Приветствую запоздало всех сплетниц, читательниц нашего кружка. Извините за задержку, в свое оправдание скажу, что у меня ещё день 15-ого. Хотя это меня не оправдывает.

В последний раз я писала сочинение в школе. Оттого, так неловко мне писать текст в форме сочинения. Поэтому я продолжу писать в стиле предыдущего обсуждения романа Толстого. Поэтапно, иногда перемежая свои мысли цитатами, которые к ним привели. Буду писать о том, что увлекло и показалось интересным. 

Итак, роман разворачивается в 20-е годы 20-ого века. Послевоенное время после Первой мировой войны. Время психоанализа, время послевоенного духа, время арт деко, популярности Фрейда,  повсюду  появляются клиники для поправления душевного здоровья богатых людей. Как не без иронии заметил Фитцджеральд, в них лечились в основном те, кто считал себя жертвой войны, но как правило на войне не был. 

Этот роман о том, как люди любят и как всё проходит. На примере семейной пары мы видим весь спектр чувств: от жалости, до страсти, любви, зависимости, пресыщенности, внутреннего освобождения от другого человека и до разрыва. В конце остаётся только чувство, что кто-то кого-то использовал и разрушил, и это вовсе не тот, кто казался сильным с самого начала.

Я начала читать сразу после Толстого. И долго не могла поймать ритм повествования. Сначало все было очень сумбурно и тягуче. Но когда, мои мысли подхватили наконец волну Фитцджеральда, то стало очень легко плыть вместе.

Героиня Розмари на первых трёх страницах два раза влюбилась и один раз мысленно отдалась. Дело молодое, ей в конце концов всего 18-ть, но после нашей Китти с ее радостными мыслями о пирожных для детей Долли в связи с новым положением жены, все это кажется каким-то несерьезным поначалу.

Но не подумайте, что я по-старчески ворчу, просто не сразу переключилась.

Впрочем, девушек разделяет примерно 80 лет, как меня и мою прабабушку, и разные материки рождения. Поэтому, скорее абстрагируюсь и стараюсь вникнуть в проблемы старлетки Голливуда начала 20-ого века.

Розмэри. 18 лет. Американка. Путешествуя с матерью по Европе, приехала на французскую Ривьеру, отдохнуть на пляже после пневмонии, полученной на съёмках фильма. Очень симпатичная молодая девушка. Актриса нового, успешного в прокате, фильма.

Миссис Спирс - мать Розмэри и ее агент. Сопровождает дочь в поездке.

"Мать была лучшей подругой дочери и руководила ею, делая на это свою последнюю в жизни ставку — явление, довольно распространенное в околотеатральной среде, но миссис Спирс отличалась от других тем, что не искала тут способа отыграться за собственные неудачи. Она не была в обиде на судьбу — два благополучных брака, оба завершившиеся вдовством, укрепили жизнерадостный стоицизм, заложенный в ней природой. Один из ее мужей был кавалерийским офицером, другой — военным врачом, и оба оставили ей небольшой капитал, который она старательно сберегала для Розмэри. Она не баловала дочь и этим сумела закалить ее характер, но в то же время не щадила себя, пестуя ее заботливо и любовно, и этим воспитала в ней идеализм, уже давший свои плоды: Розмэри боготворила мать и на все смотрела ее глазами. А потому, при всей своей детской непосредственности, она была защищена двойной броней, материнской и собственной, вполне по-взрослому чураясь всякой фальши, пошлости и дешевки. Однако после внезапного успеха Розмэри в кино миссис Спирс почувствовала, что пора отлучить ее от груди, и вполне искренне готова была не огорчиться, а порадоваться, если этот кипучий, страстный и взыскательный идеализм сосредоточится на ком-либо, помимо матери."

Розмари знакомится с компанией молодых американцев на пляже. 

Интересна первоначальная реакция Розмари на выходку супругов Дайверов. Она с искренним восторгом принимает этих весёлых людей.

