Жан Бодрийя́р (фр. Jean Baudrillard; 27 июля 1929, Реймс, Франция — 6 марта2007, Париж, Франция) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф.
Основные идеи (источник Википедия )Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности —симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные
Добавлю фрагмент из книги "Общество потребления ". Книга писалась под впечатлением общества 70-х. Но актуальна и будет актуально по сей день. Такие труды вечны,и характеризуют любое поколение .
Функциональный эротизм
Вместе с красотой, как мы ее только что определили, сексуальность сегодня
руководит "новым открытием" и потреблением тела. Императив
красоты, который является императивом сделать производительным тело
посредством поворота к нарциссическому реинвестированию, включает
эротику как средство по извлечению сексуальности.
Нужно четко отличать эротику как распространенное в нашем обществе меновое
отношение от собественно сексуальности. Нужно различать эротическое тело,
опору меновых знаков желания, от тела как места фантазма и обиталища
желания. В теле-импульсе, теле-фантазме, преобладает индивидуальная
структура желания. В «эротизированном» теле преобладает именно социальная
функция обмена. В этом смысле эротический императив, который, как вежливость
или многие другие общественные ритуалы, проходит через инструментальный код
знаков, является только (как и эстетический императив красоты) вариантом или
метафорой функционального императива.
«Пыл» женщины из журнала «Она» поддерживается подвижным современным
ансамблем: этот пыл вписался в «окружение». Его источником не выступают
более интимность, чувственность, он связан с подсчитанным сексуальным
значением. Чувственность — это страсть. Упомянутая же сексуальность является
теплой и холодной, как игра теплых и холодных цветов внутри
«функционального». Она имеет ту же самую «белизну», что и развивающиеся
формы современных предметов, «стилизованных» и «элегантных». Это, впрочем,
также не «фригидность», как подчас говорят, ибо фригидность подразумевает
еще сексуальный отзвук изнасилования. Манекен не фригиден, он абстрактен.
Тело манекена не является объектом желания, а представляет собой
функциональный объект, форум знаков, где мода и эротика смешиваются. Оно не
является более синтезом жестов, даже если фотография в области моды
показывает все свое искусство в воссоздании естественной жестикуляции
с помощью процесса симуляции, - это, собственно говоря, уже не тело, а
форма. Именно здесь, в отношении чего все современные цензоры
ошибаются (или очень хотят ошибиться), то есть в рекламе и в моде обнаженное
тело (мужчины или женщины) лишается плоти, секса, желания как конечной цели,
инструментализуя, напротив, отдельные части тела в гигантском процессе
сублимации, в устранении тела в самом его заклинании.
Как эротика существует в знаках и никогда не существует в желании,
функциональная красота манекенов существует в «линии» и никогда в
экспрессии. Она даже означает отсутствие экспрессии. Неправильность или
безобразие заставили бы вновь возникнуть смысл, поэтому они исключены, ибо
красота оказывается вся целиком в абстракции, в пустоте, в экстатическом
отсутствии и экстатической прозрачности. Описываемая дезинкарнация
выражается в конечном счете во взгляде. Этот взгляд, лишенный объекта,
выражающий одновременно избыток в обозначении желания и полное отсутствие
желания, эти глаза, чарующие и очарованные, бездонные, хороши в их пустой
эрекции, в их экзальтации подавления. В этом их функциональность. Глаза
Медузы, глаза, повергающие в оцепенение, чистые знаки. Таким образом, во
всем обнаженном экзальтированном теле, в этих красочных глазах, отмеченных
модой, а не удовольствием, именно сам смысл тела, истина тела уничтожается в
гипнотическом процессе. Поэтому тело, особенно женское, и в еще большей
степени тело абсолютной модели, какой является манекен, конституируется как
объект, соответствующий другим лишенным сексуальности и функциональным
предметам, о которых сообщает реклама.
Жан Бодрийя́р
03:20, 19 февраля 2014
Автор: AllaVkino
Комменты 1
Ооо, привет из аспирантуры, помню помню