У большинства москвичей слово «Бутово» ассоциируется с новым жилым массивом, вынесенным за южные пределы Московской кольцевой автодороги. Но есть другое Бутово, и оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как «Соловки», «Колыма», «Бухенвальд», «Освенцим». С середины 30-х и до начала 50-х гг. на Бутовском полигоне НКВД были тайно расстреляны и захоронены десятки тысяч людей. Сегодня мы знаем имена только 20.765 человек, расстрелянных за короткий период времени — с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г.

Ворота Бутовского полигона

 Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год… 
  Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди. 

 Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых. 

Массовые расстрелы, явившиеся следствием приказов наркома НКВД Ежова, на Бутовском полигоне начались 8 августа 1937 г. В тот день был казнен 91 человек.

Небывалые по масштабу расстрелы были, как известно, следствием решения Политбюро ВКП (б) от 2 июля 1937 г. о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения. Во исполнение этого решения вышел «знаменитый» оперативный приказ №00447 от 30 июля 1937 г. за подписью Ежова по «репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских эле ментов». Под «другими анти советскими элементами» подразумевались: «члены ан тисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России, каратели, бандиты, бандоспособники… реэмигранты», а также «сек тантские активисты, церков ники и прочие, содержащиеся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях». «Антисоветские элементы» делились на две категории. 

Иван, Баудис Кириллович, латыш, жертва коммунистического террора. Место рождения- Латвия, усадьбы Озолин. Последнее место работы- Серпуховской хлопчатобумажный трест. Убит в Бутово 1938-2-3

К первой относились «все наиболее враждебные из перечисленных элементов», подле жавшие «немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках – РАССТРЕЛУ». Ко второй категории были отнесены «менее активные, но все же враждебные элементы», их ждал арест и заключение в лагеря на сроки от 8 до 10 лет. Согласно представленным начальниками краевых и областных управ лений НКВД учетным данным, из Центра был спущен план по двум категориям репрессируемых.  «Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча беды в этом особой нет», – писал Ежов в разъяснениях к приказу.

Этот человек подписал приказ о массовом расстреле свыше 21 ты людей

Всю широко масштабную операцию по репрессированию предлагалось провести за четыре месяца (по том она еще дважды продлевалась).

О том, как совер шались казни на Бутовском полигоне, рассказал в начале 1990х гг. и.о.комен данта АХО Москов ского управления НКВД капитан А.В.Садовский. Он отвечал за приве дение в исполнение приговоров по Москве и Московской области, в том числе и на Бутовском полигоне, с января по октябрь 1937 г. Автозаки, в которых помещалось до пятидесяти человек, подъезжали к полигону со стороны леса примерно в 1–2 часа ночи. Деревянного забора тогда не было. Зона была огорожена колючей проволокой. Там, где останавливались маши ны, находились вышка для ох раны и прожектора, закреп ленные на деревьях.  Людей за водили в барак якобы для «сан обработки». Непосредственно пе ред расстрелом объявляли реше ние, сверяли данные. Делалось это очень тщательно. Эта проце дура продолжалась порой в тече ние многих часов. 

И.М.Михайлов, 3.В.Боксберг, А.Г.Исупов, Б.Н.Чигаев, С.С.Тучкова, В.А.Амбарцумов, В.А.Малахов

Исполнители ополаскивались одеколоном, т. к. от них за версту несло кровью и порохом. По их собственному признанию, от них «даже собаки шарахались».

Затем исполнители шли в комендатуру, где от руки заполняли бумаги, в конце акта о приведении приговоров в исполнение ставили свои подписи. После всех необ ходимых формальностей полагался обед, после чего исполнителей, обычно мертвецки пьяных, увозили в Москву. К вечеру на месте казни появлялся человек из местных; он заводил бульдозер, стоявший для этих целей на полигоне, и тонким слоем земли присыпал трупы. На следующий день расстрелов все повторялось сначала.

Памятный крест на месте раскопок. Столбиками отмечены края рва

До августа 1937 г. расстрелянных хоронили в небольших отдельных ямахмогильниках, следы их можно обнаружить на территории Бутовского полигона и за его пределами. Но с августа 1937 г. казни в Бутове приняли такие масштабы, что «технологию» расстрелов и захоро нений пришлось изменить. В Бутово доставили мощный экскаватор типа «Комсомолец», предназначенный для рытья каналов. Расстреляных хоронили как слоеный пирог - расстреливали в линейку возле рва, упавших присыпали землей, сверху вторая партия. Рвов на территории 13 штук, не менее 300 метров каждый.

Ведут на расстрел

Захоронено 20 760 человек.

 Расстреливали в первую очередь «националов» –за шпионаж, потом «бывших» и «церковников» – за антисоветскую агитацию, затем – инвалидов, которых изза их нетрудоспособности отказывались содержать в тюрьмах и принимать в лагеря. Поражают сроки, в которые укладывалось все делопроизводство. Бывало, от ареста до расстрела проходило два дня.

Подавляющее большинство расстрелянных (80 85%) были люди беспартийные; около половины из всех имели низшее образование. Одним словом, это были люди,далекие от политики. Здесь расстреливали и 15–16летних мальчишек и 80летних стариков.

В основном, шло истребление мужской части населения: мужчин расстреляно здесь 19 903 человека, женщин – 858 человек. Полуграмотных или неграмотных крестьян, ставивших крестики вместо подписи под протоколами допросов, обвиняли в «троц кизме», контрреволюционной террорис тической деятельности – в то время как они и словто таких не знали. Они не по нимали, за что их взяли, куда везут. На верное, некоторые так и умирали – не по нимая, что происходит. Поводы для арестов и расстрелов подчас бывали просто смехотворны. Вина некоторых казненных на полигоне заключалась лишь в том, что они хранили переписанное от руки стихотво рение Есенина, направленное против «придворного поэта» Демьяна Бедного («антисоветская агитация!»). Или книгу С.Нилуса «На берегу Божьей реки» («национализм, антисемитизм, церковное мракобесие!»). Или, не дай Бог, у когото припрятан был портрет последнего царя («диверсия, монархические настроения!»). 

