Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Мария Башкирцева: "Если бы я была королевой.."

18
Мария Башкирцева: "Если бы я была королевой.."

Многие из вас, наверно, знакомы с дневником Марии Башкирцевой, талантливой девушки конца  19-ого века. 

Я не так давно впервые прочитала ее дневник. К сожалению, редактированный ее матерью после смерти Марии. 

Но даже сквозь эту беспощадную редакцию, среди строк угадывается истинный бунтарский и сильный характер девушки.

Мария была девушкой умной, отличающейся небывалой целеустремленностью, что совместно с ее творческой одаренностью подарили миру, хоть ненадолго, талантливую личность.

Я вдохновилась прочтением ее дневника и записала несколько обязательных книг к прочтению, из тех, что читала Мария, самообразовываясь. 

Удивительное чувство возникало при чтении, как будто ты - это сама Мария. Странно, если честно, со мной такое погружение случается довольно редко, но может я слишком впечатлительная, а может это талант автора заставляет проникнуться ее натурой, забывая свою собственную личность. В любом случае, дневник оставляет стойкий след в душе читателя, у меня же усугубленный совпадением некоторых дат в ее биографии с моей, с разницей в сто лет. Хотя у меня, конечно же, нет и сотой доли талантов Марии, но ее переживания отчего-то не перестают быть мне близкими.

При этом, Мария предстает перед сегодняшним читателем вполне современной девушкой. Ее интересуют вопросы эмансипации, она даже тайно посещает кружок феминисток в Париже. Она, как и всякая молодая девушка, помимо увлечением историей, культурой, политикой и искусством, хочет нравиться, наряжаться, следовать моде, привлекать людей.

И конечно Мария Башкирцева стала одной из первых и ярких женщин-художниц своего времени. Сейчас некоторые из ее работ выставлены в Лувре. 

Далее я приведу статью с Культурологии, которая наиболее точно опишет судьбу девушки. В скобках могут быть мои комментарии. А в заключении добавлю работы художницы.

М.Башкирцева "Автопортрет в шляпе с пером" 1878

Дневниками Марии Башкирцевой восхищалась Цветаева. С самой художницей был роман — чисто платонический, что казалось с этим писателем невозможным в принципе — у Ги де Мопассана. Однако у современного читателя её записки вызывают недоумение. Повторяющиеся мечты о славе и несколько фраз о тайной любви к тому или иному мужчине… Почему же Башкирцева до сих пор не даёт покоя своим потомкам?


Особенно обидно в дневнике то, что начинается он с обещания показывать мысли и чувства женщины, каковые они есть. И дальше — обычная восторженная каша: Мария думает об искусстве, Мария путешествует по городам, Мария собирается прославиться (или выйти замуж). Но тот дневник, что мы знаем — это искромсанные матерью Марии записки.

Картина М.Башкирцевой "Девушка, читающая у фонтана"

Мария умерла молодой, и мать поспешила выжать из её трогательно ранней смерти столько, сколько возможно, публичного внимания. Притом ей не хотелось внимания скандального (а если бы дневники опубликовали полностью, скандал был обеспечен), ей хотелось славы матери нежного ангелочка, угасшего на взлёте своей карьеры. Всё хоть сколько-то нравственное сомнительно, а также большинство записей о семье Марии, было безжалостно вымарано. А начала Башкирцева-старшая вообще с того, что изменила покойной дочери возраст. Теперь та прожила не двадцать шесть лет, а двадцать три. Согласитесь, так трагичнее?

Дневник Марии в любом случае открывается словами: «Итак, предположите, что я знаменита, и начнем». Пожалуй, лучшее вступление к дневнику. У Марии было несомненное литературное дарование, которое материнская цензура от мира тщательно скрыла — такой вывод, например, сделал современный исследователь её дневников Александр Александров.

Семья Башкирцевых: скандалы, алкоголизм и игромания

Мария Башкирцева

Во время одного из семейных скандалов — а они окружали Марию всю жизнь и очень её изматывали — родственники высказали ей в лицо, что она, мол, по-хорошему незаконнорождённая. Родилась через семь месяцев после свадьбы. То есть — зачата была ещё в грехе. И что, возможно, гниёт изнутри, ведь на момент зачатия отец уже был болен венерическим заболеванием.

