Автора международного бестселлера «Метро-2033» Дмитрия Глуховского называют писателем нового типа и одним из родоначальников сетевой литературы. В его биографии значатся работа в кремлевском пуле, поездки на Северный полюс, Байконур и Чернобыль. Фантаст помогает молодым коллегам и утверждает, что его задача как писателя — только поставить вопросы, которые читатель захочет обдумать и найти ответ самостоятельно.

Автор бестселлеров в жанре фантастики и постапокалиптики родился в Москве 12 июня 1979 года. Его родители были журналистами: отец Алексей Глуховский, еврей по национальности, работал редактором на Гостелерадио, а мать Лариса Вениаминовна, уроженка Костромской области, трудилась фоторедактором в ТАСС. С детства Дмитрий хотел пойти по стопам родителей.

Мальчик научился читать уже в 2,5 года, а считать — в 5, причем к школе он умел складывать и вычитать в уме трехзначные числа. Любящие родственники были убеждены, что из Димы вырастет гениальный ученый. В средней школе он быстро начал скучать, поэтому его перевели во французскую спецшколу, тогда считавшуюся элитной.

Ранее в этом заведении учились отец и бабушка Дмитрия. Но и там нагрузка в начальных классах оказалась для мальчика недостаточной. Привыкнув, что учиться легко, Глуховский, по его словам, «окончательно распоясался» и скатился на тройки по точным наукам. Русский язык и литература по-прежнему давались ему блестяще.

Писать юноша начал еще в школе, это были как фантастические рассказы для сверстников, так и журналистские очерки о родине для стенгазет. После школы будущий фантаст поехал учиться за границу. В 1996 году он поступил в Иерусалимский университет, чтобы изучать общественные науки (для этого молодому человеку пришлось предварительно выучить иврит).

(Дмитрий Глуховский на заднем плане крайний слева. Елена Фуксина на переднам плане справа)

Писатель был женат, его бывшая супруга Елена Фуксина работала продюсером на Russia Today. В браке родились двое детей — дочь Эмилия (2011) и сын Теодор (2014) По словам мужчины, личная жизнь служила для него незаменимым источником вдохновения, например, некоторые сцены в «Будущем» он смог прочувствовать и описать только тогда, когда стал отцом.

В 2010 году в одном из интервью автор бестселлеров упомянул о разводе. Но поскольку Дмитрий предпочитает не распространяться о личной жизни, подробности не известны.

Благодаря писательским доходам фантаст может жить безбедно: по слухам, только за «Метро-2033» он получил $ 1,5 млн. Кроме того, заработок приносит и разработка игр, сценариев и спектаклей по сюжетам его работ. Глуховский ведет страницу в «Инстаграме», которая сейчас насчитывает тысячи подписчиков. Там он выкладывает фото из путешествий и анонсирует новые публикации.

Попрощавшись со студенческой скамьей, Глуховский начал работать на должности редактора на французском канале EuroNews: он жил во французском Леоне до 2005 года.

После возвращения в Россию журналист поступил в только что созданный информационный телеканал Russia Today в качестве телекорреспондента. За 3 года работы побывал самых разных местах от космодрома Байконур и зоны отчуждения Чернобыльской АЭС до Северного полюса. В 2007 году Глуховский вел первый в мире прямой телерепортаж самой северной точки планеты. Также в его журналистской практике были и прямые эфиры с израильско-ливанской границы во время столкновений Израиля и боевиков организации «Хезболла». Репортажи приходилось вести под минометными обстрелами. Дмитрий входил в так называемый кремлевский пул — это группа журналистов, которые на постоянной основе освещают деятельность российского президента.

Глуховский сотрудничал и со СМИ из Европы, в частности с немецкой радиостанцией Deutsche Welle и британским телеканалом Sky News.

В 2007 году он снова сменил работу, устроившись ведущим на радио «Маяк» и канал «Культура».

В 2009 году Дмитрий решил закончить карьеру журналиста, что связано с разъездной спецификой этой работы. Постоянные командировки не позволяли параллельно писать книги, которые начали приносить ощутимый доход.

Сейчас фантаст пишет статьи только для журналов GQ и «Сноб».

