Пожалуй самый знаковый и самый читаемый женщинами всего мира это роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"(1936) . Роман "Унесенные ветром" - это единственное произведение американской писательницы Маргарет Митчел, признанный одним из лучших бестселлеров в истории мировой литературы.

image

Любовь - не самое главное в этой книге. Это книга о дружбе и ревности, о предательстве и верности, о способности к самопожертвованию и о силе характеров. Это книга об Америке, о Юге, о целом мире и о гордых и независимых людях той эпохи, унесенных ветром... ветром войны и судьбы... В центре событий, далеких от романтизма, раскрыта история любви Скарлетт О' Хара и Ретта Батлера. Скарлетт - мужественная и кипучая натура с поразительной жаждой жизни, которая, не взирая на пуританские нравы того времени, идет к своей цели. Если она любит, то всем сердцем, если ненавидит, то всей душой. Если уже кажется, что все потеряно и ничего не вернешь, то ... "она подумает об этом завтра. ведь завтра будет новый день!" Ретт, дерзкий и самоуверенный, богатый и красивый, и ... мужское воплощение Скарлетт. Их встреча - это столкновение двух сильных натур, отношения которых поражают своей непредсказуемостью, неординарностью и ураганом чувств, сметающим на пути все устои общества.. Одна только фраза Скарлетт О’Хара "Я подумаю об этом завтра" давно стала крылатой. Маргарет Митчелл и подумать не могла, что эти слова возьмут на вооружение чуть ли ни все женщины планеты.

image

Роман, вышедший в 1936 году получил премию Пулицера, выдержал более 70 изданий в США, был переведён на 37 языков мира, экранизирован в 1939 режиссёром Виктором Флемингом. Фильм «Унесенные ветром» получил 10 премий «Оскар». Кроме самой знаменитой крылатой фразы в романе есть множество интересных цитат, вышедших из под пера Маргарет Митчелл.

image

Быть непохожей на других... это грех, который не прощает ни одно общество. Посмей быть непохожим на других – и тебя предадут анафеме Смерть, налоги, роды. Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя. ... нервный, застенчивый и добропорядочный, а уж паршивее качеств для мужчины не придумаешь. Только потеряв свою так называемую «репутацию», вы начинаете понимать, какая это обуза и как хороша приобретенная такой ценой свобода. Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний. Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждём. Надо брать то, что она даёт, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже. Люди могут простить почти всё – не прощают лишь тем, кто не интересуется чужими делами. Тяготы либо обтесывают людей, либо ломают. Даже самая бессмертная любовь может износиться. Я любила образ, который сама себе создала, и этот образ умер. Я смастерила красивый костюм и влюбилась в него. А когда появился ОН, такой красивый, такой ни на кого не похожий, я надела на него этот костюм и заставила носить, не заботясь о том, годится он ему или нет. Я не желала видеть, что он такое на самом деле. Я продолжала любить красивый костюм, а вовсе не его самого… Ни один мужчина, который настолько глуп, чтобы приходить в восторг от этого жеманства, притворных обмороков и лицемерных «О, какой вы замечательный!», не стоит того, чтобы за него бороться. Если вы не как все, то всегда будете одиноки. Что разбито, то разбито. И уж лучше я буду вспоминать о том, как это выглядело, когда было целым, чем склею, а потом до конца жизни буду лицезреть трещины.  Неудивительно что Скарлетт О’Хара мгновенно стала всеобщей любимицей и с её популярностью до сих пор не сравнится ни одна книжная героиня. Любая женщина,читая роман, всегда найдёт в самой себе часть Скарлетт, настолько знакомы и близки многие её мысли.Мы все любим в других себя узнавать. Также очень восхищают её такие не совсем женские качества как потрясающая сила воли и умение держать удары судьбы , помноженное на отчаянное жизнелюбие. Колин Маккалоу

image

Я навряд ли ошибусь, если назову вторым по популярности чисто женским романом после "Унесённых ветром", роман австралийской писательницы Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" (1977 г.)

