Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Современная школа глазами учителя...

306
Современная школа глазами учителя...

Здравствуйте, дорогие девушки! Многие из вас, как я подозреваю, уже стали мамами, а многие планируют стать матерями в будущем. И всем вам предстоит отдавать своих чад в школу. К сожалению для меня, как для учителя, мало кто вообще представляет, что такое современная школа, из чего состоят работа учителя и обязанности учеников, отсюда и превратное отношение к нашей профессии. Я не собираюсь в посте рассказывать, как тяжела доля учителя, и пытаться выбить слезу, о нет. Тем более, что я люблю свою профессию, и у неё много достоинств. Я просто считаю необходимым, чтобы каждый родитель понимал, куда он отдаёт своего ребёнка. Я закончила школу в 2006 году, и поверьте, это небо и земля по сравнению с тем, что мы имеет сейчас, спустя почти 10 лет: вектор развития поменялся. 

З.Ы. Если вы живёте в Москве или Питере, а также отдаёте детей в элитные гимназии, со многими вещами вы можете не согласиться. Я пишу о среднестатистической российской школе, коих тысячи по России (я преподаю в самой обычной средней образовательной школе математику). Не исключаю, что в Центральной России всё по-другому, а на нас, как всегда, экспериментируют. Такое тоже может быть:))

Итак.

1) О векторе развития

Когда большинство из нас с вами заканчивали школы (то есть до 2007-08 гг.), со школой было всё ясно чуть менее, чем полностью. Основная задача ребёнка - это получить знание, а учителя - это знание дать. Всё.

Основная цель образования - это ЗУНы (знания, умения, навыки), то есть получение знаний и их применение. 45 минут урока учитель пытается донести до ребёнка знание в теоретической форме, групповой работе и проч., потом проверяет эти знания с помощью контрольных работ.  

Но с приходом к власти Д.А. Медведева всё стало значительно веселее. Основной курс был взят на модернизацию образования (помните, как наш президент тогда взялся за социальную сферу?), и школу начало трясти. С 2010 года начал разрабатываться новый ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), по которому ближайшие годы мы будем учить детей. Давайте разбираться.

Что изменилось.

1. Задача современной школы. Самый важный пункт нашего разговора. Этот пункт - настоящая боль для учителей старой закалки, особенно для тех, кто учился в советской системе. На смену старым добрым ЗУНам приходят УУД (универсальные учебные действия). Расшифровка этих УУД расписана в правовых документах, но настолько витиевато, что у любого нормального учителя (что говорить о родителе), который захочет вникнуть, может полностью поломаться радар. Что же такое УУД простым языком? Это умение ребёнка добывать знания самостоятельно. Да. Добывать посредством общения, самостоятельного формулирования задачи и поиска решения. По новым ФГОСам, учитель должен в начале урока обозначить перед учениками проблему (не говоря при этом тему урока, как раньше было написано на доске), а затем они должны искать решение (что мне даст ответ на этот вопрос, что я должен сделать и т.д.). Учитель должен говорить на уроке не больше 15 минут, не давая при этом конкретного ответа, а лишь наталкивая ученика на правильный ответ.

Проучив по такой системе 2 года, могу констатировать, что наши дети, мягко говоря, не догоняют. Сложно научить ребёнка знанию, но ещё сложнее научить его шевелить мозгом. Если отличникам и хорошистам такая программа даётся тяжело, то об отстающих учениках и вовсе говорить нечего. К сожалению, в их головах так ничего и не оседает, и это печально. Мы учим думать, общаться, но за всем этим теряем само знание, и это печально. Посыл программы неплохой, но работы ещё непочатый край. 

2. Профильное обучение. Святая обязанность школьника, начиная с 10 класса. Здесь ребёнку предоставляется выбор: или 2 раза в неделю после уроков в своей школе ходить в специализированный городской профильный класс (биолого-химический, физико-математический и т.д.), где собираются все, кому надо поступать в медицинский или политех, или посещать профильные курсы в своей школе, но с тем условием, что профиль класса задаёт школа. То есть если ваше чадо - гуманитарий, а класс сделали с математическим уклоном, дополнительные занятия для технарей его добьют. Поэтому в идеале, начиная с 10 класса, ребёнок уже должен определиться с тем, кем хочет стать (жизнь - боль, это правда). Нет, он может выбрать биологический профиль и ходить туда 2 года, а потом поступить на журналиста, но вопрос - кому оно надо, тратить своё драгоценное послеурочное время целых 2 года?

