Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Почему от литературы в школе можно отказаться с чистой совестью

167
Почему от литературы в школе можно отказаться с чистой совестью

Автор -  Дмитрий Губин. Статья была опубликована на сайте Росбалт. Просто мнение.
Меня ехидно спросили: вот я утверждаю, что литература умерла, а чему бы я тогда учил в школе вместо нее? И я понял, что счастье привалило.
Дело в том, что я читаю лекции о современном и каждый раз начинаю с того, что у литературы художественной кончился век (или, цитируя Невзорова, «срок годности»). Это не только у нас, это всюду. Все кивают головами, но мало кто читает и Толстого с Достоевским, и Чосера, и Генри Джеймса, и Бальзака. Всюду старая добрая литература превратилась в елочные игрушки из анекдота: не разбились, но больше не радуют.
Так, на мой взгляд, случилось, потому что литература оказалась никакой не вечной ценностью, а преходящим институтом, обслуживавшим вполне конкретную — индустриальную — эпоху. Обслуживание закончилось вместе с эпохой, потому что главные функции (отвлекать и развлекать, обобщать и передавать опыт, создавать систему распознавания «свой — чужой») перешли другим институциям. И прежний лидер, как всегда бывает при фазовых переходах, не исчез, но изменил функцию. Это как лошади в ХХI веке: тоже не исчезли, но транспортом быть перестали.

То есть сегодня человеку, влюбившемуся по уши, нет смысла читать «Анну Каренину», чтобы понять, что с ним творится. Хорошие книги по репродуктивной биологии и устройству гормональной системы, от Аси Казанцевой до Дмитрия Жукова, Роберта Мартина и Оливии Джадсон, помогут ему, влюбленному дураку, куда эффективнее. И даже предостерегут от ошибок. Другое дело, что non-fiction не претендует на статус «вечной ценности» (новых знаний прибывает каждый день). И, следовательно, ее нельзя «изучать» так же, как литературу, то есть в порядке исторической хронологии, с погружением в биографии авторов, с разбором «образов» и «сюжетов». Плевать нам на биографию Наоми Вульф и на композиционное устройство ее non-fiction бестселлера «Вагина»: важна информация по эволюции женской сексуальности, которую Вульф дает. И я в своих лекциях разбираю не книги, а концепты, попутно расставляя, так сказать, путеводные знаки, коли на горном перевале от «художки» к «научпопу» нет топографических указателей. Знание «художки» мне в этом деле ничуть не помогает. И моим слушателям, кстати, тоже.
Мне, повторю, вообще непонятен смысл сегодняшних уроков литературы. Большей частью (если не повезет с учителем, а обычно не везет) они контрольным выстрелом в голову добивают остаток интереса к чтению. Школьное литературоведение, все эти «образ Базарова — образ Кирсанова», «экспозиция — кульминация — развязка», — абсолютная, вульгарная, никому (кроме авторов учебников) не нужная фигня. От которой, слава богу, университетское литературоведение удалено на километр. Нужно ли знать о роли в истории страны Пушкина, Лермонтова, Толстого? Конечно! Так же, как и о роли Чаадаева, Росси или Николая I. Ну и пусть Пушкины живут себе в учебнике по истории. В школе же нет уроков архитектуры, а потому никто, слава богу, не заставляет вызубривать пять отличий барокко от классицизма. Заставляли бы — мы плевались бы, приходя на Дворцовую площадь.

Так что курс литературы в школе скорее вреден, чем полезен, потому что отбивает интерес даже к тому, что может быть интересно. А может быть интересно абсолютно все. Например, творчество Пушкина, вбежавшего в нашу поэзию на тоненьких эротических ножках, по точному замечанию Абрама Терца. Пушкинские белозубые четырехстопные ямбы сливаются в объятьях с не менее белозубыми ямбами похабных стишков Баркова — в том-то и сила Пушкина, чтобы то, что использовалось для похабства, начать использовать не только для него.
Дело в том, что школьная лит-ра — она о мертвом слове. Все, кого там изучают, от Фонвизина до Солженицына, умерли — нередко вместе с языком. Литература — это старый музей. Не трогать, не прислоняться, замереть и восхититься. К реальной жизни это никакого отношения не имеет — это все искусство хранимое, а не творимое. Можно наловчиться строчить сочинения по Шаламову — и не уметь ни изложить, ни отстоять самую простенькую мысль вроде той, что тюрьма ломает и убивает 99% людей, включая писателей, но несломленный 1% закаляется до твердости алмаза. Поэтому то, что плохо для человека, часто очень хорошо для человечества — и наоборот.
Русский человек, со всеми своими великими литературными тенями и льющейся с небес духовностью, совершенно не знаком ни с формальной логикой, ни с риторикой, ни (высший пилотаж) с уловками и манипуляциями. За границей включите по телеку новости — там наверняка будет vox pop, опрос людей на улице по поводу злободневной проблемы, — и посмотрите, как самая простая бабулька, на голове три волосинки, легко и складно говорит на камеру. Ладно бабулька — складно на камеру говорят пожарные, полицейские, санитары. А вы можете представить себе нашего полицая (с детства фаршированного Онегиным и Раскольниковым), который умеет три слова связать?

