Практически у каждого советского писателя-фантаста есть в библиографии антиутопический роман, построенный по принципу: на Земле во время существования героев идеальное коммунистическое общество, все счастливы и путешествуют по радуге на розовых единорогах, но вот на другой планете/в другое время ни то что тут, там все из рук вон плохо, люди серая безликая зомбированная масса, управляемая некоей элитой. Зомбируют население чуждой несчастной планеты/людей будущего различными способами, такими как особая еда букун (Гансовский), излучение с вышки (братья Стругацкие), запугивание и тотальный контроль (Лем, Булычев, Ефремов, Замятин и др), но тут к ним случайно попадают земляне счастливой эпохи, которые чаще всего терпят бедствие и не могут покинуть планету, но личные качества и свободолюбие толкает их разрушить порочный устой сего общества и создать рай там, где оказались. Увлечение подобной темой на советском пространстве продиктовано эпохой, ознаменованной цензурой и контролем. Но эта тема интересовала не только советских писателей, к ней обращались Бредбери, Таками, Пьер Буль... А так же двое замечательных английских писателей Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли с диаметрально противоположными взглядами на "зомбированное безликое подконтрольное общество"

Джордж Оруэлл "1984"

Контроль над обществом происходит через запугивание, вмешательство во все аспекты жизни. Каждому гражданину отведена определенная роль, выбрана/выбран определенный супруг/супруга, шаг вправо-шаг влево - расстрел (и это в лучшем случае!). Само собой в подобном обществе зреет недовольство, но страх побеждает революционные стремления, борцы-одиночки "перевоспитываются" в назидание другим весьма радикальным образом, против них используются их же самые жуткие страхи. Главный герой на кой грех посмел влюбиться и что еще хуже, влюбиться взаимно. Борьба его ни к чему не привела и финал весьма печален, герой сломлен и "перевоспитан".

Олдос Хаксли "О дивный новый мир"

У Хаксли взгляд на контроль диаметрально противоположный и гораздо более пугающий, поскольку первая мысль, возникшая у меня после прочтения - мы к этому движемся. Общество в "дивном новом мире" - это общество потребления, они контролируются через удовольствия, у них есть абсолютно все, чтобы не нужно было думать, их не пугают, не вырывают из рук книг, не проводят зомбирующих митингов. Это гипербола нашего общества.

"Ты спишь с ним уже который раз подряд, это неприлично!" 

Нет никакого внешнего контроля, нет революционных настроений. У каждого члена общества своя роль, определенная еще при зачатии в пробирке: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон. "Родившись", они уже имеют определенный интеллектуальный потенциал, заложенный при развитии эмбриона. И каждому "сорту" людей дано ровно столько, чтобы они не стремились больше ни к чему. Как же нелепо и пафосно смотрится в этом обществе случайно туда попавший юноша из резервации "нормальных" людей, со своим восхищением Шекспиром, восторгом первой любви, среди людей, которым и так хорошо. Призывая к революции людей низшего сорта, он сталкивается с их полной индифферентностью, они не боятся бастовать, просто не хотят.

Если роман Оруэлла показался мне очень хорошим, но каноническим, Хаксли разорвал шаблоны и дал понять, что бояться нужно не того, что от людей начнут скрывать веками накопленные знания и не давать развиваться, а того, что человечество просто перестанет к этому стремиться само. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Оруэлл vs Хаксли

21:02, 25 ноября 2016

Автор: ALisa777

Комменты 62

Аватар

Какие свежие выводы

Аватар

У Хаксли они еще все на волшебной наркоте без побочки сидят - от альф до эпсилонов, если бы не это - не видать спокойствия в обществе.

Аватар

Что поражает - многие читают, ужасаются, но реально не проводят параллелей. Тогда так обе книги пугающе правдивы.

Аватар

Ни один из, мы прорвемся))) Из недавнего понравилась Яна Завадцкая "Синяя зона".

D

Лучше всего подобные книги ложатся на подростковый мятущийся разум, в период собственных внутренних войн и становления характера. Взрослый и сформировавшийся ум, в основном, ими не впечатляется и не делает нужных для себя выводов. Недавно (мне 36) оба перечитывала и поймала себя на мысли, что впервые в 17-19 лет - это было в самый раз. Сейчас уже Оруэлл воспринимается, как призванный закошмарить привет из коммунистического прошлого, а Хаксли - как слегка выцветший американский комикс.

Подождите...