Евгения Шаталова – мама. 
У нее две любимых дочки, каждая со своим призванием. Одна – физик-ядерщик, вторая – талантливый поэт... Правда, та, что поэт – Соня – вслух свои стихи не читает. Только пишет. Соня родилась 12 ноября 1993 года. Она – аутист. Немая...

Соня с мамой

***
Мне надо сказать так много!
Кто думает, что золото – в молчанье?
Камнем загорожена дорога
словам из сердца – ну, не печально?

***
Писать стихи – зачем оно?
Мне очень горько их вино.
Такая в сердце тугая боль
И я молю: «Прости... уволь...»
И слышу в сердце ласковый Голос:
"Без воли Моей не выпадет волос.
Что приуныла? Да, тяжело.
Но ты постарайся. Тебе так дано.
Стихи – не вино, не мёд, не вода.
Они – твоя жизнь. Это помни всегда"
(2004)

***

Из статьи Сергея Сошинского, где он пишет о Соне:

"Эта девочка не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время ее стихотворения показывают, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас. С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет. И это знакомство произвело на меня, как говорил в начале, глубокое впечатление. Девочка – аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни. На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия – действия, определяемые ее волей и сознанием. Одна нейропсихолог, работавшая в том же лагере реабилитации, и знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка – имбицил. Имбицил – это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект. «Я никогда не поверю, – говорила нейропсихолог, – во все то, что приписывают Соне». Соне приписывали многое – здесь и сейчас не буду перечислять. (Например, опыт клинической смерти в возрасте шести дней, еще в роддоме, который много позже, будто бы, она описала, и др.)

Я не знал, как относиться ко всему этому. Но со временем я убедился, что все, что Соне приписывают, справедливо...  Я разговаривал с нею через письмо. Она не могла и до сих пор не может, говорить. Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка). И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир*. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, не контактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), не адекватной – внутренний мир – реальность. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он на самом деле имеет место. В частности, когда я сказал еще десятилетней Соне, какую важную роль в общении людей играет речь, как она нужна, чтобы можно было помогать друг другу, она написала в ответ нечто не детское, дословно: «Мышление вовсе не так жестко связано со звуковой речью. Стихи мои читают, и они влияют на людей, хоть я молчу. А значит, я говорю и помогаю». Соня пишет мне (автору – Сошинскому) свой вопрос: «Вы что думаете: как получаются счастливые люди? Вы счастливы? Совместимы ли счастье и болезнь? Счастье личное и тяжелая жизнь в стране?» Мать касается пальцем тыльной стороны руки – поддерживает Соню психологически. (июль 2004 г.) 

***
Не верь, не гадай и не бойся
В крови уже есть ответ.
Чужие неясные свойства –
Откуда и чей привет?
Так странно смешалось и глупо –
Готовый взорваться вулкан.
Не кот на цепи у дуба –
Сошедший с ума ураган.
Но так уже прежде бывало
Рвалось полотно пелён
И я из себя прорастала
Сбегая из плена времен.

          (22 февраля 08 года)

Эти две силы – тяжелая болезнь и удивительная душевная полнота – борются в Соне с детства. Женя рассказывает – дар обнаружили случайно:

– Нам удалось, хоть и с очень большим трудом, записать Соню в нашу обычную, местную школу. Разные ее способности проявились – к математике, например. Я ее в шутку спросила: «Может, ты еще и стихи пишешь?» Дочка кивнула. Взяли вместе ручку, и слова из нее полились…

Звучит легко: взяли ручку и стала писать. Но за этим «писать», как и за всем в Сониной жизни, стоит колоссальный труд. И изматывающая борьба.

Чтобы сесть за парту, Соне пришлось ходить на занятия по реабилитации. Она справилась, но свое право учиться и развиваться ей пришлось не раз доказывать. Существуют комиссии – ребенка проверяют, и после одной из таких проверок Соня впала в жестокую депрессию. Она тогда уже писала, но ей не поверили, отказали в авторстве. В лицо сказали: кто-то из близких пишет за нее...

