Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Как космос меняет сознание человека

Как космос меняет сознание человека

В феврале 1971 года астронавт «Аполлона-14» Эдгар Митчелл испытал малопонятный феномен, который иногда называют «эффектом прозрения» (Overview Effect). По его словам, его охватило чувство понимания вселенной. Без предупреждения, как отмечает астронавт, он испытал ощущение блаженства, безвременья, словно появилась прочная связь с космосом. Мгновенно и глубоко космонавт осознал каждый атом в отрыве от материи, а взглянув в иллюминатор увидел и другие атомы Вселенной. Абсолютное расширение сознания. Самое интересное, что он не первый и не последний из космонавтов, которые подпишутся под «эффектом прозрения» в космосе. Что же происходит с мозгом в состоянии невесомости?

Расти Швайкарт испытал это чувство 6 марта 1969 года во время выхода в открытый космос из «Аполлона-9»:

«Когда вы вращаетесь вокруг Земли полтора часа, вы начинаете ощущать абсолютную связь с планетой. Это изменение… оно трогает вас так сильно, что вы превращаетесь в комок ощущений».

Швайкарт испытал практически то же, что и Митчелл, описывая интуитивное понимание, что все в мире взаимосвязано прочнее и глубже, чем на самом деле.

Опыт астронавтов, сопровождаемый десятками других подобных экспериментов от других космонавтов, серьезно заинтересовал ученых, изучающий мозг. «Эффект прозрения», или острое осознание материи как синергетически связанного вещества, наводит на мысли о религиозном переживании, описываемым буддийскими монахами, к примеру. Откуда же оно берется и почему?

Дабы не плодить мифы о человеческом мозге и его природе, придется разобраться глубже.

Энди Ньюберг, невролог и врач с опытом работы в космомедицине, тщательно следит за всеми, кто перенес космическое путешествие. Он говорит, есть определенная разница между теми людьми, которые побывали в открытом пространстве и которые — нет, и хочет разобраться в этом. Ньюберг специализируется на поиске неврологических маркеров мозга в состоянии измененного сознания. Сюда можно приписать монахов во время молитвы, трансцендентальных медиумов и других, связанных с трансцендентальной психологией, представителей различных конфессий.

Ньюберг выяснил, какие регионы серого вещества связаны с проявлением этих эффектов, и теперь планирует использовать свой опыт для изучения «эффета прозрения». Передовые сканирующие мозг инструменты будут отправлены на орбиту, чтобы зафиксировать состояние сознания космических путешественников. Если «эффект прозрения» действительно представляет собой физиологическое явление, его стоит изучить.

Первым испытуемым Ньюберга станет не астронавт, а обычный гражданский человек. Рита Андерсен покинет планету вместе с ракетопланом Kistler. Она говорит, что будучи одним из первых обычных исследователей космоса, с удовольствием поможет Энди отсканировать ее мозг, чтобы пролить свет на загадку. Почему астронавты испытывают состояние измененного сознания, когда выходят в космос, и получится ли у Риты или других гражданских космонавтов испытать его?

Спустя десятилетия исследования собственного прозрения, Эд Митчелл твердо поверил в том, что его «единение» со Вселенной является прямым доказательством того, как мало мы знаем о квантовой физике. Квантовая механика скорее парадоксальна, чем понятна, и мы недавно уже говорили об этом. Примечательно то, что квантовая механике не отрицает того, что во Вселенной может быть некий высший разум (подробнее здесь).

В недавнем интервью писательнице Диане де Ренье из «Американской хроники» Митчелл объяснил, как случившееся изменило его жизнь и взгляд на мир и на то, как каждый из нас вписывается в масштаб космоса:

«Сотни лет назад философ Рене Декарт пришел к выводу, что телесность, духовность, разум и тело принадлежат к разным сферам реальности, которые не взаимодействуют. Тогда это послужило сигналом для Инквизиции, что можно сжигать на костре еретиков, которые спорят с церковью и постулируют материализм мышления. И хотя это все прошло, целые четыреста лет наука рассматривала сознание и разум как предметы философии и религии, а не науки.

В 1940-х годах математик и физик Норберт Винер из Массачусетского технологического института впервые определил информацию как отрицательную энтропию. Энтропия — это фундаментальная идея о том, что вселенная истощается и теряет энергию. Но Винер назвал информацию энтропией в негативе, и это замечательно, но далеко от полного понимания».

Митчелл говорит, что, пытаясь заполнить некоторые бреши, в 2008 году выпустил пересмотренное издание своей книги «Путь исследователя», в которой рассматривается факт того, что наука игнорирует человеческое сознание. Используя то, что он называл «двоичной моделью», писатель рассматривает «два облика» энергии.

«Это не два разделенных понятия, это энергия как база нашего существования в материи и база нашего знания и информации», — объясняет Митчелл. — «В нашей науке нет определения сознанию. Единственное определение сознания в словаре говорит о том, что это базовый уровень осознания (самоидентификации). Сознавать — значит быть в курсе и понимать, а значит у нас есть разные уровни сознания в зависимости от того, насколько сложен объект. В лабораториях много раз демонстрировали, что базовое осознание своего существования имеют даже овощи, простейшие бактерии, простые формы жизни.

Это было проделано с помощью клетки Фарадея. И это доказало, что информация на самом глубоком, квантовом уровне, может обойти электромагнитную теорию. И сейчас мы входим в квантовую физику и не можем ее постичь. Есть фундаментальное понимание того, что осознание находится в самой основе сути вещей».

Митчелл полагает, что возможно, как ученые, так и богословы не понимают сути вещей.

«Я могу сказать мистикам и богослова, что наши боги слишком малы; они заполняют вселенной. Ученым же я могу сказать, что боги действительно существуют; они вечны, связаны и их сознание — это опыт всех разумных существ».

В ответ на вопрос де Ренье, верит ли Митчелл в бога или нет, он ответил, что хоть и верит, но его вера не является предположением, что Бог — это «седобородый дед».

«Перед нами великая тайна — происхождение вселенной, и как это могло произойти. Но остается вопросом, является ли Большой взрыв правильным ответом, а также при каких условиях и с какой целью он случился. Я не думаю, что сейчас мы сможем ответить на этот вопрос. Но со временем — вполне».

И хотя Митчелл не может объяснить свой опыт прозрения, он уверен, что заглянул в другую реальность, в которой люди, места и вещи куда крепче связаны, чем мы думаем. Он также отмечает, что ресурсы нашей драгоценной планеты нужно расходовать с умом.

«Великий мыслитель Бакминстер Фуллер, философ, ныне покойный, но современный двадцатому веку, отметил в начале исследований космоса, что все мы «экипаж Земли». Но мы бунтующий экипаж, и как вы запустите корабль с бунтом на борту?».

Оригинал здесь: http://www.dailygalaxy.com/my_weblog/2008/05/space-euphoria.html