Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

О светских львицах в русской литературе

26
О светских львицах в русской литературе

Всем привет!
Читаю сейчас третий (и последний) роман Гончарова - "Обрыв" и дошла до интересного описания дам определённого мировоззрения и образа жизни тех лет. Почти 150 лет прошло, такие дамы, светские львицы, наверное, будут всегда, и сегодня наверняка есть что добавить, но почитать, как это описывает писатель середины XIX века, интересно.

Итак, ниже отрывок, про который я говорю:

"В Петербурге Райский поступил в юнкера: он с одушевлением скакал во фронте, млея и горя, с бегающими по спине мурашками, при звуках полковой музыки, вытягивался, стуча саблей и шпорами, при встрече с генералами, а по вечерам в удалой компании на тройках уносился за город, на веселые пикники, или брал уроки жизни и любви у столичных русских и не русских "Армид", в том волшебном царстве, где "гаснет вера в лучший край".

В самом деле, у него чуть не погасла вера в честь, честность, вообще в человека. Он, не желая, не стараясь, часто бегая прочь, изведал этот "чудесный мир" - силою своей впечатлительной натуры, вбиравшей в себя, как губка, все задевавшие его явления.

Женщины того мира казались ему особой породой. Как пар и машины заменили живую силу рук, так там целая механика жизни и страстей заменила природную жизнь и страсти. Этот мир - без привязанностей, без детей, без колыбелей, без братьев и сестер, без мужей и без жен, а только с мужчинами и женщинами.

Мужчины, одни, среди дел и забот, по лени, по грубости, часто бросая теплый огонь, тихие симпатии семьи, бросаются в этот мир всегда готовых романов и драм, как в игорный дом, чтоб осмелеть в чаду притворных чувств и дорого купленной неги. Других молодость и пыл влекут туда, в царство поддельной любви, со всей утонченной ее игрой, как гастронома влечет от домашнего простого обеда изысканный обед искусного повара.

Там царствует бесконечно разнообразный расчет: расчет роскоши, расчет честолюбия, расчет зависти, редко - самолюбия и никогда - сердца, то есть чувства. Красавицы приносят все в жертву расчету: самую страсть, если постигает их страсть, даже темперамент, когда потребует того роль, выгода положения.

Они - не жертвы общественного темперамента, как те несчастные создания, которые, за кусок хл:), за одежду, за обувь и кров, служат животному голоду. Нет: там жрицы сильных, хотя искусственных страстей, тонкие актрисы, играют в любовь и жизнь, как игрок в карты.

Там нет глубоких целей, нет прочных конечных намерений и надежд. Бурная жизнь не манит к тихому порту. У жрицы этого культа, у "матери наслаждений" - нет в виду, как и у истинного игрока по страсти, выиграть фортуну и кончить, оставить все, успокоиться и жить другой жизнью.

Если бы явилась в том круге такая, она потеряла бы свой характер, свою прелесть: ее, как игрока, увлекут от прочного и доброго пути, или она утратит цену в глазах поклонников, потеряв свободу понятий и нравов.

Жизнь ее - вечная игра в страсти, цель - нескончаемое наслаждение, переходящее в привычку, когда она устанет, пресытится. У ней один ужас впереди -- это состариться и стать ненужной.

Больше она ничего не боится. Играя в страсти, она принимает все виды, все лица, все характеры, нужные для роли, заимствуя их, как маскарадные платья, напрокат. Она робка, скромна или горда, неприступна или нежна, послушна - смотря по роли, по моменту.

Но, сбросив маску, она часто зла, груба и даже страшна. Испугать и оскорбить ее нельзя, а она не задумается, для мщения или для забавы, разрушить семейное счастие, спокойствие человека, не говоря о фортуне: разрушать экономическое благосостояние - ее призвание.

Ее должна окружать бесконтрольная роскошь. Желаний она не должна успевать иметь.

Квартира у нее - храм, но походящий на выставку мебели, дорогих безделиц. Вкус в убранстве принадлежит не хозяйке, а мебельщику и обойщику.

Печати тонкой, артистической жизни нет: та, у кого бы она была, не могла бы жить этой жизнью: она задохнулась бы. Там вкус - в сервизах, экипажах, лошадях, лакеях, горничных, одетых, как балетные феи.

Если случайно попадет туда высокой кисти картина, дорогая статуя - они ценятся не удивлением кисти и резцу, а заплаченной суммой.

Ни хозяина, ни хозяйки, ни детей, ни старых преданных слуг - нет в ее квартире.

Она живет - как будто на станции, в дороге, готовая ежеминутно выехать. Нет у нее друзей - ни мужчин, ни женщин, а только множество знакомых.

Жизнь красавицы этого мира или "тряпичного царства", как называл его Райский, - мелкий, пестрый, вечно движущийся узор: визиты в своем кругу, театр, катанье, роскошные до безобразия завтраки и обеды до утра, и ночи, продолжающиеся до обеда. Забота одна - чтоб не было остановок от пестроты.

