Я вчерась сподобилась и посмотрела новую экранизацию романа Стивена Кинга "Оно", и у меня возникли некоторые мысли по этому поводу.  Сразу предупрежу, что это будут обычные причитания с рефреном "Книга лучше!", потому тем, кому понравился фильм, но он не читал оригинальное произведение, лучше пройти мимо моего поста... 

Потому как фильм мне не понравился. Не понравился именно, как экранизация. Вообще, надо, наверное, прекратить смотреть фильмы, снятые по любимым книгам, ей-эдвард... все же формулировка: чем хуже литературный источник, тем лучше получается его экранизация, верна в 99% случаев. Попробую же, не цепляясь к мелочам, излить свои претензии к картине. 

Во-первых, я совершенно не поняла, почему фильму присвоен рейтинг "18+"... из-за рек крови, жутких несвежих покойничков и глумливой ухмылки чересчур зубастого Пеннивайза? Но, о боги, взрослые люди бояться совершенно других вещей! Может быть поэтому (а может потому, что знание сюжета создает скучное чувство предопределенности) первую половину картины, когда Пенни показывал неудачникам свои страшилки, я отчаянно зевала и поглядывала на часы.  Даже то, что в фильме клоун показался каждому герою вовсе не так, как это было в книге (за исключением истории Эдса), дела не спасло. Все равно понятно, что ребенок пойдет в подвал/подворотню/заброшенный дом/хранилище библиотеки (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) встретит там жуткого монстрища, испугается до усрачки и убежит с воплями... скучно, девочки! (с) Искусство Пеннивайза не столько пугать, сколько приманивать, показано только в эпизоде с гибелью Джоржи, но кажется, все мои надежды на хороший фильм умерли одновременно с младшим братом Заики Билла. Далее пошел стандартный такой ужастик, вполне достойный рейтинга 12+, пусть бы детвора повизжала.  Все же фокусы старины Пеннивайза  рассчитаны не на взрослую аудиторию.  Или это из-за сальных шуточек Ричи? Но раз мы предполагаем, что двенадцатилетние дети шутят в таком духе, то должны быть достаточно смелы, чтоб позволить им это смотреть. Короче говоря, как мне кажется, целевая аудитория этого фильма- школьники, но никак не взрослые. 

Второе... зияющая прореха в сюжете фильма (ума не приложу, как они ее теперь будут латать)  - Неудачники совершенно не задаются вопросом, который пришел бы в голову любому нормальному человеку: ЧТО ТАКОЕ ОНО? Ясное дело, что монстр и чудовище, но какова его природа? Это человек? Животное? Вампир? Оборотень? В книге ребята очень толково подошли к этому вопросу. В фильме же этого нет вовсе! В канализации живет какой-то урод, убийца-клоун, так давайте, рОбяты, возьмем палки и пойдем его бить! Элементарное чувство самосохранения подсказало бы им, что прежде, чем идти в нападение, нужно кое-что выяснить о противнике. В книге у Неудачников был плохой, но вполне конкретный план действий. Он сыграл не потому, что он был хороший, этот план, но потому что он был. Здесь придется немного коснутся этой темы, что из себя представляло Оно и в чем было его слабое место.  Оно - по книге - это древнее Зло, пришедшее из Космоса. Оно питалось не только плотью и страхами детей, но и их воображением. Оно существовало и его злая сила была реальна, пока в него... верили. Оно было непобедимо, пока верили в его непобедимость. В силе клоуна и была его слабость, как смерть Кощея - в яице. Любой способ победить Оно и любое оружие против него годилось, если использующий его искренне считал, что это поможет. В книге есть эпизод, в котором Эдс брызгает в Оно дистилированной водой с ментолом из своего ингалятора, представив, что это серная кислота. И это действует, как серная кислота! В этом уникальная особенность детей - умение поверить в миллион невероятных вещей еще до завтрака. Каждый, кто помнит себя ребенком, помнит и эту удивительную способность - оживлять все вокруг себя. Только ребенок может баюкать куклу, искренне считая ее живым младенцем, стрелять из палки, представляя, что это ружье, ходить вокруг канавы, воображая себя путешественником в дикой Амазонии. Именно эта уникальная способность детской фантазии и разбудила Оно, сделав его реальным. И именно благодаря ей - появилась возможность уничтожить монстра из подвала. Дети верят в чудовищ, но верят и в то, что способны их одолеть. И призраки отступят не только от молитвы "Верую, Господи!", но и от цитирования справочника по орнитологии - что в книге с успехом продемонстрировал Стен, отгоняя от себя очередной морок Пеннивайза. Итак, для того, чтоб победить Оно, у Неудачников должен был быть план, какой угодно дурацкий, и непоколебимая вера в действенность в этого плана. В фильме же этого нет, увы-с. Детишки бросаются на страшенного монстра (при виде которого, как полагали создатели картины, и взрослые должны начать писаться в штаны) с безрассудством слабоумного. Как всегда в посредственных ужастиках герои показаны идиотами - они обязательно идут в самый темный угол подвала, спускаются в коллектор, расходятся по одиночке - когда всё - и здравый смысл, в первую очередь - подсказывают ни в коем случае этого не делать. В такие минуты чувствуешь не тревогу за судьбу киноперсонажа - а мутную злобу - коего ляда тебя туда понесло, да чтоб тя там пристукнули побыстрее.))) В итоге получилось, что семеро малолеток грубо избили битами симпатичного немолодого клоуна и сбросили его труп в канализацию... тема не раскрыта. Даже крики "Мы тебя не боимся!" не спасли ситуацию. Потому что они боялись, они должны были бояться, любой дурак бы на их месте боялся, но помогло не отсутствие страха, а вера в свою победу.

