из сборника "СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", перепост!

Главные советские и постсоветские военные писатели — Стругацкие. Думаю так не только потому, что с шестидесятых по настоящее время они с большим отрывом остаются самыми читаемыми из всей русскоязычной прозы, но и потому, что — почти никогда не изображая войну напрямую — занимались беспрерывным ее осмыслением, изживанием ее опыта. Бесконечные войны в прозе Стругацких — на Сауле, на Саракше, на Земле — больше всего похожи на игры в войну книжных послевоенных детей на ленинградском пустыре 1946 года, среди осколков, воронок и сгоревших бревен.

Про жизнь свою, и про творческий метод, и про эволюцию мировоззрения БНС высказывается фрагментарно и неохотно, как всякий интроверт. Так что мы никогда не узнаем, что сформировало его и какую роль сыграла в этом война.

То есть мы знаем, что из блокадного города его увезли только в 1943 году, что они остались там с матерью, а Аркадий с отцом, находившимся на последней стадии истощения и вскоре умершим, выехали зимой сорок второго. Знаем, что ненависть к войне и разговорам о ее святости сидела в обоих братьях настолько прочно, что самым сильным своим киновпечатлением они долго считали фильм Стенли Крамера «На последнем берегу» — антиутопию 1959 года по роману Невила Шюта про то, как ядерная война съела мир и смертоносное радиоактивное облако приближается к Австралии; там теперь гнездятся остатки человечества и предаются кто оргиям, кто романтической любви, кто диким автогонкам со смертельным исходом. С закрытого показа этого фильма АБС вышли, проклиная всех генералов. 

Мне кажется, Стругацкого сформировал эпизод, описанный в «Поиске предназначения» — великом автобиографическом (по крайней мере в первых главах) романе. Там мальчика во время блокады преследует людоед. Сильно подозреваю, что все это так и было. Людоеда потом случайно убил осколок, и мальчик смог спрятаться в родном подъезде. И еще на него сильно повлиял эпизод, рассказанный однажды в онлайновом интервью: там он самой вкусной вещью в своей жизни назвал ледяной каменный мятный пряник, полученный на новый, 1942 год.

Во-первых, война с ее кошмаром объяснила Борису Стругацкому, что может быть все. Такие вещи, которых он насмотрелся в блокадном Ленинграде, сильно раздвигают границы воображения.

Во-вторых, война доказала ему, что любое выживание есть чудо, а стало быть, свидетельство о призвании. И одна из главных тем Стругацких — может ли человек это свое призвание отменить? 

И в-третьих, война научила его тому абсолютному минимализму в смысле потребностей, той фантастической, стальной выносливости, которая делает воином блеска и его самого. Это позволяет ему не отвлекаться на болезни и возраст и ежедневно, хоть небольшими порциями, писать — делать то главное, что он умеет лучше всего. Никто и никогда не знает, что он пишет. Все понимают только, что он пишет самое главное из всего могущего быть написанным сегодня. Все это не мешает, а напротив, способствует его славе и почти всеобщему пиетету. Покачнула этот пиетет и расколола поклонников именно война.

Буча началась, когда Борис Стругацкий, отвечая на вопросы «Новой газеты», написал:

«Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия „правда о войне“, ни понятия об „искажении исторической истины“. Есть понятие „оскорбления святыни“. И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в нее внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения „атеиста“ нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов — сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны — совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны».

Да, память о войне стала святыней. Да, это мешает выяснить правду. Но что делать обществу, у которого других святынь нет? И может ли оно быть обществом, если у него нет святынь?

Со всем этим я осмелился обратиться к самому Борису Стругацкому. Интервью, как всегда, велось путем взаимной переписки. Ответы он предпочитает формулировать письменно, с научной строгостью, характерной для физиков вообще и астрономов в частности.

Может, миф не так уж страшен? Он лежит как-никак в основе каждой нации…

— На мой взгляд, ничего дурного в мифах нет. Это, по сути, общенародное творчество —  так сказать, история рукотворная, тщательно сбалансированная по части сочетания реальных фактов и народной фантазии. В мифе есть выдумка, но нет вранья, что и делает его таким привлекательным и даже значительным. Хуже, когда редактируют, шлифуют и беллетризуют историю хорошо оплачиваемые специалисты по идеологической обработке, занимающиеся этим делом по заданию начальства и в соответствии с указаниями, спущенными «сверху». Тогда получается «миф с заранее заданными параметрами», не бескорыстный полет фантазии, а вранье. Собственно и не миф уже, а фальсификация истории. «Освобождение братских народов», «Подвиг 28-ми героев-панфиловцев», «Велика Россия, а отступать некуда…», «Жуков — гениальный полководец», «Сталин — еще более гениальный полководец», «Освобождение Европы»… И все, что противоречит этому мифу (архивные документы, свидетельства очевидцев, обыкновенная логика), объявляется очернительством, дегтемазанием и как раз фальсификацией. Это растление истории, эта демагогия, рассчитанная на невежество и абсолютное обнищание духом, преподносится как истина в последней инстанции. Это уже не создание Мифа, это — его огосударствление, «идолизация», превращение в орудие пропаганды.