Фиона, Мэгги, Джастина... Три поколения женщин. Сильных, умных, гордых, любящих и страдающих. Это роман и о них и о любви. Это роман о том, что в мире все вертится вокруг Женщины. Мужчины, войны, религия, карьера, творчество, засухи, плантации, открытия, изобретения, богатство - это все преходящее. Вечно одно: женщина и ее сражение за саму себя и за свой мир. Затянутая в тугой корсет социальных условностей Фиа, не позволяющая себе ни единой слабости, ни единой жалобы, идеальная жена и хозяйка, глубоко страдающая и оттого холодная и отстраненная. Мэгги, всю жизнь сражающая за любовь любимого мужчины с религией и его жаждой славы. И, наконец, Джастина, страшащаяся, сомневающаяся, мучающаяся, но уже полностью хозяйка своей жизни и борющаяся только с собой. С каждым поколением противник все выше рангом и все сильней: можно пойти наперекор обществу, можно попытаться обмануть церковь, но трудней пойти наперекор себе и обмануть себя. Трудней всего преодолеть внутренние страхи, боль, неверие. "Поющие в терновнике" - эпическое повествование. На фоне ярких описаний Австралии ( об стране как-то мало книг попадается в руки, невероятно интересны описания быта, климата, хозяйства, обычаев, экономики, политики, религиозных взглядов) разворачивается повествование о том, как меняется мир и как меняется человек. И не понятно, что чем обусловлено: то ли мир меняется под влиянием человека, то ли наоборот. Неизменно лишь одно: чувства и мысли женщины. Вот некоторые цитаты из этой книги Мы такие как есть, и ничего тут не поделаешь. Знаешь, как та птица в кельтской легенде: бросается грудью на терновый шип и с пронзенным сердцем исходит песней и умирает. Она не может иначе, такая ее судьба. Пусть мы сами знаем, что оступаемся, знаем даже раньше, чем сделали первый шаг, но ведь это сознание все равно ничему не может помешать, ничего не может изменить, правда? Каждый поет свою песенку и уверен, что никогда мир не слышал ничего прекраснее. Неужели ты не понимаешь? Мы сами создаем для себя тернии и даже не задумываемся, чего нам это будет стоить. А потом только и остается терпеть и уверять себя, что мучаемся не напрасно. Никому и никогда не испытать чужую боль, каждому суждена своя. — Совершенство в чем бы то ни было — скука смертная! Что до меня, я предпочитаю толику несовершенства. Никакого смысла думать о том, что прошло, пора поставить на этом крест.Будущее - вот что важно... Похоже, ты поднялся на пьедестал, а он качается от каждого ветерка, да и вид с этой стороны тебя разочаровал. А всё же память неосязаема,как ни старайся,подлинное ощущение не вернешь,остается лишь призрак,тень,грустное тающее облачко. Старость — самое жестокое мщение, которое на нас обрушивает мстительный бог. Почему он заодно не старит и наши души. Ни один человек на свете, будь то мужчина или женщина, не видит себя в зеркале таким, каков он на самом деле. Тот, кому нечего терять, может всего добиться, того, кто не чувствителен к боли, ничто не ранит. Франсуаза Саган

image

Известность Саган принес дебютный роман "Здравствуй, грусть" (1954), который она опубликовала в возрасте 19 лет.