Мария жила с матерью, тёткой и братом во Франции. Отец, столбовой дворянин, остался в Российской Империи, под Полтавой (в наше время — Украина). Брат очень рано начал заливать глаза и откалывать номера. Так же вёл себя дядя по матери, Жорж Бабанин. Мать и тётка были игроманки и вели настолько свободный образ жизни, что к Марии приличные семьи не подпускали своих сыновей. Истерики и скандалы были частью жизни будущей художницы. С детства она понимала одно: что хочет вырваться, выдраться, может быть, с кожей из этой удушающей атмосферы. 

Девочка самозабвенно занималась самообразованием, много читала, учила языки, изучала естественные науки по составленной лично программе, благо, обычно мать и тётка баловали её и покупали по запросу всё нужное: книги, реактивы, тетради. О том, чтобы стать художницей, Мария в детстве и ранней юности даже не задумывалась. Её привлекали профессии, связанные с умственной деятельностью. Кроме того, одним из вариантов спасения Мария считала удачное замужество. Со славой своей семейки она могла рассчитывать на него, только если будет чем-то необыкновенно блистать. Ум и эрудиция подходили.

Портрет брата кисти М. Башкирцевой


Очень мешало то, что в семье ей не объясняли элементарных для хорошего общества вещей. Например, что девушке не пристало привлекать внимание (например, ездить в чрезмерно украшенной повозке или надевать с девичьим платьем настоящие украшения) — примут за куртизанку. Доходило до того, что её как куртизанку описывали в одной из мелких европейских газет, по счастью, не называя имени!

В образовании не хватало системности, в жизни — определённости. Мать и тётка постоянно меняли место жительства, выдёргивая детей с собой. О том, чтобы отдать их в хороший пансион, и речи не шло. Только упрямый, сильный характер и природная живость ума позволили Марии самостоятельно научиться очень многому.
 

Влюблённости мадемуазель Башкирцевой


По тому дневнику, который издавался и переиздавался весь двадцатый век, складывается впечатление, что Башкирцева только раз бывала влюблена глубоко и практически никогда не знала чувственности. Не до любви ей было: все устремления её были к искусству. 

Семнадцатилетняя Мария Башкирцева в гостях у отца в Полтаве в костюме крестьянки

Первый мужчина, который появляется на страницах дневника — герцог Гамильтон, прибывший во Францию. В редакции матери Марии во время влюблённости в него было двенадцать. Так было гораздо приличнее: нескрываемый интерес к мужчине двенадцатилетней девочке простят, пятнадцатилетней поставят в вину. А ведь интерес был не просто романтический! Во-первых, Марию, конечно, привлекали его родовитость и богатство. Она же с малых лет мечтала убежать в замужество. Во-вторых, описывает она его довольно чувственно.

Вообще, если бы мир увидел записи Марии в том виде, в котором она собиралась их предъявить — без купюр, дерзко, откровенно — не сложилось бы никакого мифа о Марии-ангелочке. Острая на язык, чувственная и умеющая переступать через свою чувственность, умная и действительно одарённая, только не в живописи, а в литературе барышня: сначала чрезмерно скандальная для своего времени, потом, может быть, классик. Но увы! Выпала, надо сказать, не только эта сторона личности Марии. Вымаран был, например, весь первый год ведения дневника. По счастью, сам дневник сохранился и его нашла современная исследовательница Колин Котье, так что у нас есть шанс прочитать его без цензуры. Если записи переведут на русский; пока что фрагменты полного дневника можно найти в книге Александрова. (Надо будет найти и прочитать книгу Александрова)

Картина М.Башкирцевой "Под зонтом" 1883

С миром чувственности она познакомилась в раннем детстве, помимо своей воли, через дядю Жоржа. Нет, по счастью, дядя её не растлевал. Он просто находил смешным читать при ней вслух порнографические романы. Девочка поняла из них куда больше, чем хотела бы. В любом случае, в пятнадцать она воспринимала мужчин уже не так же, как её сверстницы, они не были для неё непонятными существами. Мария знала, что им надо, и задумывалась над тем, что может им это дать.