В последствии, когда спустя 27 лет Неудачники, уже изрядно постаревшие, вновь сталкиваются со своим неугомонным противником, они понимают, что теперь им сложнее победить Оно, чем это было в детстве. Потому как свою чудесную способность поверить в миллион невероятных вещей до завтрака, они утратили. Ружье превратилось в палку, очаровательный младенец - в кусок розовой пластмассы, а канава за городом перестала быть неисследованными джунглями, и выглядит тем, что есть - канавой. Но если следовать "логике" фильма - шестерым взрослым мужикам и одной крепкой женщине забить битами злобного монстра гораздо проще, чем двенадцатилеткам. Хронометрах картины вполне себе позволял глубже раскрыть основную идею книги - почему именно дети (резонней бы заниматься таким полиции) и именно Неудачники имели шанс победить Оно. Но создатели фильма решили заполнить этот хронометраж не чем-то, хоть сколько-нибудь осмысленным - а жуткими перекошенными рожами утопленников, прокаженных, теток, сошедших с психоделических картин и т.д., и т.п. Наверное, предполагалось, что в зале будут визжать, зажмуриваться, по телу зрителей будут бегать мурашки величиной со слонов, по лбам струится холодный пот, кто-то обкакается, а в итоге все посмотревшие остаток жизни будут спать при включенном свете? Нет, взрослые боятся совсем других вещей. Оно не пугает взрослых детскими страшилками, Оно манипулирует нами.  И - это, пожалуй, то его качество, которого мы могли бы испугаться. Этот момент в книге тоже отражен, и фильм стал бы ближе не к унылому ужастику, а к хорошему психологическому триллеру - если бы показали, как Пеннивайз влияет на мать Эдди, отца Беверли, родителей Билли... но! Нет... Похоже, не в этот раз! 

Еще одна упущенная в фильме возможность - история города Дерри и его атмосфера. Об этом в фильме упомянули, но как-то не сделав акцента на важных обстоятельствах. Я люблю триллеры - и один из самых распространенных и удачных их сюжетов: странный город, в котором слишком часто происходят катастрофы, исчезают бесследно люди, происходят массовые убийства... и в этом плане Дерри - классический образчик. Два раза я уже надеялась, что они осветят эту тему - когда Бен читал книгу об истории города в библиотеке, и когда Неудачники смотрели диафильмы в гараже Билла. Но фиг тебе! Как же! Оба раза сценарист свернул в сторону шуточек Пенни - а-а! отрезанная башка! А-а-а, мамаша Заики превратилась в клоуна! А вот и сам он, как выскочет, как выпрыгнет, чуть не понеслись клочки по закоулочкам!)) Это было... как звонок свекрови во время секса, честное слово! Когда на одной стороне чувствуют себя неудовлетворенными, а на другом - ни фига не понимают. Кмк, люди, которые не читали кинговский текст, остались немного в непонятках относительно Дерри, а те, кто текст читал, остались неудовлетворены освещением важной темы. Наверное, создатели картины сказали бы нам на это что-то вроде: "да ладно, вы же и так все это знаете! Упомянули мельком, да и будет. А кто не знает, у того и сердце не болит. Зато сколько прикольных вау-моментов, когда жуткий Пеннивайз выскакивает из-за угла, как черт из табакерки!" Если целью создателей шедевры было заставить зрителей порой вздрагивать от неожиданности, то соглашусь - они, создатели, ее с блеском достигли. Но -  момент, когда следовало бы озвучить важную для понимания идеи фильма информацию, сводить к эффекту - "ааа, саечка за испуг!" все же не следовало.  Это все равно как - если вы вдруг идете по улице, погруженная в свои какие-то интересные мысли, а тут вдруг из-за угла с диким криком выскакивает ваш друг-придурок - вы напугаетесь, но это какой-то слишком примитивный способ испугать... 