image

Первый роман Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» был встречен шквалом статей, выступлений, бурных споров. Автор - в то время 19-летняя студентка Сорбонны - сразу же превратилась в литературную звезду. Конечно, немаловажную роль сыграла здесь и реклама, умело использовавшая такой редкий случай, как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном возрасте. Но еще сильнее потрясло читателей и критиков то, о чем осмелилась рассказать героиня романа Сесиль - девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что вышедшая из закрытого католического учебного заведения, где она получила среднее образование и должное нравственное воспитание. Откровенно, нисколько не смущаясь, она поведала о радостях физической любви, о том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в объятиях любовника Роман «Здравствуй, грусть» привлекает прежде всего искренностью тона, свежестью и остротой восприятия мира. Бурная радость жизни, которую испытывает Сесиль, причудливо и вместе с тем органически сочетается с какой-то глубокой печалью, с чувством острой неудовлетворенности. Саган подчеркивает драматический, подспудный мотив повествования тем, что выносит в заглавие строчку из лирического стихотворения Поля Элюара. Это же стихотворение она ставит эпиграфом к роману. За этим романом последовали многочисленные рассказы, пьесы, повести - и другие романы, в том числе "Смутная улыбка"(1956),"Через месяц, через год" (1957), "Любите ли вы Брамса?" (1959), "Волшебные облака"(1961), "Сигнал к капитуляции" (1965), "Ангел хранитель"(1968), "Немного солнца в холодной воде" (1969), "Потерянный профиль" (1974), "Нарисованная леди" (1981), "Уставшая от войны" (1985). Все произведения Франсуазы Саган - о любви, одиночестве, неудовлетворенности жизнью; они отличаются ясностью повествовательной манеры и точностью психологического рисунка. Создавая романы про хрупкую любовь, сама она то и дело становилась героиней скандальных светских хроник, сама себя называя «прожигательницей жизни». В её жизни было множество скандалов, неуплаченных налогов, странных замужеств, автомобильных аварий, шикарных яхт, пристрастие к наркотикам и алкоголю, условные тюремные сроки, азартные игры — и в конце жизни бедность, несмотря на все полученные ею гонорары. И подборка цитат Франсуазы Саган из разных произведений. На самом деле всем всегда некогда толком разобраться в себе, людей в основном интересуют в других только глаза. Да и то чтобы видеть в них собственное отражение. Если ты пьян, можешь говорить правду - никто не поверит.  К чужим недостаткам легко привыкнуть, если ты не считаешь своим долгом их исправить.  Иметь право думать что хочешь, думать дурно или вообще не думать, право жить, как тебе нравится, быть такой, как тебе нравится. Не могу сказать «быть самой собой», потому что я всего только податливая глина, но иметь право отвергать навязанную тебе форму. В этом мире надо улыбаться и насвистывать, разыгрывая беззаботность.  Люди уважают несчастья и не прощают успехов! Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить. Есть возраст, в котором женщина должна быть красивой, чтобы ее полюбили. А потом наступает возраст, когда женщину должны полюбить, чтобы она стала красивой. Для здоровья женщины восхищенные взгляды мужчин важнее, чем калории и лекарства. Дафна Дю Морье

image

Дафна Дю Морье выдающаяся английская писательница ХХ века, общепризнанный классик английской литературы."Ребекка", "Французова бухта", "Королевский генерал",Моя кузина Рейчел", "Козел отпущения"... Книги английской писательницы Дафны Дю Морье пользуются огромным успехом во всем мире. Дю Морье не только мастер психологического портрета, но и виртуоз интриги. Ей как никому удается создать "атмосферу" и держать читателя в постоянном напряжении Пожалуй "Ребекка" это самый известный её роман.

"Ребекка" - не просто самый известный роман Дафны Дю Морье. Не просто книга, по которой снят культовый фильм Хичкока. Не просто произведение, заложившее стилистические основы всех "интеллектуальных триллеров" наших дней. "Ребекка" - это роман уникальный, страшный - и прозрачный, простой - и элитный. Но моё знакомство с её творчеством началось не с него, а с двух не менее интересных и захватывающих романов "Моя кузина Рейчел" и "Козёл отпущения". Эти два романа мне настолько понравились и всецело захватили, что я почти сразу же перечитала все её произведения какие только смогла найти на тот момент.

image

"Моя кузина Рейчел" это история роковой женщины, которая приносит несчастье тем, кто её полюбит, и мужчины - слишком молодого и неопытного, чтобы уберечься от этой любви. Плавное, неспешное, загадочное, простое, увлекательное и очаровательно английское повествование. Те, кто читал роман, часто говорят о том, что нельзя точно сказать, виновна ли Рейчел. Что приговор выносит каждый сам для себя. Что во время чтения кузина Рейчел внушает целую гамму разнообразных эмоций: от обожания до ненависти.