«Я признаю любовь только таких мужчин, как Гамильтон, потому что они много знают и много видели. Мальчик двадцати двух лет любит, как женщина. Я была бы горда, если бы меня полюбил именно такой мужчина, который искусен в любви», — пишет она. 

Картина М.Башкирцевой "Мастерская женщин художниц, руководимая господином Двоичном" 1881

Чередой проходят мимолётные влюблённости после Гамильтона. Дольше всего задерживается интерес Марии, уже годы спустя после английского герцога, на итальянском юноше Пьетро Антонелли, племяннике широко известного тогда кардинала. Вот чего нет в официальных изданиях: отношения Пьетро и Марии заходят, по тогдашним меркам, непристойно далеко. Они целуются и ласкают друг друга, правда, в одежде. В оригинале записей эти ласки описаны достаточно подробно — ведь Башкирцева собиралась вести подлинную хронику переживаемых женщиной чувств. Родственники Пьетро в конце концов разлучают влюблённых. После редакции Башкирцевой-старшей он превратится в почти бесплотную тень, такого же не знающего греха ангела, что и Мария.

Особняком стоит странный роман по переписке с Ги де Мопассаном. Писатель был известен своей озабоченностью, он постоянно заводил романы и параллельно неустанно посещал проституток. Когда Мария решилась ему написать — исключительно анонимно — она была уже молодой женщиной в расцвете красоты, чьи отношения с мужчинами раз за разом срывались из-за репутации семьи. 

Мария дразнила Мопассана, тот отвечал ей возбуждающими воображение пошлостями. Этот роман в письмах — балансирование художницы между природной страстью и её обуздыванием. Неизвестно, серьёзно ли верила Мария в то, что смогла сохранить анонимность. Свидетели утверждают, что Мопассан отлично знал, с кем ведёт переписку, и нетерпеливо ожидал, когда роман перейдёт из стадии платонической во вполне плотскую. Этого не произошло, и, для Марии, к счастью — Мопассан был болен сифилисом.

Естественно, заигрывания Башкирцевой, пусть и исключительно словесные, с мужчиной, известным бабником, в материнскую редакцию дневников не вошли. А ведь переписка с Марией стала самой странной и, может быть, напряжённой любовной игрой в жизни французского классика! 

М.Башкирцева

Мария — суфражистка


В двадцать два года Башкирцева, уже состоявшаяся художница, знакомится с суфражистками. Марию с юности тяготило положение женщины в современном ей обществе. Почему мужчинам дозволено всё, а женщинам — ничего, кроме мелких капризов? Почему ей так некомфортно в этих рамках? Может быть, у неё — мужская душа? Суфражистки дают ей новые ответы на старые вопросы.

Собрания Мария посещает в парике, опасаясь быть узнанной — как-то это повлияет на её карьеру? Представляется Полиной Орелль. Не скрывает только то, что она — иностранка, воспитанная во Франции. Собрания суфражисток, речи на них вызывают у неё сложные чувства; как всегда в таких случаях, в своих записях она прибегает к иронии. Но притом — исправно платит ежемесячные взносы, скидывается из карманных денег на издание журнала «Гражданка”, сама пишет туда статьи на острые темы. 

М.Башкирцева

Из дневника: «Подумайте только, что у Жюлиана из пятнадцати женщин оказалась только одна, которая не смеялась и не перекрестилась при мысли об эмансипации женщин; одни это делали из невежества, другие – потому что это неприлично. Я уже была готова послать к черту этих бессмысленных существ, которые не хотят, чтобы их считали существами разумными. Они будут говорить: женщина должна думать о своей красоте и т. д., или: кто будет воспитывать детей, если женщина займется политикой? Как будто все мужчины только и занимаются политикой! Никто не заставляет женщину идти в кафе и произносить там речи, мы хотим только, чтобы она была свободна в выборе своей карьеры, которую считает для себя наиболее подходящей. «Оставьте женщину на ее месте», — говорят они. А где ее место, скажите, пожалуйста?.. Я в бешенстве от отчаянья, когда встречаю таких глупых существ. А нужно не впадать в гнев, а убеждать и наставлять. Лучше всего это делать с неграмотными женщинами или с республиканками из простого народа…» Такой Башкирцевой читателю не оставили. Слишком дерзко. (Напоминает наши сплетниковые споры о феминизме с некоторыми участницами блогов, не правда ли?)

