Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Литературный кружок. М.Кундера "Невыносимая лёгкость бытия" Обсуждение

94
Литературный кружок. М.Кундера "Невыносимая лёгкость бытия" Обсуждение

Приветствую всех читательниц нашего кружка!

Сегодня мы обсуждаем "Невыносимая лёгкость бытия" чешского писателя Милана Кундеры.

Я читала эту книгу ранее, и она на меня произвела сильное впечатление. Такое стойкое послевкусие от нее, как-будто в ней больше, чем написано. 

Автор использует много философских рассуждений от лиц героев романа. Некоторые читатели из-за этого могут воспринять героев картонными, озвучивающими мысли Кундеры. Но я разглядела в них живых героев. Я поверила в их любовь, их отношения. Я поверила, что они могли бы жить.

Действия разворачиваются в Чехии около весны 1968 года. Эта весна принесла чехам много надежд и разочарований. 

Роман безусловно затрагивает политику, свободу и зависимость. Но я не хочу углубляться именно в эту часть. Для меня, те события лишь фон для настоящей жизни героев, их поступков и решений.

Не случайно Кундера в начале романа примирился с Гитлером. Не пугайтесь, не с самим Гитлером, но со временем, в котором прошло его детство. Его личным настоящим временем. Вот, как автор описывает это удивительное чувство. Я думаю, всем, кто помнит наши 90-е и ларьки со сникерсами и лосинами будут в какой-то степени близки эти строки:

"Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере, я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени, которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено."

Писатель много рассуждает о времени. И о нас во времени. 

Вообще, после прочтения, у меня возникло чувство, что мы, такая ничтожная песчинка во времени, что нужно наслаждаться каждым мгновением этого бессердечного, смутного, военного или перестроечного, застойного, или революционного времени. 

Мы люди, живём здесь и сейчас, и только наши мысли, чувства и поступки определяют наши жизнь. 

Томаш и Тереза - центральные герои романа. Их жизни сплелись случайно. 

Эти отношения мучительно, шаг за шагом, становились тяжелее, но весомее и сильнее. Абсолютно точно писатель описал рождение любви, вопреки здравому смыслу. Любви обожженного мужчины и убегающей от матери и себя, молодой женщины. 

Они, как будто, не созданы друг для друга, но череда случайностей и совпадений притягивает вместе этих одиноких людей. Об этих событиях автор интересно пишет. А ведь и правда, так всегда бывает? Все сплетено из случайностей.

"Семь лет тому в больнице Терезиного городка случайно было обнаружено тяжелое заболевание мозга, ради которого для срочной консультации был приглашен главный врач клиники, где работал Томаш. Но у главврача случайно оказался ишиас, он не мог двигаться и послал в провинциальную больницу вместо себя Томаша. В городе было пять гостиниц, но Томаш случайно напал именно на ту, где работала Тереза. Случайно до отхода поезда у него оставалось немного свободного времени, чтобы посидеть в ресторане. Случайно была Терезина смена, и она случайно обслуживала стол, за которым сидел он. Потребовалось шесть случайностей, чтобы они подтолкнули Томаша к Терезе, словно его самого к ней не тянуло.

Он вернулся в Чехию из-за нее. Столь роковое решение опиралось на любовь столь случайную, какой и вовсе могло не быть, не уложи ишиас семь лет назад его шефа в постель. И эта женщина, это олицетворение абсолютной случайности, лежит теперь рядом с ним и глубоко дышит во сне."

Отношения мучительны для обоих: она терзается ревностью, не беспочвенной, он - состраданием и жалостью, вместе с нежной привязанностью, которая его удивляет в самом себе. 

Тереза, женщина, ищущая себя. Убежав от материнского, отвратительного ей, она вступает в такие же перевернутые отношения с Томашем. Его она любит, но ей отвратительны его измены. Её сны полны этими отвращением и любовью одновременно.

Тереза оживает, только фотографируя советские танки, на улицах. Как будто советские танки - это чужая женщина, ругающая твоего ребенка-страну. И  что-то материнское вырывается в этом ее вызове запечатлеть, защитить свою маленькую любимую страну, не дать в обиду своего ребенка. И в то же время почувствовать себя живой, способной дать отпор чужой женщине.

