Приветствую всех читательниц нашего кружка! 

У меня в заглавном фото сегодня - Императорский казанский университет. 

Потому что мы обсуждаем книгу замечательрой писательницы  Яхиной "Зулейха открывает глаза". Я пишу замечательной, потому что впервые открыла и сразу полюбила ее работу. Удивительно, каким лёгким и светлым слогом она описывает страшные вещи. После прочтения остаётся лишь понимание, но без надрыва и депрессии. Это талант. Я высоко ценю такой стиль, за то, что автор не влезает грубо, разрывая в душу, а лишь касается легко твоих мыслей, сея в них представление о происходящем и надежду на будущее.

Забегая вперед, скажу, что полюбив Яхину, сразу после "Зулейхи" прочитала ее же "Дети мои". Тоже отличная работа.

Но вернёмся к роману "Зулейха открывает глаза". В центре повествования страшное время перемен. Люди меняются, религии, мысли, все меняется и посреди этого хаоса живёт маленькая татарская женщина со своим пониманием мира. Она даже не житель, она как будто наблюдатель. С широко раскрытыми зелёными глазами, она исследует новый мир, открытывшийся ей так внезапно и непрошено.

Казань. 20-30 гг. То, что Зулейха могла увидеть по пути этапирования.

Эта книга не стала для меня откровением по фактам, я по рассказам бабушки помнила и узнавала в книге знакомы ритуалы "строительства светлого будущего": раскулачивание, депортация в теплушках и на барже, как скот, тиф, смерти малолетних детей  и стариков в пути, полный интернационал на местах переселения (татары, немцы, русские, украинцы, корейцы, поляки, турки, чеченцы все депортированные на одной улице, в построенных ими самими домами, дружно жили) - это все из бабушкиного детства, из ее памяти перешло ко мне в ее рассказах. 

А

А на этой фотографии могла быть сама Зулейха. Раскулачивание татар

Рабский труд за еду! Что может быть гениальнее для экономического подъёма страны? Это знали в ещё в Древнем Риме и других ранних цивилизациях. Эту книгу нужно читать школьникам, чтобы знать, как легко время может пойти вспять. 

"По хозяйственному договору, заключенному между ОГПУ и Наркомлесом, поселок был передан последнему для трудового использования в лесной промышленности, а именно – для лесозаготовительных работ. Каждое утро под бодрые крики охраны переселенцы вылезали на утреннюю перекличку, затем шли в тайгу.

Работали боянами – двуручными пилами – и топорами (ненавистные одноручки остались в прошлом), в звеньях по трое: двое валили дерево, третий обрубал сучья и собирал в вязанки; пилили на хлысты (по шесть метров – строительные, по два – для крепежника), трелевали их к волокуше; впрягались в нее втроем и везли на катище, недалеко от поселка, там штабелевали и увязывали.

Вечером возвращались. Заданную норму (четыре плотных метра на человека) давал мало кто, женщины – так вообще никогда, поэтому паек часто срезали. Новенькие жаловались, старички больше молчали, как Иконников, или отшучивались, как Константин Арнольдович. Есть хотелось нещадно, и после ужина многие торопились обратно в тайгу – за грибами (рядом с поселком в изобилии водились боровики и серушки, реже попадались рыжики и даже грузди), ягодами (летом – морошка с черникой, осенью – брусника с клюквой), орехами; не брезговали рогозом (молодые побеги, по вкусу чем-то напоминающие картофель, варили, а пахучую желто-коричневую пыльцу разводили водой и пили); выкапывали мясистые луковицы саранки.

Администрация не возражала." (С)

30-е годы.

Что я чувствую читая эти строки? Главное, что я чувствую, что огромное число людей никогда не родилось после этих репрессий. Как сказал ГПУшник Кузнец в книге: "Ничего, что потери в пути, они ещё расплодятся" (недословная цитата). Нет, они не расплодились. Семьи, кровные узы, традиции потерялись, распались, уничтожились, поросли былью.

Помните крестьянина с женой и четырьмя детьми в вагоне. Он потерял всех за эту поездку. Он потерял свой род и свою жизнь на земле. Интересно, кем он стал? Сколько таких потерянных судеб было? 