Урок словесности в моем представлении — это урок эквилибристики, балансирования между музейной ценностью и сегодняшней потребностью. Это выработка навыка мыслить и говорить самому — но так, чтобы зачарованно слушали другие. В России веками право на слово было у литературных оперуполномоченных. Нужно было пройти по ведомству Сергеевых-Ценских, Маминых-Сибиряков, Гариных-Михайловских и прочих Мельников-Печерских, чтобы заслужить право на публичное высказывание. Редактор, цензура, публикация — тогда да. Но сегодня прежние иерархии пали. Вот тебе Твиттер со 140 знаками, вот ВКонтакте, ЖЖ и Фейсбук с безлимитными текстами, вон Ютьюб-канал — вперед, говори urbi et orbi, камера смотрит в мир.
Урок по изучению умершего не в состоянии научить жизни в социальных сетях, умению написать коммент к чужому посту — молчу уж про счастливое искусство замутить сетевой срач по пустяковой проблеме. Научиться писать толковые посты, вступать в дискуссию, противостоять троллингу — это все знания, куда более важные для социального успеха, для жизни, для будущего.
Так что — долой лит-ру, даешь словесность! К которой, разумеется, никаких училок с дипломом из педвуза и близко подпускать нельзя (все угробят; к тому же они обычно говорят на среднеканцелярском русском) — а можно и нужно запускать тех, кто в Сети слывет кумиром, а такие всюду есть. А чтобы сохранить «школьный стандарт» — раздать школьникам брошюрку с именами и произведениями, которые можно самостоятельно почитать. Неплохая будет такая методичка, если доверить ее составление (в заведомо несогласованных вариантах) упомянутой Татьяне Толстой, а также Виктору Пелевину, Дмитрию Быкову и Людмиле Улицкой.
Потому что словесность — это бесконечная вариативность при минимуме догм. Проблема не в том, что фонтан заглох, а в том, что пруда больше нет.

Оставьте свой голос:

281
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

kotyakotenka
kotyakotenka

Ура, что ни день, то холиварные посты)

Dasha11
Dasha11

kotyakotenka, да тут не о чем холиварить, ну бред же

Annnna
Annnna

Dasha11, ну почему бред)) такой способ пиара у автора статьи и в этом плане не бред- цепляет людей..кто б о нем знал? Кому б он нужен был? Но второй раз его поверхностные тезисы для школьников, которые не любят читать и которым не повезло с учителями литературы- скучно.

marianna8339
marianna8339

Annnna, способ пиара, но - бред! Даже не дочитала, жалко времени. Если бы нам в школе преподавали архитектуру, мы бы плевались на Дворцовой площади... ну?! А то, что нам преподавали астрономию, отвратило нас от романтического любования ночным небом, ага! А то, что нам вдалбливали науку о тычинках, пестиках, хлорофилле и т Д, не дает нам любоваться природой, цветами, в частности. Ничего не буду писать про Зоологию и Анатомию, но География, точно отвратила от желания путешествовать!))

Daum
Daum

В моем детсве классическая литература и огромная универсальная домашняя библиотека были моим спасением. Я и Пушкина сверх школьной программы, и Достоевского сверх школьной прграммы, и Бальзака , и Булгакова с 12 лет, и т.д. и т.п. томами , изо дня в день читала, читала, читала, читала....и счастлива , что это было в моем детстве. Чтение классической литературы сверх школьной программы- это лучшее , что случилось со мною в детстве. Это помогло мне выжить и быть счастливой.

kotyakotenka
kotyakotenka

Daum, ну это, при всем уважении, не совсем конструктивное мнение - "я так делаю и я молодец". Много кто, условно говоря, столько не читал и тоже "выжил и стал счастливым". Я лично знаю любителей литературы-подлецов и дураков и нелюбителей, но намного более честных и мудрых.

Penelope
Penelope

kotyakotenka, я не думаю, что речь идёт о человеческих качествах. Литература не делает человека непременно хорошим, но даёт определённый жизненный опыт. Думаю, что нет такой ситуации, о которой не было бы написано в книге или о которой не было бы сказано в кино.

Penelope
Penelope

Daum, как я с Вами согласна! Мне литература дала мудрость и развитие в школьные годы, и помогла не совершать гоупых ошибок, потому что я прочитала в книге, как делать не надо!