Закрылась, перестала играть, идти на контакт – но все-таки нашелся психолог, который сумел эту ранку залечить и тут же получил в подарок стихотворение:

Я – не немая! Я – говорю!
Без звука, но тоже словами.
На пашне взойдут и увидят зарю
Стихи, будто поле с цветами.

– У Сони очень сильный характер, – говорит Женя. –

Ей с большим трудом даются какие-то простые, привычные для нас действия – да вот даже туда-сюда пройти по просьбе, выполнить инструкцию. Но если ей нужно провести внутреннюю работу, чтобы продвинуться вперед – она это сделает.

Смотришь на эту спокойную, с достоинством себя держащую женщину и думаешь, что характер у них один на двоих. Сильный.

– Ну во-первых, Бог помогает, – улыбается Женя. – Во-вторых, силы нахожу в самой Соне. Ну и мое упорство.
Это упорство помогает преодолевать нередкое недоумение окружающих: как, немую девочку-аутиста учить? Лечить? Развивать? Принимать? Чтобы как все?

А это «как все» когда-то было Сониной мечтой. Не главной, но значимой, пока не поняла, что это невозможно, да и не нужно.
А главное желание – помогать людям. Соня написала об этом в 8 лет: «Я буду работать…консультантом по мечтам. Но чтобы такое будущее состоялось, надо, чтобы как можно больше людей приняли Бога, пришли к Нему. Так что я сначала буду помогать людям в этом. Как? Скорее всего словом: поэтическим и молитвенным».

И помогает. Правда, сейчас труднее: 4 года назад у Сони обнаружили вирусы, которыми поражена ее нервная система.

– Когда Соня была ребенком, врачи были убеждены, что аутизм – это просто другое название шизофрении, – рассказывает мама Сони. – У взрослых – шизофрения, а у детей вот – аутизм. Когда Соне два года назад стало очень плохо, она попала в государственную психиатрическую больницу. Заведующая отделением там сказала: «Мне неинтересно, что с ней». Только в платной клинике нам сразу сделали все анализы и выявили проблему. Конечно, нынешнее лечение – в Сонины бы 8-9 лет…

Афоризмы маленькой Сони 

АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься невозможно, пока силы есть. 8 лет
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет
БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет
ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет
ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет
ИГРА – взаправдашняя понарошность. 8 лет
ИМПРОВИЗАЦИЯ – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое. 8 лет
КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени и способ разговора со многими людьми сквозь время. 8 лет
ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёхкопытное счастье.
МАСКА – лицо одного выражения. 10 лет
МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет
МУЗЕЙ – консервы времени. 8 лет
МУЗЫКА – гармоничное сочетание звуков и эмоций
МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет
– смелость ума оформлять словами образы. 8 лет
– то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
НАУКА – познание, основанное на сомнении. 10 лет
– система познания, в которой нет места вере. 10 лет
НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет
НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет
ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет
ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими препятствиями. 9 лет
ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя. 8 лет
РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре. 8 лет
РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет
СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет
СКОБКИ – это стенки для слов в письменной речи. 8 лет
СМЕХ – доктор для печальной души. 8 лет
СОБАКА – лающее воплощение верности и покорности. 10 лет
СОРЕВНОВАНИЕ – это совместное делание чего-нибудь с целью узнать, кто делает это лучше. 8 лет
СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет
СТОЛ – площадь, на которой разыгрывается жизнь тарелок и всего остального, что на нём оказывается. 8 лет
СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет
СТРАХ – возбудитель трусости– тормоз на пути к действию
ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного
УДОВОЛЬСТВИЕ – это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением. 8 лет
УРАГАН – сошедший с ума ветер. 8 лет
УХО – ловушка для звуков у живых существ. 8 лет
ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет
ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ. 10 лет
ЧЕЛОВЕК – такое живое существо, у которого есть разум, речь, умелые руки и способность решать, как всё это использовать. 8 лет
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – это все человеки вместе, если их рассматривать как одного большого человека.
ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная. 8 лет
ШАР – куб без углов и рёбер. 10 лет
ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет

***

Делиться своими стихами и текстами – очень важно для Сони. Возможность рассказать о своих мыслях множеству людей Соне дал фильм «В ауте», снятый в 2012 году.

