Камилла Розали Клодель появилась на свет 8 декабря 1864 года в городке Фер, расположенном во французской провинции Шампань. К семи годам родители определили Камиллу в школу Христианских Сестер, но из-за частых переездов отца учение девочке пришлось оставить. В дом взяли наставника, который с усердием принялся обучать всех троих детей премудростям классических наук: орфографии, арифметике, латыни. Камилле науки давались легко. Читала она много, преимущественно античных авторов, к тому же, ей нравилось любоваться античными скульптурами. В 1881 году Клодель-старший по делам службы переехал в Париж. Вскоре сюда перебралось и все семейство. Камилле только исполнилось семнадцать лет. А в этом возрасте, как известно, человека обуревают страстные и необузданные желания, он пытается делать первые, еще нетвердые, но настойчивые шаги к избранной цели.

image

Камилла стала посещать Академию Коларосси. Те, кому посчастливилось видеть работы девушки, не могли скрыть восхищения. Многие признавали ее дарование исключительным. Ее первым наставником стал скульптор Альфред Буше. Именно он однажды привел 19-летнюю Камиллу Клодель в мастерскую известного парижского скульптора Огюста Родена. Как замечательно сказала когда-то Джудит Клодель, писавшая о знаменитом мастере: "Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Камилла словно была создана для того, чтобы стать его подругой и ученицей. Она была молода, прелестна и талантлива..."

Она стала приходить к нему каждый день. Подметала, убирала, месила глину, а он издали наблюдал за ней. Она не раз ловила на себе его взгляды. Ее молодость смущала его. Мучило одно желание - увидеть ее тело, но он не мог справиться с непривычным для него чувством робости. Мастерская стала их приютом любви. Это был старинный особняк, затерявшийся в зарослях запущенного сада. Когдато здесь искала уединения одна из самых романтических пар, о которой знает история; тут творили свое искусство и любили друг друга Жорж Санд и Альфред де Мюссе.

"Я не хочу разбивать твою жизнь, - сказала ему однажды Камилла, - я хочу лишь вдохновлять тебя". Ей было двадцать лет, и каждую ночь они не уставали любить друг друга. Жизнь их могла бы показаться безоблачной, если бы не.... Вот уже двадцать лет Огюст Роден состоял в гражданском браке с Розой Бере, которая родила ему сына. Роза была простоватой, бесхитростной женщиной. Огюст не знакомил ее ни с кем из друзей, никогда не посвящал ее в свои дела и планы. Роза даже не догадывалась о его истинных доходах. Невозможно скрыть то, что скрыть невозможно. О том, что в его жизни появилась Камилла, Роза вскоре узнала. Но это ничего не изменило. Роден по-прежнему жил на два дома. Одна женщина вела хозяйство и поддерживала тепло семейного очага. Он жалел ее. Другая была постоянно рядом, в мастерской. Он любил ее. Первый, еще не осознанный протест вырвался у Камиллы. "Разве ты хоть раз сказал мне, что любишь?" - обронила она как-то. "Я леплю тебя, - ответил он. - Леплю как самую совершенную женщину Ты - все, что есть у меня". "Ты никогда не покинешь Розу - продолжала она. - Жалость подчас сильнее любви". Они ссорились днем, затем следовали ночи любви, полные слез и примирений. И все оставалось по-прежнему. Ей было уже за тридцать. Когда-то она была молода и жила надеждой. В молодости многие живут ожиданием, мечтой. Но с возрастом хочется определенности. Кто она? Не жена, не любовница, не содержанка, даже не скульптор. Ведь по меркам того времени дочь добропорядочных буржуа, находясь рядом с человеком вдвое старше себя, уже тем самым бросала открытый вызов обществу. "Я ухожу", - сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог.

"Если я останусь с ним - это убьет меня", - думала Камилла. Но убьет ее именно то, что она останется без него... Если бы она знала!

image

После Родена она жила одна, затворницей, в доме на бульваре Итали. Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель - кровать и стул. Она похудела, в волосах появилась первая седина, черты лица. заострились. Работы ее продавались плохо. Да и какие возможности стать "покупаемым скульптором" у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Родену понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено ее труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!. От недостатка сил, от отчаяния ее рассудок все больше затягивала мутная пелена. Единственный ее друг, брат Поль, находился за пределами Европы, в Китае. Вскоре здоровье ее настолько пошатнулось, что родные вынуждены были определить ее в приют для умалишенных. Камилла Клодель пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах психиатрической клиники на юге Франции, в Мондеверге, и умерла там же в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет. О последних годах ее жизни известно немного: в период "затворничества" она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. "У мадемуазель Клодель, - как было записано в официальном заключении, - к моменту кончины не обнаружилось ни личной одежды, ни ценных бумаг".

Теперь у входа в музей, где экспонируются ее работы, всегда очередь. Сюда приходят, чтобы увидеть то, что создано ее руками, ее сердцем, душой. Увидеть, задуматься и непременно рассказать об увиденном.

Подпишитесь на наш
Блоги

Огюст Роден и Камила Клодель. История одной страсти.

00:57, 6 сентября 2010

Автор: A_Solovieva

Комменты 9

Аватар

Есть версия, что именно благодаря Камилле Роден достиг такого мастерства, а она отдав ему все, все потеряла...

R

печальная история,любить человека и все-таки уйти от него......

Аватар

Хочется плакать когда читаю такие истории, а сколько их таких было, не счесть...

Аватар

очень грустная история, сложно представить что-то печальнее так сложившейся женской судьбы

Аватар

Есть прекрасная книга "Нагим пришел я" о жизни Родена. В ней много страниц посвящено его отношениям с Клодель.

Подождите...