"Бывшие люди"- кто они? После установления советской власти этот статус получили аристократы, офицеры царской армии, бюрократия, духовенство, купечество, зажиточное крестьянство. Они стали не просто "бывшими", у которых отобрали прошлое, заставили стереть свою память, им также не дали никаких надежд на будущее. Словом, остались только оболочки людей, вынужденных либо приспосабливаться к новому режиму, либо погибать. Судьбы этих людей не были темой широких публикаций во времена СССР: они были классовыми врагами, их жизнь не представляла ценности для научного исследования, но все же... Что стало с этими людьми, который остались жить в России после революции? Недавно я прочла книгу Смита Дугласа "Бывшие люли" и мне захотелось поделиться своими мыслями на этот счет.
Те дворяне, которые приняли решение остаться на родине, столкнулись с жестким давлением со стороны новой власти: мощная агиатационная политика сделала все возможное, чтобы эти люди никогда уже не чувствовали себя здесь как дома. Кто-то пытался найти работу, используя свои знания иностранных языков, истории, литературы, кто-то не мог приспособиться и вынуждены были распродавать последнее оставшееся имущество, после этого их ждало только падение в пропасть к самым неблагополучным слоям населения.
Буржие, еще один термин, применяемый к бывшим людям, были по мнению широких масс населения источником всех грехов: любое насилие, ненависть и жестокость не осуждали. "Война против буржуев, начавшаяся в феврале 1917 года, идеально подходила к тому пониманию свободы, которую, по мнению низов, несет революция. Свобода понималась ими как воля, то есть вседозволенность и право действовать по своему произволу.Свобода была вырвана из рук царя и «буржуев», и любая попытка ограничить ее служила оправданием нового насилия."

Жизнь дворян и крестьян до революции была отделена друг от друга экономическими барьерами, но самое главное- их разделяла непреодолимая пропасть культурного различия: дворяне были европеизированными детьми реформ Петра Первого, крестьяне жили по старусским традициям, оставшимися с допетровских веков.
Разница быта, обпаза жизни и мыслей была колассальна:

"Простыни и наволочки менялись ежедневно. Все белье было тонкого льна с вышитыми инициалами и короной (означавшей наличие титула). Нижнее белье никогда не одевали дважды, а полотенца заменяли немедленно после использования. Скатерти, покрывавшие длинные столы, и замысловато сложенные салфетки были украшены вытканными фамильными гербами. Естественно, в служебных корпусах при каждом таком большом доме была собственная прачечная и множество слуг, которые жили, на феодальный манер, со своими семьями во флигелях, помещениях над конюшнями и гаражами, окружавшими главное здание. Вспоминая долгоруковский обиход, кажется невероятным, что требовалось такое множество людей, чтобы обеспечить физический комфорт одной семьи."(Из воспоминаний княгини Варвары Долгорукой"

