После появления Коко Шанель, в мир изысканых одежд, в искусство кройки и шитья вошла мода улиц и площадей. Дело в том, что у Шанель была одна не очень скромного свойства тайна. Она-то и заставила Великую портниху перекроить моду.

Коко была содержанкой. Тогда это только входило в моду и становилось нормой. То есть можно было и до этого, но не очень открыто. Шанель была содержанкой открытой, дерзкой, талантливой и с умом. Эпоха капитализма обеспечила Шанель доступ, собственно, к капиталу. Дамы полусвета, как назвал их Дюма-сын и которых терпеть не мог аристократ Марсель Пруст, потеснили величественных и чванливых аристократок. Молодые капиталисты, нажившие быстрые состояния, для дам полусвета, безродных и неимущих, были трамплином к другой жизни. И они, умные и отчаянные, хладнокровно попирали общественное мнение. Открыто бывали на скачках, играли в поло со своими богатенькими буратино. Были осуждаемы высшим светом, а как же? Некоторые, как, например, кое-какие подруги Шанель, выносили это с трудом. Плакали. И банально хотели своих капиталистов окрутить и женить. Познакомиться с титулованной родней. Но только не Шанель. Ее называли Великой Мадемуазель, и в этом есть отголосок ее старта: дамы полусвета иногда всю жизнь хаживали в мадемуазелях.

Она плюнула на предрассудки уже в 1906 году. И вот почему.

Никогда Шанель не проговаривалась о мрачноватом каштановом поселке, откуда родом ее отец. Предки отца собирали каштаны в деревушке Понтей. Примечательно, что жареные каштаны – символ Парижа, таким символом стала и Шанель. В 1850 году болезни поразили каштановые рощи, и жизнь в деревеньке заглохла. Мать рано умерла от тяжелой работы. Семейка была неприятная: оскорбления и побои со стороны отца. Но Шанель все равно его любила. Позже она признавалась, что никогда не знала ласки и это наложило отпечаток на всю ее жизнь. Когда 12-летнюю девочку отдали «теткам», монахиням, в сиротский приют, она все равно хотела, чтобы ее забрал отец и называл не Габриэль, а Коко – цыпленочек. Но папаша не объявился. В 18 лет она поступила в интернат для дочерей из знатных семей, где была вынуждена ночевать в неотапливаемой комнате, а после уроков, как взятая из милости, мыть полы.

Есть и другая версия происхождения знаменитого имени.  В 20 лет, после интерната, монахини-канониссы пристроили ее  продавщицей в лавку тканей гарнизонного городка Мулен. Там она увлеченно штудировала дамские романы и, мечтая о карьере певицы варьете, распевала в местной кафешке «Ротонда» любимые солдатские песни – «Тот, кто видел Коко» и «Ко Ко Ри Ко». К Шанель в лавку повадились поклонники в форме. Среди них был и Этьен Бальсан. Габриэль исполнилось 25, и она, мечтающая вырваться из провинциального захолустья, легко согласилась на предложение богатого наследника текстильных предприятий и заядлого лошадника стать его спутницей.

Что в то время носили женщины? Шляпы, похожие на огромные торты, в которых восседали невинно убиенные птички и волновались опахалами плюмажи. Женщина-цветок, затянутая в корсет, с осиной талией, в помпезных платьях, была ненавистна Коко. Она называла их «фруктовыми палатками». Шанель носит блузы с отложным воротничком, безо всяких рюшей и ришелье. Коко не выщипывала свои густые брови, волосы забирала вверх. Ее скромность и естественность воспринималась как дерзость.

По службе, то бишь как спутница лошадника, она должна была бывать на скачках. Стоять рядом с дамами под изящными зонтиками и в кружевах ей не полагалось: можно было столкнуться с дамой, которой встреча эта покажется позором. Да и гордость не позволяла. Шанель – в большом и мешковатом плаще-реглан, вытащенном из гардероба Бальсана, в мужской рубашке, уточненной мужским же галстуком (все тащила из гардероба своих приятелей) и с биноклем, как патронташем, – наблюдала за забегами на лужайке. На голове дерзко сидело маленькое соломенное канотье. Натуральный денди новой эпохи! Кстати, канотье – эти простые блинчики из соломы – пришлись по душе многим кокоткам, актрисам и певицам.

Шанель терпеть не могла, когда биографы изображали ее золушкой-простушкой, приехавшей в Париж чуть ли не с корзинкой и в платочке. Нет, она приехала вполне тертым калачом: она узнала роскошь, но роскошь ум ее не смутила – Шанель осталась при своих интересах. Но за роскошь надо было платить: праздная жизнь дам полусвета – тяжелая работенка. Жизнь в Руайо с Бальсаном накладывала массу обязательств: надо было скакать по лесу, как угорелая, читать утренние газеты с результатами скачек, быть веселой, позитивной, как сейчас бы сказали. В Руайо жила целая компания веселых и позитивных прожигателей жизни. Например, аристократы, признательные Бальсану за то, что могут открыто появляться с любовницами. На фото рядом с лошадниками стоит Шанель в банном халате, заметьте, с распущенными волосами, сонная такая девица, то есть, простите, дама полусвета: ничего общего с будущими иконографиями великого кутюрье. Такое фото сейчас могли бы повесить на баннере в Сети – как компромат. А уж в те годы – в 1912-м, если быть точным, – эту фотографию приличному человеку и показать было бы неловко.

