Всем доброго времени суток!

Сегодня на одном из сайтов наткнулась на статью о гениях и их женах. Прочитала с интересом. Полезла гуглить больше инфы и вот что нашла.

Жанна Эбютерн – муза и неофициальная жена Амедео Модильяни;

этой хрупкой молочнокожей красавице с роскошными каштановыми волосами было отмерено всего 22 года жизни, которые трудно назвать счастливыми с точки зрения среднестатистического обывателя.  Эбютерн похожа на модель прерафаэлитов, но она родилась позже и вдохновляла другого художника, который запечатлел её не менее чем на 25 полотнах. Сейчас эта изящная девушка смотрит на нас со стен великих музеев, с глянцевых страниц дорогих альбомов по искусству; её портреты уходят с молотка «Сотбис» за миллионы долларов, но при жизни, как нетрудно догадаться, у неё не было и малой доли такого успеха. Точнее, успеха как такового не было вообще.  Была крохотная мастерская у Люксембургского сада – голые оранжевые и охристые стены, было тотальное безденежье, скитания, гостиница с проститутками в Ницце, где Модильяни лечился от туберкулёза. Сказать, что жизнь с Амедео (или Моди, как называли его в артистической среде) была не сахар – ничего не сказать. Красавец Модильяни, завсегдатай борделей, пьяница, эпатажный любитель кокаина и марихуаны, был богемен до мозга костей и явно не создан для спокойной семейной жизни. Впрочем, и сама Жанна была не из породы домашних кумушек:  талантливая художница (кто-то прочил ей большое будущее – но увы) и бунтарка (пошла против воли родителей, которые, мягко говоря, были не в восторге от такого зятя, как Амедео – мало того что еврей, так ещё и ни кола ни двора). Но им было всё равно: ни убогий быт, ни тяготы и лишения не повлияли на их чувства. Жаль только, что жизнь отмерила им так мало: 24 января 1920 года Модильяни умер от туберкулёзного менингита, а через несколько дней сама Жанна, будучи на 8-ом месяце беременности, выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку с любимым. Яркий пример самоотречения и трагической любви.

А вот и сам Модильяни:

Ольга Хохлова – русская жена Пабло Пикассо,

потомственная дворянка,балерина труппы Сергея Дягилева.Хоть она и не была примой, но всё равно сумела завоевать сердце Пабло своим природным очарованием, свежестью и наивностью.(Ох, уж это вечное стремление заправских бабников найти себе саму скромность и невинность!) По легенде, Дягилев предупреждал Пикассо: «Осторожно, на русских девушках нужно жениться». Богемный покоритель женских сердец Пабло тогда только отшутился (уж в его-то постели простоя не бывало!), но уже через год они с Ольгой обвенчались по православному обряду (Хохлова была глубоко верующим человеком). Они как будто «выехали» на контрасте, единстве и борьбе противоположностей: утончённость, скромность и пылкая страстность, телесность, -  этакий экзотический коктейль! Вполне возможно, что Пабло привлекла и так называемая «загадочная русская душа» избранницы.

Да и вообще – уж она-то была на порядок выше его многочисленных натурщиц и богемных кокаинеток, воспринимающих действительность только сквозь алкогольно-наркотический туман. И не будем забывать: их чувства зародились в Риме, городе любви. Как итог: 17 лет в браке, рождение сына Пауло, самоотверженный отказ от балета в пользу семьи, куча портретов Ольги, в том числе в несвойственной ему реалистической манере… и расставание. Пылкая натура Пабло не смогла устоять против очарования 17-летней девочки Марии Терезы-Вальтер. Ольга, узнав об этой связи, терпела, но беременность юной музы стала для неё последней каплей. Они так и не развелись официально (Пабло не захотел делить имущество, согласно брачному контракту), и говорят, что Хохлова долгое время преследовала мужа и его женщин, заваливала их гневными письмами, чем, разумеется, серьёзно подпортила своё здоровье: сначала она перенесла инсульт, а в 64 года умерла от рака. Её внучка Марина говорила, что Ольга до последнего прикрывала свои отказавшие ноги шубкой, которую ей когда-то подарил Пикассо. В приступах безумия она говорила, что её муж снова вернулся к ней… Как вспоминает очередная муза Пикассо, Франсуаза Жило, однажды Пабло сказал об Ольге: «По мне – так лучше увидеть её мёртвой, чем счастливой с кем-то другим».  И это был не единственный камень (он же – пророчество) в огород жены, так и не оправившейся от предательства Пикассо.  Его ждало счастье, слава и богатство, а её – болезнь, безумие и забвение, как и многих других женщин, связавших с ним свою жизнь.

