Мы здесь, на Сплетнике, люди образованные. Мы и книги читаем, и фильмы смотрим. Но совершенству, как известно, предела нет. Сегодня я хочу начать знакомить вас с теми людьми, которые очень часто остаются в тени - со сценаристами. Согласитесь, какой бы хороший не был режиссер и талантливый актер, без толкового сценария ничего не получится. А если взять и прочитать сценарий отдельно от фильма, открывается порой глубина мысли, которую не смог передать актер на экране (вот загнула-то).
Начать хочу со своего фаворита - Николая Эрдмана, тонкого сатирика и остроумного человека, который всю жизнь страдал за свой острый язык. О биографии я много писать не буду. Родился в семье балтийских немцев в 1900 г. В тридцатые уже за одно это его могли посадить. Мало было? Так он еще начал зарабатывать сатирой, писать либретто для оперетт, злободневные пьесы. Правда пьес он успел написать только две - одну, "Мандат", поставили, а вторую, "Самоубийца" разрешили к постановке только в 86 году(!). Была ссылка за политические пародии, запрет возвращаться в Москву, отлучение от работы в театре. Позже, уже после войны ему разрешили писать интермедии и сценарии для фильмов, но только в соавторстве, а в титрах его имя затирали.
Вы думаете, что никогда не слышали о таком человеке? А если я вам скажу, что его фразы стали крылатыми и вы употребляете их каждый день? Удивитесь? Тогда может вспомним фильмы, для которых он писал сценарии, и шутки из них.
Веселые ребята (1933 г)
* Я Вас познакомлю с моей мамой - А она не заругается? - Ну что вы! Моя мама умрёт от счастья! - Ладно, если умрёт - приду.
* Щас выступит...музыкальный ансамбль...имени ЛИСТАпрокатного цеха...
* Товарищ комендант, мы творческие работники. Нам нужна мёртвая тишина. А там черт его знает, что с утра творится. Шум, тарарам. Примите энергичные меры, товарищ комендант! Обратите внимание - что это делается. Чёрт знает что, товарищ комендант. Пожалуйста, потрудитесь!
* -Рейс сделали? Сделали. Тридцать рублёв подряжали? Подряжали. Гони монету! - Да погоди ты, сейчас отработаем-обратно поедем - Покойник же, товарищ...- Покойник подождёт, ему спешить некуда....
* Думала, думала.....Индюк тоже думал...
* -Играйте! -На чем? -На губах!!!
* Граждане! Имейте сознание! Катафалк не резиновый! Местов больше нету!
* — Мы думали, что вы — музыкант, а вы — пастух!
— Сегодня — пастух, а завтра — музыкант.
— Ну, вот завтра и приходите!
* — Подарите мне карточку с вашим автографом!
— Знаете, Лена, я для вас ничего не пожалею, но вот чего нет, того нет…
* — Моя мама в восторге от вашей музыки. Вы такой молодой и уже гений!
Как это можно?!
— Привычка…
Волга-Волга (1938 г)
* Пароход-то хороший, только он воды боится!
* Держите её! Она сломала пароход! Неслыханное хулиганство: по только что отремонтированному пароходу — топать ногами!
* — Спасайся, кто может! — А кто не может?!
* Вы меня учить вздумали?! Я на этой реке все мели знаю! Вон — первая!(Парусник с грохотом садится на мель) Вот вторая!..
* Заберите у товарища брак и выдайте ему новый.
* — Просят остановить пароход! Должно быть, там несчастье! — Какое там может быть несчастье, когда я — здесь?!
* — То — чей-то дядя, а то — Бетховен! — Подумаешь! Может, Бетховен тоже чей-нибудь дядя был!
* - Ты должен кричать, только то, что я буду говорить! Кричи:
"Отвечай!
- Отвеча-а-ай!
- Кричи теперь: "Совершенно секретно".
- Кричи теперь совершенно се-кре-тно!
- Да ты "кричи теперь" не кричи.
- Ага, значит кричать теперь не нужно, а когда же кричать?
- Кричи теперь, только теперь кричи не "кричи теперь", а кричи теперь
"совершенно секретно".
- Кричи теперь ...не кричи теперь, а что ж кричи теперь...кирпичи теперь...
тьфу! Не понимаю!
- Да кричи только "совершенно секретно"!
- Секретно я кричать отказываюсь! - Тьфу, ты черт.
Морозко (1964 г.)
*— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? — Ты чего, дед, очумел совсем?! Не видишь, у меня руки и ноги замерзли! Подавай скорее жениха! Да приданого! Да побольше!
* А-а, Иван! Явился не зван. Повернул избушку, иэхх, разбудил старушку!