те самые, отнюдь не теплые, "теплушки" для депортации людей

А Игнатов? ГПУшник Игнатов. Идейный вначале и разочарованный в конце. Вот как думал он, глядя на Зулейху:

"Надо же, выжила. Толстая рыжая бабища из шестого вагона с большой алой родинкой на щеке умерла еще у Щучьего озера, крепкое, жизненными силами дышащее тело не спасло. Дородная жена муллы, любительница кошек, тоже не выдержала пути, убыла под Вагаем. А эта – жива. Мало того – дите вынашивает. И в чем душа держится…

Почему он тогда не оставил ее следователю в Пышме? Игнатов так и не смог ответить себе на этот вопрос. Верно, потому же, почему драпал по черной лестнице от неизвестного уполномоченного в кабинете Бакиева. Сердце дрогнуло, побежало вперед головы – вот и сделал глупость. Если охолонуть, подумать хорошенько – и бежать не следовало бы, и бабу эту из-под следствия не забирать. Ему-то до нее – какое дело?! Правильно, никакого. Вот лица ее мужа, к примеру, Игнатов не смог вспомнить, как ни старался. Каждый раз потом сердился на себя – зачем мучился? Если всех мужиков, что бросались на него с топорами да вилами, вспоминать – жизни не хватит. У него и так в голове целая дивизия поселилась. Папка «Дело» называется, несколько сот душ. Черт, выкинуть бы все эти лица из памяти, да не выходит. Ладно, довезет их до Ангары, сдаст Кузнецу – и баста. Забудутся, со временем непременно забудутся." (С)

Сколько их, таких строителей светлого будущего, остались с разбитыми мечтами? Или, они не заметили, как их мечты превратились в труху? Поразительно, как легко люди, по команде свыше, могут превращаться в роботов-исполнителей. Я недавно читала об эксперименте Милгрема и он показал удивительные результаты. 65% людей готовы убить другого такого же человека по приказу свыше, не разбираясь в своих мыслях и убеждениях, только по приказу, человека в форме. Это наша природа? Мы так легко програмируемы?

Интересно, как Игнатов рассуждает на эту тему с самим собой:

"Так и есть: он, Иван Игнатов, – здесь, в Сибири. Утопил три сотни вражеских душ в Ангаре. Оставлен комендантом при горстке полуживых антисоветских элементов. Без продовольствия и личного состава. С приказом: выжить и дождаться прихода следующей баржи.

Положим, он их не топил, а пытался спасти. – Пытался – слово для слабаков, как говорит Бакиев. Коммунист не пытается, он делает. – Да не мог я их спасти, не мог! Старался, из кожи лез, сам чуть не утонул. – Ведь не утонул же! А они все – утопли, рыб сейчас кормят на дне. – Неужели было бы лучше, если б я утонул вместе с ними?! Да и кто они такие?! Кулаки, эксплуататоры, обуза для советской власти – враги. Расплодятся еще, как говорит Кузнец. – Чужими словами свою вину прикрыть хочешь? Да и чьими словами-то – Кузнеца, суки…

Дурные мысли, как гвозди, вколачиваются в мозг, колют его на части. Игнатов снимает фуражку, собирает волосы в ладонь, тянет, словно хочет сорвать с черепа. Приказывает: отставить! Занять руки делом, а ноги – ходьбой. Утомить, умотать, уморить тело, чтобы не думалось. Или – думать о другом." (С)

река Ангара

Игнатов проходит метаморфозу на диком суровом берегу Ангары. Он не объясняет себе прямо, но уже чувствует, оставленный своим начальством на год, что он человек, такой же как его подконвойные. Человек не может существовать в одиночку, и Игнатов только теперь понимает, как ему необходимы люди. И что "скот" который он конвоировал - люди.

Тема "яйца" профессора Вольфа Карловича Лейба особенно тронула меня. Как часто хочется уйти в такое яйцо. Это чудесное свойство психики, суметь вовремя уйти в яйцо, чтобы выжить. Это, конечно, обман, но Вольф Карлович может себе его уже позволить. Он прожил долгую жизнь и, будучи не в силах менять мир, изменился сам под новый мир. Как смог. 

Профессоры медицины Императорского казанского университета

Интересно, как меняется сама Зулейха. Её взгляды. Как она, впервые встретившись с миром, настоящим суровым миром, не знавшая его, помимо своей патриархальной семьи, учится выживать в нем. Как платок с ее головы был снят и  отдан сыну, вместо себя, так и вера ее заменилась заботами выживания себя и ребенка.

