Новый фантастический  роман-антиутопия Дмитрия Глуховского "Будущее" вошёл в топ-10 лучших книг 2013 года. Действие романа происходит в Европе будущего XXIV века , через триста лет после изобретения вакцины способной остановить процесс старения и все болезни. Изменения в ДНК и возможность вечной жизни создали новый способ мышления , полностью изменив современную культуру и психологию. Но счастливы ли люди в этом новом мире где можно оставаться вечно молодым?

Вот что сказал сам Глуховский: "На самом деле, человечество стоит на пороге бессмертия. Опыты генетиков на лабораторных животных уже сегодня дают удивительные результаты. Наше с вами поколение, думаю, будет последним, которому придется в обязательном порядке состариться и умереть. Разве не обидно? Все, что нам остается — попытаться вообразить себе тот мир, который мы так никогда и не увидим, попытаться представить себе, как изменится человек после главнейшего научного открытия за всю историю."

Но как и у всякой утопии в этом, казалось бы, счастливом будущем хватает  неприглядных сторон и будущий мир Глуховского напоминает любой классический роман из жанра социальной антиутопии.

В первой половине книге читатель постепенно знакомится с реалиями Европы будущего. Что же она собой представляет? Привычной нам картины нет. Вся Европа представляет собой скопление гигантских мегаполисов-башен, просто чудовищных по своим размерам, доходящих до километра в поперечном сечении и несколько километров в высоту. Вся старая Европа со своими улицами, площадями, готическими соборами, точнее то что от неё осталось, спрятана под платформами, огромными по площади, которые служат основаниями этих башен-монстров, являясь мрачным подвалом новой Европы. Башни стоят плотно друг к друг, люди в них передвигаются на высокоскоростных лифтах, а между башнями проложены рукава-магистрали по которым снуют прозрачные поезда-тубы со скоростью 400 км/ч.

Европа по-настоящему едина — всю ее можно проскочить через транспортные рукава и туннели, подвешенные на стоэтажной высоте. Но какой смысл в передвижении если вся Европа везде, в любом её конце абсолютно одинакова, везде бесконечные леса башен, всё сделано из безликого нестареющего композита, да и люди везде одинаковые, все вокруг 20-30-летние словно бы тоже отштампованные из композита.

Ведь с избавлением от старости пришла другая глобальная проблема – перенаселение. Население новой Европы составляет 120 миллиардов! Большинство европейцев живёт в тесных клетушках и даже в переполненных трущобах. Везде страшная толкотня и давка.

Лишь элита-небожители живут в роскошных апартаментах на крышах под стеклянными раздвигающимися куполами башен и под лучами настоящего солнца, словно на зелёных островках, парящих высоко в небе.

Остальная же часть довольствуется искусственным солнцем, искусственными растениями и искусственной пищей.

"И если небо в нашем городе еще видел хоть кто-то... То горизонт, я уверен - никто"

Люди больше не умирают от старости, а только изредка от несчастных случаев, но взамен рождаются всё новые и новые. Уже давно глобальная нехватка воды и других ресурсов. Правительством принято решение ограничить рождаемость посредством введения закона, который гласит – жизнь за жизнь! Если пара хочет ребенка, то кто-то из них должен пожертвовать ради этого своей жизнь. Добровольцу делают укол акселератора старости, который запускает процесс старения в ускоренном режиме и за 8-10 лет человек резко стареет и умирает. Но есть и нарушители, ведь люди хотят по-прежнему жить, любить, рожать детей не жертвуя собой. И такие люди вне закона. Организованы группы спецназа, которые ведут охоту за нарушителями и принудительно делают укол старости.

Незаконных детей отбирают и помещают в интернаты, что-то среднее между казармой и концлагерем, в которых старательно на протяжении многих лет из них вытравливают всё человеческое и  выращивают штурмовиков, наказывающих таких же нарушителей какими были их родители. Старики же, доживают свой век в специальных резервациях и им запрещено оттуда выходить дабы не оскорблять своим видом вечную юность.  А люди, которые живут вечно, чтобы не страдать от различных психозов  пичкают себя снотворным и различными "таблетками счастья".

Весь остальной мир, лежащий за пределами Европы показан мало и вскользь, через экран теленовостей. Америка(в книге Панамерика) выглядит примерно также, но многие другие страны представляют собой постапокалиптическое зрелище, в том числе и Россия. Почему так автор решил мне непонятно, он же для русских пишет. Та карикатура российского будущего, которую он нарисовал, ни в какие ворота не лезет. Да, весь остальной мир в этой книге не проработан до мелочей, в том числе и Европа и поэтому осталось много вопросов к тому как он устроен.
 

Вот в таком мире и  живет главный герой романа Глуховского, тридцатилетний штурмовик Ян Нахтигаль.  В начале романа, это человек который прошел через интернат для незаконных детей, в последствии становится членом команды спецназа по вылову нарушителей закона о рождаемости. Герой романа, как и его современники, брезгливо относится к старикам и абсолютно равнодушен к детям. Но цепь событий, происшедших с героем, нежданная и внезапная  любовь, полностью перевернувшая его мир, заставляют его  принять решение, которое изменит весь мир. В книге подняты довольно непростые злободневные вопросы и пропущены через призму мировосприятия главного героя, которого не назовешь однозначно положительным или отрицательным.

Можно также сказать что "Будущее" это и гротескное, карикатурное изображение нашего настоящего. Это роман и о нашей жизни, той которая сейчас есть, о людях которые живут сейчас как бессмертные, думая что никогда не постареют и вечно будут молодыми и ... теряют постепенно ту человечность которая и отличает нас от роботов. Это роман о жизни и ее смысле, без которого жизнь, даже вечная превращается скорее в имитацию жизни.

Поначалу книга читалась медленно и с трудом, но постепенно затягивала всё сильнее и сильнее, а ближе к кульминации от неё невозможно уже было оторваться, причём развязка оказалась весьма неожиданной. Динамичный сюжет романа очень гармонично сплетается с философскими рассуждениями, а уровень эмоций зашкаливает. И, вообще, если принимать роман близко к сердцу – очень больно. Наверное, не каждый сможет принять такую книгу, из-за обилия жестоких сцен позитивной её сложно назвать. Но, в целом, эта книга мне понравилась.
 

Подпишитесь на наш
Блоги

"Будущее"

15:58, 2 марта 2014

Автор: aniase

Комменты 33

Аватар

зачем я только начала ее читать? сцены из интерната живо напомнили как мы делали репортажи о детских домах в начале нулевых. скажу честно - я заплакала и отложила книгу. *Глуховскому благодарна в любом случае за его удавшийся эксперимент с серией "Метро".

Аватар

Описание кладбища будущего до сих пор перед глазами..

Аватар

минусующие нулевые аккаунты, вам слабо под основными акками минусовать?

Аватар

Судя по описанию стандартная антиутопия.

Аватар

По описанию такая же претензионная фигня как и Ребут, Дивергент, Уродина Скотта Вестерфильда. Такого добра завались. Если Глуховский написал что-то небанальное, возьму свои слова обратно. Но вряд ли. Он мне кажется очень неровным писателем, в метро начал за здравием, закончил за упокой.

Подождите...