Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Как инквизиция боролась с «сосудами греха»

37
Как инквизиция боролась с «сосудами греха»

Томить не буду, все от мужской неудовлетворенности.

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100 000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы». Во многом повинен целибат — обет безбрачия.

Инквизиция меняет клиентуру

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями.

И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе.

Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Народ и инквизиция едины

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви.

Весьма вероятно, что, узнав там о ведьмовских процессах во Франции, он необдуманно попытался ввести их в Ирландии. В качестве мишени епископ выбрал самую состоятельную даму Килкенни; перспектива конфискации собственности еретички, без сомнения, обусловила его рвение. Леди К. получила свое состояние, пережив нескольких мужей: Уильяма Оутлоу, Адама ле Блонда и Ричарда де Балле. Джон ле Пуэр, ее четвертый муж, в момент ее ареста был при смерти.

Фрагмент страницы из сборника проповедей "Die Emeis" (1517) Гейлера фон Кайзерсберга, первой работы по колдовству, напечатанной в Германии.

Епископ де Ледреде выдвинул несколько обвинений против Алисы К., ее сына от первого брака (Уильяма Оутлоу) и их сообщников:

1. Чтобы добиться эффективности своего чародейства, они отреклись от Господа и католической церкви и уклонялись от выполнения всех христианских обязанностей;

2. Они приносили в жертву живых существ, прежде всего петухов, Роберту Артиссону (filius Artis), демону, "одного из низших классов ада".

3. Они пытались узнать будущее через дьяволов.

4. Они пародировали религиозные церемонии на ночных собраниях, которые заканчивались погашением свечей и восклицаниями: "Фи! Фи! Фи! Аминь".

5. Чтобы вызвать любовь и ненависть или убить, или нанести вред людям и животным, они изготавливали порошки и мази из внутренностей жертвенных петухов, "неких ужасных червяков", трав, ногтей мертвых людей, волос, мозга некрещенных детей, вместе сваренных в черепе обезглавленного разбойника на огне из дубовых дров.

6. Леди Алиса обладала магическими порошками. Их нашел ее четвертый муж и отослал епископу. Все ее дети, кроме первенца, объединившись, подали жалобу, что она убила своих мужей и путем магии лишила их наследства.

7. Леди Алиса имела сексуальные сношения с Робертом Артиссоном, который иногда появлялся в виде кота, черной лохматой собаки или черного человека, несущего железный прут.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября служанку сожгли на костре.

Маховик ведовской истерии раскручивался постепенно. Вначале население, относившееся к демонстрации некоторыми особями всяческих чудес вполне терпимо, воспринимало сожжение своих землячек, а то и соседок без большого восторга. Но постепенно запах крови спровоцировал массовую ведовскую истерию. И большая кровь полилась в середине XVI века и стала сходить на нет лишь 200 лет спустя. «Большая охота» стала возможной лишь благодаря всецелой поддержке антиведовских процессов всеми слоями населения.

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

С ведьмами же было гораздо проще — в них вселился дьявол, который гадит всем, кто с ними соприкасается. Все совершенно очевидно. И дьявола необходимо сжечь на костре. Даже если он укоренился в ребенке. Известны случаи, когда казнили двухлетних детей.

Создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

За весь же период охоты на ведьм по разным оценкам было уничтожено от 80 тыс. до 100 тыс. человек. Были среди казненных и мужчины — пособники ведьм и колдуны. Но это были лишь единичные случаи.

Законодательная база

Разумеется, расправы над ведьмами осуществлялись при строгом соблюдении законности, как ее понимали в те времена. На основании папских булл, которые весьма расплывчато определяли технологию дознания, судопроизводства и исполнения наказаний, были внесены новые статьи в светское уголовное законодательство. Они были вполне конкретны. И с этих пор искоренением ведовства занимались параллельно и инквизиция, и светские суды. Справедливости ради следует сказать, что наказания были различными — не только казнь на костре или обезглавливание, но и тюремное заключение. Более того, около четверти процессов завершались оправдательными приговорами.

Громадный вклад в систематизацию «Большой охоты» внес трактат «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», составленный в 1487 году монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Инститорисом по поручению папы Иннокентия VIII. Это был всеобъемлющий труд, в котором подробно рассматривались свойства демонов, досконально разбирались признаки, по которым можно распознать ведьму, приводились в подробностях методы допросов и сопутствующих им пыток.