* У нашей дуры – ни лица, ни фигуры… вся в папеньку.
* — Ты – естеством, а я – колдовством!
* — Подайте сиротке безродному, голодному и холодному, слепому, хромому и глухонемому!
* — Прынцесса! Как есть прынцесса! — … — Не, не прынцесса… — А хто жа? — Королевна!
Огонь, вода и медные трубы (1968 г)
* — Дура!
— Зато красивая!
* — Ты кто? — Министр. — Какой министр? — Без портфеля. На всякий пожарный случай. — Значит, за пожар во дворце ты отвечаешь? — Так точно, ваше величество! — А тебе известно, чем ты отвечаешь? — Известно, ваше величество! — Чем? — Неизвестно чем! (царь стучит его по лбу, раздаётся звон) — Да он же дурак! — Зато преданный!
* — Коша, надень шапочку, а то лысинка простынет!
* — Я не по своей воле утопленница.
— А по чьей же?
— Меня добрые люди утопили...
* — Сколько же ты выпил, батюшка?! — Я старался, матушка! —
Перестарался, батюшка!
* — Это бедствие, а проще говоря — удача, создает все условия для пожарного сословия.
* — Туши освещение, освобождай помещение!
Летучая мышь (1979 г.) Сценарист и режиссер фильма Ян Фрид адаптировал либретто Эрдмана.
* — Жена-это прочитанная книга, а прочитанную книгу можно беречь, хранить, переплетать, но читать ее заново уже не интересно
* — На следующее утро после Варфоломеевской ночи Екатерина Медичи и Маргарита Наваррская пошли в баню…
* — Вот такое упражнение (туда-сюда, туда-сюда) называется стрельба глазами!
* — Да, но Розалинда будет думать, что я отправился в тюрьму.
— Ну и пускай думает. Раздумья украшают женщину.
* — Люди и повыше Вас сидели.
* — Скажите, милая Адель, госпожа Розалинда всё это время хоть
вспоминала обо мне?
— О, сколько раз!
— И что же она говорила?
— Каждое утро-одно и то же. "Адель,-говорила она,-если сегодня придёт
господин Альфред, меня нет дома."
*— А Вы одни… один пить будете?
— Естес-с-но!
— Ну, если он второго не угощает, то он-не директор, а заместитель.
* — Только обидно. Лакеи смеются:"Вот, нас было четырнадцать, а теперь пятнадцать... с дробью!
* — Неужели это всё арестованные?! Куда ж я их сажать буду?!
Небесные ласточки (1976 г)
Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве
МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТУШ (в фильме интермедию урезали, но не поленитесь прочитать.)
П о м р е ж . Что
угодно, господин директор?
Д и р е к т о р . Скорей
сделайте анонс публике. Скажите, что Коринну заменит госпожа Лисичка, и потом
расхваливайте ее, расхваливайте ее, не стесняйтесь. Да постойте, покажитесь! О
боже, на кого вы похожи?!
П о м р е ж . На
маму.
Д и р е к т о р . Скажите
так: милостивые государи и милостивые государыни, негоцианты, фабриканты,
коммерсанты, музыканты и балетоманы, господа штатские и господа военные,
уважаемое дворянство, почтенное купечество и прочая публика. Говори!
П о м р е ж . Милостивые
государи и милостивые государыни, негоцианты, фабриканты, балетоманты...
Д и р е к т о р . Не
балетоманты, а балетоманы. Ны, ны.
П о м р е ж . Балетоманы?
Балетоманы и музыканы.
Д и р е к т о р . Ты,
ты.
П о м р е ж . Я?
И я.
Д и р е к т о р . Это
черт знает что такое. Дальше!
П о м р е ж . Все.
Д и р е к т о р . Как —
все? Ты же пропустил не меньше четверти!
П о м р е ж . Ну
уж, не меньше четверти.
Д и р е к т о р . Сейчас
же скажи публике все, что ты пропустил.
П о м р е ж . Сегодня?
Д и р е к т о р . Сейчас
же, сию минуту.
П о м р е ж . С
самого начала?
Д и р е к т о р . Ну
конечно, только поскорей!
П о м р е ж . Милостивые
государи и милостивые государыни, вот директор говорит, что я сегодня
пропустил не меньше четверти, а я от силы пропустил не больше половинки. Вот
подсчитайте сами: с самого начала утром я пропустил две стопки...
Д и р е к т о р . Ты
что, издеваешься надо мной?
П о м р е ж . Ну,
три, три. А стопки-то у меня зато какие? Вот такие, маленькие.
Д и р е к т о р . Это
идиот какой-то! Пойми, что ты не должен говорить от себя. Повторяй только то,
что я говорю.