«Метро-2033», роман о москвичах, спасающихся от последствий ядерной катастрофы в «подземке», Дмитрий закончил уже в 22 года. Впоследствии работа была признана лучшим дебютом 2007 года по итогам конкурса Европейского общества научной фантастики. По словам автора, замысел у него родился еще в 14 лет, а последующие годы ушли на реализацию задумки и доработку ее воплощения. Интересный факт: в издательствах работу молодого фантаста не приняли, и Глуховский сразу выложил весь текст в Интернет, не тратя силы на попытки добиться публикации на бумаге.

Успех книги стал неожиданно громким. Автором заинтересовались «Эксмо», «Популярная литература» и «АСТ». «Метро-2033» вошло в список не только российских, но и мировых бестселлеров, цитаты из произведения разошлись по Сети, а сюжет романа стал основой трех видеоигр. В более поздних изданиях в качестве эпилога включен рассказ «Евангелие от Артема».

Позже Глуховский написал два продолжения трилогии — «Метро-2034» и «Метро-2035» и объявил в интервью, что лично для себя считает цикл закрытым, но при этом не возражает, если продолжением займется кто-то другой.

К тому моменту количество подражателей и последователей Дмитрия стало настолько большим, что автор решил сам возглавить процесс в рамках специального проекта «Вселенная Метро – 2033». Желающие развить постапокалиптическую тему романа выкладывают работы на специальном сайте, где читатели могут за них проголосовать. Победители публикуются в издательстве.

Последующие произведения Глуховского (рассказы и романы) также получили высокую оценку поклонников. В 2007 году его библиография пополнилась книгой «Сумерки». Роман, повествующий о конце света в соответствии с предсказаниями индейцев майя, получил престижную французскую премию в области фантастической литературы Utopiales.

Три года спустя вышли «Рассказы о Родине», в 2009-м — «Конец дороги», а в 2013-м — очередная антиутопия «Будущее», где по сюжету люди получили бессмертие, но утратили нравственные ориентиры. Этот роман был бесплатно размещен во «ВКонтакте» в сопровождении специально подготовленных музыкальных треков и иллюстраций. Также в 2009 году Дмитрий написал «Дневник Ученого» — предысторию к голливудскому мультфильму «9» о создателе тряпичных кукол.

В 2017 году фантаст выпустил новый роман «Текст», который стал попыткой перейти из развлекательных авторов в ряды «больших» психологических писателей. Критики оценили его неоднозначно: кому-то понравились нешаблонные повороты сюжета, кто-то раскритиковал слабого и непредсказуемого героя, однако все сошлись на том, что от Глуховского такого никто не ожидал. Сейчас, по словам мужчины, он еще не определился с дальнейшим направлением работы:

«С одной стороны, раз критики меня похвалили за реалистическую литературу, мне хотелось бы, чтобы меня и дальше хвалили, — рассуждал Дмитрий. — С другой стороны, я не хочу останавливаться на чем-то одном».

В 2018 году Московский драматический театр имени М. И. Ермоловой поставил спектакль по роману Глуховского «Текст». Режиссером стал Максим Диденко.

Обо всех новинках в творчестве автора бестселлеров можно узнать на его официальном сайте. Так, в мае 2019-го фантаст вместе с сервисом Storytel выпустил фантастический аудиосериал «Пост». Традиционный для писателя постапокалиптический сюжет рассказывает о том, как после всемирного катаклизма россияне пытаются выжить в городе-крепости. Первый сезон «Поста» содержит 10 серий по 45–50 минут каждая.

В конце октября 2019 года состоялась премьера кинофильма Клима Шипенко «Текст» по одноименному роману Глуховского. Сюжет рассказывает о раздавленных системой людях. Суровая драма вызвала бурную реакцию зрителей постельной сценой с участием главных героев Ильи Горюнова и Нины Левковской, которых сыграли Александр Петров и Кристина Асмус. Иван Янковский воплотил на экране образ еще одного главного героя — сотрудника МВД Петра Хазина, который подкинул наркотики Горюнову и отправил парня на 7 лет в тюрьму.

В августе 2019 года компания ТНТ-PREMIER Studios, телеканал ТВ-3 и кинокомпания «Централ Партнершип» подписали договор с Глуховским на экранизацию романа «Метро-2033». Как заявил автор, он не будет писать сценарий к фильму — ему досталась роль консультанта. Премьера ленты была запланирована на 1 января 2022 года, а начало съемок — на 2020 год. Но уже в октябре 2019-го стало известно, что Дмитрий самоустранился от участия в проекте.