Возможно, вместо очаровательной, техничной, но не очень выдающейся художницы Франция получила бы со временем сильную публицистку, вторую Бовуар, собственную Вульф, но Марию с шестнадцати лет точит туберкулёз, и к двадцати шести годам буквально уничтожает. У неё ещё был шанс прославиться посмертно — дневники. Они могли бы стать вехой в литературе, напряжённые, хорошо написанные. Но издала их мать, и они стали… пристойными. Больше их никак не определить. И всё же что-то было в Башкирцевой, что заставляло Цветаеву и Хлебникова между строк официального издания видеть силу личности, которая приводила их в восторг. 

Источник: kulturologia.ру

В заключении добавлю прекрасные работы кисти Марии Башкирцевой. А ведь она начала брать уроки рисования и писать картины всего за 10 лет до своей смерти.

М. Башкирцева "Автопортрет" 1883

М. Башкирцева "Встреча" 1882

М. Башкирцева "Святые жены" 1882

М.Башкирцева "Портрет женщины" 1881

М. Башкирцева "Дина" 1883

М. Башкирцева "Парижанка" 1883

М. Башкирцева "Молодая женщина, которая читает "Вопрос о разводе" Александра Дюма" 1880


 

М.Башкирцева "Жан и Жак" 1883

Последняя работа Марии Башкирцевой "Весна" 1886

Оставьте свой голос:

432
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

mari-mari
mari-mari

Неоднозначное впечатление у меня осталось от дневника ,хотелось бы конечно прочитать его без купюр.Понравилась "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" Александрова,особенно интересно было читать про ее увлечение Кассаньяком)
Очень жаль,что Мария так рано умерла,думаю,она бы достигла своей цели.

Bordzhia
Bordzhia

mari-mari, а какое у вас осталось впечатление после прочтения ее дневника?

mari-mari
mari-mari

Bordzhia,первое впечатление было скорее негативным,Мария показалась слишком легкомысленной и излишне самовлюбленной,но ближе к концу книги я поменяла свое мнение,все-таки,она была молоденькой девушкой,потому в дневнике так часто мелькают мужчины,модные наряды,ссоры с матерью.Ну и несмотря на казалось бы беззаботную жизнь,Башкирцева не была лентяйкой, каждый день несколько часов посвящала рисованию,была ученицей Лепажа,переписывалась с Мопассаном,посещала заседания депутатов в Версале.У нее в дневнике проскальзывают и феминистские нотки,что довольно удивительно для того времени.Честно говоря,грустно было читать последние страницы этого дневника,ведь уже знаешь,чем все закончится.Мне еще понравился дневник Елизаветы Дьяконовой,просто удивительно,до чего похожи судьбы этих двух девушек.

Bordzhia
Bordzhia

mari-mari, о, да, у меня были похожие впечатления, как вы описываете вначале. Я тоже раздражалась на Марию, но потом, все глубже и глубже ее понимала, а когда узнала, что ее мать сильно отредактировала источник, то все стало на свои места.

А дневник Дьяконовой я тоже прочитала. "Посмотрите на меня" Александрова. Лиза настолько глубокая девушка была, надо же какие бывают женщины.

Drevniiegipet
Drevniiegipet

Bordzhia, подскажите, пожалуйста, вы «Посмотрите» читали в бумажном варианте или в интернете? Поискала, но не смогла нигде скачать (

Bordzhia
Bordzhia

Drevniiegipet, я читала в интернете на лаврид по-моему.

MorticiaAddams
MorticiaAddams

Мне нравятся такого рода посты. Спасибо, автор)

Bordzhia
Bordzhia

MorticiaAddams, спасибо вам взаимно! Мне ваши посты тоже всегда интересны.

Iren45
Iren45

Спасибо. Очень интересная девушка. Я очень любила слушать её дневник в исполнении Талызиной, Хотя знала, что он сильно редактирован. Очень рада, что нашли настоящий дневник. Об этом не слышала, и надеюсь прочитать его. Молодая, талантливая девушка, рано ушедшая, конечно, она Вызывает интерес. Я обратила внимание, что она абсолютно Не льстит себе на автопортретах. Наоборот, на фотографии она мне кажется более симпатичной. Картины почти все понравились. Больше всего встреча и весна. И один очень Неприятный момент. То, что делал её дядя - это в то время как раз и называлось растлениие.

