Я. Вагнер, "Вонгозеро"

Уже второй день думаю, что написать об этой книге, и никаких идей в голове. Редко хочется обсуждать ночные кошмары.
Нет-нет, вы не поняли. Книга прекрасная. Но настолько жуткая, что никакие прелести языка и мастерство автора не заставят меня ознакомиться с продолжением. Я в жизни не читала ничего более беспросветного и безрадостного. Даже в самых трагических фильмах обычно есть светлые моменты. В этой книге таких моментов нет.

С первой же строчки я поняла, что это будет непростое чтение. Тема апокалипсиса вообще довольно страшная, а уж когда умело преподнесена... Представьте себе, Россия, зима, эпидемия. И семья, все еще здоровая, пытается спастись от заражения на каком-то мифическом северном острове.

Сразу бросается в глаза стиль письма. Автор то ли плохо знает правила пунктуации и убедил редакторов оставить все как есть, то ли специально растягивает каждое предложение на две страницы, чтобы придать тексту атмосферной тоскливой монотонности. Самое удивительное, что читается этот лишенный абзацев и точек словесный поток довольно легко. По крайней мере, первую четверть книги. А потом... Помните, как в "Мертвых душах" описывается один из помещиков:

“...В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!”
Так и с этой манерой автора: сначала это больное, лишенной пауз бормотание кажется прелюбопытным, а затем утомляет. Это как съемка любительской трясущейся камерой - хорошо как эпизод, плохо, когда целый фильм.

И все же ты с легкостью прощаешь автору свой дискомфорт, ибо язык великолепен, эпитеты и метафоры точны и оригинальны, а создаваемая атмфосфера настолько гнетущая, что липкий холодный комок регулярно подступает к горлу.
Однако вот что примечательно. Хороший же вроде роман, необычный, написан блестяще. Но я каждый раз оттягивала момент, чтобы снова открыть книгу и нырнуть в эту черную, давящую апокалиптическую фантазию.
Это суицидальное чтение. Если у тебя депрессия, уныние и не хочется жить - возьми этот роман. Он поможет тебе поскорее решиться покинуть этот гребаный мир. Я даже уверена, что если посветить на обложку лампочкой Вуда, то заметишь нарисованное кровью, флуорисцирующее число 666.

Я не великий фанат таких мрачных книг. На мой вкус любое творчество, даже затрагивающе самые серьезные темы, должно нести в себе доброе и вечное - хотя бы крошечный росток. А у этой книги росток только на обложке.

К. Аткинсон, "Преступления прошлого"

Знаете, бывают книги, где многочисленные независимые линии расходятся во все стороны блистательными нитями, которые вибрируют от энергии, поют гитарными струнами под умелыми пальцами автора, увлекают читателя в неведомые дебри, вводят в заблуждение, дурманят, чтобы потом неожиданно сплестись в змеиный клубок, сойтись в единой точке, воплотившись в фейерическую концовку. Так вот. Это - не такая книга.

Автор наскреб в своем захламленном сознании все возможные нудные размышления и бессмысленные отступления и вывалил их на пол огромной навозной кучей. Где-то там, среди компоста, затерялась чудесная жемчужина идеи, которая могла бы сиять в великолепном украшении, коим бы наверняка стала книга, напиши ее другой автор. Но увы. Книгу написала Кейт Аткинсон, по сравнению с которой даже самый скучный, самый унылый из людей выглядит отвязным весельчаком.

На протяжении чтения мне мучительно хотелось задать автору вопрос:
- Скажи мне, Кейт. Посмотри мне в глаза и скажи. Тебе самой-то было интересно читать свою книгу - если ты ее конечно перечитывала после того, как поставила точку? Ты сама не путалась в своих персонажах, множащихся с каждой страницей, как инкубаторские цыплята? Господи, Кейт, за что ты так ненавидишь людей? Или это госдеп США попросил тебя создать идеальный пыточный текст, чтобы тыкать в него носом заключенных Гуантанамо? Я прямо вижу, как на середине романа у несчатных пузырятся кровавые сопли и лопаются капиляры в глазах. Мне только одно неясно: как это орудие пытки просочилось в массы и попало в книжные магазины? Во истину, нельзя доверять правительству!

А ведь начало было весьма недурным... Своеобразным, конечно, но вполне пристойным. Автор придумал три убийства, накатал историю с хорошей завязкой и интересным финалом, и зачем-то разделил ее на две половины и всунул между ними триста страниц ужасающе тоскливого, монотонного клекотания, нашпигованного нудистами, педофилами, инцестом, психами и извращенцами всех сортов. Интригующе звучит, да? Нудисты, извращенцы... По идее, должно быть весело. А на поверку сия эпистолярная ошибка читается более заунывно, чем слово пастора на панихиде.

Мне так плохо, браток, так холодно... Эта книга высосала из меня всю жизненную энергию. Мне бы погреться сейчас у костра... Большого, яркого костра, в котором сгорают бесследно все экземпляры "Преступлений прошлого".  "Йа-йа", - одобрительно кивает мой внутренний нацист. И подсказывает: "Золдат, нам понадобится бензин!"

В общем, вы как хотите, а я за бензином.

Псс, патсаны, огоньку не найдется?

Подпишитесь на наш
Блоги

Хорошая и плохая

18:06, 22 июля 2015

Автор: TanyaKo

Комменты 22

Аватар

Рецензия лучше книги..

V

Изумительно! Книги читать не решусь, но Вас прочла с превеликим удовольствием. Итак, имеем еще пару книг, которые читать не надо ( ну или надо, но не всем), а что бы Вы нам грешным посоветовали? Давайте-давайте, не останавливайтесь!

K

"Вонгозеро" отличная книга, но продолжение "Живые люди" еще лучше, мрачнее.

Аватар

Добавила в избранное!просто потому что такие яркие комменты,что захотелось самой все прочесть!

Аватар

Я с "Вонгозера" громко смеялась. Автор очень далека от реальности.

Подождите...