Увидела недавний пост про  Кристофера Марло как истинного Шекспира и решила наконец собраться с силами и стряхнуть пыль с давно валяющегося в черновиках поста про Шекспира. Много текста и фактов, но и фанатизма, конечно, тоже ))

Загадка Шекспира на мой непрофессиональный взгляд делится на две части: вопрос о том, был ли известный нам Уильям Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне великим автором "Гамлета", "Отелло" и т.д., и вопрос об истинном авторе (авторах) этих произведений. И если на первый вопрос я для себя сформулировала однозначный ответ - громкое нет, то по второму существует масса версий. Я сторонник одной из них, упомяну про нее в конце поста, но в целом допускаю, что реальным автором могут быть многие из имеющихся "претендентов". А теперь тезисно о том, почему я не верю в версию о том, что Великий  Бард - это покоящийся в Стратфорде уроженец этого города.

1. Уильям Шекспир (Shakespere - именно так написана его фамилия в церковно-приходских книгах, а также дошедших до нас документах, связанных с ним, а не Shakespeare или Shake-speare, как  подписывались произведения Барда) родился, вероятно, 23 апреля 1564 года в семье зажиточного на тот момент дельца - перчаточника, торговца шерстью и ростовщика Джона Шекспира. Судя по всему, и отец, и мать Шекспира были неграмотными (обычное дело в то время) - отец подписывался крестиком или изображением циркуля перчаточников, а мать - рисовала бегущую лошадку вместо подписи. Самое поразительное, что неграмотными были и дети Шекспира! То есть ставший вполне зажиточным автор гениальных, супер интеллектуальных литературных трудов не посчитал нужным дать образование собственным детям.

2. Впрочем, отсутствуют какие-либо сведения об образовании самого Шекспира. То есть их нет вообще! В то время в Стратфорде-на-Эйвоне была заурядная грамматическая школа, помещавшаяся в единственной комнате, где ученикам преподавал один учитель. При этом, согласно практике тех лет, в школе преподавали религиозные основы, учили читать и писать, но при этом основное обучение велось на латыни (за использование английского учеников пороли). То есть, выпускаясь из грамматической школы в 14-15 лет ученики знали Библию, умели худо-бедно читать и писать и кто как знали латынь. В такой школе не преподавали математику, историю, географию, никакие точные науки. Вот максимум образования, которое мог получить Шекспир, потому что сохранились списки студентов университетов той эпохи, имени Шекспира нигде нет.

3. Нет никаких сведений о том, что Шекспир путешествовал (а путешествия в то время были серьезным и недешевым предприятием, не проходящим незаметно). При этом в 18 лет он уже был женат и стал обзаводиться детьми, что вряд ли позволило бы ему годами где-то странствовать.

4. А теперь минутка статистики. После Shakespeare (я буду так называть Великого Барда, чтоб не путать, когда я говорю об авторе, а когда о Шекспире из Стратфорда. Обычно русскоязычные нестрадфорианцы говорят о Шакспере из Стратфорда и Шекспире как авторе, но не будем обижать адептов классического подхода этим плебейским именем) осталось 37 пьес, 2 большие поэмы, цикл сонетов и ряд отдельных стихотворений. Словарный запас автора, согласно этим произведениям, составлял от 20 до 25 тысяч (по другим источникам до 29 тысяч!) слов. Это во много раз больше, чем у самых образованных литераторов его времени (у Джона Милтона и Фрэнсиса Бэкона насчитали 8 тысяч слов, у Теккерея около 5 тысяч). У современного англичанина с высшим образованием в ходу около 4 тысяч слов! При этом рядовой провинциальный житель современной Шекспиру Англии обходился словарным набором из тысячи слов. Если верить Оксфордскому словарю, Shakespeare ввел в английский язык... 3 200 новых слов! 

Кристофер Марло, симпатяшка, да?

При этом вышеупомянутый Милтон посещал школу Святого Павла в Лондоне, получил магистерскую степень в Кэмбридже, путешествовал по Европе, общаясь с видными учеными своей эпохи, включая Галилео Галилея, и провел 5 лет в отцовском поместье, обогащая свое образование частными занятиями и активным чтением.

Фрэнсис Бэкон до начала своей писательской деятельности получил базовое образование в Кэмбридже, затем учился праву, стал барристером и работал с британским послом во Франции.

