Сегодня утром в местной газете прочитала интересную статью, решила с вами поделиться. А вы что об этом думаете?

Жертвы цифровых технологий

Поколением Z психологи, социологи и демографы называют сейчас молодых людей, родившихся примерно между концом девяностых и началом нулевых. То есть им сейчас по 17-20 лет, большинство из них занимают сегодня студенческие аудитории. Вот тут я с ними и столкнулся. Вначале ничто не предвещало особенного беспокойства… Сидят на лекции тихо, вроде даже слушают. Только вопросов не задают. И на заданные вопросы …не отвечают. Когда же проводишь письменный опрос или тестирование, то все время норовят заглянуть в телефон. В Интернет то есть. Пришлось перед началом тестирования телефоны изымать. И открылась нелицеприятная, мягко говоря, картина.

Интернет — это "весь мир на кончиках пальцев", в телефоне, в кармане, всегда под рукой. Можно в любой момент прочесть любую книгу, посмотреть любой фильм, посетить любой музей мира. Но они не читают, не смотрят и не интересуются музеями. По моим наблюдениям, они используют современные средства коммуникации чаще всего для того, чтобы переругиваться в чатах.

Да, да, я собираюсь сейчас сделать то, что ворчливое старичье делает обычно и всегда: назову представителей молодежи ленивыми, поверхностными, инфантильными и невежественными. Рискну предположить, что найдется множество возражений. Да мне и самому не хочется верить в худшее, но приводимые ниже факты из жизни, а также результаты серьезных исследований, подкрепленные цитатами авторитетных академиков, увы, не дают расслабиться и продолжать закрывать глаза на очевидное. Поколению Z будущее страны доверять опасно.

Термин "поколение зет" употребляется также в смысле "человек, родившийся в цифровом обществе", коренной житель цифрового пространства. Будущее уже наступило, господа. Но особого просветления что-то не наблюдается. Ни в одной из перечисленных областей знаний.

География. "Столица Венеции"

"Боженька, сделай Париж столицей Англии, потому что я так написал в своей контрольной работе" — этот незамысловатый детский анекдот — один из самых в моей жизни первых врезавшихся в память, хотя прошло с той поры уже лет эдак пятьдесят. Анекдот неожиданно и совсем несмешно воплотился вдруг в реальной жизни.

— У меня всегда с географией были проблемы, — слегка смущаясь, говорит мне на экзамене красивая, с ухоженными волосами и с ярким маникюром девушка двадцати лет от роду.

— Если вы, милочка, к вашим годам не знаете, что Рим — столица Италии, а Париж — Франции, простите, но у вас не с географией, у вас с головой проблемы, — чувствую, что закипаю, хотя сотни раз давал себе обещание не горячиться. И уже ничему не удивляться. Но не получается, продолжаю не просто удивляться, но изумляться до глубины души, более того, негодовать и гневаться. А гнев — свидетельство беспомощности, неспособности справиться с ситуацией. Да, я не знаю, что делать, и это бесит больше всего.

Учительствую я скоро семь лет, но не после окончания института, а после выхода на пенсию. Неважно сейчас, где преподаю, в каком именно среднем учебном заведении нашего города, и что именно, это сейчас не принципиально. Скажем так, предметы, предполагающие наличие если не интеллекта, то хотя бы какой-то, пусть и не слишком широкой, эрудиции. Хоть какого-то элементарного запаса общих, базовых знаний. Тех, что приобретаются в курсе средней школы. Из разряда "Волга впадает в Каспийское море", "Наполеон вторгся в Россию в 1812 году", Репин написал картину "Не ждали", а столица Англии — Лондон.

Не знают. Они этого не знают!

Барселона — столица Бразилии, а Вена — …Венеции (!!!). Думаете, я шучу? Совсем нет, именно так они и написали в своей контрольной работе.