Роман "Козел отпущения" по праву считается одним из лучших ее произведений. Глубокий психологизм сочетается в нем с тонким лиризмом, а искусная интрига держит читателя в постоянном напряжении. В романе речь идёт о событиях, перевернувших жизнь обитателей старинного французского замка. А началось все с того, что герой романа решил сбежать от обыденности и проблем собственной жизни. Но на пути к свободе он встречает... себя, вернее, своего двойника. Чем обернется эта встреча и кто станет "козлом отпущения", читателю предоставляется возможность узнать самому. Большинство произведений Дафны Дю Морье написано в жанре психологического триллера, хотя часто её книги оказываются в магазинах на полках "любовного романа" или "литературы для женщин" да иногда и выходили в соответствующих сериях. Та же «Ребекка» часто описывается как любовная мелодрама. Любовная линия в романах Дю Морье, конечно, присутствует . Прозу Дю Морье вполне справедливо относят к "готической" литературе . На страницах её произведений вы не встретите вампиров, демонов , зато с лихвой - всевозможных фобий, маний, пограничных состояний, наваждений и страстей. Её творчество во многом созвучно фильмам знаменитого Альфреда Хичкока, и ничего удивительного, что между ними возникло многолетнее сотрудничество. Хичкок экранизировал её "Ребекку" (кстати, этот роман был экранизирован одиннадцать раз), "Трактир «Ямайка" и рассказ "Птицы" - один из наиболее известных его фильмов. Цитаты из книг Дафны Дю Морье Я думаю, в жизни каждого человека рано или поздно наступает испытание. У всех нас есть собственный дьявол-мучитель, который ездит на нас верхом и с которым в конце концов мы вынуждены сразиться. Счастье не приз, который получаешь в награду, это свойство мышления, состояние души. Ах, если бы кто-нибудь придумал, как сохранить воспоминания, запереть их во флакон, как духи. Чтобы они никогда не выдохлись. Никогда не потускнели. А когда тебе захочется, вынешь пробку — и заново переживешь тот миг. Взрослый человек лжёт без угрызений совести, не теряя спокойствия и весёлости, но в юности даже пустяковый обман жжёт язык, и ты пригвождаешь себя к позорному столбу. Никто не имеет права играть жизнью людей, нельзя вторгаться к ним в душу, потешаться над их чувствами. Твое слово, взгляд, улыбка, нахмуренные брови не проходят бесследно, они будят в другом человеке тот или иной отклик: приязнь или отвращение; ты плетешь паутину, у которой нет ни начала, ни конца, нити переплетаются с другими нитями, переплетаются между собой так, что один ты вырваться из нее не можешь, твоя борьба, твоя свобода зависят от всех остальных. Никакой труд не может быть унизительным, если человек работает с любовью. Как хорошо, что первая любовь не может повториться. Профан поверит во что угодно, если это сказано достаточно авторитетным тоном. Истина – это нечто неуловимое, невидимое; иногда, сталкиваясь с ней, мы не узнаем ее, и обрести и постичь ее дано только старикам на пороге смерти либо очень чистым душой и молодым. Трагедия жизни не в том, что люди умирают, а в том, что они умирают для нас. Каждый человек, который обогащается, делает это за счет того или другого бедняка. Пусть те, кто стремится к богатству, прежде попробуют примириться со своей совестью. Возраст это всего лишь цифра, она не определяет ни ум человека, ни его взгляды на жизнь. Всё зависит не от прожитых лет, а от пережитых обстоятельств в жизни... Агата Кристи

image

Признанная во всем мире непревзойденной королевой детектива, Агата Кристи совершила революцию в криминальном жанре. Ее книги были выпущены тиражом более 100 миллионов экземпляров и переведены на 50 языков. Долгие годы она была бессменным президентом Английского детективного клуба. За достижения в области литературы королева Елизавета II удостоила ее ордена Британской империи. «Автобиография» Кристи, над которой знаменитая писательница работала полтора десятка лет, оказалась не менее увлекательной и популярной, чем ее детективы. Леди Агата всю жизнь придерживалась своего заветного девиза: «Попробуй все хоть один раз». Она готовилась стать оперной певицей и композитором, в годы Первой мировой войны трудилась сестрой милосердия, работала как фармацевт с экзотическими ядами и ездила на археологические раскопки в Египет. Она с энтузиазмом пускалась в авантюры, все новое манило и интересовало ее: летала на только что изобретенном аэроплане, бесстрашно водила машину, обожала верховую езду и серфинг, совершила кругосветное путешествие. Впервые опубликованная после смерти Агаты Кристи, ее «Автобиография» раскрывает многие любопытные страницы жизни королевы детективного жанра.