Екатерина Ворошилова, она же Голда Давидовна Горбман,

личность во всех смыслах незаурядная. Уж кто-кто, а она явно не была в тени своего знаменитого мужа военачальника, партийного деятеля и маршала СССР Климента Ворошилова, с которым они прожили почти полвека. Подобно многим женщинам своей эпохи, Екатерина Давидовна готова была с головой ринуться в революционный костёр, что она, собственно, и сделала в 17 лет, отказавшись от своих ортодоксальных еврейских корней и оставив солнечную Одессу. Будущая партледи очень вдохновилась идеями Серафимы Гопнер. За свою подрывную эсэрскую деятельность Екатерина Давидовна (тогда ещё Голда Горбман) угодила прямиком в ссылку – в Архангельскую губернию. Именно там её ждала встреча с мужчиной всей её жизни – Климентом Ворошиловым, но этому предшествовали весьма трагические обстоятельства. Так получилось, что её первой любовью стал красавец и любимец женщин  Авель Енукидзе, отнюдь не настроенный на серьёзные отношения. Голда забеременела и была вынуждена сделать аборт, после которого уже никогда не смогла иметь детей. Чуть позже она встретила Климента Ефремовича, которому рассказала всю свою историю без обиняков, — именно вот так началась их любовь длиною в жизнь.

Голда Горбман и Климент Ворошилов обвенчались по православному обряду (лишним будет пояснять, что со стороны своей еврейской родни новоиспечённая Екатерина Ворошилова была навсегда предана анафеме, но ей не впервой было жечь мосты). Она поддерживала своего мужа всегда и везде, даже когда тучи вокруг него сгущались; она собирала архив Ворошилова для музея, писала дневник и воспитывала своих приёмных детей со всей искренней отдачей. Екатерина Давидовна занималась интеллектуальным воспитанием супруга, закончившего 2 класса церковно-приходской школы (и в данном случае это не просто оборот для красного словца): они вместе читали классическую литературу и философские сочинения. Она даже своё онкологическое заболевание воспринимала с лёгкостью; только всегда просила близких и врачей «не говорить Климке»: так она любила и оберегала Климента Ефремовича. Родственники вспоминают их последнюю встречу в больнице: не сговариваясь, супруги взялись за руки и запели «Глядя на луч пурпурного заката».  Услышав эту лебединую песню родом из их юности, никто не мог сдержать слёз. Вот так красиво и печально закончилась эта полувековая история любви и преданности.

Клементина Черчилль – женой и духовной соратницей  этого одиозного и деспотичного британского премьер-министра не перестают восхищаться и по сей день.

Конечно, ведь перед нами ещё один пример мудрой, самоотверженной женщины, которая в течение более чем 50 лет не то что не наскучила собственному мужу, а была для него как воздух. Как, впрочем, и он для неё. Неслучайно они всю жизнь называли друг друга в эпистолярном жанре «нежной кошечкой» и «любимым мопсиком» — и от чистого, между прочим, сердца (а писем и открыток, как говорят очевидцы, было аж 1700!) .  