3. Олимпиады, конкурсы и тому подобное. Помните, в наши стародавние времена были только школьные олимпиады и "Русский медвежонок" с "Кенгуру"? Сейчас этих конкурсов стало столько, что учителям трудно отсеивать нормальные и интересные конкурсы для детей от тех, которые даже озвучить бывает стыдно. Конкурсы дают ребёнку возможность заинтересоваться предметом и провести исследовательскую работу, поэтому вещь эта нужная, НО

Мотив проведения. Тут я вас не удивлю: деньги. Такие конкурсы организуются на базах педагогических университетов, институтов усовершенствования учителей, управления образования и прочих фэншуйных педагогических организаций. Участие в конкурсе стоит в среднем от 150 до 700 рублей. Вот и представьте себе, если от каждой параллели участвует 5-7 детей, а в старшей школе 7 параллелей, а школ в городе больше 30, а если объять всю область, а уж если всю Россию... Деньги получаются немалые...

Это вовсе не значит, что в конкурсах не нужно участвовать, но выбрать подходящий и интересный конкурс, который увлечёт ребёнка, - прямая задача учителя.

2) Об учителях и детях

Вполне логично, что такая система обучения отразилась на учителях, причём касается это всего: уроков, внеурочной деятельности, зарплаты... Этот пункт я вынесла отдельно, т.к. считаю, что он важен для понимания, что и почему требует учитель от ученика, и вообще что это за зверь такой - учитель. 

1. О системе заработной платы учителя. Эта система работает у нас, наверное, уже лет десять. Заключается она в том, что з/п делится на фиксированную (уроки, проверка тетрадей, районный коэффициент и т.д.) и стимулирующую, причём последняя зависит от множества факторов. Это участие в конкурсах и стипендиях, ведение внеурочной деятельности, рост количества олимпиадников, составление индивидуальной программы обучения и т.д. За двоечников и неуспевающих - штраф. Чем больше инициативы исходит от учителя, тем выше его з/п и вероятность выиграть стипендию. Отсюда хочу развеять один

МИФ. Рабочий день учителя длится в 8 утра до 14:30 дня, когда заканчиваются уроки.    

Нет. Обычно с этого момента у учителя работа начинается.

а) проверка тетрадей

б) тематическое планирование и отчётность (самая ж***), методическая работа, ежемесячные школьные и городские собрания.

в) конкурсные работы

г) работа с одарёнными детьми и отстающими

д) классное руководство (со всеми вытекающими)

е) профильное и дистанционное обучение.

Основную массу сил, конечно, занимает отчётность по работе, которую нужно подавать регулярно. Кому оно надо, для меня до сих пор загадка.

2. Учитель - не враг. И наоборот. Современному учителю, по сути, всё равно, какую оценку получает ребёнок - тройку или пятёрку. Трясти учеников и вымучивать пересдачу - зачем? На цвет школьного аттестата сегодня никто не посмотрит, даже за экзамены оценка не ставится - вузам нужны баллы по ЕГЭ. Многие родители, к сожалению, этого не понимают и продолжают напирать на детей (а иногда и на учителей), мол, он у меня юный гений, пускай пересдаёт на пятёрку! Примите как данность: кроме вашего самолюбия это никому не надо. Вообще. Пускай лучше выбирает, кем хочет стать и какие экзамены сдавать. 

3. Коррекционные программы. Вы наверняка прекрасно знаете о программе "доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья". На сегодняшний день все спец.классы в наших школах закрыты, дети с огр.возможностями учатся вместе со здоровыми детьми. Большой плюс этой программы - это хорошая социализация и адаптация детей к обществу и главное - здоровым детям прививается нормальное отношение к таким детям (как минимум - не дразнить, как максимум - помогать). При этом дети с физическими ограничениями учатся наравне с остальными, ни в чём не уступая. А вот адаптировать детей с умственными отклонениями сложнее: порой трудно заставить их сидеть на уроке, принимать участие в обсуждениях (о работе по новым ФГОСам я писала выше; вот представьте себе ребёнка-аутиста или дауна, учащегося по такой программе), программы приходится упрощать. Как всегда идея хорошая, но реализация хромает. Однозначно нужно дорабатывать.  

