Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Юродивые на Руси

33
Юродивые на Руси

Безумства людей не могут не вызывать отдельного внимания общества. Из истории России известны случаи, когда юродивые обращали на себя внимание самих царей. В чем смысл поведения этих людей? Ответ может оказаться куда более сложным, чем сам вопрос.

Кто такие юродивые

В современном обществе у отдельных личностей могут наблюдаться различные психологические расстройства. Неуравновешенность и безумство иногда приписываются клинической патологии. Само наименование «юродивый» означает безумный, придурковатый. Но этот термин используется в большей мере не для людей, страдающих психическими расстройствами личности, а в качестве шутки над человеком, чье поведение вызывает усмешку. В простонародье юродивыми могли называть обычных деревенских дурачков.
Совсем иное отношение к юродивым людям, которые канонизированы Церковью. Юродство является своеобразным духовным подвигом человека. В этом смысле оно понимается как безумие ради Христа, добровольный подвиг смирения. Необходимо заметить, что этот чин святых появляется именно в России. Как раз здесь юродство так ярко представляется возвышенным и указывает на различные серьезные проблемы общества под видом мнимого безумства. 

Для сравнения, из нескольких десятков юродивых только шесть подвизались в других странах. Таким образом, получается, что юродивые - это святые люди, канонизированные Церковью. Их безумное поведение призывало людей взглянуть на духовные проблемы, которые имеются в обществе.

Первое упоминание о юродивых людях возводят к XI веку. Агиографические источники указывают на Исаакия Печерского, который подвизался в знаменитой Киевской Лавре. Позднее, в течение нескольких веков, подвиг юродства не упоминается в истории. Но уже в XV - XVII столетиях начинается расцвет этого вида святости на Руси. Известны многие имена людей, которые прославлены Церковью как великие подвижники благочестия. При этом их поведение могло вызывать много вопросов у окружающих. Одним из самых известных юродивых считается Василий Московский Блаженный. В его честь построен знаменитый храм в Москве на главной площади страны. В истории сохранены имена и Прокопия Устюжского, Михаила Клопского.

Юродивые люди совершали безумные поступки. Например, на рынке они могли бросаться в людей капустой. Но стоит отличать юродство ради Христа от врожденного юродства (безумия). Христианскими юродивыми обычно являлись странствующие монахи.

Исторически в России юродивыми также могли называть скоморохов и клоунов, которые веселили княжеские дворцы и своим нелепым поведением угождали боярам. Противоположность этому составляет юродство ради Христа. Такие юродивые наоборот обличали за грехи бояр, князей и самих царей.

В чем смысл юродства ради Христа

Святые юродивые люди никогда не назывались глупыми или безумцами. Наоборот, некоторые из них были достаточно образованы, другие писали книги о духовных подвигах. Вникнуть в тайну святого юродства на Руси не так просто. Дело в том, что юродивые Христа ради осознано принимали на себя такой образ, чтобы скрыть под ним свою святость. Это было своеобразное проявление личного смирения. В безумных поступках таких людей находили скрытый смысл. Это было обличение глупости мира сего под маской мнимого безумия. 
Юродивые святые люди могли пользоваться уважением от великих деятелей Руси. Например, царь Иоанн Грозный лично знал Василия Блаженного. Последний обличал в грехах царя, но за это даже не был казнен.

Интеллигентное юродство - не оксюморон и не парадокс. Юродство действительно было одной из форм интеллектуального критицизма (в качестве параллелей можно привести античных киников и мусульманских дервишей). Как Православие толкует это «самоизвольное мученичество»?

Пассивная его часть, обращенная на себя, - это крайняя аскеза, самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, основанное на буквальном толковании Нового Завета. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 24-26). Юродство - добровольно принимаемый подвиг из разряда так называемых «сверхзаконных», не предусмотренных иноческими уставами.

Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру», обличая грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. Более того: презрение к общественным приличиям составляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства, причем юродивый не считается с местом и временем, «ругаясь миру» даже в Божьем храме. Две стороны юродства, активная и пассивная, как бы уравновешивают и обусловливают одна другую: добровольное подвижничество, бездомность, нищета и нагота дают юродивому право обличать «горделивый и суетный мир». «Благодать почиет на худшем» - вот что имеет в виду юродивый. Из этого принципа вытекает особность его поведения.
393

Юродивый - актер, ибо наедине с собою он не юродствует. Днем он всегда на улице, на людях, в толпе - на сценической площадке. Для зрителя он надевает личину безумия, «глумится», как скоморох, «шалует». Если Церковь утверждает благообразие и благочиние, то юродство этому себя демонстративно противопоставляет. В Церкви слишком много вещественной, плотской красоты - в юродстве царит нарочитое безобразие. Церковь и смерть сделала красивой, переименовав ее в «успение», засыпание. Юродивый умирает неведомо где и когда. Он либо замерзает в стужу, как св. Прокопий Устюжский, либо просто скрывается с глаз людских.

Юродивые многое заимствуют из фольклора - ведь они плоть от плоти народной культуры. Присущая им парадоксальность свойственна также персонажам сказок о дураках. Иван-дурак похож на юродивого тем, что он - самый умный из сказочных героев, а также тем, что мудрость его прикровенна. Если в начальных эпизодах сказки его противостояние миру выглядит как конфликт глупости и здравого смысла, то с течением сюжета выясняется, что глупость эта притворная или мнимая, а здравый смысл сродни плоскости или подлости. Отмечалось, что Иван-дурак - светская параллель юродивого Христа ради, равно как Иван-царевич - святого князя. Отмечалось также, что Иван-дурак, которому всегда суждена победа, не имеет аналогов в западноевропейском фольклоре. Равным образом и юродивых не знал католический мир.

 

ГЛАВНЫЕ РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ

 ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ

Василий был в детстве отдан к сапожнику в подмастерья. Именно тогда, согласно молве, он проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим по Москве. Василий ведет себя эпатажнее предшественника. Он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев, он швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны» (у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы). Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде. Самое страшное — он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисована дьявольская рожа. Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года. Гроб его несли бояре и сам Иван Грозный, почитавший и боявшийся юродивого. Совершил погребение митрополит Макарий на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где вскоре царь Иван Грозный указал строить Покровский собор. Сегодня мы чаще всего называем его именно Собором Василия Блаженного

 ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ

Его принято называть первым на Руси, так как именно он стал первым святым, кого на Московском Соборе в 1547 году Церковь прославила в лике юродивых. Из жития, которое было составлено лишь в 16 веке, хотя преставился Прокопий в 1302 году известно немногое. Житие приводит Прокопия в Устюг из Великого Новгорода. С молодых лет был он богатым купцом из прусских земель. В Новгороде, познав истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздает свое богатство горожанам и «приемлет юродственное Христа ради житие». Позже он удаляется их Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение». Житие ведет он аскетическое: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно по ночам, прося за город и людей. Пищу принимает у богобоязненных горожан, но никогда ничего не берет у богатых. Первый юродивый авторитетом особым не пользовался, пока не случилось страшное. Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плачет на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.

 КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Во время правления императрицы Елизаветы Петровны была известна юродивая «Ксения Григорьевна», жена придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, «состоявшего в чине полковника». Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. Где она ночевала, долгое время оставалось неизвестным, многим, но полиции это было крайне интересно узнать. Оказалось, что Ксения, несмотря на время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником была блаженная Ксения. Горожане считали за счастье, если к ним в дом вдруг заходила эта женщина. При жизни ее особо почитали извозчики – была такая у них примета: кому удастся Ксению подвести, жди удачу. Земная жизнь Ксении закончилась на 71-м году. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Часовня на могиле ее по сей день служит одной из святынь Санкт-Петербурга. Как и раньше по совершении панихиды на месте погребения Ксении страждущие получают исцеления, в семьях водворяется мир.

АННУШКА

При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим. Большей частью проживала она то у того то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.

ПАША САРОВСКАЯ

Одна из последних юродивых в истории России Паша Саровская родилась в 1795 году в Тамбовской губернии и прожила на свете более 100 лет. В юности она сбежала от крепостных хозяев, монашеский постриг приняла в Киеве, 30 лет прожила отшельницей в пещерах в Саровском лесу, а после поселилась в Дивеевском монастыре. Те, кто знал ее, вспоминают, что постоянно носила она с собой несколько куколок, которые заменяли ей родных и друзей. Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них. По свидетельству монашествующих монашеский чин Паша знала плохо. Богородицу называла «маменькой за стеклышком», а во время молитвы могла приподниматься над землей. В 1903 году Парасковью навестили Николай Второй с супругой. Паша предсказала царской семье гибель династии и реки невинной крови. После встречи она постоянно молилась и клала поклоны перед портретом царя. Перед собственной кончиной в 1915 году она поцеловала портрет императора со словами: «миленький уже при конце». Блаженная Прасковья Ивановна была прославлена в лике святых 6 октября 2004 года.