П о м р е ж . Пожалуйста,
мне же лучше!
Д и р е к т о р . Повторяй!
Вы, наверное, думаете, господа, что путь театрального деятеля...
П о м р е ж . Вы,
наверное, думаете, господа, что путь театрального деятеля...
Д и р е к т о р . ...усыпан
розами и лилиями...
П о м р е ж . ...усыпан
розами и лилиями...
Д и р е к т о р . Нет,
господа!
П о м р е ж . Нет,
господа!
Д и р е к т о р . На
нашем пути очень часто встречаются...
П о м р е ж . На
нашем пути очень часто встречаются...
Д и р е к т о р . ...тернии
и крапива.
П о м р е ж . ...тернии...
Д и р е к т о р . И
крапива.
П о м р е ж . Тернии...
икра... пиво...
Д и р е к т о р . Ты
с ума сошел? Какая икра?
П о м р е ж . Ну,
раз вы говорите, что она часто встречается, — наверное, красная.
Д и р е к т о р . Неужели
ты сам не можешь понять, что в данной речи ни о какой икре не может быть и
речи?
П о м р е ж . Виноват.
Господа! На нашем пути очень часто встречаются тернии и пиво, а ни о какой
икре не может быть и речи.
Д и р е к т о р . Какое
пиво?
П о м р е ж . Как
какое? Которое после икры осталось. Вы сначала сказали: икра, пиво, потом икру
отменили, а пиво осталось.
Д и р е к т о р . Я
сказал: и крапива, а не икра, пиво. Никакой икры и пива нет.
П о м р е ж . И
пива нет? Виноват. Господа! Оказывается, на пути театрального деятеля нет ни
икры, ни пива — одни тернии.
Д и р е к т о р . Повторяй:
таким тернием в нашей семье оказалась актриса Коринна.
П о м р е ж . Таким
тернием в нашей семье оказалась актриса Коринна. Очаровательная женщина!
Д и р е к т о р . При
одном упоминании этого имени я возмущаюсь и краснею.
П о м р е ж . Почему?
Д и р е к т о р . Говори:
я возмущаюсь и краснею.
П о м р е ж . Как?
Д и р е к т о р . И
краснею.
П о м р е ж . Ах
вот что! Оказывается, икра с нею. С нами, значит, тернии, а с нею икра, очень
хорошо.
Д и р е к т о р . Она
только что сбежала с полковником. Попойка с полковником оказалась для нее
дороже публики.
П о м р е ж . Не
частите, пореже.
Д и р е к т о р . Попойка...
П о м р е ж . Что?
Д и р е к т о р . Попойка.
П о м р е ж . Это
вы серьезно говорите?
Д и р е к т о р . Конечно,
серьезно.
П о м р е ж . Ну,
если серьезно — пожалуйста. (Поет.)
К
моей жене Мими
Приехал,
черт возьми,
Раз
целый эскадрон,
Диги-дон,
диги-дон.
А еще он писал, сам или в соавторстве, сценарии мультиков, на которых мы росли (Золотая антилопа, Буратино, Снежная королева, Дюймовочка, Двенадцать месяцев, Лягушка-путешественница, Кот, который гулял сам по себе), и поныне актуальные стихи и басни. Хотела добавить хоть одну басню, но пост получится просто бесконечным. Я надеюсь, я вас заинтересовала, и вы сами их найдете.
Очень советую прочитать пьесу "Самоубийца" или посмотреть видео-спектакль театра Сатиры (1989 г), его можно найти онлайн в интернете. В 90-е сняли фильм по пьесе - не смотрите эту гадость, не портите себе удовольствие от неимоверных фраз и оборотов Эрдмана.
Надеюсь, вам было интересно.
Анна.
Перечитать или Пересмотреть. Спецвыпуск
15:36, 18 декабря 2013
Автор: Annushka_z
Комменты 15
Какой прекрасный пост!!! В закладки!
Шикарный пост, я и не знала, что все эти фильмы дело рук одного и того же человека! Спасибо!
Вспомнила,как Эрдман с юмором рассказывал,как году в 37 он задумался-а кто придёт на его похороны.Написал список.Потом подумал-а если будет дождь?Написал второй список.Сдуру не выбросил и,когда его арестовали,людей из первого списка вызывали на допрос по паре раз,а из второго-затягали просто допрашивать.Что то типа такого))
"Самоубийца", сатировский спектакль-шедевр!Давно,кстати,хочу пересмотреть,вспоминаю его.
прекрасные фильмы! может не все люблю, но все - классика. А Ф "Летучая мышь" прям сто лет не смотрела. Надо вечер посвятить. прекрасное кино.