Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Как отличить хорошие стихи от плохих?

52
Как отличить хорошие стихи от плохих?

 

 

Что такое хорошая поэзия? Существуют ли четкие критерии, позволяющие отличить гениальность от посредственности, качественные строки от плохих?
Можно ли с лёгкостью понять, что перед тобой тот самый «роковой дар», который воспевали классики, и с упоением цитировали потомки и современники?

Знакомим вас с интересной статьей Льва Оборина. В ней поэт, переводчик и литературный критик отвечает на 11 насущных вопросов о поэзии.

1) Разве есть четкие критерии, по которым можно отличить хорошие стихи от плохих?

Разумеется, не существует никаких научных, официальных критериев для этого: ценители поэзии полагаются на вкус — как собственный, так и коллективный, который формирует чтение авторов, названных классиками. Стоит заметить, что модный сейчас автор необязательно будет признан в качестве классика, — история литературы знает громкие поэтические развенчания. Можно вспомнить случай Владимира Бенедиктова, «развенчанного» (не вполне справедливо) Белинским, или случай кумира молодежи 1880-х Семена Надсона, чьи тексты критики следующего поколения объявили дурновкусием. Литературная критика, таким образом, тоже играет роль в становлении поэтических иерархий.

2) И все же, есть ли какие-то способы сразу определить, что стихи плохие?

Если вы понимаете, что читали все это уже десятки раз в различных вариациях; что изложено все это совершенно неинтересно; что автор допускает множество неоправданных технических огрехов и, например, вставляет лишние слова для сохранения ритма («уж», «ведь» и тому подобное) или явно не в ладах с языком, на котором пишет (потому что грамматические ошибки бывают и намеренные), — перед вами слабые стихи.

3) А у Пушкина есть плохие стихи?

Нет. Ранние, лицейские стихи Пушкина уже обнаруживают во многих отдельных строках его гениальность, хотя в целом нерадикально отличаются от поэтической продукции того времени. Зрелый Пушкин за несколько лет проделывает поразительную по скорости и объему перемен эволюцию, практически в одиночку выводя поэзию из состояния романтизма на новую орбиту. Разумеется, и в текстах Пушкина можно отыскать недочеты: например, критики-современники находили до комизма несуразными строки из «Бахчисарайского фонтана» о хане Гирее, тоскующем по умершей Марии: «Он часто в сечах роковых / Подъемлет саблю, и с размаха / Недвижим остается вдруг, / Глядит с безумием вокруг». Однако можно вспомнить и такие строки Александра Кушнера о великих русских поэтах: «Какое счастье даже панорама / Их недостатков, выстроенных в ряд!»

4) Мне хочется разобраться в поэзии самостоятельно, без критиков и советов. Это возможно?

Вы можете попытаться, хотя чужое мнение никак не мешает иметь свое. Курт Воннегут говорил, что для того, чтобы отличить хорошую картину от плохой, нужно просто увидеть миллион картин. Миллион — это, конечно, преувеличение, но со стихами, в принципе, работает то же правило. Другое дело, что если вы будете изучать поэзию, например, только по любительским сайтам, вы вряд ли далеко продвинетесь. Если же вы будете ограничиваться только чтением классиков «первого ряда», то пропустите много замечательных стихотворений.

Полезно читать не только поэзию, но и о поэзии: разборы стихотворений и биографии поэтов — например, книги Валерия Шубинского о Гумилеве, Хармсе и Ходасевиче, книги Дмитрия Быкова о Пастернаке и Маяковском, книги Олега Лекманова о Мандельштаме и Есенине (последняя — в соавторстве с Михаилом Свердловым). Интересно почитать также воспоминания Ходасевича, Нины Берберовой, Ирины Одоевцевой, Надежды Мандельштам — при всей их субъективности они помогают понять, что вокруг великих поэтов было множество единомышленников и соперников, с которыми они общались на равных. Без представления о том, что поэзия — это процесс со множеством участников, можно остаться с ложным впечатлением, что иногда неизвестно откуда берутся гении, а после их ухода наступает время поэтической немоты.

5) Если двух поэтов критика признает хорошими, можно сказать, кто из них лучше? Кто круче — Бродский или Пастернак?