image

Уже в первом своем романе "Таинственное происшествие в Стайлзе" (1920) Кристи вывела столь любимого читателями детектива-любителя Эркюля Пуаро. В числе романов, где Пуаро с неизменным успехом расследует преступления, – ставший классикой детектив" Убийство Роджера Экройда" ( 1926). Пуаро умирает в одном из последних романов Кристи" Занавес" (1975). Почти так же знаменита его коллега, тоже любительница частного сыска, добродушная, проницательная мисс Марпл, которая разгадывает тайны, примечая о многом говорящие мелочи и отлично разбираясь в людях. Мисс Марпл впервые появилась в "Убийстве в доме викария "( 1930). Кристи опубликовала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее переводили на другие языки больше всех других английских авторов, за исключением Шекспира. Искусно построенные произведения Кристи отличает поразительное умение направить читателя по неверному следу. В числе ее лучших романов:" Убийство в Восточном экспрессе "( 1934),"Десять негритят"(1939),"Зло под солнцем"(1941)," Багдадская встреча "( 1957)," Что видела миссис Макгилликадди "( 1957); из поздних романов следует выделить" Ночную тьму "( 1968)," Вечеринку на Хэллоуин" ( 1969) и" Врата судьбы" ( 1973). Кристи удачно выступала и как драматург – 16 ее пьес поставили в Лондоне, по некоторым были сняты фильмы. Кроме детективной интриги, Агате Кристи удалось на страницах своих книг с непревзойдённым мастерством передать чарующую атмосферу старой Англии, английские пейзажи, бытовые зарисовки, традиции и привычки её обитателей. Цитаты Агаты Кристи. Они великолепны! В жизни все повторяется гораздо чаще, чем можно подумать. Море бесконечно более разнообразно. Делать вид, что ты что-то знаешь, труднее, чем это узнать. Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге. Здравый смысл - скучная вещь. Каждый должен быть немножко сумасшедшим, с легкими завихрениями, и тогда жизнь покажется в новом свете, в совершенно неожиданном ракурсе. Какие минуты были самыми важными в твоей жизни, узнаёшь, когда уже поздно. Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин вызывают интерес у лучших женщин. Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, всё остаётся живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается. Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать. Сдержанный человек гораздо интереснее. Смерть создает предвзятые мнения в пользу умерших. Странная всё-таки вещь - интуиция, и отмахнуться от неё нельзя, и объяснить невозможно. Там, где речь заходит об очень больших деньгах, разумно не доверять никому. Утомительно, когда человек все время оказывается прав. В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки. Привычка - это то, чего ты сам уже не замечаешь. Разбитая посуда приносит счастье, но только археологам. Тот факт, что будильник не прозвенел, изменил уже много человеческих судеб. Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное. Есть поговорка, что о мёртвых надо говорить либо хорошо, либо ничего. По-моему, это глупость. Правда всегда остается правдой. Если уж на то пошло, сдерживаться надо, разговаривая о живых. Их можно обидеть - в отличие от мёртвых. Я поняла, что нельзя оборачиваться назад, нельзя даже пытаться оборачиваться назад. Жизнь - это улица с односторонним движением. Айрис Мердок