Князь Сергей Голицын писал: "Мы принадлежали к классу господ, и такой порядок считался естественным согласно веками установившимся традициям. Между господами и людьми могла быть искренняя привязанность, но одновременно всегда высилась невидимая стеклянная перегородка. Иные господа слыли либералами, стремились помочь крестьянам, однако они никогда не стали бы, например, убирать за собой постель, выносить горшок; и дети воспитывались в том же духе. Однажды крестьянка пришла к моей матери что-то просить, с нею был сынишка. Я отвел его в сторону к песчаным формочкам, хотел с ним поиграть, а нянька схватила меня за руки и с шипением оттащила прочь."
Ощущали ли дворяне приближение конца, неужели все волнения, вспыхнувшие в российском обществе были не замечены? "1914 год был последним и самым блестящим светским сезоном. Княгиня Мария Гагарина вспоминала его как бесконечную череду вечеринок: «Будто предвидя приближение катастрофы и стремясь подавить мрачные предчувствия, весь Петербург пустился в развлечения и увеселения». Это было время «небывалой роскоши и изысканности»: повсюду были шампанское и свежие розы, лилии и мимозы, привезенные из южной Франции. Гвоздем сезона был «черно-белый бал» в доме графини Бетси Шуваловой, где в парадной форме танцевали офицеры конной гвардии. Через полгода почти все эти молодые люди были убиты на полях Первой мировой.<...> Яркое описание тех дней оставил великий князь Александр Михайлович: «Цыгане рыдали в кабинетах ресторанов, звенели стаканы, и румынские скрипачи, одетые в красные фраки, завлекали нетрезвых мужчин и женщин в сети распутства и порока. А над всем этим царила истерия»."
Когда революция свершилась, старый порядок жизни был разрушен большая часть дворян эмигрировала в Европу, Северную Америку, но были и те, кто отказались покидать родовые гнезда: они отказывались верить,что власть большевиков продержится долго; что прежняя жизнь рассыпалась на осколки от выстрелов оружий красноармейцев. Но реальность не заставила себя долго ждать: голод, лишения, преследования и аресты быстро вернули почву под ногами. Фамильные драгоценности, произведения искусства, антикварные вещи были распроданы за бесценок; нищета стала, пожалуй, единственным верным союзником бывших людей.
"Француз Луи де Робьен, живший тогда в России, недоумевал:
Удивительно, как «буржуи» вообще могут жить. Вся собственность фактически конфискована, все банковские депозиты захвачены, а все пенсионные платежи и жалованье прекратились. Это означает крайнюю нужду. На днях у цирка Чинизелли я видел старого генерала и священника – сама старая Россия, – чистивших улицы от снега ради того, чтобы не умереть с голоду. Группа солдат, в самом расцвете сил, стояла и потешалась над ними."
«Люди, никогда в жизни не стоявшие у плиты, научились готовить, – писала Александра Толстая. – Они научились стирать, мести улицы, им приходилось добывать еду, продавать, менять, ездить на крышах вагонов, на буферах. Они научились даже воровать! Но что было делать?»
Удивителен тот факт, что несмотря на преследования бывших дворян в начале 1920-х годов в России стали формироваться группы псевдо-аристократов, кто приписывал себе титулы, героические подвиги и богатую родословную. "В Москве было множество фиктивных аристократов с вымышленными титулами вроде князей Тверских или Македонских. Барон Пальмбах гордо прохаживался, выставляя напоказ монокль и серьгу, пока не выяснилось, что на самом деле он сын плотника. Брат Мериньки Гудович Дмитрий присутствовал на балу в доме «княжны Засецкой». Там он видел портрет хозяйки в молодости. Ему показалось странным, что платье на портрете было не написано красками, а из настоящего шелка вроде драпировки. Из любопытства он потянул его за угол, и декорация упала. За ней обнаружилась совершенно нагая «княжна Засецкая», очень похожая на дорогую куртизанку."
Истребление бывшего господствующего класса- одна из основных черт государственной политики вплоть до хрущевских времен. Хотя большая честь врагов была уничтожена во время Гражданской войны, в сталинские времена Большой террор закончил свое дело. "В 1937–1938 годах были арестованы 1 575 259 человек. Из них 1 344 923 осуждены, а почти половина – 681 692 – расстреляны. Это означает, что с августа 1937-го до ноября 1938 года расстреливали примерно 1500 человек в день"
Безусловно, даже после этих ужасающих мер осталось немало потомков дворян, которые смогли выжить и жить при Советской власти. Режиссеры, актеры, композиторы, скульпторы- профессии этих людей, да их имена можно перечислять бесконечно: Любовь Орлова, Лев Дуров, Сергей Михалков, Константи Симонов, Аркадий Гайдар и еще многие другие выдающиеся люди.
Была ли оправдана та жестокость, те меры, применяемые к уничтожению господствующего класса? Как сложилась бы жизнь миллионов коестьян и рабочих, если бы не произошла революция? Изменился бы государственный строй в России, а главное- уровень жизни простых людей? История не терпит сослагательного наклонения, мы можем лишь рассуждать о возможных путях развития нашей страны, но одно ясно точно: как бы не пытались стереть бывших людей из истории России, память о них будет жить вечно.


Подпишитесь на наш
Блоги

Бывшие люди

18:19, 14 августа 2020

Автор: anakern

Комменты 83

Аватар

По поводу царских офицеров. Больше 50% офицерского состава Красной армии были именно бывшими царскими военными. Если бы царские офицеры не поддержали Красную армию, не выстоять бы ей против белогвардейцев. Вот на эту тему и читала большую обоснованную статью.

Аватар

На эту тему рекомендую к прочтению отличную книгу "Побежденные" Ирины Римской-Корсаковой. Когда я впервые ее прочла много лет назад, так впечатлилась, что месяц буквально болела, до того душещипательно. Но потом, спустя годы произошла переоценка ценностей и блеск былой аристократии для меня погас. Хруст французской булки означал для меня и "Бурлаки на Волге". А уж после книги "Россия крепостная" мнение стало окончательным. Да, я понимаю Рискую-Корсакову в ее ненависти к советской власти, лишившей ее родовых поместий, денег, благополучия, деклассировав ее. Книга в некоторой степени автобиографична. Но я единодушно поддерживаю 90% населения, свергнувших эксплуататоров, из-за которых они были лишены все того же: образования, питания, денег, благополучия.

Аватар

Мои предки, прямые наследники "бывших" молчали, как рыбы насчет прошлой жизни. Отмахивались, зачем, мол, вам это все, давно прошедшее. Только недавно узнали, например, что родной брат деда был в добровольческой армии, эмигрировал в США, где и скончался в семидесятых. А в семье вообще ничего не знали о его судьбе. Жили тихо и лишний раз не высовывались. Я их застала уже стареньких, и скажу, они другие, неуловимо выше, тоньше, другие.

F

Не надо учить историю Гражданской войны и сложного 1917г. по американским источникам. Там все превратно и часто перепутано.

M

Наша семья из очень богатого купеческого рода, Курская обл. Мои прапра дед и прапрабабушка не хотели расставаться с добром, даже не знаем где они похоронены, все отняли, тема эта в нашей семье закрыта, потом была война, советское время, уже это прошлое. Важно что сейчас, дети, семья. А власть это все временное, приходят, уходят перестройки, вирусы... бабушка моя говорила, может надо было не цепляться.

Подождите...