 

Сам феномен юродства Христа ради, как тип святости, до конца еще не понят и не объяснен светскими науками. Юродивые, бравшие на себя подвиг казаться безумными добровольно, до сих пор привлекают к себе внимание психологов, философов и теологов.

Этот мульт до сих пор самый любимый у моей дочери

Сборник "Гора самоцветов"

"Про Василия Блаженного"

Хочу сказать спасибо Оксане Кусакиной, благодаря которой опосредовано и возник этот материал.

 

Оставьте свой голос:

465
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

princess_Kate
princess_Kate

традиция видеть в городских сумасшедших святых людей давно канула в лету. нынешние юродивые скорее антагонисты церковникам чем почитаемые ими люди.

Nasty2
Nasty2

princess_Kate, Нет, их просто больше не появляется, как и святых старцев, подвижников, последней была Матрона Московская, даже в Оптиной Пустыни послушники признают, что старцев больше нет, Кали Юга

LUKA
LUKA

Nasty2, Ну Оптина Пустынь -это на мой взгляд последнее сейчас место где могут появиться старцы .

princess_Kate
princess_Kate

я считаю что исторически нация не сильно поменялась за эти 12 веков и люди ушедшие в православие с полной акзезой и в наши дни бывают, просто если в те времена православные были поголовно все и слухи о юродивых разлетались быстро из за малого количества людей - те быстро становились популярные, как сейчас бы назвали медиаперсоны. сейчас тоже возможен вирусный ролик с каким-нибудь старцем на ютубе, но РПЦ ни за что не объявит его святым. в ватикане был случай с мужиков у которого кровь из запястий текла(забыла термин) - это был признак святости, но нынче в ватикане дураков нет и они просто объявили его шарлатаном.

koteno4ek
koteno4ek

princess_Kate, не поняла про ватикан- им , что не выгодно признавать святость того мужчины?

LUKA
LUKA

koteno4ek, Ну, стигматы-это еще не признак святости.Может он болен просто. Там же целый отдел по выявлению "чудес".
Есть хороший фильм "Стигматы" на эту тему.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

Это явление называется стигматы.
Самое интересное, что православие такое явление не признает.И ни разу не был отмечен факт появления стигматов именно у православных, не считая какой-то болгарки.
Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. В частности, православные считают стигматы проявлением самогипноза, а опыты блаженной Анджелы из Фолиньо, святого Франциска Ассизского, святой Терезы Авильской — как минимум спорными

Был случай, один студент долго и упорно представлял у себя на руке ожог. У него вскочил волдырь, как от ожога и долго не заживал, т.к. был вызван реакцией своей же нервной системы. В католицизме при медитации принято представлять язвы Христа и они открываюся по вышеуказанному примеру. Православие такие "подвиги" не принимает.

Православие не признает стигмат. "То, что мы оцениваем как еще душевное, Запад оценивает уже как духовно-благодатное. Стигматы - это чувственное, душевное восприятие Бога, они даются не Свыше, а сам человек у себя вызывает «раны Христа» своим воображением, внушением. Это чуждый Православию духовный опыт, но он происходит все-таки в рамках христианской веры, хотя и далек от опыта истинных Православных подвижников. Вот почему за двадцать веков Православие не знает ни одного случая стигматизации!