Как не печально говорить об этом - достоинства фильма, а к ним, безусловно, относится и великолепный каст, и замечательная игра детей-актеров - только усилили чувство разочарования от просмотра. Потому что когда видишь, что старались сделать хорошо, а получилось - как всегда, обидней вдвойне. Да - на высоте и музыка, и операторская работа. Пенни был очаровательным и даже местами жутковатым - конечно, не в те моменты, когда разевал свою жЮткую пасть с парой миллионов гнилых острых зубов, а в те минуты, когда ласково улыбался малышу, протягивая ему кораблик из водостока. Пеннивайз, танцующий клоун - в котором нет ничего ужасного, только маленькие дети  плачут, глядя на него. 

Моим любимцем и по книге был Ричи Тозиер, а в фильме он стал почти моим кумиром. Его шуточки и балабольство оживляли самые унылые моменты киноленты, и пожалуй хотя бы ради них стоит фильм посмотреть. Шутки, конечно, дурацкие, но вдохновительна именно сама манера Тозиера шутить в самый неподходящий для этого момент. Заика Билл вышел весьма каноничен. Так же мне понравились - Эдди и Стен, отличное отображение книжных характеров. Бена я представляла несколько иначе... нет, мальчик, который его играл - мил, да, но в моем представлении Бен был серьезнее. И отчего создатели (ох, уж мне эти создатели! да были б здоровы) опустили историю отношений Бена с его матерью. Его лишний вес - это заслуга его мамы, потому что если Эдса мать постоянно лечила, то Бенни - мать постоянно кормила. Потому что толстый и одинокий, он почти наверняка останется с ней - это еще одно проявление эгоизма родителя, когда он ждет, что ребенок проведет подле него всю свою сознательную жизнь. В этом трагедия всех детей "рожденных для себя". Для себя - можно завести кошку, собаку или хомячка, но не впустить в мир человека... матерью Бена так же манипулировало Оно, как и всеми взрослыми города - лучше пусть твой сын будет толстым неудачником, пусть его единственными друзьями будут книги, тогда он навсегда останется рядом с тобой, не уйдет в собственную жизнь, оставив тебя, старой, дряхлой, никомуненужной... и ты достойна этого, и он, безусловно, должен так поступить, ведь ты столько для него сделала... эти слова звучат в душе стольких одиноких матерей и безо всякого Оно...((( 

Характеры же, которые оказались диаметрально противоположны тем, что описаны в книге - это Майк и, к моему великому сожалению, Беверли. Честно сказать, я даже не знаю, что они теперь будут с этим делать... ведь они планируют снимать продолжение, а в продолжении эти герои будут вести себя совершенно не так, как можно от них ожидать по просмотру первой части франшизы.  Итак, Майк... минуточку, господа и дамы, Майк - один из идейных вдохновителей борьбы с Оно, Майк - истинный автор книги обо всем этом безобразии, Майк, посвятивший свою жизнь изучению истории Дерри и ставший хранителем памяти тех событий - показан вот таким вот леноватым долговзятым соплежуем, и первым кандидатом сбежать подальше от зубастого монстра? Нуффсэд, товарищи, господа и дамы, милые друзья и добрые соседи...  какого лишая они сделали Майки сиротой, хотя его отец играет в книге крайне важную для повествования роль - именно отец помогает Майклу разобраться с природой Оно и тем, что есть нехорошего в городе? Ни с того, ни с этого сценарист убирает ключевого персонажа, словно крутой гроссмейстер перед началом партии убирает из своих фигурок ферзя, понтуясь, что победит и без него... интересный поворот! Надо сказать, что это мощный сюжетный ход поражает в самое сердце. И каким образом трусливый ниггер (прощения прошу за политнекорректность), работающий в забое, во второй части превратится в интеллектуала-библиотекаря, автора книги о Дерри, и того, кто спустя 27 лет первым призовет Неудачников на второй раунд борьбы с Оно, подобный трубе Иерихонской? И главное - такое низведение важного героя до уровня декорации, коряги на заднем плане (создается ощущение, что актера взяли только потому, что должен же быть в фильме персонаж негр) абсолютно, абсолютно-абсолютно - бессмысленно. Конечно, экранизация требует сокращения и даже урезания каких-то нитей сюжета, которые позволяет формат книжного романа (а "Оно" это весьма толстенный роман), но не выбрасывать же сюжетообразующие линии? Урезали бы лучше дрыганья Пенни, как тех котов, до минимума, глядишь и осталось бы время на раскрытие персонажей Майкла и его отца. В общем, еще одна уступка зрелищности в ущерб смысловому наполнению. Пичалька... 

