История жанра

Прародителем современных реалити-шоу принято считать... радиопередачу «Скрытый микрофон», выходившую в Великобритании в конце 1940-х гг. С распространением телевидения, в 1948 году в США вышел аналог этой передачи для эфира - «Скрытая камера» (Candid Camera). Именно эти программы впервые стали записывать и транслировать в теле-радиоэфире реакцию и поведение обычных людей в неожиданных ситуациях, заранее придуманных сценаристом.

Вскоре стало понятно, что простым людям интересно смотреть на таких же простых людей в телевизоре. В эфир начали выходить шоу, где профессиональных актёров стали заменять людьми с улицы. Так в 1950-е годы появились шоу «Опережая время» и «Причина или следствие», вовлекавшие обычных людей в разные эксцентричные состязания, трюки и шутки.

Следующим телепроектом, внесшим свою лепту в развитие жанра, стало документальное шоу длиною в жизнь - «Seven Up». Начиная с 1964 года, разработчики шоу фиксируют в небольшом фильме то, как живут 14 человек — его герои — и как меняется их жизнь каждые 7 лет: кто, как, с кем и чего добился. Последняя на сегодняшний день часть шоу, «56 Up», вышла в эфир в мае 2012 года. К жанру реального телевидения подобные шоу не могут быть отнесены по причине отсутствия сюжета, однако, именно они начали делать знаменитостей из случайных людей.

То реалити-шоу, которое знает сейчас современный зритель, берет свое начало в 1973 году. На американском канале PBS состоялась премьера программы «Американская семья» (An American Family). Ее участниками стали члены простой американской семьи по фамилии Лауд (Loud). Основная интрига заключалась в том, что главы семьи находились в состоянии развода, а старший из пяти детей, двадцатилетний юноша Ланс, по замыслу был геем, периодически красивший губы помадой и наряжавшийся в женские одежды. В течение семи месяцев зрители наблюдали за тем, как эта семья постепенно распадается, вследствие чего сын уходит из дома. В те годы шоу собрало у телеэкранов рекордное количество зрителей, десять миллионов, и явилось причиной многочисленных противоречивых высказываний.

1990-е гг. стали пиком развития реалити. В 1992 г. на канале MTV (Америка) выходит программа «Реальный мир» (Real World). Согласно ее замыслу, семеро незнакомых людей (модель, танцор, писатель, художник, рэппер и два певца) должны прожить в одной квартире определенное время. Никакой цели, никакого выигрыша: живут себе у всех на глазах – и живут. И девять лет подряд рейтинги зашкаливали...

Это шоу стало прообразом современных «застекольных» программ, суть которых — наблюдение за людьми, сознательно согласившимися жить ради денежного вознаграждения с порой очень странными и слишком эмоциональными соседями. Один из принципов кастинга (подбора участников) для таких передач заключается в том, что героями реалити-шоу становятся, как правило, те люди, на которых интересно смотреть, то есть наиболее ярко выражающие себя личности. И потому совсем не удивительно, что, оказавшись вместе в замкнутом пространстве, такие люди зачастую ругаются, даже дерутся, совершенно забывают всякий стыд. В этом случае работает железная логика шоу: прежде всего развлечение, мораль второстепенна.

В 1997 г. в Швеции был запущен новый проект под названием "Expedition Robinson" (аналоговые передачи в других странах назовут "Survivor", в России - «Последний герой»)

Его сюжетное развитие строилось «по Дарвину»: выживает сильнейший. Группа людей высаживается на необитаемом острове с лимитированными запасами продовольствия. Высадившиеся делятся на две команды, их цель — продержаться как можно дольше. Однако не обязательно, что «побеждает сильнейший»: зачастую победителем становится тот, кто хитрее и расчетливее, причем принцип «фэйр плэй» (честной игры) здесь не действует. Это воспринимается как своеобразная «драматургическая находка» разработчиков игры. И поскольку выигравшего ждет значительное вознаграждение, то тем с большей готовностью участники идут на облегчающие путь к победе компромиссы с собственной совестью. Финал программы посмотрела половина жителей Швеции. Нужно отметить, что этот проект оказался трагическим для одного из участников. Игрок по имени Синиса Савия, будучи исключенным своей командой, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством, не дожив и до первой серии проекта. Именно с этого момента присутствие психолога в съемочной группе стало обязательным.