– Соня восприняла этот фильм как возможность разговора с большим количеством людей. Для нее это была реальная возможность сказать о том, что важно, и не только для нее – для всех. Если диск с фильмом выйдет, люди его получат, это, конечно, будет для нее радостью. Для нее очень важно – кто будет смотреть фильм о ней, услышит ее стихи…

Таково нелегкое Сонино призвание – делиться с окружающими тем светом, который ей дан, своим талантом и своей верой, несмотря на тяжесть своего недуга. Отгороженная, оторванная от мира физически, Соня прочно связана с ним духовно. Как говорит Женя, «Бог для нее – здесь, Бог с ней рядом».

«Соня — удивительная девочка, из тех, кого называют особыми детьми, имея в виду то испытание болезнью, которое дано им с первого дня жизни. Но такие дети часто становятся особыми и в другом смысле — в духовном. Соня не может говорить. Даже писать она может только тогда, когда её руку поддерживают. У неё множество проблем с теми простейшими житейскими обстоятельствами, которые обычный человек даже не замечает и не ценит по достоинству. И вместе с тем Соня — личность. Это глубокий человек, обладающий незаурядным умом, острым восприятием жизни и даром слова…» — так говорит о Соне Виктор Кротов, руководитель литературной студии «Родник».

Виктор Кротов

***

Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частицы бытия?
Их разделяют звёзды и столетья
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю чёткие черты.
И в каждом атоме и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты.

                 (октябрь 2006 г.)


 
***
Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной.



***
Мне почему-то очень надо
Стекло бордовое заката
В оранжевое утро превратить.
Своею радостью окрасить
Дома, заборы,
Плачем и слезами
Омыть все окна и дороги.
Весь мусор жизни
Мощным током крови
Снести и в своемсердце сжечь.
И это все не жертва, нет,
А просто помощь заблудившемуся миру.

Сонины рисунки

"Детство бабочек"

"Душа, борись и побеждай!"

"Ирисы"

Сказка про Рирку

Много на свете живет замечательных творений Божиих, но самое удивительное из них — Рирка.

Рирка похож на четырехухую и пятигорбую кошку. И ростом он с крупную кошку, и мех у него густой и пышный, белый или черный в рыжую полоску, и хвост длинный и пушистый.

Четыре уха нужны Рирке,чтобы лучше слышать. Верхними ушами он слышит звуки сверху и с боков, а нижними улавливает звуки с земли.

Рирка — лесной житель. И самое интересное в нем — это чем он в лесу занимается. Рирка собирает разные лесные звуки и делает из них слова! Собирает звуки ушами, в голове из них слова со смыслом составляет и в горбы на окончательную доводку складывает. В первый горб, ближе к голове, складывает существительные, во второй -глаголы, в третий — прилагательные, в четвертый — наречия, а в пятый горб — местоимения, частицы, вопросы и прочие слова. В горбах слова вылеживаются и окончательные формы и смысл приобретают.

Зачем Рирка это делает? А затем, что лес — живой и хочет, чтобы его понимали. Вот и работает Рирка у леса переводчиком.

***

Ты объясни мне, мама,
Зачем риза Солнца красна?
Поэты цветы рисуют словами.
Солнце и воздух, мир и роса,
Обида и боль, и радость, и грусть –
Все можно выразить словом.
Но что краски слову дают?
Что его кровь заполняет?
Может быть, Солнце?
Ведь Бог же недаром
в сердцах поэтов
Кусочки Солнца зажег! 