В поэзии не бывает абсолютного чемпионства: на любые аргументы поклонника Бродского найдутся контраргументы поклонника Пастернака. Более продуктивный подход — ценить обоих, каждого за свое.

6) По-моему, стихи хороши, когда в них все складно и красиво.

«Складно» и «красиво» — довольно расплывчатые понятия. Грамотно зарифмованные, без метрических спотыканий стихи могут оказаться совершенно банальными по смыслу. Кроме того, под «складностью» часто понимают просто-напросто регулярный, силлабо-тонический стих — то есть стих, обладающий четкой метрической структурой (фиксированным количеством стоп и ударений) и схемой рифмовки. Например, четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» или «Февраль. Достать чернил и плакать!..».

Но поэзия не ограничивается силлабо-тоникой и не всегда была и бывает регулярной. В первой половине XVIII века предпочитали силлабику (принцип стихосложения, согласно которому строки равны количеством слогов, а не расстановкой ударений), а в XX веке была расшатана строгая силлабо-тоника и в поэзию вошли очень разные, вариативные ритмы, вольно играющие количеством ударений и слогов. Наконец, в мировой культуре уже больше ста лет с полным правом существует свободный стих, верлибр, не зависящий от ритма и рифмы.

7) Разве верлибры — это настоящие стихи?

Да. В западном литературоведении на этот счет не возникает сомнений уже много десятилетий, русские критики в большинстве своем тоже давно не отрицают состоятельности верлибра.

Может показаться, что написать верлибр легко, ведь он не требует соблюдения формальных правил. На самом деле создать такой верлибрический текст, чтобы он производил впечатление, «дышал», обладал внутренней структурной логикой, совсем не просто. Стоит почитать мастеров русского верлибра — Владимира Бурича, Арво Метса, Геннадия Алексеева, Геннадия Айги, Виктора Полещука, Наталию Азарову, Федора Сваровского, Андрея Сен-Сенькова, украинских русскоязычных авторов Бориса Херсонского и Анастасию Афанасьеву, — чтобы понять, насколько тонким и сложно оркестрованным, при возможном минимализме, может быть свободный стих. То же касается верлибров на других языках: например, поэзии Уолта Уитмена, Эзры Паунда или Тадеуша Ружевича.

8) Мне кажется, стихи хороши, когда понятны и передают то, что я чувствую, но не могу так удачно выразить

Это один из возможных подходов к поэзии. Действительно, часто мы ощущаем восторг, когда нам кажется, что поэт выразил в точности наши чувства — или как будто нашими глазами увидел некую картину, найдя для нее самые точные слова. Но именно в умении найти такие слова и заключается оригинальность. К сожалению, часто люди готовы ассоциировать свои чувства с довольно банальными текстами — такими, как слова поп-песен или шаблонных поздравительных открыток. На этом эффекте банальности строится и слава некоторых современных сетевых поэтов, имеющих сотни тысяч подписчиков в социальных сетях.

Другой подход к поэзии — поиск в ней чего-то нового, удивляющего: вместо «Я думал в точности то же самое» — «Мне такое и в голову не приходило». Критерием качества поэзии в таком случае становится новизна, однако легко понять: то, что ново для одного, может быть вчерашним днем для другого. Разумеется, какие-то стихи могут показаться вам сложными, непонятными или вовсе лишенными смысла (что действительно возможно, если речь идет о «заумных» стихах футуристов и неофутуристов). Для понимания некоторых поэтов — от барочного Джона Донна до недавно скончавшихся Алексея Парщикова и Аркадия Драгомощенко — требуется довольно серьезный багаж культурных знаний, но в конечном счете их чтение — вознаграждающее занятие: оно развивает и мышление, и эрудицию. Таким образом, общение с поэзией можно начинать из многих точек. Современная поэзия — не худший вариант для начала такого знакомства.

9) Современная поэзия? Мне казалось, сейчас с поэзией все плохо

Сейчас с поэзией все хорошо: все больше людей пытаются писать, все больше людей открывают для себя поэзию благодаря интернету и изучению языков. С конца 1990-х в России идет разговор о «поэтическом буме»; памятен спор 2000-х о том, сколько сейчас настоящих поэтов — шесть или шестьсот, и второй вариант, кажется, ближе к истине. При таком разнообразии легко растеряться и не уследить за всем, что представляет интерес (та же проблема существует и в других странах, например в США), но можно хотя бы попытаться. В конце концов, современная поэзия говорит и о современных проблемах — от актуальной политики до трудности человеческого общения в эпоху электронных коммуникаций.

