Предисловие

Северный тропик, или тропик Рака — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. В настоящее время расположена на 23° 26′16″ к северу от экватора и определяет наиболее северную широту, на которой Солнце в полдень может подняться в зенит. Это происходит в момент летнего солнцестояния, когда угол падения солнечных лучей на поверхность Северного полушария, меняющийся в течение года из-за обращения наклоненной оси Земли вокруг Солнца, является максимальным.

Южный эквивалент тропика Рака — тропик Козерога...

***

Всем доброго воскресного вечера! 

Сегодня у нас тема интересная, щекотливая. Мы обсудим скандальный роман американского писателя Генри Миллера "Тропик рака", некогда запрещенный к изданию во многих странах, а впоследствии ставший его "визитной карточкой". 

Скандальные романы всегда привлекали особое внимание читателей. Всем хотелось узнать, что же кроется под обложкой, чем может удивить, поразить или шокировать автор. Однако, с течением времени жизнь меняет взгляды людей и их отношение к непристойному. Полагаю, что с этим романом, как и с большинством запрещенной литературы, произошло именно это - прошло время. А может быть не стоит так быстро делать выводы и прежде ознакомиться с отзывами и поделиться впечатлениями? 

Для разогрева предлагаем несколько интересных и понравившихся отрывков из романа:

"Я условился сам с собой: не менять ни строчки из того, что пишу. Я не хочу приглаживать свои мысли или свои поступки. Рядом с совершенством Тургенева я ставлю совершенство Достоевского. (Есть ли что-нибудь более совершенное, чем «Вечный муж»?) Значит, существуют два рода совершенства в одном искусстве. Но в письмах Ван Гога совершенство еще более высокое. Это – победа личности над искусством."

"С этой минуты я решаю ни на что не надеяться, ничего не ждать — жить, как животное, как хищный зверь, бродяга или разбойник. Если завтра будет объявлена война и меня призовут в армию, я схвачу штык и всажу его в первое же брюхо. Если надо будет насиловать, я буду насиловать с удовольствием."

"Во время войны все мечтают о мире, но ни у кого не хватает мужества сложить оружие и сказать: «Довольно! Хватит с меня!» Нет, тут тоже где-то лежат пятнадцать франков, и хотя всем на них уже наплевать и в конечном счете их все равно никто не получит, они превращаются в какую-то мистическую цель, и люди, вместо того чтобы послушаться голоса разума и забыть об этой мистической цели, подчиняются обстоятельствам и продолжают бессмысленную резню. И чем трусливее человек, тем большим геройством окрашены его поступки. Но вот наступает день, когда кругом остаются лишь развалины; тогда замолкают пушки и санитары с носилками начинают подбирать искалеченных, залитых кровью героев и вешать им на грудь медали. У тебя нет ни глаз, ни рук, ни ног, зато остаток жизни ты можешь посвятить мечтам о пятнадцати франках, про которые все давным-давно забыли."

"Но среди народов Земли живет особая раса, она вне человечества, – это раса художников. Движимые неведомыми побуждениями, они берут безжизненную массу человечества и, согревая ее своим жаром и волнением, претворяют сырое тесто в хлеб, а хлеб в вино, а вино в песнь – в захватывающую песнь, сотворенную ими из мертвого компоста и инертного шлака. Я вижу, как эта особая раса громит вселенную, переворачивает все вверх тормашками, ступает по слезам и крови, и ее руки простерты в пустое пространство – к Богу, до которого нельзя дотянуться. И когда они рвут на себе волосы, стараясь понять и схватить то, чего нельзя ни понять, ни схватить, когда они ревут, точно взбесившиеся звери, рвут и терзают все, что стоит у них на дороге, лишь бы насытить чудовище, грызущее их кишки, я вижу, что другого пути для них нет. Человек, принадлежащий этой расе, должен стоять на возвышении и грызть собственные внутренности. Для него это естественно, потому что такова его природа. И все, что менее ужасно, все, что не вызывает подобного потрясения, не отталкивает с такой силой, не выглядит столь безумным, не пьянит так и не заражает, – все это не искусство. Это – подделка. Зато она, человечна. Зато она примиряет жизнь и безжизненность."
 

А теперь переходим к рецензиям: 

Alvilda


Первые 50% «Тропика рака» дались мне оооочень нелегко, я просто уставала от описания того, каким автор видит Париж, жителей и их мир, себя самого в этом мире. Вторые 50% пошли как-то легче и быстрее. То ли я втянулась в это «нечто», то ли описание событий пошло как-то живее. И все равно книга меня вымотала. Я потратила на нее столько сил, как будто сама пожила с Миллером в этом его «шикарном» мире. 

