годы ту самую "Золушку" с Яниной Жеймо) - снялся в трёх её фильмах: "Старая, старая сказка" (Кукольник/Солдат, 1968), "Тень" (Учёный и его Тень, 1971), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (Иванушка, 1976).

С Мариной Неёловой,

Фильм "Отпуск в сентябре" (по пьесе А. Вампилова "Утиная охота", реж. В. Мельников, 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали "упаднической" и не выпустили в прокат, положив "на полку" на 8 лет. Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.

Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, он отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", у Гайдая в "Инкогнито из Петербурга". В списке отказов Олега Даля: Олег Ефремов, Александр Митта, Михаил Козаков. В связи с этими отказами, а также запретом фильма "Отпуск в сентябре" Даль заработал репутацию опального актёра, и в течение десяти лет до 1977 года был "невыездным", ему не разрешали покидать пределов СССР.

И всё-таки, прежде всего, Олег был театральным актёром. В 1963 году он получил приглашение в театр "Современник", где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в спектакле "На дне" по одноименной пьесе Максима Горького (реж.  Галина Волчек). Это была одна из самых ярких его работ в этом театре. С 1977 до 1978 года он служил в Театре на Малой Бронной, где сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева). 11 ноября 1980 года Даль был зачислен в труппу Малого театра, где он успел сыграть одну роль Алекса ("Берег" Ю. Бондарева).

Также Олег Иванович снялся в нескольких ярких телеспектаклях: "Вечно живые" (постановка театра "Современник", реж. Г.Волчек, роль - Борис Бороздин)...

"Ночь ошибок" (по одноименному произведению английского писателя Оливера Голдсмита, реж. М. Козаков, роль - Чарльз Марлоу)...

"Страницы журнала Печорина" (фрагмент романа Михаила Лермонтова "Герой нашего времени" - Княжна Мери, реж. А. Эфрос, роль - Печорин).

Олег Даль был трижды женат: первый раз - на актрисе Нине Дорошиной, брак был очень недолгим. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова. В третий раз женился на монтажёре студии "Мосфильм" Елизавете Алексеевне Апраксиной, внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума, с которой прожил более десяти лет.

С женой Елизаветой

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве. По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, "зашитому" противоалкогольной капсулой. Вдова актёра Елизавета отрицает эту информацию, считая, что он скоропостижно скончался во сне от остановки сердца. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

"Многие удивлялись, с ним так трудно жить. Ничего подобного. Он был легкий, умел ценить и любить, умел жертвовать и никогда ничего не просил взамен." Елизавета Даль.

"В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств." Анатолий Эфрос.

Подпишитесь на наш
Блоги

Есть только миг...

03:53, 25 мая 2016

Автор: wakefield

Комменты 22

Аватар

Спасибо за пост. Не играл, а жил ролью, от того особенно тяжело смотреть "Утиную охоту"...

V

Обожаю этого актера.

Аватар

Вот эта сложность личности Даля,о которой всегда упоминают,когда пишут о нем,его "болезнь жажды совершенства"-они всегда и чувствуются и в общем-давят.а это неправильно,актер должен играть свою роль-и только..Зилов для меня-это сам Даль.Как бы ни было,хорошо все таки,что в Экипаже-Филатов,а в Безымянной звезде-Костолевский.Козаков пишет,что Даль соглашался,но предлагая изменить сценарий на полный сюр,в конце которого герои погибают под колесами поезда.

Аватар

Wakefield, спасибо за пост.

Аватар

Один из моих любимых актеров. Только сегодня про него вспоминала почему -то, а тут уже и пост. Жаль, что так рано ушел

Подождите...