Пустой, не наполненный день, вечер - без суеты, выездов, театра, свиданий - страшен. Тогда проснулась бы мысль, с какими-нибудь докучливыми вопросами, пожалуй, чувство, совесть, встал бы призрак будущего,..

Она со страхом отряхнется от непривычной задумчивости, гонит вопросы - и ей опять легко. Это бывает редко и у немногих. Мысль у ней большею частию нетронута, сердце отсутствует, знания никакого.

Накупать брильянтов, конечно, не самой -- (это все, что есть неподдельного в ее жизни), - нарядов, непременно больше, чем нужно, делая фортуну поставщиков, - вот главный пункт ее тщеславия.

Широкая затея - это вояж: прикинуться графиней в Париже, занять палаццо в Италии, сверкнуть золотом и красотой, покоряя мимоходом того, другого, смотря по рангу, положению, фортуне.

Идеал мужчины у нее - прежде всего homme genereux, liberal {Человек щедрый, снисходительный (франц.).}, который "благородно" сыплет золото, потом compte prince {Граф, князь (франц.).} и т. п. Понятия об уме, чести, нравах - свои, особенные.

Уродство в мужчине - это экономия, сдержанность, порядок. Скупой в ее глазах - изверг.

Райский, кружась в свете петербургской "золотой молодежи", бывший молодым офицером, потом молодым бюрократом, заплатил обильную дань поклонения этой красоте и, уходя, унес глубокую грусть надолго и много опытов, без которых мог обойтись."

Оставьте свой голос:

672
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Anitra_
Anitra_

но это же Гончаров пишет о дамах полусвета в *Обрыве*, их в свете не принимали, ввиду профессии , а прочие женские образы у Гончарова в этом же романе? Софья Беловодова там какая.. прям безе, а не женщина и прелюбопытная такой характер-такая вся дебелая кровь со сливаками, оч плотская с виду и такая вся с другой стороны дышашая духами и туманами..я забавлялась про нее читать..ну и другие там дамы, презанятные..
вообще там бабушка и Марфенька мои любимые -целостные, понятные люди, на коих мир держится.
извините за многословие-это мой любимый роман Гончарова

flow
flow

Anitra_, я ещё читаю :) Софья там, да, такая кровь с молоком.

Anitra_
Anitra_

flow, прелестнейший роман, вкусссный и интересный и исторический))) но его никак нельзя рассматривать как развлекательный. это как энциклопедия того времени -читаешь как переносишься в в ту эпоху. и про все там есть.
надо где нибудь нарыть более детальный разбор всего, что описал Гончаров , сто процентов я не все углядела, хотя учила его можно сказать наизусть-ну до чего же сочно написано, и очень цепляет за живое...

Tufelka
Tufelka

Anitra_, у Дмитрия Быкова есть лекция про Гончарова. Она в большей степени про "Обломова", но про остальные его романы там тоже есть

Anitra_
Anitra_

Tufelka, я смотрела все его лекции..про Обрыв мне маловато))) ну ладно, так и так. все равно никакая рецензия лучше романа не будет и опять же рецензия это мнение Быкова или еще кого то, может Гончаров свовсем другое имел ввиду))

Anitra_
Anitra_

flow, про Софу смешно очень как Райский пытался в ней разбудить пламя страсти))) и вот это его *ну она же была уже замужем*... ужасно такая в самом соку, плечи и грудь налитые, а абсолютно фригидное создание.
по моему у нее брак был с ее умершим мужем чисто фиктивный и она вполне могла остаться технической девственницей как и ее тетушки..)))

irazenit1
irazenit1

Anitra_, Я с вами) "Обрыв" - это моя любимая книга вообще! Я от нее трепещу!)) Моя фаворитка - таинственная Вера.

Anitra_
Anitra_

irazenit1, Вера это образ эмансипированных барышень тех времен, ну или почти эмансипэ. ничего там таинственного нет. все оч просто-девушке хотелось работать, воздуха, общества , каких нить Бестужевских курсов и свободы, свободы, свободы. Софья Ковалевская в своих мемуарах оч хорошо описала как благородные девицы хором сходили с ума, сбегали из родительского дома в какие то комунны и дам собственноручно мыли полы.. а Гончаров показал, что настолько были необходимы перемены, что девицы сигали с обрыва, теряли честь ..Райский тут явился катализатором и ускорил назревающее.. я вот таких девиц как Вера не люблю..ни богу свечка, ни черту кочерга..

Anitra_
Anitra_

irazenit1, с одной стороны написала я что не люблю, с другой стороны это те, благодаря которым мы имеем теперь право сами выбирать свой путь. Вере надо было удрать с дома, но бабушка, сестричка...

irazenit1
irazenit1

Anitra_, мне Вера нравится с точки зрения того, как она раскрывалась в романе, как дразнила своей таинственностью, как была не похожа на всех. Восхищена тем, как это описал Гончаров. А чем закончилась ее история - мне не по душе. Мне движение персонажа нравится.