Но это все мои эмоции, теперь о книге. 

Я так поняла, что главная идея произведения – это желание жить и жить свободным!!! Но я разглядела в герое только лень, не желание брать на себя ответственность за что-либо или кого-либо. Зато возможности попользоваться кем-то Миллер не упускает. Не брезгует ни чем. Такое - плавание по течению, и усилия прилагаются ровно в том количестве, чтобы не захлебнуться. Жалкий, вот какое впечатление у меня сложилось о главном герое!

Да, в свое время эта книга была прорывом, но я думаю, что лишь из-за своей неординарности и сексуальной откровенности. Вряд ли кто-то из читателей искал в ней тот скрытый глубокий смысл, который нашли в этом произведении современники. Люди хотели грязи и не прикрытого порока, что книга им давала в полной мере. Ведь никто не любит пачкать свои ручки сам, но прочитать об этом на страничках романа, это так притягательно и завораживающе. А потом ты просто закроешь книгу и окажешься вновь на шелковых простынях, весь беленький и пушистенький.

Миллер безусловно гениален в своем владении словом, ты и вправду погружаешься в его мир, что говорит о мастерстве автора, но само содержание – вызывает отторжение. Читать о таком лично мне неприятно. Может быть, я не права и увидела только внешнюю сторону книги, только фасад, не смогла заглянуть внутрь, но мне книга не понравилась.

P.S.: Описание «любви» с яблоком меня добило! )))

Интересные книги, автор на Интересные книги: - Страница 445 …

a_pieds_nus

Во время чтения книги на языке так и вертелись первые слова для моей рецензии: это просто отвратительнейшая мерзость( Я не столько про саму книгу (на вкус и цвет, как говорится), я именно о тех омерзительных мыслях-фантазиях автора, что там описаны (особенно на первых страницах). Лично я зачастую задумывалась о психическом здравии того, кто это написал. Книгу я, скорее, не поняла. Единственная мысль, которую я явно уловила, это то, что все мы и мысли наши зачастую гнилые... Согласна ли я с этим? Пожалуй, я все же придерживаюсь той теории, что чисто черного и чисто белого не существует и все мы, в каком-то смысле, оттенки серого (без всяких там ассоциаций). Вообще мне жаль, что я сама голосовала за "Тропик рака", потому что я уверена, что из предложенных были более достойные произведения. Кстати, если кто-то знает смысл названия книги, поделитесь)

Skarletty

Я с удовольствием внесу свою лепту для разнообразия... т.к. книга мне лично оооочень понравилась... Ой, рискую оказаться в одиночестве, но шампанское люблю )) 

Роман Миллера для меня стал юмористической литературой, литературой позитивной и доброй, несмотря ни на что.

Друзья, сплошь больные венерическими заболеваниями и их совершенно дикие истории. Шлюхи, чьи портреты вызывали самый живой интерес. Третья глава - описание Жермен и сравнение с Клод перечитана не раз. Интересное замечание и впечатление о дамах одной профессии, но разного подхода к своей деятельности и разного отношения к себе и своей жизни. 

* Однако, как бы ни был безрадостен, безобразен или ограничен тот мир, в котором она жила, Жермен чувствовала себя в нем прекрасно. И это было приятно видеть... 

* И эта застенчивость обижала. Кому нужна застенчивая шлюха? Клод даже просила отвернуться, когда садилась на биде. Абсолютный бред! 

Русская княгиня и ее история метаний, включая историю связи с женщиной, историю болезни и лечения общими усилиями. Ну разве это не очаровательно, как двое мужчин бегают по аптекам в поисках лекарства для какой-то малознакомой княгини, чья жизнь уже потеряна в этом городе "любви". Маша внесла в роман какое-то русское сумасшествие своим поведением, враньем, уловками, рассказами. 

*  Ах, почему вы не педерасты, я б тогда осталась с вами…

* Она уверяла, что любит женщин. Для того, чтобы спать с мужчинами ей нужно специальное возбуждение... 

Ван Норден и Филмор, его побег! )) Тоже весьма колоритные персонажи, которым уделяется большое место в романе. Филмор, наверное, единственный кому я посочувствовала в этой истории. В финале он был так очаровательно беспомощен, потерян, напуган. Не представляю, что с ним случилось дальше, а очень хочется узнать. В душе он добрый и славный малый ))) просто очень ведом и податлив, ну и труслив, как все мужчины. 