***
Ты и я, мы вместе можем
Сделать много разных добрых дел.
Можем так сшивать событья,
Что шитьё такое победит всё зло.
Надо только мочь мириться
с собственной душой,
И тогда мириться с миром Божьим
будет нам легко.
Мы с тобою – Сила Мира,
И мы можем жить в любви.
 
***
Мне нравятся ночь и день.
Мне нравится их непохожесть.
Их шитость тоже нравится мне,
Шитость звёздами и Солнца лучами.
Мне нравятся их чудеса и тайны.
Шитость великой Книги событий,
Книги, которую пишет Бог о мире. 

***
В ритме песни огня
есть очень странные паузы.
Они будоражат меня
И вместе с тем завораживают.
Вспоминается что-то древнее,
И уже – не я, а кто-то,
Кто жил когда-то, наверное,
И вышел раз из болота,
И увидел горящее дерево.
И Бог сказал ему: «Пользуйся!»
И он в этот глас так уверовал,
Что уже Человеком шёл по лесу...

*** 
Знаешь, мама, ты ошиблась,
Так отвергнув свой талант.
Сколько вынесла обиды,
Нас держа, как небо – Атлант.
Отказалась от работы –
Очень сложная семья,
Постоянно болен кто-то,
И никчёмушная я.
– Тяжкий крест, до гроба горе,
Лучше было б в интернат,
Всё устроилось бы вскоре,
А так у вас никто не рад.
Ведь она неизлечима. –
Ты смеялась всем в ответ:
– Моя дочка молодчина,
И матери счастливей нет! –
Счастье выпало нам вместе,
По воле Божьей, жизнь пройти.
Теперь это дело чести.
И нет ошибки. Мы в пути.
 
***
Почему ты порой так печальна,
Так прекрасно задумчив твой лик?..
Ты такой не была изначально,
И в улыбке был солнышка блик…
 
***
Птицы и ветер - возничие Осени, -
Унесите с собой и меня.
Пролечу над полями озими,
В колокольчик дождя звеня.
А потом я на лес плавно кину
Паутинок дрожащую сеть.
Уплывут журавли стройным клином,
А мне лес надо красным одеть.

***

Тонкие узоры вышили метели
По канве деревьев и гулких проводов.
В свадебные платья нарядились ели,
В платья из забытых старых детских снов.
И стоят невесты, и вздохнуть не смеют.
Им бы красоваться до ласковой весны.
Но бродяга ветер разобьёт, развеет
Ледяные бусы, кольца и венцы.
14.2.2005
 
***
Как звук в словах со смыслом связан?
Тайна известна лишь Богу.
Постичь её – постичь устройство мира.
 
***
Дельфины - братья человека.
Не меньшие, иные просто.
Из древнейшего из века
Нити тянутся их родства...

***
Где зарывают свои таланты люди?
В какие тихие места уходит сердца дрожь?
Видит душа или нет, что беднеет?

***
Меня осинило небо
И миловала заря,
Розовым светом даря.
А звёзды там, в вышине,
Манили: ко мне, ко мне!
И клёнов холодный пожар
Заходит мне в сердце, дрожа.
Я плакать хочу, и лететь,
И Чуду хвалою звенеть.
Ничего не желаю бросить...
И всё называется: «Осень».
Я слушаю небо, я слушаю Мир
И звуки сплетаются в Чуда узор...