Редкие фото Шанель

Вскоре финансиста Бальсана сменил Артур Кейпел (Бой), наследник угольных шахт в Ньюкасле и игрок в поло, спортсмен, душка. Вообще, личностью был разносторонней. «Он был больше чем красив, он был бесподобен. Это была сильная и самобытная личность. Он был отцом, братом, всей моей семьей», – вспоминала Коко. Он и сам работал, несмотря на дикую любовь к поло и лошадям, – следил за бизнесом. Читал книги, между прочим. Бой выделил ей капитал, и она смогла открыть шляпную мастерскую на рю Камбон – этот адрес прославится в ХХ веке. 

Поначалу Шанель ничего не шила – она мастерила шляпки. Таскала вещи из мужского гардероба. На побережье в Довиле она сварганила из трико, считавшегося бедняцким материалом, белую свободную кофту с карманами и юбку. Это стало первым проявлением спортивного стиля. Раньше дамочки на пляже облачались во всю амуницию: на фото мужчина, искупавшись, лежит в купальном костюме, а дамы сидят при полном параде. В воду заходили, задрав пышные юбки, в чулках и шляпе, подвязанной под подбородком. Шанель такой расклад не понравился. Она скроила из свитеров Боя элегантную тунику, отделала ее белым кантом и добавила короткие штанишки – так появился спортивный купальный костюм. Открыв на шикарной улице Довиля магазинчик, она осознает, какой силой обладает ходячая реклама. И начинается расцвет Шанель.

Шанель демонстрирует, что корсет женщине не нужен

...В 1919 году в автомобильной катастрофе – одной из первых в эпоху автопробегов – погибает ее любимый Бой Кейпел. Шанель едва не сходит с ума... Но все свои последующие романы Шанель проворачивала не как роковая женщина, а как женщина вполне разумная: ее поклонники оставались на всю жизнь ее преданными друзьями. Великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра III, был на 11 лет ее младше – этот союз казался невозможным, но на дворе была другая эпоха, делавшая возможным альянс безродной провинциалки и царского отпрыска.

Шанель носом чуяла новую эпоху. Наступала эра автопробегов, танцев до утра, кокаина, дансингов, эмансипации и свободной любви. Нужны были и платья, не ограничивающие движения, и брюки, и спортивный стиль. Все это дала женщинам Шанель. Она создала одежду, которая не отвлекает от стремительной и интересной жизни, одежду, о которой забываешь. Ее вытянутые стройные силуэты напоминают об увлечении Шанель верховой ездой. Но теперь в ее коротких жакетах и кардиганах без воротника, в юбках чуть ниже колен можно было вскочить если не на  коня, то уж, по крайней мере, на подножку отходящего трамвая. А черное платье-футляр, созданное в 26-м году, удобное и роскошное в своем минимализме, вообще было признано «фордом» от моды – за распространенность и многофункциональность.

Шанель внешне жила богемненько. Но при этом была деловой женщиной с железной хваткой и ни на секунду не забывала о деле. Прокутив всю ночь с друзьями-художниками, допустим с Пикассо и Дягилевым, утром она была как стекло – и строго следила за примерками в Доме. Она дружила с гениальным Кокто и даже оплатила ему курс лечения от опиумной привязанности. Она была подругой богатейшего герцога Вестминстерского и ездила с ним на лов лосося, играла в шахматы с Черчиллем и рассуждала о жизни с поэтом Пьером Реверди.

Молодая Шанель была содержанкой. Но не хотела ею казаться. Чувство протеста переросло в устойчивое художественное решение. Мир, в котором она родилась, был миром каст – казалось, непроницаемых. Но наступил ХХ век, и бедная девушка смогла проникнуть куда угодно. Тот мир богатства и изящества, который завораживал ее, маленькую, оказалось возможным переделать под себя, одев светских дам простенько и со вкусом. Иногда проще переделать мир, чтобы он принял тебя. И признал королевой. Даже если по происхождению ты дворняжка. Каштанка.

Другие статьи Story можно найти в новом номере



 

Подпишитесь на наш
Блоги

Каштанка

16:04, 22 августа 2013

Автор: STORY_DISCUSS

Комменты 19

N

Как не прочитаешь про очередную карьеру какой- либо дамочки, всегда стоит за этой карьерой, либо муж, либо любовник, но дамочка упорно продолжает уверять, что она всего добилась сама

H

"она узнала роскошь, но роскошь ум ее не смутила – Шанель осталась при своих интересах. Но за роскошь надо было платить: праздная жизнь дам полусвета – тяжелая работенка"- вывих мозга

Аватар

Содержанка...В наше время "идеальный" пример содержанки, это Малинская...А Коко, кажется не долго так жила, разве что, только в начале и деньги брала у мужчины не для улучшайзинга/гламурного отдыха/просто жить, а на личное дело. У нее всегда было стремление к независимости.

Аватар

жила богемненько.... фривольненький такой стиль статейки

Аватар

"Шанель внешне жила богемненько" - кто это пишет вообще?))

Подождите...