"Молилась редко, впопыхах. В том, что Аллах их не видит и не слышит, убедилась во время недавнего голода: если бы Всевышний услышал хоть одно из тысяч слезных молений, посланных ему Зулейхой в ту суровую зиму, он бы не смог оставить ее и Юзуфа без своего милостивого попечения. Значит, высочайший взор не достигал этой глухомани. Жить без постоянного внимания и строгого надзора всевидящего ока было поначалу страшно, будто осиротела. Затем – привыкла, смирилась. Иногда, по привычке, посылала в небесную высь небольшие торопливые молитвы – как отправляют короткие письма из далеких и диких мест, не надеясь, что они долетят до адресата." (С)

Наконец, Зулейха открывает глаза. Она - охотник. Эта маленькая татарская женщина, живёт теперь с открытыми глазами. 

"За всю свою прежнюю юлбашскую жизнь Зулейха столько не думала, как за один-единственный день на охоте. За вольные охотничьи годы всю жизнь припомнила, по кусочкам разобрала, по щепочкам. Недавно вдруг поняла: хорошо, что судьба забросила ее сюда. Ютится она в казенной лазаретной каморке, живет среди неродных по крови людей, разговаривает на неродном языке, охотится, как мужик, работает за троих, а ей – хорошо. Не то чтобы счастлива, нет. Но – хорошо."(с)

Любопытна трансформация традиционных принципов Зулейхи. Как женщина, мать своего народа, она впитала традиции держать сына близко, при себе, как делала ее свекровь Упыриха и многие-многие поколения женщин до нее. Но как ни больно отрывать своего Юзуфа от себя, Зулейха понимает, что сын вырос, возмужал, имеет свои желания, хочет узнать мир сам. И она с болью отпускает его, прося паспорт для него у Игнатова. Зулейха теперь смотрит на мир шире, своими зелёными, полными слез, глазами.

река Ангара

Дальше я напишу неприятные вещи, с которыми многие не согласятся, но в моей рецензии, я не могу не проследить эту причинно-следственную связь, которая мне бросается в глаза. А многие даже обидятся и пожелают помалкивать, раз я не в России живу. Но я всё равно скажу, и будь что будет.

Если вы меня спросите, почему в самой большой по площади стране мира, в магазинах продают египетскую картошку, израильские помидоры, и белорусское молоко, я вам отвечу вот этой цитатой:

"Кулацким ростом стали называть быстрое обогащение сосланных крестьян. Отправленные за тысячи километров от родного дома, они, за шесть-восемь лет оправившись от удара и немного освоившись на чужбине, исхитрялись и тут заработать лишнюю копейку, отложить, а после прикупить на нее личный хозяйственный инвентарь и даже скот. Коротко говоря, до нитки разоренное крестьянство окулачивалось заново, что, конечно, совершенно недопустимо. Потому в государственных верхах было принято мудрое решение: рост – немедленно прекратить; виновных – наказать; кулаков, даже в ссылке так коварно проявивших свою неистребимую индивидуалистическую сущность, организовать в колхозы. Карательная волна за допущенное окулачивание прокатилась по рядам НКВД, включая и высшие его эшелоны, и влилась в общий поток репрессий тридцать седьмого – тридцать восьмого годов." (С)

Самый креативный, крепкий, работящий класс людей, тех, кто во всем мире стал средним классом со времён индустриализации, в тридцатые годы прошлого века - уничтожили, если не физически, так морально. 

Агитационный плакат 20-30 гг. прошлого века

Дорогие читательницы, простите меня, за резкие суждения, но на этих словах в книге, я сама как будто выпила с героями поллитра самогона, и опьянела от ярости ко всему этому идиотскому строю, который, по моему убеждению, был огромной ошибкой в истории:

"Кузнец хотел, чтобы семрукский колхоз не только снабжал продуктами поселок, но и поставлял их на Большую землю.

– Что я тебе поставлю?! – Игнатов трясет перед малиновым лицом Кузнеца бледно-зелеными, с белым отливом перьями лука. – У меня самого этих овощей – на один раз поужинать. Хлеб – еле вызревает! Год работаем – месяц едим! Четыреста ртов!