Париж у Миллера неприятный, но незабываемый. Описание города, его пороков, его жителей, его грязи - просто котел, в котором варились все искатели свободы. Так странно, как и увлекательно видеть этот город с другого ракурса. Это как прогуляться по Мск в субботний день и увидеть ее такой пафосной, красивой, туристической, а потом забуриться в ночной клуб, в другой и выбраться из них под утро, когда вокруг хмельные, пьяные, кучками толпящиеся у входов в заведение, молодые люди. Они попивают пиво, курят, планирую пойти в кафе позавтракать... вокруг грязь, окурки... Поливочные машины выбираются из своих гаражей и смывают все ночное веселье вместе с этими кучками свободных счастливых и беззаботных, что бы опять пошли туристы. 

О Париже:

"В Париже – наоборот. Здесь отсутствующий зуб, гниющий нос или выпадающая матка. усугубляющие природное уродство женщины, рассматриваются как дополнительная изюминка. могущая возбудить интерес пресыщенного мужчины."

"Этот Париж, ключ к которому – только у меня, не годится для экскурсий даже с самыми лучшими намерениями; это Париж, который надо прожить и прочувствовать, каждый день проходя через тысячи утонченных страданий. Париж, который растет внутри вас, как рак, и будет расти, пока не сожрет вас совсем."

"Париж – как девка… Издалека она восхитительна, и вы не можете дождаться минуты, когда заключите ее в объятья… Но через пять минут уже чувствуете пустоту и презрение к самому себе. Вы знаете, что вас обманули."

"- ...все шансы здесь – против вас, но то, что у вас почти нет надежд, делает жизнь особенно приятной. Мир без надежд, но и без уныния... Это как новая религия... я в безнадежном тупике - и чувствую себя в нем уютно и удобно."

Все эти венерологические заболевания, алкоголь, проститутки, поиск  денег, жилья, женщин и еды прослаиваются гимнами свободе, любви к людям, жизни, беспощадному Парижу и борьбе.  

Я наслаждалась его слогом, его полетом мысли. Я хочу тут особенно отметить, что конечно бросалось в глаза бесчисленное количество подробностей, разнообразных слов... но... wtf,  человек так жил и он мне рассказывает. Стоит ли сразу судить и плевать в ему в лицо, может в его словах есть что-то еще, кроме поверхностной грязи? В конце-концов, разве это не жизнь? То, как жил Миллер не жизнь? И ведь она существует и сейчас где-то там... 

Вообще, та история про Жермен важна как понимание того, что судьбу можно воспринимать так же легко, с радостью, с удовольствием. Дышать полной грудью и наслаждаться дарами судьбы (какими бы они ни были) будучи проституткой, вероятно тоже можно. Если ты понимаешь, что вот такова твоя ниша и с этим ничего не поделать, то стоит расслабиться  и получать удовольствие от жизни. Она нам дана - самая главная бесценная и единственная ЖИЗНЬ. И все, что мы можем с ней сделать это прожить. С каким ощущением мы это сделаем выбирать только нам. Ведь можно, как Клод печалиться и нести тоску в сердце, только что это изменит? И та, и другая неизбежно умрут, как и все мы. 

После прочтения книги у меня осталась масса закладок, как то: 

О свободе: Я предпочитаю быть бедным человеком в Европе. Видит Бог – я вполне беден. Так что нужно только оставаться человеком.

Pay ее que vouldras!..Fay ce que vouldras! Делай что хочешь, но пусть сделанное приносит радость. Делай что хочешь, но пусть сделанное вызывает экстаз.

О жизни: Вас крутит в болтает долгие годы, пока вы не попадете в мертвый, неподвижный центр, и тут вы начинаете медленно гнить, разваливаться на части. Все, что от вас остается, – это имя.

Меня заворожила и унесла в космос глава о посещении филармонии. Какие тонкие замечания, какие нюансы. Се жениаль! Хотя, казалось, ну что такого нового он сказал, чего мы бы не видели и не знали... Но ведь важно перенести это на бумагу так, что бы я - как читатель - унеслась в тот зал, в те кресла, к тем людям в шляпах, кашляющих, спящих, богатых, бедных... наполнилась звуками музыки, которую я не слышу.

"Перед самым началом концерта на лицах слушателей появляется выражение тоски. Концерт – изысканная форма самоистязания. Дирижер стучит палочкой по пульту. Миг напряженной сосредоточенности – и почти тут же общее сонное безразличие."

" В музыке звучит лейтмотив сна. Никто больше не слушает. Нельзя думать и слушать. Невозможно даже мечтать – сама музыка и есть мечта."