LUKA
LUKA

elena_dokuchaewa, А по моему, они все просто предъявляют друг другу претензии. У кого Вера правильнее. Чей Путь к Богу-вернее.

princess_Kate
princess_Kate

я считаю настоящее ортодоксальное христианство и не должно признавать всякой фигни которую люди в больших количествах выдумывали через много лет после смерти христа. это все язычество.

elena_dokuchaewa
elena_dokuchaewa

princess_Kate, я с вами согласна

Nasty2
Nasty2

princess_Kate, Ну нет, как раз сейчас РПЦ очень выгодны "старцы", потому что их во -первых можно монетизировать, а во-вторых укрепить в мирянах веру и преданность. Именно поэтому старцев и нет), а если и есть, они прячутся по глухим лесам и скитам, и всеми силами отмахиваются от славы

jujulie
jujulie

Nasty2, Вы неправы. Почитаемые старцы есть в Троице-Сергиевой Лавре, в псковских монастырях. Хотя если Вы под старцами понимаете чудотворцев, которые могут превратить воду в вино - тогда их нет. Старец - это духовно-опытный наставник.

Kulyk
Kulyk

princess_Kate, Падре Пио, с кровоточащими ладонями, один из самых почитаемых в Италии святых, особенно на юге. Иоанн Павел второй канонизировал его и ввел в список святых.

jujulie
jujulie

princess_Kate, церковью (не только православной) блаженными (и вообще святыми) "городские сумасшедшие" как правило признаются спустя много лет, после осмысления их действий и какого-то подтверждения прозорливости, исцеления и т.д. Вся сложность в том, что грань тонкая - понять, от кого дар. И сейчас есть почитаемые старцы, к которым тянется народ. Погуглите, если интересно. Но окончательный "вердикт" (так сказать) может быть только после сметри, т.к. вся жизнь человека это борьба и никакие прошлые заслуги её не определяют до конца.

inerajda
inerajda

вспомнился "Князь Серебряный" Алексея Толстого, в этой книге как раз описан юродивый, забыла имя. Юродивые предсказывали будущее и всегда видели человеческую душу насквозь.

jujulie
jujulie

В Дивеево были три блаженных Параскева, Пелагея, Мария. Пелагея появилась ещё при Серафиме Саровском. Всегда незадолго до кончины старицы появлялась в монастыре следующая, которая брала на себя подвиг юродства. Мария была после революции - ей тяжелее всех пришлось. Сейчас по-моему их нет... Автор, спасибо за пост. Тема очень интересная. Но боюсь, не всеми принимаемая.

NastyaS
NastyaS

"Век живи, век учись". Автор, спасибо за познавательный пост

LUKA
LUKA

На мой взгляд юродивый-это высший пилотаж служения. Уход из социума , отречение от личности, полная девальвация личности даже-но обретение Духа в себе. Это очень уранический подход.

LUKA
LUKA

А вот Паша получается 120 лет прожила? Фигасе...

flow
flow

"Тирлим-бом-бом, тирлим-бом-бом, клянусь своим дурацким лбом!":))

А если серьёзно, думаю, что сейчас блаженных нет. Раньше из-за ограниченной среды обитания и информационного пространства качества людей были как-то высококонцентрированные, что-ли. Равно как и сумасшедствие с "побочкой" в виде ясновидения. А сейчас размыто всё, и хочешь или нет, с нынешними темпами жизни всё равно столкнёшься, прям с детства. Это сильно мешает не только концентрации на чём-либо, но и определению, на чём, собсно, концентрироваться в принципе. Зато шарлатанов сегодня - завались.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Модная битва: Ксения Собчак против Ксении Князевой
Крис Прэтт в Москве: фотоколл и пресс-конференция с актером
Эволюция: Ирина Шейк
Красота в будуаре: Мэрайя Кэри на запуске своей косметической коллекции
Звездный Instagram: благотворительность и шоу Victoria`s Secret
Мэттью МакКонахи с женой Камиллой Алвес и детьми на премьере мультфильма "Путь к славе"
Крис Прэтт, Зоуи Салдана и маленький Грут в новом трейлере фильма "Стражи галактики 2"
Выбираем образ недели: 19.11. - 2.12.
Пять месяцев счастья: Сергей Безруков опубликовал новое фото дочки Маши
В полном составе: Риз Уизерспун с мужем Джимом Тотом и детьми на премьере мультфильма
Дженсен Эклс и Дэннил Харрис стали родителями близнецов
Шикарные формы: новые фотографии Кайли Дженнер в купальнике
Битва платьев: Дженьюари Джонс против Ксении Соловьевой
Рождественские коллекции макияжа: часть I
Мадонна сделала предложение Шону Пенну, оделась в костюм клоуна и раскритиковала Дональда Трампа
Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"