Ivorys
Ivorys

Iren45, это и сейчас называется растлением.

Iren45
Iren45

Ivorys, Спасибо, успокоили. А то я думала, что теперь это как то по другому считают.

koteno4ek
koteno4ek

Опять туберкулез...

cielo
cielo

Пост очень интересный, огромное спасибо, Автор!

Мария была неординарной, очень талантливой личностью. Очень жаль, что ей "досталась" такая семья, безумно жаль, что так тяжело болела и рано ушла. Когда узнала о ней, долго думала как сложилась бы ее жизнь, как бы она раскрылась... она бы безусловно реализовалась, мощно причем... так не вовремя поставлена точка(.

И да, многие вещи, особенно о правах женщин, звучат, я бы сказала, пугающе современно. Вот слово в слово можно повторить сегодня и будет актуально.

Bordzhia
Bordzhia

cielo, спасибо за отклик!

А слова Марии о феминизме актуальны по прошествии более стодвадцати лет!

Я же еще раз повторю свои слова из другого обсуждения: в наше время, стыдно быть не феминисткой. Даже 120 лет назад продвинутые девушки это ощущали.

cielo
cielo

Bordzhia, Вам, еще раз, спасибо за пост!

Мария, как по-настоящему умная девушка, прекрасно понимала как важно быть свободной, иметь возможность самореализоваться, самостоятельно решать свою судьбу, и как ненормально, когда этих прав лишен, родившись женщиной.

По Вашими словами о феминизме подписываюсь двумя руками.
В соседнем посте обсуждается закон о запрете абортов в Алабаме, женщинам, даже жертвам насилия и инцеста, запрещено делать аборт. Фото проголосовавших - немолодые белые мужчины. Ни одной женщины. Картина маслом. А кто-то еще, находясь в здравом уме, нападает на феминисток.

LaTinta
LaTinta

Меня даже обкромсанный матерью дневник очень впечатлил в своё время

Nookie
Nookie

Такой прогресс за 10 лет! Классно рисовала. Салют свободным женщинам.

Kara111
Kara111

Печальная судьба.Хоиелось бы почитать оригинал

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Тренд "сделай сам": как блогеры перешивают дешевые и старые вещи и делают их снова модными
Наталья Водянова поделилась фото и видео со свадьбы с Антуаном Арно
Равшана Куркова, Ирина Старшенбаум, Инга Меладзе и другие звезды на открытии бутика в Москве
Зара подогрела слухи о романе с бойцом смешанных боевых искусств Артемом Лобовым
Инсайдер рассказал, как сын принца Гарри и Меган Маркл называет дедушку
Алексей Навальный рассказал, как жена вернула его к жизни: "Юля, ты меня спасла!"
Ксения Собчак взяла интервью у Натальи Поклонской: о разводе, отношении к абортам и суррогатному материнству
Расслабленная мода: как Пэлтроу, Лопес, Питт и другие в 90-е предвидели постковидный стиль на красных дорожках
Пенн Бэджли и его жена Домино Керк стали родителями после двух перенесенных выкидышей
"Разведенка с детьми": Анна Седокова рассказала о наплыве хейтеров после свадьбы с Янисом Тиммой
Воссоединение "Друзей", рэп в домашнем халате и празднование Нового года: самые яркие моменты премии "Эмми-2020"
Анджелина Джоли замечена с детьми на шопинге в Западном Голливуде
Триумф сериала "Шиттс Крик", "Эйфория", "Утреннее шоу" и другие победители премии "Эмми-2020"
"Моя Жар-птица": Максим Галкин показал новое видео с Аллой Пугачевой
Битва платьев: Кэндис Свейнпол против Леони Ханне
Руководство по анальному сексу для начинающих: подготовка и техника
Звездный Instagram: сводки с "Кинотавра" и много фото с детьми
Новые детали: смотрим на обувь и аксессуары в новых лукбуках