"Дни, когда она фотографировала советских солдат на пражских улицах и лицом к лицу встречалась с опасностью, были самыми прекрасными в ее жизни. Это были единственные дни, когда телевизионный сериал ее снов оборвался и ночи ее стали счастливыми. Русские на своих танках принесли ей душевное равновесие. Теперь, когда праздник кончился, она снова стала бояться своих ночей и хотела бы бежать от них. Она поняла, что бывают обстоятельства, при которых она может чувствовать себя сильной и счастливой, и мечтала теперь уехать в другой мир с надеждой, что там снова встретится с чем-то подобным."

Но Тереза, как и миллионы чехов, не смогли противостоять силе, которая сильней даже женской, материнской - силе мужской, силе власти. 

Они эмигрировали в Швейцарию. 

И она опять целиком погрузилась в свои отношения с Томашем. Но и здесь она не может найти покоя, уверенности от любви Томаша. Она ревнует и уходит от него, возвращается обратно в Чехию, спустя семь лет совместной жизни.

Томаш чувствует себя легко впервые за семь лет. 

"Любовь между ним и Терезой была прелестна, но утомительна: он постоянно должен был что-то утаивать, маскировать, изображать, исправлять, поддерживать в ней хорошее настроение, утешать, непрерывно доказывать свою любовь, быть подсудным ее ревности, ее страданиям, ее снам, чувствовать себя виноватым, оправдываться и извиняться. Это напряжение теперь исчезло, а красота осталась.

Суббота клонилась к вечеру, он впервые прогуливался по Цюриху один и вдыхал аромат своей свободы. За углом каждой улицы таилось приключение. Будущее вновь стало тайной. Опять вернулась холостяцкая жизнь, жизнь, которая, как он некогда думал, была ему предначертана; лишь в ней он может оставаться воистину самим собой.

Вот уже семь лет он был привязан к Терезе, ее глаза следили за каждым его шагом. Было так, словно она привязала к его лодыжкам железные гири. А теперь неожиданно его шаг стал гораздо легче. Он чуть не парил в воздухе. Он оказался в магическом поле Парменида: он наслаждался сладкой легкостью бытия."

Но нужна ли человеку лёгкость? Лёгкость - это хорошо или плохо? 

И Томаш понимает, что плохо. Ему нужна Тереза, ему нужна тяжесть.

Он возвращается за ней в Чехию. Это дорога в один конец.

Понравилось мне рассуждение писателя о нашем месте в жизни. О том, как мы его себе представляем и добываем. Эта удивительная сила, способная вынуть тебя из обыденности и серости, и поставить на то место, о котором мечтаешь. Тереза обладала этой силой (привет Меган Маркл, почему-то подумала я :))

"Девушка, мечтающая приобщиться к “чему-то высокому”, но вынужденная меж тем разносить пьянчугам пиво и по воскресеньям стирать грязное белье материнских отпрысков, накапливает в себе великий запас жизнеспособности, какая и не снится тем, кто учится в университетах и зевает над книгами. Тереза прочла куда больше их и знала о жизни куда больше их, но она никогда так и не поймет этого. То, что отличает человека учившегося от самоучки, измеряется не знаниями, а иной степенью жизнеспособности и самосознания. Вдохновение, с каким Тереза окунулась в пражскую жизнь, было одновременно неистовым и зыбким. Она словно ждала, что и один прекрасный день кто-то скажет ей: “Тебе здесь не место! Вернись, откуда пришла!” Вся ее тяга к жизни висела на единственном волоске: на голосе Томаша, который когда-то вызвал наружу ее душу, пугливо затаившуюся в ее нутре."

А следующий отрывок, возможно вызовет бурное осуждение, но я не могу не согласиться с писателем, что события в Чехии запечатлены, одними из первых фото документов, не скрытых в архивах СССР. Я не берусь обсуждать политическую необходимость тех событий. Хотя я,  мягко говоря,  осуждаю коммунизм, как явление. Я же сейчас просто понимаю людей. Мне жаль людей. Мне жаль чехов, за отнятую у них свободу. Мне жаль советских людей, за то же самое. Когда я смотрю на лица некоторых наших солдат на фото, мое сердце так же сжимается, как у любой матери мира - они просто испуганные мальчишки, которых так ждут домой. Я не правительство, я человек, женщина, и всегда буду на стороне обычных людей. 

"Все предшествующие преступления русской империи совершались под прикрытием тени молчания. Депортация полумиллиона литовцев, убийство сотен тысяч поляков, уничтожение крымских татар — все это сохранилось в памяти без фотодокументов, а следовательно, как нечто недоказуемое, что рано или поздно будет объявлено мистификацией. В противоположность тому, вторжение в Чехословакию в 1968 году целиком отснято на фото- и кинопленку и хранится в архивах всего мира.