Литература. "Не помню автора"

"Люди, которые не читают, все равно что инвалиды", — предельно точно сформулировал кто-то. Жаль, что не я. За двадцать лет выросло поколение, для которых чтение не является обязательным процессом. Вместо литературы школьников натаскивают на сдачу ЕГЭ. В Российской империи книжных магазинов было в два раза больше, чем в сегодняшней России. В столице Судана книжных магазинов на душу населения больше, чем в Москве. Да что нам Судан или Москва? На наших глазах книжные магазины Комсомольска вытеснены "золотым тельцом".

В России, в стране великой культуры, ничто так не объединяет людей, как язык. И если мы потеряем культуру чтения, то мы и язык в скором времени утратим. Уже теряем! "Зетов" называют еще и "молчаливым" поколением. Уткнувшись в свои гаджеты, они не общаются, лишенные прямого общения, они разучились правильно говорить, правильно оформлять словами свои мысли.

Более того, нечитающий человек неизбежно пишет с ошибками, потому что зрительно он тоже не запомнил, не зафиксировал в мозгу, как правильно выглядят слова родного языка.

"Зеты" ленивы, нелюбопытны, они отказываются думать, нарочито медлительны, а рефераты скачивает напрямую с "Википедии", не удосужившись изменить ни слова. В анкете, которую я недавно предложил заполнить всем своим группам, вопросы просты — перечислить писателей, художников, любимые книги, фильмы. Конечно, они все написали "Толстой, Достоевский, Пушкин". Но ни разу никто не вспомнил ни Чехова, ни Бунина, ни Тургенева. Ильф и Петров? Довлатов? Нее-ет! Джек Лондон? Хемингуэй? Ни разу. И даже если они пишут название любимой книги "Любовь живёт три года" — то не помнят автора, Фредерика Бегбедера. Встретились пару раз, слава тебе, Господи, Булгаков и Ремарк. А также Экзюпери и Чуковский(!!!). Ну что с них взять — дети!

"Мой любимый писатель — Онегин", — написала одна девочка. Что тут скажешь? Хорошо еще что буквы помнит. Не "Анегин" хоть, и то в этих обстоятельствах спасибо. А девочке этой не восемь и не двенадцать, ей ДВАДЦАТЬ лет.

Кинематограф. Только экшн

Может быть, они не читают, потому что кино по этим книгам сморят? Если бы. То и дело в анкетах натыкаешься на упоминание следующих "кинопроизведений": "Инсургент", "Бэтмен против Супермена", "Скайлайн", "Кровь и кость"… То есть востребовано лишь то, что бегает, гонится, стреляет и взрывает. Какое это имеет отношение к реальной жизни? Никакого. "Зеты" опять пытаются скрыться, уйти в свой виртуальный мир.

Спрашиваешь порой о каких-нибудь совершенно обычных вещах, о том, что априори обязан знать и помнить всякий разумный человек старше восемнадцати, спрашиваешь всю группу разом, не к отдельной половозрелой особи обращаешься, а к коллективу. И повисает в аудитории тишина… Молчание. Иногда отчаянно ласково я зову их "мои ягнятки". Впрочем, фильма этого — "Молчание ягнят" — они тоже не смотрели…

Что же смотрели тогда? "Кунг-фу Панда", "Сумерки", "Мачо и ботан"…

— А "Белое солнце пустыни", "Бриллиантовая рука", "Джентльмены удачи" — да их же регулярно по телевизору показывают, да ведь это же советская классика, да ведь на цитаты народ эти фильмы разобрал. Как же вы могли этого не видеть?

— Скучища, — отвечают они.

История. "Отчество Гитлера"

…Ее озабоченно нахмуренный лобик выдавал страшное напряжение мысли. Казалось, я слышу шуршание шевелящихся мозгов под ее искусно взбитыми белокурыми кудрями. Вопрос в билете был о наполеоновских войнах.

— Сейчас, сейчас, я вспомню! В то время правил… правил… Гитлер Бонапарт!

— Как?!? Гитлер??? В 1812 году? Гитлер Бо–на–парт???!!! — восклицаю я в полнейшей ажитации.