И напоследок - Беверли, на сладкое. Сладкое-сладкое, как пряничный домик ведьмы. В фильме Бев предстает перед нами этакой эмапсипе, "свежий" образ феминизированной, смелой и активной женщины, которая виртуозно соблазняет Бена и с ухватками профессиональной проститутки кокетничает с аптекарем. Она сильная и независимая, первая прыгает с обрыва в омут, и первая сломя голову бежит в логово Пеннивайза, когда парни откровенно трусят и хотят провести лето, как то положено малышне, а не охотникам за привиденьями... но в книге Бев была совершенно другой. Она была забитым, затурканным властным отцом, ребенком. Девочкой-девочкой, далекой от всех этих феминистических штучек. Во взрослой жизни женщина-Беверли повторяет судьбу девочки-Беверли, выйдя замуж за тирана. Вы можете себе представить, что та Бев, которая показана в фильме, выйдет за подобие собственного отца? Я - нет. Но смысл характера книжной Бевви - в том, что эта мягкая и податливая женщина становится бесстрашной и безрассудной тигрицей, столкнувшись со Злом, которое много страшнее ее негодяя-папаши или подобного ему негодяя-супруга. Она, как пружина, которая способна до определенного предела сжиматься - а потом долбает отдачей, да с такой силой, какой трудно от нее ожидать. Как и у всех героев этой книги, самые основы личности Беверли извратило и подкосило влияние Оно. И ее история - в книге - это история освобождения от комплексов привитых с детства. В книжке мисс Марш были свойственны обаяние, мягкость, мазохизм до самопожертвования (там есть сомнительный со всех точек зрения эпизод группового секса у Бев со всеми Неудачниками, его, конечно, никогда не экранизируют, но он важен), безоглядная преданность Биллу. В фильме же нам представлен совершенно иной характер - куда более плоский, шаблонный, одномерный, не предполагающий никакого развития. И даже вступающий в прямое противоречие с дальнейшим развитием сюжета... как они собираются это теперь выруливать? Ума не приложу. 

Роман "Оно" поднимает важную в творчестве Кинга тему, к которой он обращается не единожды - взаимоотношения Детства и Зла. Той же теме посвящен и другой шедевр маэстро ужасов - роман "Сияние" (у него есть тоже достаточно поганая экранизация, несмотря на присутствие в кадре почти гениального Николсона). Благодаря доверчивости детей, их восприимчивости и умению наделить жизнью и смыслом неодушевленные предметы - в их душах могут поселиться чудовища. Взрослея, мы избавляемся от большинства этих чудовищ, перестаем верить в них, и они исчезают - но порой... чудовища в нас продолжают жить, где-то очень глубоко, в темной мутной воде подсознания, они продолжают жить, портя жизнь нам, уже взрослым, заставляя нас повторять свои детские ошибки, терзая детскими страхами... и тогда каждому из нас, подобно герою романа Стивена Кинга, приходится вернутся в город своего детства, на 27 лет назад, чтобы навсегда убить в своей душе танцующего клоуна Пеннивайза. 

Подпишитесь на наш
Блоги

"Оно" Стивена Кинга

13:01, 18 сентября 2017

Автор: valerianne

Комменты 123

А

___________________________________________________________ ★★★★ ✅✅✅✅ 15 ООО рублей в день работая 15-20 минут за компьютером или ноутбуком! ✅✅✅✅ Pабoта для жeлaющих сaйт utro33.nichesite.org ★★★★ _________________________________________________________ ___________________________________________________________ ★★★★ ✅✅✅✅ 15 ООО рублей в день работая 15-20 минут за компьютером или ноутбуком! ✅✅✅✅ Pабoта для жeлaющих сaйт utro33.nichesite.org ★★★★ _________________________________________________________ 147896

Комментарий был удален

Аватар

Прекрасный отзыв,спасибо! Во время просмотра этого фильма не могла отделаться от двух мыслей. Фильм очень качественный (не как экранизация, а просто на общем уровне современного кинематографа), и самый страшный персонаж там - отец Беверли. Вот от него реально мурашки по коже даже у взрослого зрителя.

Аватар

Очень хороший подробный отзыв! И видно, что написано от души)

Аватар

нельзя в фильм уместить весь смысл. не получится. ни по хронометражу, ни по бюджету. фильм должен примерно следовать сюжету и вызывать желание ознакомиться с первоисточником. по другому никак не получится.

Подождите...