Именно Черчиллю принадлежит фраза:  «Моя женитьба была самым счастливым и радостным событием всей моей жизни». И в это легко поверить. Клементина была не из тех забитых жёнушек, во всём поддакивающих мужу.  Она обладала незаурядным характером и яркой индивидуальностью, но при этом не давила на супруга, мирясь с его легендарными вредными привычками (немереное поглощение виски и сигар, любовь к азартным играм и огромным порциям еды). Мудрая Клементина однажды произнесла афористичную фразу: «Никогда не заставляйте мужей соглашаться с вами. Вы добьетесь большего, продолжая спокойно придерживаться своих убеждений и через какое-то время увидите, как ваш супруг незаметно придет к выводу, что вы правы». Этим правилом Клементина пользовалась всю свою жизнь. Они были полными противоположностями и даже спали в разных спальнях; их жизнь – отдадим должное злым языкам, ставящим под сомнение излишнюю приторность их отношений — нельзя было назвать безоблачной, но она была тем не менее яркой и взрывной, как фейерверк. 57 лет в браке, 5 детей, 1700 писем, открыток и телеграмм, — такая вот арифметика любви.

Еще немного Черчиллей:

Мерседес Барча  Пардо – супруга легендарного нобелевского лауреата Габриэля Гарсия Маркеса, выдержке которой можно только позавидовать. И не только потому что её муж неоднократно повторял, что в молодости его лучшими друзьями были проститутки, а женился он для того чтобы не завтракать в одиночестве.

В том, что Маркес не бог весть какой аскет, легко можно убедиться, открыв любую его книгу: там чувственность и эротизм бьют  через край, как волны в шторм. За примерами далеко ходить не надо: «лучшим друзьям» даже посвящён отдельный роман – «Вспоминая моих грустных шлюх». Но этот вид жениного терпения, как ни странно, вполне себе предсказуем: богемный муж просто обязан иметь толпы поклонниц и богатую биографию, в которой всегда найдутся алкоголь, наркотики, публичные дома… Так что с этими искушёнными творцами всё понятно, а интересно совсем другое.

13-летняя Мерседес Барча Пардо встретила своего будущего мужа на танцах. Любвеобильный Маркес, конечно, такую красавицу пропустить не мог: белое шёлковое платье, красный гребень, высокие каблучки, да ещё и знойное сочетание арабской и испанской крови в жилах девушки ко всему прочему тоже сыграло свою роль. Тогда дело (к большому сожалению для пылкого юнца и  будущего нобелевского лауреата) ограничилось только танцами: от грязных приставаний Мерседес ловко отбилась, а Габриэль Гарсия пообещал юной Мерседес отучиться, вернуться, жениться и любить её всю жизнь. Что там на уме у Маркеса было – неизвестно, а вот сеньорита Пардо слова 18-летнего повесы восприняла за чистую монету и осталась ждать аж на долгих 13 лет, пока он учился, кутил, расширял свой житейский, писательский и, конечно, сексуальный опыт. Не просто ждала, а ещё и все письма любимого в коробочку складывала.

Но Маркес, как ни странно, слово сдержал и на этот раз пообещал Мерседес, что к своим 40 станет знаменитым писателем. Всем, правда, известно, путь к славе тернист: и пока Габриэль Гарсия отшельничал, творя свой великий роман «Сто лет одиночества», Мерседес его не пилила, а вертелась с 2 сыновьями как могла, распродавая всё вокруг, лишь бы дети были сыты, а мужу ничто не мешало. Надо отдать должное: и тут её терпение тоже было вознаграждено. Маркес действительно стал великим писателем и вместе они до сих пор — аж с 1958 года. А кто-то скажет: ну, какой-то там поцелуй в 13 лет!

Вера Муромцева-Бунина – эта аристократичная женщина с обликом мадонны стала третьей женой Ивана Алексеевича – другие бежали, не вынеся его тяжёлого характера.

Но очерёдность тут не важна: пальма первенства, безусловно, принадлежит только ей — ставшей для своего супруга самым преданным другом и защитником на долгие годы, но тем не менее безумно ревновавшей его ко всем тем – предыдущим и последующим. Вера Николаевна была блестяще образованна, знала несколько европейских языков, свободно ориентировалась в области мировой литературы и совершенно не хотела замуж за писателя. Но, видимо, так было задумано свыше. Они познакомились в 1906 году на литературном вечере и вскоре стали жить вместе, правда, обвенчались только в 1922 году. Взаимный быт действительно был тяжёл: Бунин не пропускал ни одной хорошенькой барышни, при этом сам частенько был придирчив и несправедлив к жене.

