Практически у каждого советского писателя-фантаста есть в библиографии антиутопический роман, построенный по принципу: на Земле во время существования героев идеальное коммунистическое общество, все счастливы и путешествуют по радуге на розовых единорогах, но вот на другой планете/в другое время ни то что тут, там все из рук вон плохо, люди серая безликая зомбированная масса, управляемая некоей элитой. Зомбируют население чуждой несчастной планеты/людей будущего различными способами, такими как особая еда букун (Гансовский), излучение с вышки (братья Стругацкие), запугивание и тотальный контроль (Лем, Булычев, Ефремов, Замятин и др), но тут к ним случайно попадают земляне счастливой эпохи, которые чаще всего терпят бедствие и не могут покинуть планету, но личные качества и свободолюбие толкает их разрушить порочный устой сего общества и создать рай там, где оказались. Увлечение подобной темой на советском пространстве продиктовано эпохой, ознаменованной цензурой и контролем. Но эта тема интересовала не только советских писателей, к ней обращались Бредбери, Таками, Пьер Буль... А так же двое замечательных английских писателей Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли с диаметрально противоположными взглядами на "зомбированное безликое подконтрольное общество"
Джордж Оруэлл "1984"
Контроль над обществом происходит через запугивание, вмешательство во все аспекты жизни. Каждому гражданину отведена определенная роль, выбрана/выбран определенный супруг/супруга, шаг вправо-шаг влево - расстрел (и это в лучшем случае!). Само собой в подобном обществе зреет недовольство, но страх побеждает революционные стремления, борцы-одиночки "перевоспитываются" в назидание другим весьма радикальным образом, против них используются их же самые жуткие страхи. Главный герой на кой грех посмел влюбиться и что еще хуже, влюбиться взаимно. Борьба его ни к чему не привела и финал весьма печален, герой сломлен и "перевоспитан".
Олдос Хаксли "О дивный новый мир"
У Хаксли взгляд на контроль диаметрально противоположный и гораздо более пугающий, поскольку первая мысль, возникшая у меня после прочтения - мы к этому движемся. Общество в "дивном новом мире" - это общество потребления, они контролируются через удовольствия, у них есть абсолютно все, чтобы не нужно было думать, их не пугают, не вырывают из рук книг, не проводят зомбирующих митингов. Это гипербола нашего общества.
"Ты спишь с ним уже который раз подряд, это неприлично!"
Нет никакого внешнего контроля, нет революционных настроений. У каждого члена общества своя роль, определенная еще при зачатии в пробирке: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон. "Родившись", они уже имеют определенный интеллектуальный потенциал, заложенный при развитии эмбриона. И каждому "сорту" людей дано ровно столько, чтобы они не стремились больше ни к чему. Как же нелепо и пафосно смотрится в этом обществе случайно туда попавший юноша из резервации "нормальных" людей, со своим восхищением Шекспиром, восторгом первой любви, среди людей, которым и так хорошо. Призывая к революции людей низшего сорта, он сталкивается с их полной индифферентностью, они не боятся бастовать, просто не хотят.
Если роман Оруэлла показался мне очень хорошим, но каноническим, Хаксли разорвал шаблоны и дал понять, что бояться нужно не того, что от людей начнут скрывать веками накопленные знания и не давать развиваться, а того, что человечество просто перестанет к этому стремиться само.
Оруэлл vs Хаксли
21:02, 25 ноября 2016
Автор: ALisa777
Комменты 62
Какие свежие выводы
У Хаксли они еще все на волшебной наркоте без побочки сидят - от альф до эпсилонов, если бы не это - не видать спокойствия в обществе.
Что поражает - многие читают, ужасаются, но реально не проводят параллелей. Тогда так обе книги пугающе правдивы.
Ни один из, мы прорвемся))) Из недавнего понравилась Яна Завадцкая "Синяя зона".
Лучше всего подобные книги ложатся на подростковый мятущийся разум, в период собственных внутренних войн и становления характера. Взрослый и сформировавшийся ум, в основном, ими не впечатляется и не делает нужных для себя выводов. Недавно (мне 36) оба перечитывала и поймала себя на мысли, что впервые в 17-19 лет - это было в самый раз. Сейчас уже Оруэлл воспринимается, как призванный закошмарить привет из коммунистического прошлого, а Хаксли - как слегка выцветший американский комикс.