Чешские фотографы и кинооператоры прекрасно осознали, что именно они могут совершить то единственное, что можно еще совершить: сохранить для далекого будущего образ насилия. Тереза всю неделю была на улицах и фотографировала русских солдат и офицеров во всех компрометирующих их ситуациях. Русские не знали, что делать. Они получили точные указания, как вести себя в случае, если в них будут стрелять или бросать камни, но никто не дал им инструкций, что делать, если кто-то нацелит на них объектив аппарата.

Она отсняла уйму пленки. Пожалуй, половину раздала в непроявленных негативах зарубежным журналистам (границы все еще были открыты, приезжавшие из-за кордона репортеры были благодарны за любой материал). Многие фотографии появились в самых разных заграничных газетах: на них были танки, угрожающие кулаки, полуразрушенные здания, мертвые, прикрытые окровавленным красно-сине-белым знаменем, молодые люди на мотоциклах, с бешеной скоростью носящиеся вокруг танков и размахивающие национальными флагами на длинных древках, молодые девушки в невообразимо коротких юбках, возмущавшие спокойствие несчастных, изголодавшихся плотью русских солдат тем, что на глазах у них целовались с незнакомыми прохожими. Как я уже сказал, русское вторжение было не только трагедией, но и пиршеством ненависти, полным удивительной (и ни для кого теперь не объяснимой) эйфории"

Вот, что могла бы снять Тереза тем августом 1968:

Я взяла не самые кричащие фото, кто заинтересуется посмотрите сами эти документы.

Но, как я уже писала, твое время всегда одно. Это то, что ты сам делал в это время. 

Не смотря ни на какой политический, экономический строй, только ты создатель своего времени. Я думаю, сейчас, где-то в одном из голодающих государств Африки, дети играют в футбол, так же, как и мы в 90-е сидели полгода без папиной зарплаты, но играли весело во дворе с друзьями. Это было наше хорошее время детства. И оно навсегда останется в памяти игрой с друзьями, не смотря ни на что.

А у влюбленных навсегда останутся воспоминания о любви, при каком бы правительстве они ни жили.

Человеческое всегда перевешивает режимное и государственное.

Я прервусь здесь, потому, что многое ещё можно написать. Конечно и линия Франца и Сабины заслуживает внимания. И сама по себе Сабина очень интересная героиня. Я же выразила то основное, что особенно тронуло меня.

А какие у вас чувства после прочтения? О чем этот роман? Какая линия героев вам показалась наиболее близкой? Обсудим?

 

Напоминаю, что теперь, по результатам голосования, мы читаем "Моя кузина Рейчел" к 5 июня. 

Дальнейшее голосование я проведу отдельным постом, на следующей неделе. 

Спасибо, за участие и обсуждение!

 

 

Оставьте свой голос:

570
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

tangomania
tangomania

Я достаточно давно читала этот роман, многое уже не помню, к сожалению. Не так давно вспоминала о нем, кстати. Сейчас у меня другое ощущение и другие мысли. Думаю, что Томаш не любил Терезу, если не ошибаюсь, это чуть ли не открытым текстом было. А Терезу жаль, мне кажется, она не ценила себя, как сейчас говорят, с детства не чувствовала любовь, поэтому и держалась за Томаша.

Bordzhia
Bordzhia

tangomania, я думаю, всё-таки любил. Они оба, как раненые. Он - предыдущим неудачным браком, она - своей не чуткой матерью. Любили друг друга, как умели. Но любили, думаю.

leonel
leonel

Не знаю, как по мне - Кундера переборщил с философией. Какая-то она вымученая и чересчур фрейдизская.
По поводу отношений Терезы и Томаса целиком согласна с tangomania.

Bordzhia
Bordzhia

leonel, а мне как раз понравилась его философия. Люблю, когда автор вот так разговаривает с читателем. И ты начинаешь думать, и думать об этом, пока не приедешь к какому-то пориманию или отрицанию.

leonel
leonel

Bordzhia, ну вот я и пришла, видимо, к отрицанию.

tangomania
tangomania

leonel, а мне тоже раньше, что слишком вымученно, тяжело и с претензией. Именно этот роман довольно тяжело шел (я после него читала Вальс на прощание, вот это гораздо легче зашло). А сейчас я вообще иначе воспринимаю.