Среди множества злодеяний, которые творят ведьмы, особо подробно разбирались методы, с помощью которых ведьмы лишают мужчин полового члена. Понятно, что это симпатий к подозреваемым в ведовству со стороны мужского населения не прибавляло.

Рассматривать методы пыток в связи с их непомерной жестокостью мы не станем. Что же касается способов распознавания связи с дьяволом, то их монахи-бенедектинцы, один из которых был еще и деканом Кельнского университета, придумали великое множество. Понятно, что среди явных признаков есть «умение привлекать к себе труднопреодолимые плотские чувства». На теле подвергавшихся испытанию женщин искали особые пятна — «дьявольские». Их бросали в воду со связанными руками — если не тонули, значит, им помогают демоны.

Между строк трактата просвечивает женоненавистничество его авторов. Например, они утверждают, что «свойства женщин — это плакать, ткать и обманывать».

На сцену выходят наемники

В период «Большой охоты» энтузиазм по борьбе с ведьмами охватил не только инквизицию, но и простых горожан. Дело стало доходить, смело можно сказать, до чисток. Появились «профессиональные охотники», которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

В середине XVIII века преследование ведьм церковью прекратилось. Однако маховик мгновенно остановить было невозможно. На смену судебным процессам на некоторое время пришли стихийные внесудебные расправы над женщинами, виновность которых определяла взбешенная толпа. Тут дело обходилось и без выбивания признаний и без зачитывания приговора.

 

А вот Россию охота на ведьм обошла стороной. Умные люди дают тому массу объяснений — и ментальных, и политических, и даже теологических. Мы же приведем простенькое объяснение, с которого и начинали свое повествование. Православный батюшка жил в радости со своею попадьей, рожал и воспитывал деток и ни в коем разе не считал женщину сосудом греха.

Обновлено 18/11/15 20:06:

Оставьте свой голос:

731
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

justius
justius

Концовочка: и текст, и картинка - блеск. Ради нее, поди все затевалось? ))

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

justius, а то-ж! )))

justius
justius

elena_dokuchaewa, дак и у нас, не в таком объеме, конечно, но охота на ведьм была. В начале 15 века в Пскове было сожжено 12 вещих женок - списали на них мор, губивший горожан. В 17 веке уже в Тотьме сожгли некую Федосью, перед казнью она кричала, что невиновна и порчу ни на кого не наводила, а перед воеводою оговорила себя, не выдержав пыток... И случаев таких немало. Ну и мужчин по этой статье мы тоже жгли, не токмо женщин.

Bellezza
Bellezza

justius, ваша правда, жгли и у нас. Но масштабов запада мы не достигли в виду отсутствия поддержки данного процесса властью как царской так и церковной. Были местечковые процессы которые прекратил (ежели не путаю) Петр 1, пообещав жечь и доносчицу(ка).

Rita_Starling
Rita_Starling

justius, не, ну людям во все времена не был чужд самосуд, но эти случаи скорее исключение, чем норма того времени: умеешь врачевать травами-ведьма, красивая-ведьма, муж в твою сторону посмотрел-назову ведьмой. Жесть, что творилось. Истерия, основанная на моссовой ограниченности, ведомая фанатиками.

justius
justius

Rita_Starling, в том-то и дело, что эти случаи вопрос не народного самосуда, а именно суда (на Федосью подали воеводе жалобу, оную рассмотрели, дознание и суд провели, наказание определили и исполнили, а не народ по собственному почину расправился с ней, хоть и такое, увы, полагаю, случалось). Наше отличие от запада в этом смысле, что вещих женок и мужей судил светский суд (воевода, бояре, царь), а не церковный и в вину вменяли главным образом порчу имущества и нанесенный вред человеку, а не преступление против Бога как таковое. Хотя еретиков ожидала та же участь. (( Кстати, читала в свое время статистику, проведенную по 200 реальным ведьмовским делам Франции, Швейцарии и Англии - средний возраст казненных ведьм около 60 лет (что скорее подтверждает образ ведьмы-старухи, а не обольстительной красавицы, на которую загляделся чей-то муж, при этом ученые признают, что да, многие судебные разбирательства как раз инициированы склочными соседями, а не ревностными церковными служками). И сжиганием закачивались не все процессы, в Англии, где пытки не применяли, только 20% от разбирающихся дел заканчивались смертным приговором через повешение, в Шотландии, где пытками не гнушались, уже 50%, а в Люксембурге все 90%. Хотя в любом случае в уме не укладывается, как до такого вообще можно было дойти.