Современник и знакомец Шекспира, еще один выходец из низов, Бен Джонсон, выпустился из престижной Вестминстерской школы, готовившей своих учеников к поступлению в Кембридж и где его учителем был выдающийся ученый Уильям Кэмден. 

Джон Марстон получил образование в Оксфорде, там же учился и Майкл Дрейтон, еще один поэт-елизаветинец (родившийся в очень простой семье).

Знаменитейший Кристофер Марло, родившийся в семье сапожника, учился в провинциальной грамматической школе, а затем в Кэмбридже.

И никто из этих людей не мог сравниться с не получившим высшего образования Shakespeare по богатству языка.

5. Но допустим, что подсчет количества использованных слов некорректен из-за разной величины дошедших до нас произведений разных авторов. Однако из произведений Shakespeare явно следует, что он владел не только латынью, но и французским, итальянским и греческими языками. Например, в  "Генрихе V" вся 4-я сцена III акта написана по-французски, встречаются французские фразы и в других сценах этой и иных пьес Барда. Ряд сюжетов, использованных в пьесах Shakespeare, заимствован из непереведенных в то время первоисточников на разных языках - французском, итальянском и испанском. Очевидно, что Shakespeare великолепно знал и труды греческих и римских авторов, но спишем это на блестящее образование, полученное им в начальной школе Стратфорда )) Чем объяснить другие познания - загадка, на которую никто из стратфордианцев ответить не может.

6. И вы же помните, что в великолепной школе, которую предположительно (но не точно) посещал Шекспир, не преподавали математику, другие точные науки, историю, географию и т.д. Тем не менее, ботаники утверждают, что в трудах Shakespeare упомянуты названия 63 трав, цветов и деревьев; знатоки юриспруденции насчитали 124 места, связанных с юриспруденцией; 172 эпизода связаны с морским делом, включая использование правильной терминологии и тактики в сценах кораблекрушения из "Бури". Исходя из текста его произведений, Shakespeare также читал массу литературы на английском, посвященной истории, путешествиям и географическим открытиям.

7. И тут очередная проблема. Первая публичная библиотека в Англии - билибиотека Четэм в Манчестере, открылась в... 1653 году, т.е. через 37 лет после смерти Шекспира. Так откуда же черпал свои невероятные энциклопедические знания автор знаменитых пьес и сонетов, предположительно, занимавшийся самообразованием? Наверное, как и Джон Милтон он просиживал часами в домашней библиотеке, поглощая том за томом великих классиков и пополняя ее новейшими трудами. Одна беда, в доме неграмотных родителей Шекспира была разве что Библия. А вот после смерти самого вроде как гениального автора осталось... ноль книг. То есть, у него во владении не было ни одной книжки (!). Более того, после Шекспира не осталось ни клочка рукописного текста: ни рукописей, ни переписки, ни-че-го! При этом в своем завещании Шекспир подробнейшим образом расписал все свое имущество, вплоть до комической "второй по качеству кровати", оставленной его супруге. Да что там кровать, в завещании упомянута посуда, но только не книги, которые стоили совсем не три пенса. Даже в завещании коллеги Шекспира по театральной труппе (вовсе не драматурга или поэта) упомянуты книги и выделена сумма на покупку учебников для внука. Но великий литератор о книгах не думал вообще. Допустим, что все свои книги он куда-то дел незадолго до смерти, распродал, например. Но до настоящего времени не найдено ни одной книги из домашней библиотеки Шекспира (а тогда было принято ставить на книги экслибрис, подпись и как-то иначе обозначать владельца. До нас дошло немало книг, ранее принадлежавших литераторам-современникам Шекспира. Но - конечно же не Шекспира, он вообще обладал уникальным свойством не оставлять следов в истории). Ок, до наших дней именно книги Шекспира не сохранились. Но еще в XVIII веке один церковник,заинтригованный шекспировской тайной,проверил все частные библиотеки в радиусе 70 километров от Стратфорда-на-Эйвоне и не нашел ни единого тома,принадлежавшего Шекспиру.

