На этой неделе у нас книга Павла Басинского - «Лев Толстой. Бегство из рая»

Павел Валерьевич Басинский (14.10.61) — российский писатель, литературовед и литературный критик. Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицина. В 2010 году книга «Лев Толстой: бегство из рая» была отмечена первым местом в Национальной литературной премии «Большая книга»

Ранним утром 28 октября 1910 года в Ясной Поляне, что в Тульской губернии произошло то, что ошеломило всю Россию. 82-летний граф Лев Николаевич Толстой, под утро, не сообщив никому, втайне покинул своё имение в сопровождении личного лекаря. В своей записке писатель написал, что «в своё поместье он не вернётся более никогда…» С того самого времени причины, побудившие Льва Толстого поступить подобным образом, обросли множеством слухов и мифов. Российский журналист Павел Басинский на основе сугубо документальных материалов, по большей части архивных, не просто выдвигает свою гипотезу произошедшего, а предлагает его живую и наиболее полную реконструкцию. Последовательность, изложенных в книге архивных документов, поможет читателю проследить всю жизнь и тайное бегство графа Толстого, понять причины его семейной драмы и подписания им тайного духовного завещания.

***

Существует довольно распространенное мнение о том, что был такой гениальный Лев Толстой, а рядом с ним была верная Софья Андреевна, которая не только переписывала Войну и Мир вручную по несколько раз, но и изводила гения в последние годы своими истериками и укорами.

За сто лет со дня событий "уход" Толстого из дома оброс множеством мифов и толкований, и автор намеренно нас уводит в разные стороны конфликта Толстого и Софья Андреевны - потому что причина не может быть одна. Толстой так был поглощён своей идеей "идеальной семьи", что её, естественно, не получилось. Это книга о том, как двое людей прожили вместе 40 лет, родили 14 детей, а потом 82-летний старик убегает из собственного дома, чтобы через десять дней умереть в Астапово, в доме начальника станции.

Басинскому удаётся не скатиться в бульварное описание жизни писателя, показывая на потеху читателю, что Толстой "мал и мерзок" (чем так грешат многие биографии, смакуя каждый недостаток писателей),  скорее это попытка разобраться для самого себя что же там произошло. Он показывает различные точки зрения с разных ракурсов и воссоздаёт атмосферу последних лет Толстого вполне удачно. Мировозрение Толстого разных лет, его "перелом", отношения с женой, с домашними, с коллегами, с церковью, с самим собой. И ещё у неё есть поразительное качество - после неё идешь перечитывать Толстого, читать его дневники и дневники Софья Андреевны. Я её несколько раз дарила знакомым, достаточно прохладно относящимся к творчеству Толстого, а через некоторое время заставала их, перечитывающих "Анну Каренину", "Крейцерову сонату" и "Воскресение".

Если кто-то о жизни Толстого знает лишь схематично, то вся концепция "Софья Андреевна его довела" рушится. Доводили они друг друга так, что будь здоров. И ещё неизвестно, кто кого больше кого изводил - гений, который был вынужден жить с обычной женщиной, или обычная женщина, которая была вынуждена жить с гением. 

В последние годы Толстой вечно занят чем-то своим. Пишет, делает сапоги, ищет бога. Мимолётом хочет отказаться от всех прав на свои произведения. Всё это выглядит подлинным самодурством, но не лишено внутреннего смысла для самого Толстого.  Как примириться с поздним Толстым - вообще отдельный вопрос для большинства его поклонников.

Софья Андреевна заботится о Толстом, об имении, о всех детях. Её расстройство выглядит вполне естественным, ведь всё держится на ней. Софья Андреевна занимается всеми литературными делами мужа, являясь его литературным агентом. Дети вырастают - им постоянно нужны деньги (от которых Толстой призывает отказаться). Она же едет к советнику царя Константину Победоносцеву (привет Владиславу Юрьевичу!), чтобы хлопотать за мужа (ему всё равно). Она держит на себе весь этот расползающийся на разные куски мир Ясной Поляны, при этом в последние годы не получая ничего, кроме презрения, ворчливости и уколов со стороны Черткова. 

В Ясной Поляне нескончаемый караван репортеров, паломников-толстовцев, приживал, крестьян, для которых граф ничего не жалеет. И его идеи об отказе от имущества. И его презрение ко всему земному, "цивилизованному", и любимое в старости слово "гадко". И стена непонимания, на которую наталкивается Толстой в своём собственном доме. Две сильные личности, у которых своя правда, свои защитники среди домашних и свои дневники. Семейная драма, в которой, как водится, одновременно виноваты все и никто.

Есть фотография, на которой Софья Андреевна втихаря, как преступница, смотрит в окошко дома, где умирал Толстой. И она намного пронзительнее, чем все риторические вопросы, которые можно задать об их жизни.

***

На следующей неделе книжка у нас совсем небольшая - лауреат Букера 2011 года (там своя история с этим автором и Букером) Джулиан Барнс и 150-страничное "Предчувствие конца".

В класс элитной школы, где учатся Тони Уэбстер и его друзья Колин и Алекс, приходит новенький — Адриан Финн. Неразлучная троица быстро становится четверкой, но Адриан держится наособицу: «Мы вечно прикалывались и очень редко говорили всерьез. А наш новый одноклассник вечно говорил всерьез и очень редко прикалывался». После школы четверо клянутся в вечной дружбе — и надолго расходятся в разные стороны; виной тому романтические переживания и взрослые заботы, неожиданная трагедия и желание поскорее выбросить ее из головы… И вот постаревший на сорок лет Тони получает неожиданное письмо от адвоката и, начиная раскручивать хитросплетенный клубок причин и следствий, понимает, что прошлое, казавшееся таким простым и ясным, таит немало сюрпризов...

***

Подпишитесь на наш
Блоги

Книжный клуб

22:47, 20 ноября 2013

Автор: Marietta

Комменты 36

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...