10) А где можно узнать больше о современной поэзии?

В интернете. Например, о современных русских поэтах можно узнать на сайте «Новая литературная карта России», а читать их — в многочисленных журналах «Журнального зала» и «Мегалита», на сайтах «Полутона», «Сигма», «Дискурс», в их собственных блогах и социальных сетях. Англоязычную поэзию можно читать в таких представительных журналах, как Poetry и The New Yorker, а новости о ней узнавать из твиттера того же Poetry или блога прекрасного американского поэта Рона Силлимана. Стихи поэтов разных стран в переводе на английский можно читать на сайте Asymptote. А о современной китайской поэзии рассказывает блог «Стихо (т)ворье»китаистки Юлии Дрейзис. Хорошую теоретическую базу для разговора о поэзии и хрестоматию текстов за последние три века содержит недавно вышедший учебник «Поэзия», который скоро будет доступен и в электронном виде.

11) Я пишу стихи. Как мне понять, хороши они или плохи?

Можно показать их образованным и беспристрастным друзьям, которым вы доверяете. Можно отправить тексты поэтам и критикам — нельзя гарантировать, что вам ответят, но многие охотно идут на контакт и стараются чем-то помочь. Другой вариант — попробовать подать свои стихи на литературную премию для начинающих авторов. Самая известная такая премия в России — «Дебют»: в ней работают профессиональные литераторы, которые действительно читают весь поток приходящих текстов и выбирают из них лучшие.

Оставьте свой голос:

701
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Alyx_Vance
Alyx_Vance

Наконец то что то интересное!

rita-rita
rita-rita
Показать комментарий
Zarina_Sudya
Zarina_Sudya

rita-rita, не надо себя слушать, если вам нравится стих, то прочитать нужно сначала эту простынь, а потом сказать хороший он или нет.

Zarina_Sudya
Zarina_Sudya

Zarina_Sudya, простынь принесена с медузы

ilaja
ilaja

Zarina_Sudya, я Вас умоляю, не повторяйте это, ну "простынЯ" же... Саму бесит, когда исправляют, но в этой теме это просто как песком по стеклу...

Zarina_Sudya
Zarina_Sudya

ilaja, прошу прощенья, простыня))) надеюсь не испортила вам настроение

MariaHelena
MariaHelena

Из современных нравятся очень Джио Россо, Астахова и Полозкова) Прям в самое сердце бьют.
Сейчас и у некоторых рэперов тексты есть очень неплохие, если не гениальные. Дельфин, Эрнесто. Первые, что на ум пришли.
Старую гвардию тоже уважаю) Маяковский, потом Бродский.

Bordzhia
Bordzhia

MariaHelena, Про любовь. Мое любимое.

Это больше, чем мое сердце
Это страшнее прыжка с крыши
Это громче вопля бешенного
Но гораздо тише писка забитой мыши
Это то, что каждый всю жизнь ищет
Находит, теряет, находит вновь
Это то, что в белой фате со злобным оскалом
По белому свету рыщет
Я говорю тебе про любовь
Она сама по себе невесома
Она легче, чем твои мысли
Но вспомни как душу рвало,
Когда она уходила
Как на глазах твоих слезы висли
Она руками своими нежными
Петлю на шею тебе набросит,
Не оставляя ничего от тебя прежнего,
Cама на цыпочки встать попросит
Ты даже не сможешь ее увидеть
Ты никогда не заглянешь в ее глаза,
А думаешь о том как бы ее не обидеть
Не веря в то, что она действительно зла
Ты можешь с ней расцвести и засохнуть
Она сожрет тебя как цветок тля,
Но все равно лучше уж так сдохнуть,
Чем никого никогда не любя.