***
О дар бесценный в звуки облачать слова
в союзе сути и звучанья!
Но я...
Мне больно! Господи, ты слышишь? Больно!
Как долго длится немота!
Как бесконечен океан молчанья!
И вот уже и вольно и невольно
Забралась в душу немота.
Устала ждать. И на свободу
Из плена черепа слова устали рваться.
Тоска диктует сердцу непогоду.
Но неужели я готова мраку сдаться?
Принять в судьбу, найти в нём позитив,
Жить, в мелодраму бурю обратив...
Ну нет, спасибо ! Господи, ты слышишь?
Я боль перетерплю, я человек, не зверь.
И голос мой тюрьмы разрушит крышу
И в полнозвучный мир откроется мне дверь.
31.12.05

***
Я не одна!
Мне почему-то вволю не даётся
Ни пищи,
Ни приятных дел,
Ни встреч.
Я вовсе не капризна,
Мне роскоши и праздников сплошных
Не надо.
Хотелось бы лишь есть три раза в день –
Не разносолы, нет, простую пищу.
Но и её так не хватает!
Хотелось бы общаться
С хорошими людьми.
Но не умею –
Аутизм мешает.
С нелепым поведением, со страхами, немая –
Кому я интересна?
Кому же я нужна?
И руки неумелые, и воли лишена –
Вам стало жаль меня?
Не надо!
Со мной Господь, я не одна!
Со мной и мама, и сестра,
И даже папа помогает,
Хотя и верит не всегда.
Мне батюшка сказал:
– Твоя болезнь
Тебе сейчас во благо.
Должна пройти ты этот путь.
Терпи, лечись и главное – молись.
Настанет день, ты обретешь свободу,
Лишь с Богом будь.
Так Он же в сердце!
Он заполняет грудь!
Мне вам шепнуть
Те главные слова?
– Помилуй, Господи.
С Тобой я не одна!

Все фото вязты со страницы Сони вк

Подпишитесь на наш
Блоги

Соня Шаталова

10:53, 3 марта 2016

Автор: Belochkina

Комменты 139

D

В моей биографии был период, когда работала с такими детьми. Очень много мифов и додумок вокруг аутизма. Очень часто те, кто не в теме, не разделяют аутизм и расстройство аутистического спектра, все валят в одну кучу, все называют аутизмом. Нередко аутизмом называют то, что в принципе сложно диагностировать - понятно, что есть патология, но ни под какую градацию из известных не попадает. "Классический" аутизм характеризуется глубоким поражением мозга, при котором невозможны серьезные интеллектуальные подвижки, и большим достижением является возможность приучить человека к выполнению простых действий. Сочувствую родителям таких детей, но обратной стороной медали является скрытие многих неприятных фактов. Им, безусловно лестно, что их детей называют особенными, одаренными и т.п., но сами же родители, например, предпочитают не говорить, что при таком диагнозе случаются тяжелые поведенческие проявления, имеет место быть агрессия, вандализм. Что касается конкретно стихов, позволю себе усомниться, что их сочиняла девочка.

Аватар

Огромное спасибо за самый лучший пост!!Читаю давно.

Аватар

То чувство,когда ребенок,который не может говорить, понимает и выражает мысль лучше,чем ты и все твое окружение.Молодец! И Соня, ее Мама.

Аватар

Я охотно верю, что у человека, который живет в своем мире, возникают очень яркие образы и ассоциации. Но чтобы сказать "СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека", надо обладать огромным словарным запасом, событийные границы сами по себе в голове у ребенка возникнуть не могут, гениальность здесь не причем. Поэтому я не исключаю, что сейчас она и впрямь сама пишет стихи, но ее детские афоризмы хотя бы наполовину труд мамы.

K

Есть разные формы аутизма и я вполне верю, что все стихи плоть её мысли. У приятельницы сыну поставили диагноз - аутизм, из-за этого ей пришлось побороться, чтобы его взяли в обычную школу. Да, он отличается от своих сверстников, но только задумчивостью и некой абстрагированностью. Обожает читать, рисовать, изучать что-то новое, но не может долго концентрироваться на одном занятии. И по уровню интеллектуального развития сильно опережает своих одноклассников. Все это результат огромной работы семьи. Для них его аутизм - не болезнь, а некая степень одаренности.

Подождите...