Истинное рождение жанра реалити-шоу связано с именем голландской компании Endemol. Её создатели - театральный продюсер Йоганес (Юп) ван ден Энде и медиамагнат Джон де Мол.  В 1997 году Юп ван Энде прочитал в одном научном журнале об эксперименте американских учёных. Эксперимент назывался «Биосфера 2» и проводился в пустыне штата Аризона с 1991 по 1994 годы. Сутью эксперимента было воссоздание полного цикла жизнеобеспечения на закрытом для внешних воздействий участке окружающей среды (громадное стеклянное здание) и жизнь на этом участке людей. В эксперименте участвовали 8 человек - 4 мужчины и 4 женщины, которые на протяжении 3-х лет поддерживали под куполом «Биосферы 2» экологический баланс. Все участники были полностью изолированы от общества, а их общение с внешним миром происходило непосредственно через компьютер.

Узнав, что, помимо научных проблем, участникам эксперимента приходилось решать и задачи психологического характера, ван ден Энде решил использовать идею для создания телевизионного шоу.

Так появился «Большой Брат» (Big Brother) – первое реалити-шоу в поджанре «подглядывание». Название позаимствовано из романа Д. Оруэлла «1984», в котором повествуется о тоталитарном государстве, где все жители следят друг за другом, а за ними в свою очередь наблюдает их правитель — Большой брат. 

Шоу вышло на голландские телеэкраны в 1999 году и транслировалось по каналу Veronica TV. Во время первого показа «Big Brother» в Голландии (с 16 сентября по 31 декабря 1999 года) в доме в городе Алмере жили 5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 22 до 49 лет. Всего было отснято 10 000 часов, из которых каждый вечер формировались 35-минутные выпуски. Примерно каждый пятый голландец, у которого в этот момент работал телевизор, смотрел именно «Big Brother» (55% аудитории). В течение месяца «Большой брат» стал самой популярной программой в Нидерландах. Было зарегистрировано 58 млн. посещений сайта www.big-brother. Реклама, демонстрировавшаяся во время трансляции, принесла компании Endemol прибыль в 7 миллионов долларов.

Однако, это было только начало. Узнав о новом формате шоу, многие кинокомпании захотели приобрести у Endemol лицензию на проведение нечто подобного. С тех пор шоу показали в двадцати семи странах. В Бельгии, Аргентине, Канаде, Италии, Португалии, Испании, Швеции и США шоу попало в десятку лучших программ 2000 года. Людям понравилось подглядывать! А Джон Демол, изобретатель концепта, посредством созданного им предприятия Endemol, создал триста программ в разных станах мира.

Сегодня среди разнообразия реалити-шоу нельзя не упомянуть очень популярный проект «The Bachelor» («Холостяк»), первый сезон которого стартовал в 2002 г. в США. По его правилам главным герой решал непростую задачу выбора невесты из 25 кандидаток. Формат «Холостяка» особенно полюбился продюсерам крупнейшего канала в мире - MTV,  которые запустили у себя целую обойму похожих проектов. 

Также очень популярны реалити-шоу по типу «Алло, мы ищем таланты». Впервые шоу "Star academy" ("Академия звезд") было показано в октябре 2001 г. во Франции.   В России проект назывался «Фабрика звезд». Суть проекта - молодые люди живут вместе и учатся на «звезд шоу-бизнеса». Гуманистическая сторона этого проекта — из любого человека можно сделать звезду — абсурдна, участники исчезают из этого проекта так же быстро, как и появляются на нем.

Скандалы на реалити-шоу и жертвы реалити

- участница английского варианта “Survivor”, учительница Лиза Эванс, после участия в шоу была уволена с работы: родители заявили, что не позволят человеку, ходившему полуголым на глазах у всей страны, учить их детей...