Otrava
Otrava

В Голландии (не помню, в Лейдене, кажись) показывали весы, на которых взвешивали женщин, если вес был меньше определенной отметки, то женщину признавали ведьмой, т.к. ее могло поднять помело....

Roya
Roya

Otrava, я всегда знала, что худые женщины ведьмы! Только ведьма может есть и не толстеть!

oldgranny
oldgranny

Otrava, вот бы Сысоеву взвесить.

shark
shark

Otrava, на до мной начальник так шутил, мол в средние века тебя бы признали ведьмой )))

Atelier
Atelier

А вот научная теория инквизиции,как раз в централизации власти, и все истоки идут из язычества. Кстати современная параллель: недавний пост про иллюминатов, про "Буш и набор" для рептилоидов, и "заклинания шамана" группой детей- это тоже самое. Смысл запугать необьяснимым, и четко определить "неверных" во имя публичного примера, что будет с вами,если вы пойдете против власти!

Roya
Roya

В России все таки несколько иная культура была. Мирские батюшки имели возможность жениться, но высшие чины тоже давали обет безбрачия. Я рада, что истерия по ведьмам обошла Русь стороной.

Beka
Beka

Наши не заморачивались))) если Бог создал так же и женщину, значит с ней надо заниматься сексом

LUKA
LUKA

Beka, Или закопать ее живьем в землю...

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

вообще на Руси жгли и волхвов и ведьм. просто не в таком масштабе.

мне кажется, что европейская охота на ведьм - это совокупность факторов, среди которых и поиск козла отпущения за стихийные бедствия, недостаток образования, а может быть и культурное наследие Рима - устраивать из смерти - праздник.
но может я и ошибаюсь

Atelier
Atelier

В России церковь никогда не была властью! и кстати исторически не церкви сдавали "оброки", как в католической организации, а церковь косвенно помогала царю: приюты, больницы, школы и т.д.

Fil-forever
Fil-forever

Atelier, в истории и осталось. Теперь школы и университеты помогают церквям.

Vorobushek
Vorobushek

Существует мнение, что именно их-за охоты на ведьм европейские женщины до сих пор не отличаются красотой, большую часть красивого генофонда сожгли((
а вообще так задумаешься, какой же кошмар - соседка нажаловалась, и все, ничем не докажешь, что ты не ведьма(( помню, нам препод по всемирной истории рассказывал, что если женщина признает свою вину - сжечь, не признает, значит это в ней дьявол говорит, тем более сжечь... ну и тд, что ни делай, все будет использовано против тебя

pale_whale
pale_whale

Хах, вот и в надюшином посте нечто подобное происходит) ведьм ищут и требуют сжечь))

Tokyoriga
Tokyoriga
Показать комментарий
Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Повод для умиления: принц Гарри и Меган Маркл носят одинаковые браслеты
Леди в черном: Натали Портман на вечеринке в Западном Голливуде
Повседневная классика: Дженнифер Энистон в Голливуде
Джиджи Хадид теряет вес из-за заболевания щитовидной железы
Яна Рудковская, Кети Топурия, Андрей Малахов на вечеринке в бутике Aleksander Siradekian
Роберт Дауни младший и Том Холланд в первом трейлере фильма "Человек-паук: возвращение домой"
Кейт Миддлтон во второй раз появилась в тиаре принцессы Дианы
Канье Уэст стал блондином и впервые после госпитализации появился на публике
Битва платьев: Изабель Гулар против Елены Исинбаевой
Дженна Дьюэнн-Татум рассказала об их с Ченнингом Татумом первой ночи и нынешней интимной жизни
СМИ: стала известна дата свадьбы Пиппы Миддлтон и Джеймса Мэттьюза
"Леди Макбет": страсть и преступление в трейлере британской экранизации русской классики
Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей