Автор: Алла Боголепова

Родилась в Тамбовской области, в шестнадцать лет приехала в Москву и поступила в МГТУ имени Баумана, позже решила заняться журналистикой.

Первое свое интервью с оперной певицей Галиной Вишневской опубликовала в газете «Аргументы и факты», позже пришла работать в журнал «Музыкальная жизнь» — «чудом сохранившийся в 90-е заповедник хорошего вкуса и старой журналистской школы», дальше — на канал «Российские университеты». Так же сотрудничала с рядом глянцевых изданий.

Объездила на машине всю Европу, но в Португалию попала только с третьей попытки — и это оказалось любовью с первого звука, и теперь живет на две страны, ради чего почти победила аэрофобию.

— Мою знакомую Лену всегда называли крутой. В двадцать лет она зарабатывала больше папы-инженера и ездила отдыхать за границу. В двадцать пять купила машину. В тридцать начала присматривать квартиру — да, в ипотеку, да, на окраине, но зато большую и свою собственную. Замуж Лена не стремилась: идеал не встретила, а «пивного брюха на диване» ей не хотелось. Больше всего Ленина прекрасная жизнь поражала ее папу: разве может секретарша, пусть даже со свободным английским, зарабатывать такие деньжищи? Не секретарша, а личный помощник большого начальника в иностранной компании, не обижалась Лена и покупала папе на дачу очередной культиватор.

Год назад иностранная компания осознала, что кризис не тетка, пора экономить. Обнаружилось, что большой иностранный начальник вполне в состоянии собственноручно подставить чашку под сопло кофеварки, встретить семью, прилетевшую из Бостона, и забрать свои костюмы из прачечной. Лену уволили.

Теперь она сидит дома и смотрит «Аббатство Даунтон». Деньги, которые по случаю увольнения выплатила Лене законопослушная иностранная компания, давно проедены. Машина продана. Мастерица в дорогом салоне красоты, который Лена исправно посещала последние десять лет, переведена в режим ожидания. Не то чтобы Лена не могла найти работу, но только ездить за тридцать тысяч в Выхино — это для Лены все равно что выйти замуж за «пивное брюхо на диване». Недостойно и вообще пораженчество.

Последние двадцать лет поколение нынешних тридцатилетних описывало жизненные итоги своих родителей выражением «не вписались в рынок». Снисходительно говорили, что, оставшись без работы в 90-е, папа-инженер не сумел откопать в руинах СССР великие возможности. Вскормленные недорогими автокредитами и дешевыми турецкими отелями «все включено», офисные клерки со смутным образованием и профессией типа «криэйтор пиар-направления по работе с корпоративными клиентами» и не представляли, что когда-нибудь повторят судьбу «невписавшегося» поколения.

Что ж, время пришло. Одновременно с повсеместным сокращением расходов набирает силу новый социальный тренд: я слишком хорош для этой работы. Герой нашего времени вовсе не молодой оппозиционер прогрессивных западных взглядов. Герой нашего времени — это 35-летний менеджер с высшим экономическим и свободным английским, лежащий на более или менее минималистичном диване и качающий «Игры престолов» в оригинале. В активе у него диплом невнятного постсоветского вуза, годы работы на еще менее внятной работе в богатой компании и амбиции Дональда Трампа. Менеджер, уволенный по сокращению, вяло просматривает предложения на профильных сайтах и закрывает те, что кажутся ему «шагом назад». Менеджер ждет.

Он, как когда-то его родители, отказывается верить в то, что его время прошло. Что он больше никому не нужен. Нужны штукатуры, няни, автослесари. А он — нет. «Все теперь стараются пристроить своих, — грустно вздыхает Лена. — У тех, кто в 90-е зарабатывал деньги, подросли дети».

Да нет, дорогой «менеджер», дети тут ни при чем. Просто тот, кто зарабатывал в 90-е, в двухтысячных научился наконец считать деньги. И больше не хочет и не может содержать армию недееспособных дармоедов, которых легко заменяет один мощный компьютер и один по-настоящему профессиональный сотрудник.

Офисный планктон умирает как класс. Медленно угасает в ожидании чуда — высокооплачиваемой работы, на которой можно не работать. Пойти слесарем? Мне, выпускнику РГГУ, десять лет отработавшему в пиаре? Никогда. Лучше умереть на диване, чем жить в автосервисе.

И была бы в этом своеобразная драматическая красота, совершенство витков исторической спирали. Если бы не одно «но». Когда без работы осталось поколение наших родителей, начали рушиться гидроэлектростанции и падать ракеты. А ухода «криэйторов» никто и не заметит. Кроме них самих, которым лет через двадцать их успешные дети — а кризис когда-нибудь закончится! — снисходительно скажут: вы просто не вписались в рынок.

Подпишитесь на наш
Блоги

Почему поколение тридцатилетних обречено на провал

18:57, 14 апреля 2015

Автор: Ballinta

Комменты 126

Аватар

в россии все поколения обречены.

Аватар

ой как верно сказано!! когда же уже умрет это поколение никчемных, ничего не умеющих менеджеров, а по сути барыг. купи-продай. эти креаклы, мнящие себя гипер образованными и интеллектуально развитыми ,не могут даже гвоздь вбить. или не хотят, потому "не достойно". по мне, так лучше слесарем быть, чем менеджером

Аватар

Каждое старшее поколение считает молодое поколение недееспособным. Эта неспособность влиться в струю не проблема поколения, а некоторых конкретных людей. Когда пачка денег под подушкой закончится, тогда и "свободная касса!" С белой зп и трудовой сказкой покажется.

Аватар

Такая глупая статья. Приведен пример девочки личного ассистента, что всегда является карьерным тупиком, потому что доход хороший, профессиональное развитие скромное и с годами это никак не меняется, поэтому это очень круто в 25 лет, но если упустишь момент и к своим 30 останешься личным ассистентом ГД, то как бы дальше делать нечего - начинать строить карьеру в функции не выгодно, потому что там столько не платят на стартовых позициях, а новых обязанностей нет и не будет, поэтому стагнация и неудовлетворенность. И ясное дела, что если уволят, то есть только одна роль, которая тебе подходит - это точно такая же. И все. Да и то я не верю, вернее знаю наверняка, что в большой Москве даже у Лены есть все шансы устроится на эти же деньги в приемную рук-ля какой-то управляющей компании, там таких Лен штук 5 нужно и меняются они довольно часто. И еще мне не понятен пассаж про "невписательство в рынок", построенный на аналогии с нашими родителями. Ну, во-первых, в кризис всегда высвобождается определенный процент сотрудников. И это в равной степени, как раздражающие автора так сильно криэйторы, так и рабочие на заводах, которые подлежат оптимизации, финансовые аналитики в отделах больших корпораций, бухгалтера и представители прочих более понятных профессий, которые, я так понимаю, автора не раздражают. У наших родителей был совсем другой случай, устройство их мира рухнуло в один день и среда вдруг стала рыночной (пусть и дико рыночной, в самом своем зачаточном виде). Нынешним Ленам это и не снилось. Да и то многие адаптировались со временем. Что за страшные истории. Уже не говоря о сегодняшнем дне, когда новые возможности осваивать никто не мешает, языки учить не возбраняется, а напротив, недорого и на каждом углу, пробовать себя и выбирать можно. И я бы сказала, что все профессии, даже риэлторов и криэйторов одинаково важны, ведь если они появились, значит рынку это было нужно. А законы рынка, они самые справедливые. Проблемы не вижу вообще.

Аватар

я чуть-чуть захватила период топ-менеджеров, и таких "Лен" в силу возраста) но знаете, если кто с мозгами таких проблем не было про "шаг назад".

Подождите...