Д.Г.Милов, Р.О.Ружанский, Джао-Ин-Чуан, М.В.Рогаткина, В.Ф.Баринов

Кого только нет в бутовских рвах... Милиционеры и педагоги, врачи и юристы, пожарные, туристы и сотрудники НКВД, летчики, военные, самые обык новенные уголовники и, конечно же, «бывшие» – дворяне, царские офицеры. Пострадали в Бутове и музыканты – композиторы, певцы, пианисты, скрипачи, есть артисты драматических театров, цирковые артисты, есть даже артист эстрадного жанра. Но из деятелей искусства и культуры больше всего здесь художников – около ста. 

Схема основных захоронений

Первыми пострадавшими в Бутове за Церковь были священни ки, расстрелянные 20 ав густа 1937 г. Больше всего священнослужителей по страдало осенью 1937 г. и в зиму 1937 – 1938 гг. Арестованным за веру предъявлялось обвинение по 58 статье УК РСФСР, в основном, пункты 10 и 11 («антисоветская агитация», «контрреволюционная дея тельность»). Но поводы для обвинения могли быть самые разные: «сохранение церкви и насаждение тайного монашества», «недоносительство» (знал о «беглом попе» и не донес), «помощь ссыльным», «приют бездомных священнослужителей». Очень часто следователи, не замечая всей абсурдности ситуации, записывали в обвинительном заключении в адрес какоголибо священнослужителя: «клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются»...

Священнослужитель Амвросий

Бутово как место массовых расстрелов и захоронений не всплы вало ни в рассказах, ни в допросах сотрудников НКВД, имевших прямое или косвенное отношение к расстрелам 1930 – 1950х гг. О Бутове не было сказано ни слова ни во времена так называемой «бериевской реабилитации», ни во времена «хрущевской оттепели», ни позднее. Первыми о Бутове как месте захоронения заговорили не чекисты, а журналисты. 

Это список священнослужителей, расстрелянных в Бутово. Только священники.

Впервые для родственников ворота Бутовского полигона открылись 7 июня 1993 г. Через 60 лет после массовых расстрелов.. Сколько лет понадобилось, чтобы получить разрешение на эту поезд ку....

Бутовский полигон назван «Русской Голгофой». 

Только в  2001 году Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон объявлен памятником истории и культуры местного значения..

Своеобразный рекорд полигона - 582 расстрела - приходится на 28 февраля 1938 года. 


Колючая проволока осталась до сих пор

Подпишитесь на наш
Блоги

Бутовский полигон

14:27, 12 июня 2015

Автор: linki-tinki

Комменты 52

Аватар

Сейчас, когда идут дискуссии о возвращении памятника Ф.Дзержинскому в Москве, нелишне вспомнить слова философа П.Флоренского, также пострадавшего от репрессий: "Народ, забывающий свою историю, обречен повторить её снова". Не дай Бог.....

Аватар

Такая сволота как сталин и должны подыхать в собственной моче, никому ненужные. Палач из него эффективный, а не менеджер

Аватар

у меня насколько знаю в семье никого не расстреляли. это просто ужасно. хоть бы это послужило уроком. надо школьников туда водить, классе в 4-м чтоб в память врезалось.

Аватар

портрета Ежова на параде почему-то не было..

Аватар

Понятно, что священная корова, и те 4 палача работали на износ, так что хорватам и не снилось, но вот пара занимательных фактов. Андреев Владимир Дмитриевич - Ногинский р-н, МО, д. М. Буньково. - р. 1921 - см. 07.03.1938 В 1921 году Ногинский район или уезд не существовал, а был Богородицкий уезд. Ногинский район образовался в 1930 году* Московская область знает два населенных пункта с наименованием Буньково - Буньково из Глебовской волости, а потом Малинского района, с числом жителей аж в 41 мужчин и 48 женщин в 1926 году* и Большое Буньково Ногинского района. Малое Буньково существовало, да, но в 1929 году вошло в состав города Богородска*, впоследствии Ногинска. Поэтому можно смело сказать, что в Ногинском районе никогда не существовало деревни Малое Буньково - так как на момент создания района эта деревня была давно и прочно частью города Ногинска. Тоже расстрелян дважды на одном и том же месте. Первый расстрел состоялся 16 ноября 1937 года. Белокашкин Иван Алексеевич - русский - Моск. обл., Раменский р-н, д. Новое село - Без определенных занятий. - р. 1921 - см. 14.03.1938 В 1921 году центром для д. Новое (так будет точнее) было Бронницы.* Когда гуглила инфу по этой деревне, наткнулась на интересную заметку: Названо новым из за того, что на это место было целиком перенесено село Новорождествено, с целью высвобождения площади под строительство аэродрома ЛИИ. Кагбэ не уверена, что в 1921 году этот перенос происходил... Одна ссылка говорит о дате начала строительства аэродрома "в тридцатых годах"*, вторая - о том, что массовое строительство города нового типа началось примерно после 1935 года*. В любом случае, такое место рождения как топографическое явление в 1921 году существовать не могло, да и на возможный момент ареста тоже. Тут жду авторитетное разъяснение нашего замечательного pioneer83 . Первая попытка упокоения состоялась по данным Бутова 25 октября 1937 года. Далее по ссылке http://pbs990.livejournal.com/288770.html

Подождите...