- участник американского шоу "Big brother 2" (2001 г.) Джастин Себик, не выдержав психологической нагрузки, в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями

- в ноябре 2001 г. в Польше один из участников реалити-шоу “Большой брат” был в принудительном порядке доставлен в психиатрическую больницу в состоянии тяжелого нервного срыва. Трагический инцидент произошел уже во втором туре передачи. Молодой фермер из Западной Польши вдруг впал в бешенство, начал крушить телекамеры и бросаться на других жильцов. Инцидент вызвал в Польше волну споров о границах допустимого на телеэкране. По словам медиков, передача по своей сути изобилует “стрессогенными” факторами, которые оказывают отрицательное влияние на психику

- в начале 2005 г. участник американского боксерского реалити-шоу "Противник" Наджай Тарпин застрелился за три недели до того, как шоу должно было выйти на телеэкраны. Телекомпания NBC провела трансляцию шоу, которое представил зрителям Сильвестр Сталлоне, и отрицала любые обвинения в своей ответственности за смерть участника

- наверное, самым страшным примером реалити шоу на выживание стал проект «Живой» (США), в котором две команды по 20 мужчин, поселенные на острове без еды и одежды, ежедневно накачивались сильнодействующими транквилизаторами, после чего им давалось любое оружие и военное снаряжение на выбор. По прошествии шести недель определился победитель – 29-летний лейтенант в отставке Джордж Шеннон. Спустя четыре недели после окончания шоу он скончался в больнице от ран (никакой информации в интернете я больше не нашла по поводу этого «шоу», возможно это фейк, но этот абзац встречается во многих статьях про реалити.)

- одним из наиболее шокирующих реалити-шоу стало, к примеру, «Сart House», снятое скрытыми видеокамерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. На пленку запечатлевался весь процесс пребывания клиента в этой своеобразной «студии» - приход, выбор проститутки, торг и даже сами любовные утехи. Любопытно, что из 50 “счастливчиков”, попавших под прицел невидимых камер, лишь трое отказались подписать документ, дающий телеканалу право транслировать в эфире компрометирующие материалы (также в интернете нет информации конкретно про это шоу. Нашла лишь документальный сериал «Cathouse” 2005 г., рассказывающий историю известного американского сутенера Денниса Хофа и его «детища» — борделя «Лунный кролик»)

- в Англии был придуман проект с элементами садизма "Exhausted" ("Истощенный"). Его участников (борющихся за приз в 100 тысяч фунтов) лишили не еды, не возможности помыться, не свободы выбора второй половины, а простого человеческого сна! Днем и ночью героям приходилось выполнять всевозможные задания, зачастую связанные с сильнейшими физическими нагрузками. Небольшой отдых уставшим участникам-таки предоставляли, однако и он был весьма специфичен: например - лицезрение свежевыкрашенной стены или просмотр занудного монотонного ролика со сладко зевающими людьми. Прикорнуть разрешалось максимум на час. Тех, кто уснул, отправляли "на волю". Одного из участников шоу пришлось дисквалифицировать – ему стали повсюду чудиться гигантские крысы и муравьи.

- в мае 2005 г. в Великобритании 17-летняя Карина Стивенсон, участвовавшая в реалити-шоу "Колония", которое снималось в Австралии, покончила жизнь самоубийством. Реалити-шоу "Колония" воссоздавало быт заключенных, которые были отправлены в Австралию 200 лет назад. Цель проекта, по замыслу организаторов, заключалась в том, чтобы дать экскурс в историю при помощи погружения участников в жесткие условия. Для семей, которые играли роль "осужденных", создали ряд трудных ситуаций. По некоторым данным, участники подвергались испытаниям голодом, болезнями, суровыми климатическими условиями и чувством тоски по дому