4. Цитадель зла. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что это минобразования со всеми его подразделениями в полном составе. Именно те люди, которые придумывают образовательные стандарты в том виде, в котором они существуют. Стандарты, пригодные только для работы с одарёнными детьми и неподъёмные для слабых детей. Почему именно управление образования? Потому что это люди, как никто далёкие от педагогики, большинство из них никогда не учили детей и понятия не имеют, что это такое и как работать с детьми. При этом они ежемесячно собирают учителей и учат нас, как мы должны работать. Сюр 80 уровня.

Далеко ходить не надо. В моём городе:

Начальник Управления образования: филологический факультет, (внезапно) аспирантура и кандидатская по педагогике, стаж работы с детьми: 0 лет. Заместитель начальника по организационным и учебно-методическим вопросам: машиностроительный техникум, (внезапно) аспирантура и кандидатская по педагогике, стаж работы с детьми: 0 лет.

Резюме.

Мне кажется, выводы обо всём сказанном вы сделаете сами. У меня очень противоречивое мнение о том, что происходит в нашем образовании. С одной стороны, похвально стремление заставить детей проявлять инициативу и самим пытаться ставить проблемный вопрос и решать его (потому что в жизни никто ничего не принесёт на блюдечке так, как это делают в школе). С другой стороны, стремление разрушить прекрасно работающий советский механизм, не переняв из него ничего хорошего и фундаментального, обычно ни к чему хорошему не приводит. Модернизировать надо на фундаменте старого, а не рушить его и создавать новое.  

Фух, осилила. Извините, возможно, скучно и муторно (да и посты я писать пока не умею, страшно - капец!), но я уверена, что те, кому надо, прочитают и поймут. Всем спасибо!

 

Оставьте свой голос:

5007
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

avosurt
avosurt

"Цитадель зла. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что это минобразования":))

Kato1729
Kato1729

"Главный враг образования - Министерство образования" (с)

Agent-Provocateur
Agent-Provocateur

Kato1729, также и главный враг медицины-министерство здравоохранения))))

Roya
Roya

Agent-Provocateur, как экс работник Минздрава требую сжечь всех, Скворцову первой.

winniema
winniema

Roya, нееееет, жечь не надо. скворцову и иже с ней определить пожизненно ухаживать за неизлечимо больными, а так же заниматься алкоголиками, которых везут в больницы, потому что некий эффективный менеджер позакрывал вытрезвители

Irissska2807
Irissska2807

Roya, как бывшая госслужащая, а теперь работник вуза, я бы бросила дровишек в костер, где горели бы центральные аппараты всех министерств. такого количества дибилоидов как там, нет нигде

PANILENA
PANILENA

Ой, сил автору и железных нервов!!!

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo
abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo

PANILENA, спасибо! В каждой профессии свои подводные камни, это правда.

Koshapopova
Koshapopova

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo, Спасибо Вам огромное! Что в России еще есть молодые учителя,а не одни бедолаги которые до пенсии тянут! Здоровья Вам! Терпения! Удачи! Я считаю что бы учить ребенка это талант! У меня сын первоклассник! Не думала что будет так трудно! Мы уехали из москвы именно из за образования. В частную школу не хотели,пришли в прошлом году на собеседование в английскую школу и мальчик спросил первым делом,а на какой машине твоя мама? Сын говорит,на мерседесе. В ответ,фу отстой! Тут все на порше! Муж говорит,я против категорически! И так все ровно собирались через пару лет уехать,то пошли в школу в Риге. Старая Русская школа с традициями. Мы всем довольны. Началку тут решили закончить. Педагог (она уже на пенсии) которая с ним в Москве приходила занималась говорит,это какая то диверсия! Они разрушили систему образования!

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo
abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo

Koshapopova, про Ригу и латвийскую систему очень много хорошего слышала, когда в вузе ещё училась.
За пожелания большое вам спасибо!!!

flow
flow

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo, а какая латвийская система? Там ведь тоже была общая советская. А что изменилось? Очень интересно!