"Розмэри кружевные панталоны привели в полный восторг. В своей наивности она горячо откликалась на расточительные шалости Дайверов, не догадываясь, что все это далеко не так просто и не так невинно, как кажется, что все это тщательно отобрано на ярмарке жизни с упором не на количество, а на качество; и так же, как и все прочее — простота в обращении, доброжелательность и детская безмятежность, предпочтение, отдаваемое простейшим человеческим добродетелям, — составляет часть кабальной сделки с богами и добыто в борьбе, какую она и вообразить себе не могла. Дайверы в ту пору стояли на самой вершине внешней эволюции целого класса — оттого рядом с ними большинство людей казалось неуклюжими, топорными существами, но уже были налицо качественные изменения, которых не замечала и не могла заметить Розмэри"

Дик и Николь Дайверы. Молодая семейная парочка американцев с двумя детьми. Они богаты, молоды (Розмэри полумала, что Николь около 24 лет, а Дику 34) живут во Франции, на прекрасной вилле "Диана", дети их говорят помимо английского, на французском. Это люди высшего класса Америки. Николь дочь богатых родителей. Дик молодой доктор психиатр, впрочем, вначале романа не практикующий, не считая своей жены.

Розмари похоже влюбилась в Дика Дайвера. И как бы оправдывая себя, говорит сама себе невысказанными словами матери:

"«Тебя готовили не к замужеству — тебя готовили прежде всего к труду.

Вот теперь тебе попался первый крепкий орешек, и такой, который стоило бы расколоть. Что же, попробуй — выйдет, не выйдет, в убытке ты не останешься. Приобретешь опыт, быть может, ценой страдания, своего или чужого, но сломить тебя это не сломит. Ты хоть и девушка, но стоишь в жизни на собственных ногах, и в этом смысле все равно что мужчина»."

Юная героиня проводит много времени в компании новых знакомых, очаровывается укладом их легкой и богемной жизни.

Вот как Фитцджеральд описывает девушек компании, включая саму героиню:

"Николь — внучка разбогатевшего американского торговца и внучка графа фон Липпе-Вайссенфельда. Мэри Норт — дочь мастера-обойщика и потомок Джона Тайлера, десятого президента США. Розмэри — девушка из скромной буржуазной семьи, закинутая матерью на безымянные высоты Голливуда. Одним они походили друг на друга и этим же отличались от многих других американских женщин: все три охотно существовали в мужском мире, сохраняя свою индивидуальность благодаря мужчинам, а не вопреки им. Каждая могла стать образцовой женой или образцовой куртизанкой в зависимости от обстоятельств — но не обстоятельств рождения, а других, более значительных: от того, встретит или не встретит она в жизни мужчину, который ей нужен."

Дик Дайвер привлекает к себе людей. Мы встречаем его 34-летним крепким. мужчиной. Он один из тех, кого с детства обволакивает особо приветливым отношением все его окружение, благодаря его наружности и обаянию. Позже, когда ему исполнилось 38 лет мы видим, что он уже совладелец клиники в Швейцарии (не без помощи денег семьи супруги Николь), и отношения с Николь тяготят его. 

"Николь хорошо знала, как все эти люди дорожили его симпатией и его интересом, однако она знала и другое: за шесть лет их супружества Дик ни одной ночи не провел без нее, кроме времени, когда родились их дети. Но в нем было обаяние, которого он просто не мог не пускать в ход; человек, наделенный таким обаянием, пользуется им подчас бессознательно, притягивая к себе тех, кто ему совершенно не нужен. "

"— Я доктор медицины, — сказал он [Дик Дайвер, сватая Николь у сестры]. — Отец мой — священник, теперь уже на отдыхе. Жили мы в Буффало, и в моем прошлом нет тайн. Учился в Нью-Хейвене; потом получил стипендию Родса. Мой прадед был губернатором Северной Каролины, и я — прямой потомок Безумного Энтони Уэйна"

Николь, 24 года. Очень красивая молодая женщина. Пациентка клиники в Швейцарии из-за изнасилования отцом. Дик помогал в ее реабилитаци по просьбе друга психиатра. А потом женился на ней. Дик говорил, что она шизоидный тип личности и всегда будет эксцентричной в поведении. Не смотря на то, что Николь богатая наследница, Дик женился на ней из-за нее самой. Потому что полюбил эту молодую прекрасную девушку.