— Ну а че вы придираетесь? Я вообще не знаю, какое там у этого Гитлера отчество…

Не видя особой разницы между понятиями "отечественная" и "мировая", путаясь в датах и эпохах, другая, не менее милая девушка сообщила мне, что Первая мировая была, оказывается, в 1812-м. Вообще, эти вопросы всегда, во всех группах учащихся, вызывают совершеннейшее недоумение.

— Так когда началась Вторая мировая война?

— Кажется, в сорок пятом?

— Да? А первая?

— Даже не припомню…

Для них, для "зетов", это все — давняя скучная история, седая древность, пыль столетий. "Нас не касается. Это — лишняя информация", — задорно пояснил мне вихрастый юноша — типичный "зет", возвращаясь взглядом к своему планшету.

Они не видели фильмов "Летят журавли" и "Хроника пикирующего бомбардировщика", не знают песен про "Синий платочек" и про "22 июня, ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война…", они не понимают, о чем фильм "Холодное лето 53-го" и не заплачут при звуках марша "Прощание славянки".

Если так и дальше пойдет, то уже совсем скоро они поверят, что во Второй мировой победили американцы.

И что теперь?

Мы имеем дело с поколением мобильных "зетов", с головой ушедших в оцифрованный мир, лишенный чувств и эмоций. Не знают и не уважают прошлого, не желают утруждать себя размышлениями, не стремятся узнать больше о будущей профессии, выполнять обязательства, хорошо исполнять свою работу, не способны уважать свое дело. И это без пяти минут "специалисты", которые через год придут на рынок труда Комсомольска (КМК это проблема касается не только моего города). 

Строить, созидать, обслуживать в конце концов. Это рекламные агенты, не знающие, что после обращения в предложении ставится запятая; риэлторы, которые не приходят на назначенную встречу; флористы, не подозревающие о богине Флоре; юристы, не выучившие законов; нечесаные парикмахерши и журналисты, не способные согласовать падежные окончания.

После того как человек достигает определенного уровня развития мышления и базовой эрудиции, формируются другие факторы, определяющие его успех в жизни, такие как креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Какая же может быть креативность без базовых знаний, без основ? Вывод напрашивается сам собой: наша система образования, находясь в состоянии бесконечной реформы, этих основ не дает.

Мое скромное, на уровне частного любопытства, анкетирование охватило весьма небольшой контингент учащихся, мои наблюдения не претендуют на какие-то глобальные обобщения. Ни в коем случае я не утверждаю, что повально все нынешние молодые люди таковы, нет. Родители, которые не перекладывают на государство воспитание своих отпрысков и вносят свой вклад в образование своих детей, вправе возразить мне: умная молодежь, конечно же, есть. Однако тенденции налицо, и подтверждение легко найти в более объемных и серьезных исследованиях и у непререкаемых авторитетов.

Более двадцати лет отслеживает интеллектуальное развитие школьников глава центра "Диагностика и развитие способностей" в Санкт-Петербурге Людмила Ясюкова. Вот ее выводы: "Идет сильное снижение интеллекта основной массы детей, которые заканчивают школу. Результаты тестирования сейчас в два раза хуже, чем в конце 80-х годов".

В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл большие исследования, выяснив, что 35% россиян не читают книг вообще.

Академик Сергей Капица сказал тогда: "За последние двадцать лет мы воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет.

Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить".

Страшно? Вот и мне не по себе последнее время…

Тихон ГУРОВ

Перепост: dvkomsomolsk.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Это причудливое поколение Z