Правда, несмотря на все капризы и причуды, огромную роль Веры Николаевны в своей жизни он очень чётко осознавал, говоря: «Без тебя я ничего не написал бы. Пропал бы!» И она понимала это и мужественно терпела переменчивый нрав своего «Яна» (она его называла только так).   «Я… вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе», — писала она в своём дневнике. Вера Николаевна простила ему и то финальное увлечение прехорошенькой поэтессой Галиной Кузнецовой, поселившейся в их доме на целых 15 лет, а затем променявшей Ивана Алексеевича на Маргу, Маргариту Августовну Степун — её  ушлая Галина Николаевна тоже «вписала» в этот трагический любовный многоугольник. Все эти трагические перипетии легли в основу фильма «Дневник его жены», где Веру Муромцеву блестяще сыграла даже внешне похожая на неё Галина Тюнина. Не о многих жёнах снимают художественные фильмы, не так ли? Но Вера Муромцева, без сомнения, это заслужила.

Отдельного разговора заслуживает Энштейн. Его отношение к жене иначе как скотским я назвать не могу.

Оцените выдержки из писем друзьям и конкретно супруге: "С женой я обращаюсь как с прислугой, которую не могу прогнать". В письме Милеве (супруга Энштейна), датированном 1914 годом гений излагает ей свои условия семейной жизни:

"1. Вы будете следить за тем, чтобы

- моё нижнее и постельное белье было чистым и содержалось в порядке

- мне подавали еду три раза в день в моем кабинете

- моя спальня и кабинет содержались в чистоте и порядке, и чтобы никто, кроме меня, не прикасался к моему рабочему столу

2. Вы откажетесь от любой связи со мной, кроме той, которую необходимо поддерживать на людях. В особенности, Вы не будете претендовать на то, чтобы я

- оставался с Вами дома

- сопровождал Вас в поездках

3. Вы должны будете торжественно пообещать, что

- не будете ждать с моей стороны никаких чувств и не будете упрекать меня за их отсутствие

- будете отвечать мне тотчас же, как только я обращусь в Вам

- беспрекословно покинете как мою спальню, так и мой кабинет по первому моему требованию

- не будете очернять меня перед детьми, ни словом, ни делом"

(опубликовано в Le Monde 18 ноября 1986 года)

Гуляка и самодур, хотя и гениальный. Даже в пост его включать не хочется. 

Как бы там ни было, а в истину фразы "За каждым великим мужчиной стоит великая женщина" я верю. ))

Берегите себя! И пусть чужая гениальность не будет для нас проблемой.

Подпишитесь на наш
Блоги

Гении и их женщины.

23:12, 14 марта 2016

Автор: Marusya_A

Комменты 29

V

Их силой что ли заставляли с этими мужиками пороться??!

Аватар

первая история очень грустная... наверное, эта Жанна сама употребляла что-то... выброситься из окна, не думая о своем ребенке... мне не понять...

J

"Пылкая натура Пабло не смогла устоять против очарования 17-летней девочки Марии Терезы-Вальтер",- ох уж эта "пылкая натура"))))) так бы и сказали - неуважение к своему партнеру, вкупе с кризисом возраста и грозящей импотенцией, стало причиной того,что пабло пошел искать глупых малолеток

Аватар

Таланты, великие люди и прочее блаблабла-это, конечно, прекрасно, но признание в 90% случаев приходит после смерти.. А жена/любовница/подруга с ними от и до.. И эти творцы на них ездят по полной, главное же искусство!

Аватар

Автор как то у Вас в одной авоське и Пикассо и Маркос и Энштейн )) А уж каким образом Ворошилов гением был ....

Подождите...