Вот как думает Николь. Ее мысли очень поэтичны и глубоки, как будто о прогулке на палубе, а на самом деле о жизни с мужчиной.

"С Диком не соскучишься — пассажиры в шезлонгах оглядываются на нас, какая-то дама старается разобрать, что это мы такое поем. Но Дику вдруг надоедает петь, ну что ж, Дик, шагай дальше один. Только один ты будешь шагать по-другому, милый, воздух вокруг тебя сгустится, придется пробираться через тени шезлонгов, через клубы мокрого дыма из трубы.

Увидишь, как твое отражение скользит в глазах тех, кто на тебя смотрит.

Кончится твоя обособленность, но это и лучше; нужно войти в жизнь, от нее оттолкнуться.

А я сижу на подпоре спасательной шлюпки и смотрю на море, не подбирая рассыпавшихся волос, пусть треплются и блестят на ветру. Я сижу, неподвижная на фоне неба, а корабль несет меня вперед, в синюю мглу будущего, для того он и существует. Я — Афина Паллада, благоговейно вырезанная на носу галеры. В пароходной уборной журчит вода, а за кормой, бормоча что-то, стелется переливчатая агатово-зеленая ряска пены."

Этот роман об отношениях. О зависимости друг от друга. Николь зависима от Дика. Но и он в свою очередь зависим от нее. 

"Вернувшись в жизнь после первого приступа болезни, она так полна была надежд, так многого ждала, но жить оказалось нечем, кроме Дика, кроме детей, которых она растила без настоящей любви к ним, точно взятых на воспитание сирот. Ей нравились люди особого склада, бунтари, но общение с ними ей было вредно, нарушало ее покой; она искала секрет той силы, что питала их независимость, или способность к творчеству, или уменье идти напролом, но искала напрасно — секрет таился в борениях детства, давно и накрепко позабытых. А в Николь их интересовали только внешние черты — красота, обманчивая гармония, под которой пряталась ее болезнь. И она была одинока рядом с принадлежавшим ей Диком, который никому не хотел принадлежать"

После того как Дик, берет "отпуск" после очередного приступа Николь и уезжает в путешествие один, он снова встречает Розмэри. Теперь ей 22 года, а ему 38. И теперь, наконец завершилось то с чего начался роман: влечение привело к своему исходу в номере отеля. Но Дик понимает, что любит все-таки жену:

"То, что повлекло его сюда, было не столько влюбленностью, сколько романтическим воспоминанием. Одна у него любовь — Николь; пусть нередко ему и тяжело с ней, а все-таки она его единственная настоящая"

Эти строки ниже  особенно тронули меня. Если бы я могла так красиво и ясно изьясняться, то я сказали бы то же о моей жизни. Вся она соткана из личностей, обрывков счастья и природы, что отпечатались во мне. Вот как говорит об этом Фитцджеральд:

"Впервые Дик испытывал к человеку этого типа не врачебный, а обыкновенный житейский интерес, и ему было ясно, что причина заключена в обаянии Франсиско, том самом обаянии, которое помогает ему совершать преступления против нравственности. А для Дика человеческое обаяние всегда имело самодовлеющую ценность, в каких бы формах оно ни выражалось — в безрассудном ли мужестве той несчастной, что скончалась сегодня утром в клинике на Цугском озере, или в непринужденной грации, с которой этот пропащий мальчишка говорил о самых банальных и скучных вещах. Дику свойственно было рассекать жизнь на части, достаточно мелкие, чтобы их хранить про запас; он понимал, что целая жизнь может вовсе не равняться сумме ее отрезков, но когда человеку за сорок, кажется невозможным обозреть ее целиком. Его любовь к Николь и к Розмэри, его дружба с Эйбом Нортом и с Томми Барбаном в расколотом мире послевоенной поры — при каждом из столь тесных соприкосновений с чужой личностью эта чужая личность впечатывалась в его собственную; взять все или не брать ничего — таков был жизненный выбор, и теперь ему словно по высшему приговору предстояло до конца своих дней нести в себе «я» тех, кого он когда-то знал и любил, и только с ними и через них обретать полноту существования. То была невеселая участь; ведь так легко быть любимым — и так трудно любить"

Все закончилось разрывом. Николь вернула свою жизнь и здоровье, через мужа. И изменив, бросила его.