Библиотека Четэм

8. Никто из современников Шекспира не упоминает о нем, как о драматурге и авторе идущих на лондонской сцене пьес. Нет, пьесы Шекспира обсуждают, критикуют и хвалят (очень хвалят!), но никто (никто, вдумайтесь в это) не говорит об авторе этих пьес, как о живущем рядом человеке, не пишет ничего про его привычки, нрав, связанные с ним встречи.  Сохранилась тьма тьмущая упоминаний других писателей-елизаветинцев в мемуарной литературе и переписке. Поэт Джонсон дрался на дуэли и вечно представал перед судом за свои произведения. Диалоги с ним запечатлел в своих мемуарах его друг Драммонд. Поэт, вольнодумец, дуэлянт и скандалист Кристофер Марло везде и всеми воспринимался именно в таком качестве: "по профессии — ученый, воспитанный с юных лет в университете Кембриджа, но по обычаю своему драмодел и непристойный поэт" (слова проповедника Томаса Бэрда).  Про Фрэнсиса Бэкона или Филиппа Сидни, думаю, даже упоминать не стоит, все знали их как великих литераторов. До нас дошли упоминания об Уильяме Шекспире как пайщике лондонского театра, актере на незначительных ролях, стороне по разным искам, связанным с откупом налогов и ростовщичеством, как должнике по уплате налогов. Но нигде нет прижизненной связи между Уильямом Шекспиром и драматургом Shakespeare. У меня в памяти маячит туманно, что где-то Джонсон упоминал Шекспира как писателя, но я не нашла подтверждений и в каком контексте это говорилось. 

Любопытный факт. Самые плодотворные годы Shakespeare это 1591-1609, и этот период подробно освещен в дневниках знаменитого театрального предпринимателя Филипа Хенслоу. Хенслоу был видной фигурой в театральном Лондоне, он знал всех и вся в мире театра, оставил массу подробной информации о разных труппах, более того,имел отношение к постановкам шекспировских пьес. Но он нигде не упоминает самого Барда, как если бы он не знал этого человека. Что абсолютно невероятно.

9. В произведениях Великого Барда очевидно великолепное знание светской жизни, этикета, обычаев знати, их времяпрепровождения: соколиной и псовой охоты, тенниса. Все эти сведения и занятия были абсолютно недоступны людям, не принадлежавшим к титулованной знати и не входившим в ее круг. Нельзя забывать, что английское общество рубежа XVI-XVIIвв. было строго сословным. Впрочем, не только английское. Даже великий Мольер, обласканный самим Королем-солнце, никогда не был своим в кругу титулованной знати. И вдруг никому не известный подмастерье из английской провинции каким-то образом проникает в самое сердце светской жизни Англии, знакомится с подробностями той жизни, начинает свободно говорить и писать на том английском, которым владели только самые образованные люди того времени. Более того, в первом же опубликованном произведении Shakespeare - поэме "Венера и Адонис", содержится витиеватое посвящение одному из самых влиятельных представителей британской титулованной аристократии - графу Саутгемптону. При этом тон посвящения позволяет предположить близкое знакомство с графом. Следующее посвящение, написанное через год к поэме "Обесчещенная Лукреция",  столь же красиво и написано почтительно-дружеским тоном. При этом оба посвящения написаны языком, принятым среди самых верхов титулованной знати.

То есть, малообразованный юноша Шекспир в 14 лет заканчивает примитивную школу, в 18 женится на неграмотной и никогда не посещавшей школу Энн Хэтауэй (ага, актриса ее полная тезка), в 1585г. у них рождаются близнецы в Стратфорде и вплоть до появления Шекспира с актерской труппой в Лондоне в 1592г. (всего через 7 лет) мы ничего не слышим о Шекспире. При этом в 1593г. он уже овладел языком знати, близко знаком с графом Саутгемптоном и посвящает ему поэмы. Но никто из круга графа Саутгемптона - блестящего дворянина, покровителя искусств и науки, никогда в письмах или мемуарах не упоминает молодого драматурга Шекспира, оказавшегося среди них почти на равных. Такая диковинка, малообразованный простолюдин с дивным талантом, на их глазах становящийся одним из своих в плане языка и манер, не упомянут никем из невероятно болтливых елизаветинцев. А ведь ученые разгребли сотни и тысячи листов переписки и мемуаров того периода, уж очень многословны были тогдашние грамотеи. Но описывая приемы, охоту, светские сплетни, спектакли и актеров, обсуждая знакомых и незнакомых, они полностью игнорировали такую любопытнейшую фигуру как находившийся вроде как среди них драматург Шекспир.