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo
abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo

flow, я слышала всё из вторых рук)) Говорят, что там как раз симбиоз старых советских традиций и новых веяний, но они ничего не ломают, только добавляют и слегка меняют

Koshapopova
Koshapopova

abcdefghijklmnopqrstuvwxyzlololololololo, Так и есть

azuljka
azuljka

flow, На самом деле, никакой единой системы в Латвии нет. Есть школы, в которых грамотные тётки-директора сумели удержать "костяк" учителей старой закалки, добавили молодых учителей с новыми методиками, а также требуют именно результата для учеников, а не для "галочки". А главное, не губят русскую культуру на корню. Гимназия Золитуде, Классическая гимназия.

Schnecken
Schnecken

Koshapopova, а расскажите, расскажите про образование в Риге? ну, пожалуйста! Очень интересно!

Koshapopova
Koshapopova

Schnecken, Мы с начала не собирались переезжать,ребенок аллергик и у нас дача в Юрмале,мы были просто каждое лето. Потом решили (ну на всякий пожарный,я паникер) получить вид на жительство и купили в Риге квартиру. Идем возле нашего дома с друзьями и проходим школу,они начинают рассказывать,в ней наша девочка учится,мы так довольны и все такое. А мы ходили в Москве на дошколку в частную школу и у меня были не радужные впечатления. Мы зашли и встретили директора,мило поговорили и меня что то торкнуло. Решили раз уж все ровно не собирались жить в Москве ну и начнем в Латвии. Единственное что тяжело,муж работает в Москве и каждую пятницу при летает к нам,а в понедельник обратно. Программа здесь как я считаю тоже довольно таки сложная,да еще и билингвальная. Так как мы не ходили на подготовку нам пришлось все лето ездить на латышский. В остальном он был хорошо готов. Математика,природоведение и что то еще,учебники изначально билингвальные. Но наша училка добавила еще российский учебник Питерсона. Муж из москвы на всех привез. Система отценок дяситибальная. Если ты гражданин страны то после окончания школы если набрал проходной бал для поступления в вуз,то учишься в любой европейской стране. Но девочки,Вы удивитесь сколько в Риге про российски настроеного населения из серии "мы за Путина"!!! Ой,даже не знаю что еще,спрашивайте. Я начинающий родитель первоклассника))

legna
legna

Koshapopova, а вы в какую школу пошли? мне как новоиспеченной рижанке интересно )

Koshapopova
Koshapopova

legna, о в нашем полку прибыло!!!)) мы выбирали между 10 и 40. Десятая мне по району. А Вы в какую пошли? Напишите мне в личку,поделимся впечатлениями и может какими паролями и явками обменяемся))

Jurmala
Jurmala

Koshapopova, ой, прочитала - и как-будто я не в той же с Вами стране живу, причем уже 43 года))))) похерили у нас все образование уже давным-давно... а про 40-вую так вообще у нас легенды ходят...

Koshapopova
Koshapopova

Jurmala, Да! Тоже наслышана! Раньше была очень сильная школа,сейчас выезжают на былой славе. Но уже все давно плохо. Выбрали десятую. Пока довольны. Директор считаю отличный. Но главное повезло с учительницей. Конечно думали и школе в Пиньках. Но главный вопрос не как туда попасть,а то что ребенок без англиского языка и для него совсем бы тяжко было. Если после началки не переедем,то потом наверное туда уйдем.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Ксения Собчак, Ляйсан Утяшева, Елена Летучая и другие лауреаты премии "Женщина года"-2016
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Юлия Высоцкая стала "Женщиной года-2016" по версии журнала Glamour
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства
Новая провокация от журнала Love: Барбара Палвин vs Шэрон Стоун
Екатерина Климова, Екатерина Одинцова и другие на открытии бьюти-корнера
Расставания российских звезд в 2016 году: Светлана и Федор Бондарчук, Равшана Куркова и Илья Бачурин и другие
Божена Рынска, Марина Александрова, Юлия Пересильд и другие на театрализованной вечеринке
Вся в делах: Ксения Собчак приняла участие в медиафоруме
Екатерина Климова, Мария Бутырская и другие звезды с детьми на предновогодней вечеринке
Бьюти-гаджеты, на которые не жалко потратиться: от фотоэпилятора до аэрографа для макияжа
Повод для умиления: принц Гарри и Меган Маркл носят одинаковые браслеты
Леди в черном: Натали Портман на вечеринке в Западном Голливуде
Повседневная классика: Дженнифер Энистон в Голливуде