Irinaza1
Irinaza1

Книгу не читала, но уже хочу прочесть

Bordzhia
Bordzhia

Irinaza1, читайте с удовольствием!

lily_wine
lily_wine

Читала пару лет назад, вся разобрана на цитаты. На меня произвела сильное впечатление, особенно тема дуализма тела и души.

fifnfyue
fifnfyue

))) Красивый пост очень) Автор, книгу не читала, но вопрос есть, чему автор уделил больше внимания: отношениям между главными героями, рассуждениям с читателями, или описывает и исторические события того года? Если исторические события присутствуют, то какой они носят характер: описание автора как очевидца, или он использовал какие-то архивные документы? (прошу прощения, ничего не знала об этом авторе до Вашего поста)

Bordzhia
Bordzhia

fifnfyue, хмм, трудно ответить чему больше. Я бы описала это кратко так: крик души Милана Кундеры о вечности времени и любви и человечности, и быстротечности жизни и политического устройства.

Описания исторических событий больше, как участника и очевидца.

Отношения героев на фоне исторических и философских размышлений

fifnfyue
fifnfyue

Bordzhia, спасибо! Очень люблю описание очевидцев, есть смысл прочесть. В подобной философии и отношениях между героями автор, наверняка, недвусмысленно выражает свое отношение к событиям. Еще раз спасибо, теперь буду читать Рейчел))) (хотя, возможно, читала)

Bordzhia
Bordzhia

fifnfyue, я тоже буду читать "Рейчел". Ещё не читала. Обсудим тогда.

fifnfyue
fifnfyue

Bordzhia, если пойму)

ledimarmelad
ledimarmelad

Спасибо большое за пост! Очень люблю Кундеру, прочитала его всего, Невыносимая легкость бытия моя любимая книга. Перечитывала несколько раз, разбирала на цитаты.

Bordzhia
Bordzhia

ledimarmelad, очень рада, что вам понравился пост. Почему вы так любите этот роман?

njunjunju
njunjunju

Читала лет в 17-18. В деталях уже не помню, но после этого романа прочитала все произведения Кундеры, которые только смогла найти. Очень нравится как он умеет описать эмоциональное состояние человека. Очень доходчиво и понятно.

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

njunjunju, и я так, лет в 20 перечитала всего Кундеру, а деталей не помню. Кажется, в этой книге у главной героини была собака по кличке Каренин)? Могу путать)

Bordzhia
Bordzhia

Angel_in_heaven, все правильно вы помните, - Каренин!

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

Bordzhia, Ну хоть это помню)). Жаль, что все остальное смазалось в памяти)

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Семья "Ювентус": Криштиану Роналду поделился новым фото с Джорджиной Родригес и детьми
Ким Кардашьян и Канье Уэст планируют завести четвертого ребенка
Хилари Суонк вышла замуж за предпринимателя Филипа Шнайдера: первые фото, платье невесты и другие подробности
Битва платьев: Меган Маркл против Дженнифер Гарнер
После помолвки Джастина Бибера с Хейли Болдуин Селена Гомес заговорила в сети о "желании чужой жизни"
Тина Кунаки и Венсан Кассель подтвердили слухи о скорой свадьбе
Ирина Шейк соблазняет глубоким декольте на обложке испанского Vogue
Владимир Вдовиченков, Елена Лядова, Елена Летучая, Олег Меньшиков и другие на премьере фильма "Гоголь. Страшная месть"
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский отметили его день рождения в Испании: серия "влюбленных" фото
Отмечаем День без макияжа вместе с Дрю Бэрримор: как актриса научила нас быть проще
Мастер-класс от Кети Топурии: певица учит позировать в бикини
Монеточка выпустила клип в стиле фильма "Брат" и 90-х. В нем снялась Татьяна Буланова
Она вам не Саманта: где еще снималась Ким Кэтролл
Кайли Дженнер, Рита Ора и Дженнифер Лопес развлеклись на афтепати MTV VMA 2018 в Нью-Йорке
Клаудия Шиффер с мужем и детьми отдыхает на яхте в Портовенеро
MTV Video Music Awards 2018: выбираем худший образ церемонии
#надеждаПескова: Татьяна Навка и Дмитрий Песков отмечают день рождения младшей дочери
MTV Video Music Awards 2018: выбираем лучший образ