Пора закругляться... Закончу я свой поток бессвязной мысли тем, что для меня лично стало частичным посылом произведения:

"Если бы Равель захотел, он мог бы довести аудиторию до полного исступления. Но Равель не таков. Внезапно музыка стала спокойнее, словно композитор вдруг вспомнил, что на нем визитка и что приличному человеку не подобает так буйствовать. На мой скромный взгляд – большая ошибка. Искусство в том и состоит, чтоб не помнить о приличиях. Если вы начинаете с барабанов, надо кончать динамитом или тротилом. Равель пожертвовал чем-то ради формы – ради овощей, которые полезно есть часа за два – три до отхода ко сну."

Прошу простить за объем...

ПС: кстати, после прочтения подумалось, что когда мы обсуждали "Темные тайны", то многие писали (в том числе и я), что книга грязная и хотелось скорее помыться. Теперь я сравниваю эти книги в части "загрязнения" и понимаю, что миллеровская грязь лечебная, как грязь Мертвого моря, после которой неизбежно должно последовать оздоровление. Хотя бы на время. 

Генри миллер тропик рака скачать - Book fb2 миллер генри - электронная библиотека

Malecka

Генри Миллер - это Генри Миллер... На этом можно и заканчивать рецензию ))

Если видеть в его потоках сознания (которые каким-то загадочным образом складываются в книги) только события и персонажей, которых он описывает - то скучно и, порой, пошло. Если видеть философа с размышлениями о жизни, ее смыслах и месте человека - то опять скучно и вторично (для современного читателя). А вот если посмотреть на него с точки зрения истории: как на американца скитающегося в 30-е годы по миру и пишущему просто эталонные тексты для постмодернистов 60-х (да и нынешних). Вот тут становится интересно. 

Пишет он о себе, о своих знакомых, о любимых - вовсю перемешивая вымысел и реальность (каким из его героев хотели бы стать Вы, если бы книгу писал Ваш друг?). Пишет когда мир загорелся идеей сверхчеловека, освоением космоса, созданием идеального (справедливого) государства - и еще все эти идеи не рассыпались о человеческую природу. Вот тогда-то писать эти тексты и сталкиваться с неприятием (хотя немцы, уж по глупости или почему-то еще, во время оккупации Франции позволяли печатать эту книгу)- действительно свежо, интересно и дает почву для размышлений (а не просто действий без раздумий, чем грешила первая половина XX века). Поэтому и люблю нежно (в определенные периоды жизни) и Миллера, и Сартра, и Селина (последних двух больше, если честно). Иногда полезно распасться на атомы, расковырять все раны и собраться снова (но не на долго). К постмодернистам второй половины века предъявляю куда большие требования и читаю их с большим скепсисом.

По поводу темы секса (разврата и т.п.) - она меня как-то не сильно смущает. Как повод поговорить о большем. Много вполне справедливых мыслей на эту тему. 
Для современного читатели нет особых откровений в мыслях и идеях (все давно уже пережевано и выплюнуто) - но почему бы и нет?

PS: попалось в руки новое издание книги. За что они так? Напишите на книге, что присутствует обсценная лексика, заверните книгу в пленку и продавайте только 18+. Но все эти б..., п..., м..., д..., к..., л... - это вообще для чего? Что за ханжество? Все и так все знают. Не хотите читать такие слова - не садитесь читать ЭТУ книгу.

*** 

Пора перейти и к обсуждению 

Подпишитесь на наш
Блоги

Книжный Клуб Сплетниц

19:17, 19 апреля 2015

Автор: Skarletty

Комменты 54

Аватар

Меня коробило не от бесконечного описания секса не сильно приятным лексиконом, а от отношения автора к окружающему миру. Он еще и гордился своей свободой, ушлостью и умением всеми попользоваться. В общем, Миллер выдал квинтенсенцию мужской психологии без прикрас, но далеко не лучшего образчика мужского пола.

J

Довольно тяжело в свое время читался роман, хотя сказать про него "вы развратили мой девичий мозг, вы растоптали мои эдельвейсы" тоже не могу.

Аватар

Собиралась долго прочесть, теперь уже созрела наверное, благодаря сплетницам. Здесь некая Стэлла (в первый раз вижу, она давно на сайте?) сказала очень хорошо насчет честности изложения, а я это очень ценю в писателях, особенно в последнее время. Поэтому нежно люблю Лолиту, Гумберт так трогательно и обезоруживающе честен. Не знаю, насколько уместно сравнение этих книг, прочитаю, посмотрим.

Аватар

Судя по цитатам - понтовщина ещё тааа. Но почему-то почитать думаю.И с удушьем сравнивают.... Я его так и не дочитала. В общем или это или очередную сказку пелевинскую зачитать - ум нараскоряку

Аватар

одну треть прочитала и бросила. не смогла дочитать. не понравилась.

Подождите...