- телеканал CBS в 2007 г. сделал реалити-шоу «kid nation” по мрачному шедевру У. Голдинга «Повелитель мух»: дети оказываются на необитаемом острове, и, лишенные границ, устанавливаемых взрослыми, постепенно устанавливают свои правила жизни. На протяжении 40 дней 40 детей в возрасте от 8 до 15 лет строили общество, свободное от взрослых, а также всех удобств современной жизни – ни ванны, ни электричества. Площадка – заброшенный город шахтеров в Нью-Мексико. В отличие от других реалити-шоу, в этом шоу никого не выгоняют, но детям разрешают уехать в любой момент. Шоу сопровождалось скандалами, связанными с вопросами  нарушения трудового законодательства и эксплуатации детей. Также была анонимная жалоба, в которой говорилось, что дети "были оставлены без присмотра", и четыре ребенка случайно, "выпили отбеливатель", а одна из участниц "обожгла лицо горячим жиром"

- в 2007 году голландский телеканал BNN транслировал реалити-шоу, в котором неизлечимо больная женщина в прямом эфире должна была решить, кому из трех претендентов она отдаст свою почку. В конце шоу ведущий объявил, что «умирающая» - обычная актриса, однако три человека, принимавших участие в проекте, действительно нуждались в трансплантации органа. Скандал дошел до правительства Нидерландов

- 1 июня 2009 г. агентство Associated Press сообщило, что участник болгарского реалити-шоу "Остаться в живых" (Survivor) умер во время съемок, проходящих на одном из Филиппинских островов в Тихом океане. Причиной смерти 53-летнего Нончо Воденичарова стал сердечный приступ. Врачи пытались спасти ему жизнь, но несмотря на их усилия мужчина скончался. Продюсеры телешоу заявили, что по результатам врачебного обследования, которое регулярно проходят конкурсанты, Воденичаров был признан полностью здоровым

В чем секрет успеха реалити-шоу?

1. Любопытный по своей сути человек любит подглядывать, поэтому новый формат телевидения, позволяющий делать это "легально" вызывает интерес и спрос, почему, собственно, и имеет огромную популярность. При этом путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои реалити-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес со стороны зрителей.

2. Вадим Колесников, психолог-консультант:

– Мир, в котором мы существуем, несет в себе налет искусственности. Реклама, фильмы, текущие культурные процессы заставляют людей усомниться в искренности происходящего. Чем больше человек вовлечен в потребительские процессы, тем больше ему хочется настоящих эмоций, которые можно увидеть в реалити-шоу. Именно поэтому популярны и эмоциональные ток-шоу, порнография пользуется большим спросом, чем эротика, где всё "понарошку".

Что касается самих участников реалити-шоу, то для них, помимо стремления прославиться и испытать себя, очень важным является желание подражать своим кумирам

Подпишитесь на наш
Блоги

Реалити-шоу: история жанра. Жертвы реалити-шоу

14:01, 29 апреля 2016

Автор: OlgaEduardovna

Комменты 21

Аватар

Примерно каждый пятый голландец, у которого в этот момент работал телевизор, смотрел именно «Big Brother» (55% аудитории). - что-то у меня каждый пятый не складывается в 55% ))) "...общество, свободное от взрослых, а также всех удобств современной жизни – ни ванны, ни электричества." "четыре ребенка случайно, "выпили отбеливатель"" - а где они его взяли?

Аватар

А мне нравилось реалити Голод. Возможно тогда тв нас не баловали разнообразием всяких шоу, поэтому Голод смотрела с интересом.

M

А я недавно включила ТнТ,а там дом2.Так там какой то из участников свою жену пиханул так,что та упала.Это нормально?Я б таких сразу с тел.в тюрьму бы посылала

Аватар

Ну тут много за гранью, но дети??? Это вообще по моему уже край! Что за родители на такое согласились???

K

а "за стеклом" помните? когда народ облепил "Россию", что б на этих дебилов через окно посмотреть.... как сейчас помню, у меня дедушка выписывал "Комсомолку", так там КАЖДЫЙ день на первой странице огромный материал про шоу...

Подождите...