MariaHelena
MariaHelena

Bordzhia, моя любовь к Дельфину началась с "Я твой единственный солдат")
Но практически все тексты у него такие проникновенные. Поймёт только тот, кто чувствовал то же)
Спасибо, что поделились)

ontheheath
ontheheath

Bordzhia, дельфин-гений, при этом с годами проходит путь здорового человека от ангста до меланхоличной рефлексии

Vaselina
Vaselina

Bordzhia, о, сколько раз я проговаривила про себя слова из его "Надежды"))) он, конечно, очень талантлив

13Apostol
13Apostol

MariaHelena, у малоизвестных «Макулатура», «Ночные грузчики» тексты потрясающие , дополню к списку, с позволения

MariaHelena
MariaHelena

13Apostol, о, спасибо, поинтересуюсь)

Anele_Avelobos
Anele_Avelobos

Обожаю этот фильм! На мой взгляд, любой вид искусства - это чистое дело вкуса, твоего собственного, но не чужого. Не приемлю навязывание. Моя родственница очень любит повторять расхожую фразу (глупую как и все расхожие фразы), что о вкусах не спорят, но вкусы воспитывают. На что в пику ей, я всегда отвечаю, что воспитывают не вкусы, а уважение к чужому мнению.

Limpamponi
Limpamponi

Anele_Avelobos, вообще странное выражение - воспитывать вкус. Типа, нет, это плохой вкус, плохая картина, иди в угол и подумай об этом! - ну сразу такая картина в голове. Мне кажется, куда больше подходит "развивать вкус".

Bordzhia
Bordzhia

Я в поэзии не очень разбираюсь.

Ориентируюсь на: берет за душу или нет.


Из классиков:
Мой любимый - Маяковский. Пушкин - как игривое дитя легко играет со словами.
Бродский надрывно красив.
В юности любила Лермонтова за его одиночество.

Boobooka, вот стихи Про любовь Дельфина, хорошие или нет?
И стихи Noize MC мне нравятся.

sorciere
sorciere

Bordzhia, У Дельфина вообще не стихи, а плохо рифмованные тексты.
Абсолютно подростковые, не демонстрирующие никакого намека на способность писать стихи.

Но я не думаю что сам Дельфин считает свои произведения поэзией, он кажется довольно адекватным.

Bezdushnaya
Bezdushnaya

sorciere, дельфина люблю, с вами согласна

Fima
Fima

Автор, спасибо Вам. Разбираться и отличать так же, как и везде - много уделять времени, причём, всему: и теории (а она есть и весьма нудна для обывателя), и просто чтению, впитыванию. Пусть даже всего. Дальше "включается сито" - формируется вкус.
Одоевцева "На берегах Невы" и "На берегах Сены" для меня, подростка, стала просто проводником в причудливый мир поэзии начала прошлого века, одновременно мама подсунула "Золотую Ордынку", книги Бекетовой, переводы Лозинского и Маршака для сравнения с другими переводчиками, и дальше просто начала искать сама.

zaza_azcenazi
zaza_azcenazi

У меня кровь из глаз от стихов Шнура в его инсте.
Даже неудобно за него как то.
Ведь вроде умный человек

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Заразившегося коронавирусом премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона госпитализировали
Битва платьев: Камила Морроне против Хелен Миррен
Личный опыт: люди рассказывают о карантине в США, Китае и Японии
Звездный Instagram: с — самоизоляция, селфи, сумасшедшее настроение
Держи в руках: выбираем сумки из новых лукбуков
Лучшие настолки, чтобы не скучать на карантине: от освоения космоса до секс-игр
Бьюти-выгода: бесплатная доставка, скидки на косметику и спецпредложения
Битва образов: Крис Дженнер против Хлое Кардашьян
Карантинный гид по YouTube: что полезного и интересного посмотреть в сети, сидя в самоизоляции
Wanted: концентрат для лица с маслом конопли от Kiehl’s
Личный опыт: как редакция SPLETNIK.RU работает в условиях карантина
Кинодайджест: Элио и Оливер снова вместе и другие важные новости
Упражнения, онлайн-тренировки и фитнес-приложения: как поддерживать форму в изоляции
Модная битва: Дарья Клюкина против Виктории Шеляговой
Документальный сериал "Король тигров" бьет рекорды просмотров на карантине: мемы в сети и реакция звезд
Линдси Лохан выпустила первый за 12 лет сингл — Back To Me
Семья Ивана Охлобыстина на карантине из-за положительного анализа на коронавирус: "Легли в дрейф на 14 дней"
Модный дайджест: от шубы Кейт Мосс на аукционе до мерча коронавируса