06:37, 4 марта 2016

Автор: Kaisa

Комменты 167

Аватар

Мне 24, я всегда сижу в телефоне. Спросите почему? Я читаю там электронные версии книг. Потому что книги в магазине нынче стоят как моя стипендия! У меня просто нет возможности тратить столько денег на книги, которые мне возможно даже не понравятся и я повторно их даже в руки не возьму! И да, мне нравится жанр фентези, то есть "сказочки", которые не имеют отношения к реальной жизни. Реальная жизнь окружает меня ежедневно! А мне бы хотелось окунуться например в приключения Гарри Поттера, когда я прихожу после работы и учебы. Я перечитала вдоль и поперек классиков, упоминаемых здесь авторов, но все равно любимым жанром остается фентези. (к слову Булгаков тоже вполне себе в этом жанре писал) То же касается и кино. Я пересмотрела все упоминающиеся здесь ленты, но мне и в голову бы не пришло упомянуть любой из них в качестве любимого. В наше время слишком много прекрасных и фантастически снятых фильмов. Про столицу Венеции я промолчу, потому что с такими идиотами я никогда в жизни не встречалась. Я не знаю у кого преподает автор статьи, но среди моих одногруппников настолько пустоголовых нет. Очень однобокая статья,хотя, конечно, в паре моментов узнала себя (молчаливое сидение в телефоне, не желание порой вступать в разговоры, почти все мои друзья очень мало читают или не читают вовсе)

Аватар

Наверное, я отношусь к тому меньшинству, которое не склонно ругать это пресловутое поколение Z. Мой старший ребенок к нему принадлежит, его друзья, соответственно, тоже. Но они просто другие. У них больше возможностей, которыми они в полной мере пользуются. То, что мы в их возрасте узнавали из книг, они пробуют и видят вживую, будь то путешествия или еда, которая для нас в их возрасте считалась экзотикой. Информация вокруг них просто роится, ее очень много и она очень разная, поэтому они просто другими способами ей пользуются. Да, не читают и не покупают бумажные книги, но у них вечный мегадвиж. Когда он не учится, он гоняет то серфить к черту на кулички, то на гору кататься на сноуборде, поэтому ему удобнее забить айпэд, и он читает там, причем на трех языках. Не думаю, что это плохо. А от преподавателей я каждый год слушала, когда училась сама, когда учились и учатся сейчас дети, что каждый последующий год тупее предыдущего. По этим оценкам современное поколение должно скатиться до уровня неондертальцев. Но лично мне даже есть, что узнать нового у детей. На эту тему хорошо пишет Дима Зицер. Он, на мой взгляд, иногда перегибает, но и от стереотипов о тупой, ленивой и ничерта не знающей молодёжи избавляет хорошо. Ну и в конце-концов, каждое последующее, так ругаемое поколение, воспитало предыдущее, которое его и ругает. Так что тут как бы пенять-то надо и на себя в том числе.

P

С одной стороны, согласна, есть эта проблема у поколения гаджетов, что все знания - в одном клике. С другой - преподаватель вспомнил кино и книги (кроме классиков литературы) своего поколения. А у него так же от зубов отскакивали бы примеры литературы и искусства, которые были в ходу, когда его родители и деды были молодыми, и для их поколения они были значимыми и важными? Вряд ли. Так что он просто не может принять, что ценности его поколения устаревают вместе с ним, забыв себя молодого, увы.

C

Мне за 30, и я выросла в читающей семье. В детстве сама очень любила читать, этим гордились мои родители. Только в позднем подростковом возрасте поняла, что чтение художественной литературы для меня было бегством от реальности. Да, мной восхищались учителя, университетские преподаватели и бабушки внуков-"оболтусов". Но на самом деле, чтение книг как самоцель, как показатель ума и способности мыслить - это глупость. Чтение художественной литературы не имеет никакого отношения ни к критическому мышлению, ни к реальным знаниям. Вот реальные знания типа географии - нужны. Элементарно чтобы по ошибке не сесть на самолет до Берлина, когда отдых запланирован в Испании.

Аватар

Я уверена, не все так плохо. Есть читающая молодежь. Но, что хочу сказать, мое поколение, поколение 90-х и 89-х гг, тоже не шибко начитанным было. В старших классах большинство не читали книг, а отделывались кратким содержанием из купленных решебников. Книжные магазины моя личная боль. В моем городе нет почти ни одного, и меня это дико БЕСИТ. Пока я не научилась заказывать книги по интернету, мне приходилось ездить за 200 км. в соседний город или заказывать их у парня, когда он уезжал на сессию. Когда я в последний раз заходила в местный книжный за книгам Толкина, оказалось, что в магазине даже не знают о таком авторе.

Подождите...