Ненавидеть и презирать войну — как генерал в позднем и слабом романе Хемингуэя — может себе позволить тот, кто ее прошел. У других этого права нет. Это еще одна важная мысль Стругацких — вот почему во время встречи Виктора Банева с детьми, в этом нервном центре «Гадких лебедей», Банев прав, а умные дети глупы и неправы. Больше того: самая значимая встреча Воспитанного и Невоспитанного добра происходит у Стругацких в умной и недооцененной повести «Парень из преисподней». Там действует такой бойцовый кот Гаг, элитный гвардеец, которого идеальный землянин Корнелий Яшмаа пытался переделать в землянина и приспособить к миру. Как-то у него не очень это получилось. В «Парне из преисподней» буквально воплощен девиз Банева: «Не забыть бы мне вернуться». Гаг возвращается в свой ад. И повторяет: «Вот я и дома».

Собственно, так и Стругацкие: всякий раз, прикасаясь к теме войны, они возвращаются в свой ад. Им с детства ясно, что войны развязываются подонками; что война — это кровь и грязь, предательство генералов и гекатомбы рядовых. 

«Ты должен сделать добро из зла, потому что больше его не из чего сделать» — эпиграф из Роберта Пенна Уоррена к «Пикнику на обочине», самой страшной книге Стругацких. Страшной не только потому, что там разгуливают ожившие мертвецы, тлеет ведьмин студень и скрипят мутанты. А потому, что она про это самое — про добро из зла и про то, что больше не из чего.

Подпишитесь на наш
Блоги

Борис Стругацкий о ВОВ

01:27, 6 мая 2015

Автор: horse332

Комменты 50

Аватар

На мой взгляд, лучше всего про неоднозначность Праздника Победы в его современном выражении сказал замечательный педагог Илья Франк: "...в торговом центре увидел рекламу: «До нашей победы осталось 6 дней!» Затем, возле продуктового магазина, увидел вдрызг пьяную даму средних лет с большим бантом из георгиевской ленты на груди. Дама кричала, размахивая пустой бутылкой: «Гуляй, Россия! Мы победили!» Для меня победа — в прошлом, а не в будущем. Мои родители — ветераны ВОВ. И георгиевская лента для меня — лента отцовской медали «За победу над Германией». И та война для меня — часть истории моей страны и моей семьи, а значит, и часть моей жизни. Я о ней слышал рассказы очевидцев с самого раннего детства. Поэтому для меня оскорбительно, когда кто-то пытается перевести ту победу на свой счет. Эта не победа современных россиян и российского правительства, как бы они ни пытались поставить ее заплатой на свое сплошное поражение. И радость в этот праздник должна быть, по-моему, очень сдержанной — и связанной с памятью о трудном подвиге и поминанием миллионов погибших. И если соединять ту победу с нашим настоящим, то смиренным вопросом: достойны ли мы своих отцов и дедов? Не измельчали ли?"

Аватар

войну превратили в миф и сейчас активно это продолжается. все становится по принуждению. у нас по всему городу развешены сталин и жуков (вместе!) и благодарность за победу. детей в школе в обязательном порядке обязали носить георгиевскую ленточку. и не только детей, но и сотрудников на работе. повторюсь - в принудительном порядке. а эта истерия под названием "кто приедет на парад?" на работе крутят на всю территорию военные песни. это официоз и советские методы в период застоя. сталин стал возвращаться - висят его портреты, устанавливают ему памятники. люди жаждут прям таких же порядков. правда о войне становится односторонней. я считаю это неправильным. все было - и великий подвиг простых солдат и офицеров, и постыдное предательство тех же военных, в том же блокадном Ленинграде далеко не все голодали, профнепрегодность многих командиров, потому как профпригодных уничтожили перед войной. все было. в сознание сейчас вливается только отфотошопленная картинка. видимо это ответ на ту черную правду, которую подняли о войне в 90-е годы. люди хотят верить только в героев.

Аватар

Ну а что тогда делать с воспоминаниями бабушек и дедушек, прошедших войну, этот ад? Это Мифы?((( Статья просто вброс накануне празднования Великой Победы, доставшейся слишком дорогой и горькой ценой. Жаль, что в этом вбросе участвует любимый писатель.(((

Аватар

Про эпизод с людоедом: у мальчика в тот момент открылась способность вызывать у выбранной цели геморрагический инсульт.

Аватар

Мне лично понятна точка зрения Стругацкого и то, как он аккуратно ее высказал, хотя сейчас, конечно, такой взгляд на войну непопулярен на волне "ура-патриотизма". Власти он невыгоден.

Подождите...