Фитцджеральд через свои романы проносит самую главную мысль: как люди с деньгами используют людей с душой. Это было и в Гетсби. Т.е. деньги, богатство - это отдельный герой его романов. 

​​​​Фитцджеральд описывает таких тонких и слабых богатых людей, которые в один момент, наигравшись, просто выбрасывают тебя из жизни. Эти люди как будто с чувствами, но без чувств. 

Я не знаю, согласна ли я с таким его видением мира. Мне кажется он проносит какой-то свои личный опыт и обиду на мир богатых, через свои произведения. Для меня и Дик, и Гетсби - отличные ребята, души, которые действительно являются сильными, смелыми и мужественными людьми. И я не согласна, как писатель с ними обходится. Я не верю в бездушность этих женщин из-за богатства. 

Но Фитцджеральд считает по другому. И в обоих его романах четко прослеживается одна линия: сильные мира сего, пережевали и выплюнули хорошего парня, как потерявшую вкус, жевательную резинку.

А вы как думаете? Кто кого использовал в романе? И любил ли кто-то там по настоящему?

Напоминаю, что по результатам голосования 23 мая мы обсудим "Невыносимая лёгкость бытия" М.Кундера.

Обновлено 16/05/18 17:15:

В опросе ошибка в дате. Книгу-победителя опроса будем обсуждать 5 ИЮНЯ, не июля.

Подпишитесь на наш
Блоги

Литературный кружок. Ф. С. Фитцджеральд "Ночь нежна". Обсуждение.

23:26, 15 мая 2018

Автор: Bordzhia

Комменты 97

Аватар

Предложения для обсуждения - Булгаков - любую книгу, Набоков - Защита Лужина, Достоевский - Карамазовы.

Аватар

Фицджеральд - стилист. Насколько я помню стилисты, как художники - многогранная и многослойная структура. Вполне возможно, что второстепенный герой - главная цель книги, желание показать и рассказать что-то свое, донести до читателя. Произведения Фицджеральда отдаленно созвучны с Набоковым, Уайльдом, Ирвином Шоу и я могу назвать еще несколько имен. Это очень красивое почти безупречное изложение, всегда кольцевая композиция и смысл кроется в стиле.

Аватар

Книгу очень люблю))) И очень хорошие здесь отзывы, почти со всем согласна. Если из того, что не упоминалось - это отец Николь, насколько легко он решил свои проблемы! Купил - за франки, как говорил Михалков Меньшикову, дочке мужа и врача в одном лице, и все - проблем нет, ответственности нет. И Николь - такая же. Во время болезни Дик был ей необходим, но когда она выздоровела - он для нее стал символом болезни, того, что она не любит, гибсом, который надоел, вот реально смертельно надоел, пока его нужно было носить. Если бы Николь не была так богата, из такой семьи, с таким воспитанием, когда они могли себе позволить купить за деньги абсолютно все, а потом за ненадобностью выбросить, она бы так не поступила, скорее всего. Есть ведь чувство долга, ответственности - хотя бы перед детьми. Но Николь об этом не думает, как не думал ее отец, который был настолько безответственным и привыкшим удовлетворять свой любой каприз, что дошел до того, что полностью забыл свой отцовский долг, и изнасиловал дочку! И так классно еще это дело замял. Дик не такой, у него чувство ответсвенности и долга развито. В этом их принципиальное различие с Николь.

G

автор спасибо, за пост, написано очень хорошо и понятно.Фитцджеральд был первый после марка твена и лонгфелло американский писатель, прочитанный мной и я была потрясена существованием великой американской литературы, волосы вероники я считаю лучшим расскпзом в мировой литературе вообще, уровень ваньки жукова авторства чехова, но герои "ночь нежна" страшно далеки от народа, я не могу примерить их чувства на себя, толи из- за сложности этих чувств, толи из- за различий в нашем социальном статусе.никого не жалко, никого.но книга великолепна.очень люблю последний магнат, жаль что он не законченный

Аватар

а как вы объясняете, почему Дик опустился после развода? ведь в нем было столько обаяния, столько энергии

Подождите...