– А ты постарайся! – Кузнец вырывает из игнатовских пальцев лук, запихивает в широкую пасть, перемалывает зубами. – Ты думаешь, для чего мы колхоз создаем, голуба, – чтобы ты тут в одну харю репу свою трескал? У тебя – четыреста пар рук! Изволь – потрудись и поделись с государством!" (С)

Но я читаю дальше и вижу сказку, рассказанную Зулейхой своему сыну. И эта старая татарская легенда, из недр устного народного творчества, расказанная вовремя, как чудо, внезапно примиряет  мои взгляды со свершившейся историей. Эта удивительная сказка - краткое содержание всей книги. Настолько точная и яркая притча о всех нас. О том, что такое жизнь. И я прекрасно поняла, что такое долина Единения, Смятения и Отрешения. И я поняла, что герои книги, заброшенные и выжившие на берегу Ангары и есть те самые птицы Семруги. Что мы все, люди, и есть птицы Семруги. 

Странно, какой уникальный рецепт примирения несёт это произведение. Как сказал доктор Лейбе: "Мы - это только здесь и сейчас" (недословная цитата)

Тонкая, глубокая и проникновенная книга. 

А какие у вас впечатления от прочтения?

Обновлено 30/06/18 19:21:

По результатам вчерашнего голосования, с большим отрывом победила книга Киза "Цветы для Элджернона". Приятного чтения!  Обсудим  10 июля. 

Спасибо всем проголосовавшим!

Подпишитесь на наш
Блоги

Литературный кружок. Яхина "Зулейха открывает глаза". Обсуждение.

19:05, 30 июня 2018

Автор: Bordzhia

Комменты 81

B

Чтиво для мазохисток с привычкой к соплежуйству. Разнылись и устроили кудахтанье, причем не задумываясь ни о чем вообще, и даже не пытаясь что-то прочесть параллельно. А ничего что во времена Великой депрессии в Штатах на порядок больше людей горбатились "за еду" в условиях ничуть не лучше, на так называемых "общественных работах" для безработных и обобранных? В болотистой местности, в малярийных районах и мерли еще даже в больших масштабах. Или конфискация золота в США в начале 30-х, когда правительство недолго думаю изъяло весь золотой запас не только у населения, но и у бизнеса, а потом задрало цену на золото? Нееее, коллективизация - зло, кудах-тах-тах, конфиская золотошки - неее, не слышали. Так что - диагноз тот же, автор опуса коньюктурщица, подвизавшаяся в рекламке и сообразившая где-бы по легкому срубить бабла, пока российская власть платит за плевки на историю ССССР.

O

Девочки, спасибо вам большое! Простите, может быть не в тему, но очень захотелось написать... Благодаря вам я узнала о большом количестве авторов и книг, которые стоит прочесть))) И "Зулейху" уже скачала!

Аватар

Автор, есть еще фильм недавний совсем Экспериментатор, там тоже про эти социальные исследования рассказано (не помню точно имя исследователя, но по описанию очень похоже). Действительно абсолютное большинство по приказу причиняли боль без всяких сомнений. И кому рассказываешь про этот эксперимент, все ведь говорят, нет, я бы не стал, а откуда тогда берутся все эти 65% исполнивших приказ.

Аватар

"Рабский труд за еду! Что может быть гениальнее для экономического подъёма страны?" Заключенный в СССР было около двух процентов, Если именно их труд обеспечил такой офигенный подъем, что мешало бесчеловечной советской системе (сарказм) посадить еще процентов 5% населения - и тогда Марс освоили бы к 30-тому юбилею революции. "Это знали в ещё в Древнем Риме и других ранних цивилизациях" - рабский труд малоэффективен, об этом написано даже в учебнике. Но ярое и эмоционально окрашенное помнится лучше фактов. даже если они из учебника по древней истории.

Аватар

Меня заворожила эта история, читала безотрывно три года назад и потом несколько раз перечитывала. Семью моей мамы спасло от раскулачивания только то, что в ее тетю влюбился председатель сельсовета и женился на ней, поэтому их оставили в покое. Страшное было время. Очень понравился образ Зулейхи, такой хрупкой и прозрачной женщины, которая наперекор всему выжила и спасла сына.

Подождите...