Aspera
Aspera

Penelope,
Поразительно. Потому что анализируя моих одноклассников, я могу с уверенностью подвести итог: из школьных - и особенно литературных (!) отличников получились самые отборные жизненные неудачники. То есть писать идеально нудные сочинения на заданные темы они могли, а как вышли в реальную жизнь - все, капец.

Penelope
Penelope

Aspera, а какая связь между пониманием произведений и правильным написанием сочинений? Многие отличники вообще зубрилы, и не имеют никакой жизненной мудрости, и вообще не могут мыслить более масштабно, чем было написано в учебнике.

viktoriad
viktoriad

Aspera, а чем вы меряете удачу/неудачу в жизни? Что для вас неудачник по жизни? вы не задумывались о том, что те, кого вы сейчас назвали неудачниками, на самом деле достаточно счастливые люди. Просто счастливы они по-своему, и возможно вам, с высоты вашей колокольни, просто трудно понять меру их счастья?

Aspera
Aspera

viktoriad, нет, потому что когда мы встречаемся, они жалуются на жизнь, и там на самом деле есть от чего взвыть. Но встречаемся мы все реже, потому что тотально разное мышление и "точек соприкосновения" с возрастом и личным развитием все меньше и меньше.

lekstrem
lekstrem

Daum, У меня тоже огромная домашняя библиотека. Но читать сверх школьной программы мне хотелось отнюдь не Достоевского. Например, в одиннадцать лет на ура пошли "Воспоминания и размышления" Г.К. Жукова. Вот эти вот все фронты, дивизии, моторизованные корпуса и т.п.

marena132
marena132

lekstrem, Присоеденяюсь,пробовала повторить в зрелом возрасте,не пошло.

leonel
leonel

lekstrem, ну вы даёте! Я боролась-боролась, но не смогла одолеть.

lanaSM
lanaSM

А я вот тоже кучу классики перечитала. А вот маленькому сыну уже купила по химию, анатомию, физику книги "для начинающих")) Почитала сама и поняла, что каждая из этих книг в разы интереснее всей классики, которую я читала. Так что в чем-то с автором согласна

Kuz
Kuz

А мне вот жаль, что нет специальных уроков по истории архитектуры в школе. Мне вот лично геометрия никак не пригодилась, физика. А литература и МХК очень даже.

kotyakotenka
kotyakotenka

Kuz, вас физика сопровождает везде и всюду, завариваете ли вы чайник, слушаете ли музыку, несете ли что-то куда-то. Знание основных законов физики иногда банально упрощает жизнь. Геометрия ок, её применение не так очевидно.
А мхк и литература - это в силу своей гуманитарности, очень сложные предметы в плане преподования. И лично мне в школе они не принесли ничего полезного, полный нуль, хотя музеи и читать я очень любила.

kotyakotenka
kotyakotenka

kotyakotenka, *преподавания

Jane_A
Jane_A

kotyakotenka, вы же понимает,что это физика из разряда "бытовой". Врятли вы применяли глубокие умения по физики полимеров и кристаллов.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Меган Фокс объяснила, почему не поддержала движение #MeToo, хотя была жертвой харассмента
Амаль Клуни в ярком твидовом наряде посетила церемонию вручения Нобелевской премии мира
Леди Гага, Шарлиз Терон, Райан Рейнольдс, Брэдли Купер и другие номинанты премии Critics' Choice Awards — 2019
Уличный стиль знаменитости: Пэрис Джексон в джинсах-клеш и этническом топе повеселилась в клубе
Руперт Гринт рассказал, как съемки в "Гарри Поттере" изменили его жизнь: "Из-за славы я потерял себя"
Алина Загитова рассказала о своих отношениях с Евгенией Медведевой: "Я не общаюсь с Женей"
Роскошно и нежно: Китти Спенсер снялась в фотосессии для Vogue
Набор для скандинавского сияния кожи, блески-стейны и другие бьюти-новинки недели
На те же грабли: Майли Сайрус снова вернулась к пагубным привычкам
Счастливые и веселые: Хайди Клум опубликовала серию романтичных снимков с Томом Каулитцем
Акинфеев, "Мстители" и "Мажор": что чаще всего искали в "Яндексе" в 2018 году
Редкий выход и смелый образ: Пелагея приняла участие в записи новогоднего шоу
Россиянка Валентина Шевченко впервые стала чемпионкой UFC: самые интересные факты о спортсменке
Крисси Тейген рассказала об отношениях с мужем, лишнем весе и любви к своему телу
Лондонская квартира Кейт Миддлтон и ее сестры Пиппы выставлена ​​на продажу: фото
Школьная пора: Дженнифер Лопес в черном платье baby doll с белым воротничком
Итоги года — 2018: спортивные скандалы года
Развод дружбе не помеха: Бен Аффлек и Дженнифер Гарнер вместе сводили детей в церковь