Anitra_
Anitra_

irazenit1, ничего она не раскрывалась на мой взгляд.. она такая родилась. с детства такая. и дрожание подбородка при улыбке это каждый невролог скажет что симптом неврологический и Марка она подбивала бросить народничество и стать *как все*. она такая -и хочет со своими, но против своих.. нет никакой целостности, а то что она с Марком переспала...
кто хотел свободы удирал в Петербург или за границу или фиктивный брак. находили выходы.
вот если бы она не была бы такой красавицей было бы к ней у вас такое чувство жалости и тд? и у других в книге тоже?
ей ВСЕ сходило с рук, весь ее эгоизм и проступки, только потому что она была красива. что она сделала чтобы быть красивой? а ничего
и такого мужа как лесничий Иван Иванович она не заслужила и такой любви тоже
ее место какое нибудь дно, тк она кошмарно эгоистична и неспособна к самовоспитанию и переосмыслению . все только как она хочет.

irazenit1
irazenit1

Anitra_, я не понимаю, почему вы спорите о том, кто и как воспринимает персонаж? Я не права в том, что она мне интересна? В том, что это гениально созданный и прописанный образ? Кстати, я не говорила, что жалею ее. Ну не нравится она вам. Она и не должна нравиться. Она не положительный персонаж. Гончаров вообще к этому не стремился - дать какие-то оценки своим персонажам. В этом весь его гений. Он ведь даже не сказал, что Обломов - это плохо! Он просто существует, он повсюду среди нас. В каждом он есть, в самой сути России есть Обломов. Но я-то в чем не права?)

Anitra_
Anitra_

irazenit1, действительно, это ваше право воспринимать серьезную литературу аки дамский роман и будуар стайл))))
ну вообще то русской литературе не свойственно описывать героя только как положительного или как отрицательного. вы это не встретите ни у кого.
и да, эти все люди вымышленные!!!! и Гончаров это не про красивости и таинственности))) писали всякие финтифлюшки, красивости, чтобы понравится публике, это нормально быть коммерчески успешным писателем))) но Гончаров как и многие русские писатели это вообще не про это. но если вы не можете смотреть глубже, если для вас это исключительно развлекательная литература повалятся на диванчике смакую красивую картинку и страсти-ну чтож ваше право)))

irazenit1
irazenit1

Anitra_, господи! Да откуда вы знаете, что я считаю, а что нет?! Сдалась вам моя плоская узкомыслящая личность! Угомонитесь уже! И да, чтобы все же повысить ваше мнение о моем культурном восприятии Гончарова и его литературы, повторю: "Обрыв" - моя самая любимая книга. А по творчеству Гончарова (которого я прочитала всего-всего, включая все найденные дневники и письма) я писала дипломную работу в университете. Опа!

qweewq
qweewq

Убрать первый абзац с упоминанием Гончарова и его романа и перед нами калька один к одному жизни тех дамочек полусвета, которых нам регулярно являют на Сплетнике.

MashaMay
MashaMay

мне сразу представляются Ульяна и Снежана

Polaris
Polaris

MashaMay, а мне Жабена и Собчачка.

LUKA
LUKA

Ну, я понимаю переживания Гончарова. Однако же сядь он описывать венецианских или парижских куртизанок 15 века-вышло бы тоже самое. Это же вечное ремесло. Древнее как мир. Сетовать на него-это тоже самое как сетовать на дождь за окном. Бесперспективно. И доказательством служит то, что уже 21 век на дворе-а куртизанки всего мира не изменили свои принципам. Вечные они.

Surovaya_Pravda
Surovaya_Pravda

LUKA, разница в том, что во все времена они куртизанками и звались, в приличное общество не допускались. А теперь они и есть это "приличное общество", особы голубых грязей, дворянскими замашками обзавелись и других за людей не считают

gulzhan
gulzhan

LUKA, он же наоборот пишет, что куртизанки хотя бы за хлеб и не осуждает их. А эти светские просто так, потому что скучно - это и есть самое страшное.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Брэд Питт и Анджелина Джоли пришли к согласию о временной опеке над детьми
Сыну Ким Кардашьян Сейнту исполнился один год: поздравления с днем рождения от звездных родственников
Фанаты Леди Гаги после ее выступления заговорили о том, что певица сделала пластическую операцию
Приемная дочь Мадонны завоевала четыре медали на соревнованиях по спортивной гимнастике
Рената Литвинова в Лондоне: встреча с Диной Корзун, новая шляпка и другие приключения
Во всей красе: обнаженный Том Харди в новогоднем номере Esquire
Instagram недели: американец и его кот творят странные вещи
Конкурс на SPLETNIK.RU: выиграйте билеты на концерт группы "Моя Мишель"
СМИ: Анастасия Стоцкая ждет второго ребенка
Любовь по-французски: Марион Котийяр и Гийом Кане в Париже
Кендалл Дженнер в видеоролике журнала Love помогает скрасить ожидание праздника
Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"