Вообще это не первая попытка экранизировать «Метро». На ютьюб-канале шоу «вДудь» в интервью Юрию Дудю в сентябре 2020 года Дмитрий рассказал, что предлагал роман Дэвиду Финчеру, который является любимым режиссером писателя. Но дальше обсуждений дело не дошло. За проект в Голливуде взялась студия MGM, но съемки фильма не состоялись, поскольку по сценарию местом действия должно было стать вашингтонского метро. Но адаптация оригинального сюжета под американского зрителя не удалась, и права на экранизацию вернулись Глуховскому.

В июне 2020 года фантаст был приглашен в качестве гостя на передачу «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы». В интервью и постах в «Фейсбуке» писатель всегда не только отвечает на вопросы о творчестве, но и не стесняется показать свои политические взгляды на ситуацию в России, Крыму, Беларуси. К примеру, в 2017 году он заявил, что не доверил бы политикам даже написать текст присяги для получения гражданства РФ.

3 июля 2020 года видеосервис START презентовал зрителям 5-серийный сериал «Текст. Реальность». Эта лента является более объемной версией экранизации одноименного романа «Текст».

В производстве находился 7-серийный триллер «Топи», сценарий которого написал Глуховский. В основе сюжета — история о компании москвичей, которые попадают в загадочную деревню Топи. Поселение с брошенным монастырем оказывается тюрьмой, в которой молодых людей держат их собственное воображение и внутренние демоны. В картине сыграли Максим Суханов, Иван Янковский, Катерина Шпица, Тихон Жизневский.

Награды:

2007 — «Eurocon»: «Лучший дебют» / Encouragement Awards

2014 — Премия «Utopiales»: лучший роман в жанре фэнтези (роман «Сумерки»)

2019 — Кинофестиваль российского кино в Онфлёре: приз Франсуа Шале за «Лучший сценарий» (фильм «Текст»)

2020 — Номинация на премию «Ника» за «Лучшую сценарную работу» (фильм «Текст»)

Фильм «Сера» чудесной Ланы Влади по  рассказу Дмитрия взял главный приз «Кинотавра» за короткий метр и приз гильдии кинокритиков.

Интересные факты:

*Дмитрий владеет пятью иностранными языками: испанским, английским, французским, ивритом и немецким.

*Роман «Метро-2033» переведен на 37 языков.

*Глуховский написал либретто к опере «Три астронавта» по мотивам романа Умберто Эко, которая пока так и не вышла из-за проблем с авторскими правами на изначальное произведение.

*В 2011 году санкт-петербургская группа Helguard записала песню «Конец света» по мотивам романа «Сумерки», выдержанную в духе пауэр- и мелодичного дэт-метала.

P.S. за материал спасибо 24 СМИ, за фото Instagram)

Подпишитесь на наш
Блоги

Дмитрий Глуховский ♥ (по-моему, одна из лучших бесед Дудя)

07:33, 18 сентября 2020

Автор: nva

Комменты 91

Аватар

Он много правильных вещей сказал. Но у 90% сплетника подгорит конкретно после его объяснения феномена #BLM)))

Аватар

Интервью супер, жалко что не залетело в рекомендации ютуб. Меня поразило, насколько афористично и ярко он говорит, хотя в его книгах я этого не вижу. Какие-то моменты я даже перематывала и заново смотрела. Говорит много и плотно, даже устаешь немного. Но в целом он прям хат. Очень яркий постсоветский тип личности, интересный и сложный. I Can totally relate , как говорится. Метро правда читала в школе еще, дальше-пропуск, и недавно Не дочитала текст. Теперь, видимо, возьмусь повторно.

Аватар

Интересная жизнь, привлекательный мужчина. "Сумерки" очень понравилась, жутко было читать

S

У дудя он вскользь упомянул тему развода, мое мнение гульнул и, видимо, не раз. Сидел в тиндере ещё до рождения второго ребёнка, когда первый был маленьким. Активно общался с девушками, умный начитанный, но этот факт прямо очень подпортил его светлый образ.

Аватар

Безотносительно литературной части: а как в России на издании одной книги можно заработать полтора лямя долларов? Т.е., примерно, 112 миллионов рублей? Это о каких миллиардных тиражах книги речь идет? Для кого эти сказки? ну, и "научился читать в 2,5" - это тоже серьезно написано?

Подождите...