10. А вот упоминания о Шекспире, как о дельце, встречаются неоднократно. Шекспир числился среди неплательщиков налогов, покупал недвижимость, ссужал деньги ( то есть, занимался ростовщичеством, которое так высмеивает и презирает в своих пьесах Shakespeare), а также откупил право на взимание налогов - попросту говоря, выбивал налоги из фермеров в окрестностях Статфорда-на-Эйвоне. Любопытно, что Шекспир неоднократно становился истцом в суде, взыскивая со своих должников то суммы в размере 35 шиллингов 10 пенсов, то 1 фунт 5 шиллингов. И что забавно. Скупой человек, который не гнушался выбиванием крошечных долгов, занимавшийся позорным ростовщичеством, прописавший в своем завещании все до последней миски, не публиковал официально "свои" труды и не получал за это гонорары! Большая часть пьес Shakespeare была опубликована через несколько лет после смерти Шекспира в Первом (или Великом) Фолио (сборнике). Нет никаких данных о том, что гонорары от этой публикации получили наследники Шекспира или он сам до смерти, хотя книгопечатание тогда было уже хорошо организовано, сохранилась почти вся документация по регистрации пьес, общению с авторами и т.д. Поразительные благородство и скромность для такого жадного в иных отношениях человека.

11. Есть и другие моменты, но это надо книгу писать (кхм, десятки ученых уже и написали, конечно, у них всё это и почерпнуто). Завершу одним из самых любимых. Вот надгробие Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне. Казалось бы, какие вопросы, вот он, поминаем как литератор.

Если бы не одно но. Это памятник середины 18 века )) А вот так он выглядел изначально

Драматург, говорите? 

P.S. Чуть не забыла, что касается подлинного авторства, то меня больше всего убеждает версия про графа и графиню Рэтленд. Но я готова признать и некоторых других претендентов. Только не внушайте мне, что жадный и ограниченный делец Шекспир, мог написать: 

Тебе ль меня придется хоронить

Иль мне тебя, - не знаю, друг мой милый.

Но пусть судьбы твоей прервется нить,

Твой образ не исчезнет за могилой.

Ты сохранишь и жизнь и красоту,

А от меня ничто не сохранится.

На кладбище покой я обрету,

А твой приют - открытая гробница.

Твой памятник - восторженный мой стих.

Кто не рожден еще, его услышит.

И мир повторит повесть дней твоих,

Когда умрут все те, кто ныне дышит.

Ты будешь жить, земной покинув прах,

Там, где живет дыханье, - на устах!

Источники: The British Library, william-shakespeare. инфо, biography. ком, А.Т.Парфенов "Кристофер Марло", И.Гилилов "Игра об Уильяме Шекспире" и многое другое/

P.S. Картинки чисто для красоты, такой Шекспир приятен глазу ))

Подпишитесь на наш
Блоги

Загадка Уильяма Шекспира

18:54, 2 ноября 2019

Автор: Lizbeth

Комменты 52

Аватар

Спасибо большое за замечательный пост. Что-то знала и до этого, а о каких-то деталях прочитала впервые. Интересно, найдутся ли когда-нибудь подлинные бумаги, которые поставят точку в спорах о том, кому же всё-таки принадлежит авторство.. Вот чтобы без полунамеков на тех или иных персонажей, а четко и ясно..) Когда-то прочитала в одном фанфике, как Северус говорит Гермионе, что Шекспир был магом, который просто решил уйти жить в магловский мир). От того-то и столько путаницы про его жизнь))).

Аватар

Автор, Вам, мой большой поклон.

Аватар

Одна из версий, лично мне нравится, - это сама Елизавета I. Комедии Много шума из ничего и Укращение строптивой - я вот всегда была уверена, что это чисто женский взгляд на события. Равно как и в Гамлете есть моменты, которые мужчина, тем более того времени, ну просто не мог знать о женской психологии. Очень много косвенных деталей указывает на блестяще образованную и просто гениальную женщину - а в то время в Англии была только одна такая. Отличный у вас пост получился, спасибо огромное:)

Аватар

Спасибо за пост!

J

Обожаю книжку Гилилова, читается как детектив. И после неё я тоже перестала верить в Шекспира из Stratford-upon-Avon

Подождите...