Английская писательница и философ.Мердок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений.Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века. Открывая роман Айрис Мердок,мы словно открываем дверь дома и, в виде незримого наблюдателя, начинаем присутствовать в жизни этого дома. Сначала мы знакомимся с его обитателями, обстановкой передних комнат и приходящими гостями, а затем изучаем все более удаленные уголки и закоулки, пока, вдруг, из какого-нибудь шкафа не выпадет тот или иной скелет. Мердок изумительно выразительно создает своих персонажей, их "личные мирки". В процессе чтения забываешь, что они выдуманы. Это достигается не только умелыми диалогами, интригой и действием, но и постоянным "потоком сознания" персонажей - их мыслями и ощущениями. Даже те или иные проявления погоды участвуют в создании нужной атмосферы отношений и умонастроений героев, а соответственно и читательского восприятия. В то же время Мердок чужды нравоучения и какие-то авторские оценки персонажей и их поступков. Выводы делает сам читатель, исходя из своего опыта и мировоззрения. Мир романов Мердок - это мир человеческих отношений, а они редко бывают постоянно безоблачными. Развитие сюжетов в ее романах можно изобразить такой аллегорией. Сначала было ясное небо, потом появляется тучка, за ней другие... И вот уже все небо заволокло. Сверкает молния, гремит гром и льет как из ведра. Дождь прошел, небо прояснилось, но где-то образовались лужи и грязь.Романы Мердок психологичны так как отношения и поступки персонажей являются отражением и проявлением их личных качеств и взглядов, их характеров. Мы видим эгоизм и личные интересы, становление и разрушение отношений, скрытую враждебность и супружеские измены, двуличие и самопожертвование. Романы Мердок интересны и актуальны потому, что все это есть и в реальной жизни - в отношениях супругов, родителей и детей, родственников, друзей и знакомых. Одним из самых читаемых её романов является "Чёрный принц"(1973), который был номинирован на Букеровскую премию.

"Черный принц" - книга, для Айрис Мердок в каком-то смысле знаковая. Потому что именно в этом романе сформировались до конца принципы, по которым она выстраивает свои произведения. "Черный принц" - это своеобразный, замкнутый внутри себя мир, существующий по своим собственным законам, мир, одновременно логичный и причудливый, реалистичный - и в чем-то ирреальный. Брэдли Пирсон, стареющий писатель, переживает творческий кризис. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви к молоденькой девушке, дочери друга. Эта любовь, обреченная с самого начала, неминуемо ведет к катастрофе. Роман "Черный принц" вошел в золотой фонд мировой литературы и создал Айрис Мердок славу самой "английской" писательницы XX века. И вот несколько непревзойдённых цитат писателя и философа Айрис Мердок: Откровенная глупость может быть неотразима в женщинах. Любовь — это когда центр вселенной внезапно смещается и перемещается в кого-то другого. Разлюбить — это в высшей степени поучительно. Некоторое время видишь мир совершенно другими глазами. Брак — это долгое плавание в тесной каюте. Между женатыми и холостяками существует некая родовая вражда. Он вел двойную жизнь. Значит, он был лжецом? Нет, лжецом он себя не чувствовал. Он был человеком с двумя правдами. Человек безудержных страстей привлекателен только в книгах. Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка. Когда у человека есть тайная радость, ему приятно потолковать о чем угодно, о предметах совершенно посторонних. Все человеческие дела несерьезны, но относиться к ним нужно серьезно.

Подпишитесь на наш
Блоги

Женская классическая проза 20 века

00:15, 18 июня 2012

Автор: aniase

Комменты 27

Аватар

Обожаю такие посты. Потом так приятно скачать что-то еще непрочитанное. Подборка цитат чудесная!

Аватар

Читала "Ребекку" - впечатлений ноль, а жаль, очень хвалебные отзывы про книгу еще как женское чтение посоветую Фэнни Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок" - просто потрясающая вещь!

Аватар

у Скарлетт взгляд на этой фоте напоминает взгляд Терминатора - Шварц также в фильме оборачивался ))))

D

Очень хороший пост, какие цитаты!!! Зачиталась. И "сильно" рекомендую еще одного автора потрясающего - Айн Рэнд. Особенно "Источник". Эта вещь меня "держала" очень долго после прочтения. Автор, кстати, русская, эмигрировавшая после революции. Советую очень.

Аватар

Отличный пост. Я и забыла, как любила Айрис Мердок, перечитала у нее все, что смогла найти. Любимые книги, правда, были не эта, а "Колокол" и "Под сетью". И "Автобиография" Агаты Кристи - прекрасная книга очень самодостаточного человека. Читала ее с удовольствием.

Подождите...